Особенности правового статуса должностных лиц и служащих — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности правового статуса должностных лиц и служащих

2019-12-18 100
Особенности правового статуса должностных лиц и служащих 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                   международных организаций                        

В основе привилегий и иммунитетов должностных лиц между организаций

лежит теория функциональной необходи. Конвенция о привилегиях и

иммунитетах Объединенных Наций устанавливает, что должностные лица ООН

пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат су­дебно

ответственности за сказанное или написанное ими и за все действия,

совершенные ими в качестве должностных лиц; они ос от обложения

налогами окладов и вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными Нациями, от

государственных служебных повинностей, а также вместе с женами и

родственника, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в

страну и от регистрации в качестве иностранцев. Они пользуются теми же

привилегиями в отношении обмена валюты, которые предоставляются должностным

лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических миссий,

аккредитованных при соответствующем правительстве, а также вместе со своими

женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по

репатриации, какими пользуются дипломатичес представители во время

международных кризисов; имеют пра ввозить беспошлинно свою мебель и

имущество при первона занятии должности в соответствующей стране.

Круг лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами,

определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам

всех стран - членов ООН, пос эти привилегии и иммунитета должны

предоставляться до лицам ООН на территориях всех стран — участниц

Конвенции.

Эксперты ООН, выезжающие в командировки по поручению Объединенных Наций,

пользуются во время командировок более широкими привилегиями и иммунитетами,

чем должностные лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в частности,

предоставляются: им от личного ареста или задержания и от наложения

ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный имму в

отношении всего сказанного или написанного ими и со ими при

исполнении служебных обязанностей; непри всех бумаг и

документов; право пользоваться шифром и получать корреспонденцию посредством

курьеров или вализ для сношений с Объединенными Нациями; те же льготы в

отношении ограничений на обмен денег, какие предоставляются сотрудникам

дипломатических представительств, находящимся во временных служебных

командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного багажа, какие

предоставляются дип представителям.

В целом же их привилегии и иммунитета значительно уже по объему в сравнении с

дипломатическими.

Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и

несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами,

предоставляемыми согласно международному пра дипломатическим

представителям.

В Конвенции отмечено, что привилегии и иммунитета предос­тавляютс

должностным лицам ООН и экспертам в интересах Объединенных Наций, а не для их

личной выгоды. Генеральный секретарь ООН не только имеет право, но и обязан

отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или

эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препят­ствуе

отправлению правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов

Объединенных Наций. В отношении Гене секретаря право отказа от

имущества принадлежит Со Безопасности ООН.

                      2. КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО                     

       2.1. Понятие и источники консульского права            

Консульское право можно охарактеризовать как совокупность международно-

правовых принципов и норм, регулирующих дея консульских учреждений

и членов их персонала и опре их статус, функции, права и

обязанности.

Исторически консульские отношения развивались как отноше, связанные

прежде всего с международной торговлей и торго мореплаванием. Консулы

долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством

советники и помощни, призванные оказывать на территории иностранного

государ помощь и содействие отечественным купцам и другим част лицам

и организациям. За ними практически не признавалось какое-либо качество

представительства интересов своего государ как такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в компетенцию консульских

учреждений, неуклонно расширялся, функции их при все более

многогранный характер. В настоящее время консульские учреждения призваны

содействовать развитию не только экономических, торговых, но и научно-

технических, куль и туристских, а в некоторых случаях и политических

свя между государствами. Тем не менее исторические особенности развития

консульских отношений и в настоящее время продолжа определять их специфику

и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный договор и международный

обычай.

Хронологически в этом ряду первым стоит международный обычай, поскольку в

древние времена и в период средневековья консульские отношения регулировались

главным образом на ос обычая. В настоящее время международные обычаи

продол являться основой правового регулирования консульских связей между

государствами при отсутствии их договорно-правового оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключа как на

двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном консульском праве действуют три многосто консульские

конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция о

консульских функциях 1911 го и Гаванская конвенция о консульских

чиновниках 1928 года. Универсальный характер имеет Венская конвенция о

консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г.

СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в консульском праве играют двусторонние дого и конвенции по

консульским вопросам, заключать которые начали еще в XII—XIII веках. Сейчас

их число во всем мире дости нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил

с други государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992—1993 го­да

заключила консульские конвенции с Республикой Корея, Лит, Эстонией,

Украиной. Ведутся переговоры с другими странами.

К источникам консульского права относятся также положения некоторых

международных договоров, которые не посвящены ис консульским

вопросам. Это прежде всего Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961

года, ст. 3 которой предусматривает возможность выполнения консульских

функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и

международные договоры о правовой помощи, об урегулирова случаев двойного

гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд

других.

Весьма важное значение имеют положения национального за,

определяющие статус, функции и структуру кон органов, а также

регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных консульских

учреждений.

         2.2. Установление консульских отношений        

Государства устанавливают консульские отношения на основе взаимного согласия.

Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление

консульских отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут

устанавливать и поддерживаться и при отсутствии дипломатических

отноше. Разрыв дипломатических отношений не влечет за собой

авто разрыва консульских отношений.

В настоящее время консульская практика знает два вида кон­сульски

учреждений: консульские отделы дипломатических представительств и

самостоятельные (отдельные) консульские учреж.

СССР в середине 20-х годов стал инициатором введения в международную практику

института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов в

составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских отношений и фактическим открытием отдельного

консульского учреждения может быть раз во времени, поскольку по

согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении

консульских отно, но и для каждого конкретного случая — об открытии

соответствующего консульского учреждения, его местонахожде, классе,

территориальных пределах его деятельности в госу пребывания.

Консул и любое другое консульское должностное лицо считаются приступившими к

исполнению своей миссии с момента вступ в должность. Для этого

необходимо, чтобы лицо было на компетентными органами представляемого

государства и признано властями государства пребывания.

Во многих государствах, в том числе и в России, вопросы на своих и

приема иностранных консулов входят в компе ведомств иностранных дел.

Консульское право не предусматривает обязательного получе­ни

предварительного согласия принимающего государства. Од в двусторонние

консульские договоры и конвенции многие государства включают положения,

предусматривающие получение предварительного согласия на назначение главы

консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получе консульского

патента и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетен органами

представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего

лица главой самостоятельно консульского учреждения. В нем указываются

полное имя на лица, его гражданство, ранг, занимаемая должность,

консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется

правительству государства пребывания.

По получении консульского патента власти принимающего государства решают

вопрос о выдаче лицу, назначенному консу, экзекватуры, то есть разрешения

на выполнение своих функ в консульском округе. Получив экзекватуру,

консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма выдачи

экзекватуры регулируются законодательством принимающего го.

Экзекватура может представлять собой отдельный документ либо выдаваться в

форме разрешительной надписи на кон патенте. До получения

экзекватуры может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских

функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения моти.

В зависимости от времени выдачи экзекватуры, а также от ранга определяется

старшинство консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то

есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства

пребывания. В более широком смысле консульский корпус включает в себя всех

находя в данном пункте консульских должностных лиц, членов их семей,

нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульс отделов

дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени

получения экзекватуры главой консульского представительства, который

выполняет в основном церемониаль функции. В государстве пребывания может

быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где

имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических представительств, как

правило, не требуется направления консуль патента и получения

экзекватуры. Они, как и другие сотруд этих отделов, продолжают

оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют

статус тако. Об их назначении извещаются власти государства пребыва.

При изменении пределов консульского округа или класса гла самостоятельного

консульского учреждения от него требуется получение новых патента и

экзекватуры. Для других членов пер консульства этого не требуется.

Власти государства пребы информируются об их назначении на

соответствующую должность.

Свои консульские сношения государства могут осуществлять и через посредство

так называемых нештатных (почетных) консу. Нештатный консул — это лицо,

не состоящее на государ службе представляемого государства, но

выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консуль­ски

функции. Нештатными консулами могут быть граждане пред­ставляемог

государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За

выполнение консульских функций нештатный консул жалованья не получает, но

может обращать в свою пользу консульские сборы.

    Окончание миссии консула может иметь место в следующих случаях:        

1) отозвание консула представляемым государством;

2) аннулирование экзекватуры государством пребывания;

3) исте срока консульского патента;

4) закрытие консульского уч в данном пункте;

5) прекращение консульских отноше в целом;

6) война между государством пребывания и представляемым государством;

7) смерть консула;

8) выход терри, где находится консульский округ, из-под суверенитета

го пребывания.

Первый из вышеперечисленных случаев наиболее распростра и в основном

имеет место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства

пребывания. При этом государст пребывания извещается, желательно

заблаговременно, о факте отозвания консула, а для его преемника испрашивается

экзеквату.

Аннулирование экзекватуры происходит гораздо реже, как правило, в результате

нарушения консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23

Венской конвенции о кон сношениях 1963 года, консул может быть

объявлен perso поп grata и перед представляемым государством может быть

поставлен вопрос о его отзыве. Государство пребывания в этом случае не

обязано мотивировать причины аннулирования экзеква.

В случае войны прекращающий свою миссию консул может поручить защиту

интересов своих соотечественников в государст пребывания консулу третьего

государства.

      2.3. Классы и персонал консульских учреждений     

Консульское учреждение обычно определяют как постоянный государственный орган

внешних сношений, находящийся на тер иностранного государства в силу

соответствующего меж соглашения и выполняющий консульские функции

по защите интересов своего государства, его граждан и организа. В

современной международно-правовой доктрине и консульской практике

употребляются термины «консульское учреждение» и «консульское

представительство». Последний термин правоме, поскольку отдельные

консульства представляют интересы своего государства на определенной

территории государства пре в пределах своей компетенции.

Самостоятельные консульские учреждения подразделяются на следующие классы: 1)

генеральные консульства; 2) консульства;

3) вице-консульства; 4) консульские агентства.

Класс консульского представительства определяется по согла между

государствами.

Консульские отделы дипломатических представительств возглав­ляютс

заведующими. Они могут именоваться консулами или гене консулами и,

так же как и сотрудники этих отделов, вхо в состав членов персонала

дипломатического представительства.

В соответствии с классом консульского учреждения определя и классы их

глав: 1) генеральные консулы; 2) консулы;

3) вице-консулы; 4) консульские агенты.

В некоторых государствах дипломатическая и консульская службы разделены и

сотрудникам консульской службы присваива специальные консульские ранги,

наименования которых, как правило, совпадают с наименованиями вышеназванных

классов глав консульских учреждений. В СССР консульская служба с 1918 го­д

была объединена с дипломатической, и работникам консульс службы с тех пор

стали присваивать дипломатические ранги.

Российские консульские учреждения ведут свою деятельность под общим

политическим руководством главы дипломатического представительства в

государстве пребывания.

Консульские учреждения осуществляют свои функции в пределах консульских

округов, которые представляют собой со с государством пребывания

районы территории последнего. Количество консульских округов и консульских

учреж также определяется по согласованию между государствами.

Термин "консульское должностное лицо" в общем плане охва любое лицо,

включая главу консульского учреждения, ко поручено выполнение

соответствующих функций (гене консул, консул, вице-консул,

консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо,

прикоманди к консульскому учреждению для подготовки к будущей службе

(стажер).

Членов персонала, выполняющих административно-техничес функции или

функции по обслуживанию консульства, имену "сотрудниками консульского

учреждения" либо "работниками обслуживающего персонала". В ст. 1 Венской

конвенции о кон сношениях 1963 года категория административно-

техни персонала поименована как "консульские служащие".

                2.4. Консульские функции               

Основными задачами консульского учреждения являются за в государстве

пребывания интересов представляемого госу, его граждан и организаций,

а также развитие дружес связей, в частности в таких областях, как

экономика, торговля, наука и техника, культура и др. Специальные функции

консульских учреждений весьма разно. К ним относятся:

•— информирование властей представляемого государства об экономической,

торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни страны и

округа пребывания;

— информирование находящихся на территории консульско округа

соотечественников о законах и обычаях государства пребывания;

— учет соотечественников, находящихся на территории кон округа;   

— консультационная деятельность и практическая помощь находящимся в

консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его

органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и

воздушным судам и членам их экипажей;

— паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование

паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в

представляемое государство;

— выполнение функций органов записи актов гражданского состояния, совершение

нотариальных действий;

— консульская легализация, то есть установление и засвиде­тельствовани

подлинности подписей на документах, исходящих от властей государства

пребывания, и соответствия этих докумен его законам и правилам;

— выполнение соответствующих действий по истребованию документов;

— охрана в государстве пребывания прав и интересов несо или

лиц, не обладающих полной дееспособ, которые являются гражданами

представляемого государ, в особенности когда над ними требуется

установление опеки или попечительства;

— совершение необходимых действий по представительству или обеспечению

представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях

государства пребывания;

— выполнение поручений следственных или судебных орга представляемого

государства.

Допускается также выполнение консулом других функций, воз на него

представляемым государством, которые не про законодательству

государства пребывания или против их выполнения не имеется возражений, или

они предусмотрены договорами между обеими сторонами.

Стало общепризнанным, что в отсутствие дипломатического представительства

выполнение дипломатических функций с согла государства пребывания может

быть возложено на консульс учреждение.

Международное право допускает также возможность выполне консулом функций

от имени и в интересах третьего государ.

Консульские учреждения имеют право взимать на территории государства

пребывания так называемые консульские сборы за совершение соответствующих

актов.

Для выполнения своих функций консульские представительст располагают

определенными средствами.

Весьма важное значение имеет свобода сношений консульско учреждения с

центральными органами внешних сношений пред государства, а также

с другими дипломатическими и консульскими представительствами своей страны.

Свобода сноше предполагает невмешательство и отсутствие какой-либо

про властями государства пребывания всей информации кон­сульског

учреждения и ее источников. Технически свобода сношений достигается с помощью

специальных средств связи, в частности дипломатических и консульских курьеров

и вализ, и обычных средств связи (телеграф, телефон) с допустимым

приме шифра или кода. Однако установить радиопередатчик- и

пользоваться им консульское учреждение может лишь с разреше властей

государства пребывания.

Работники консульского учреждения пользуются свободой пе в

пределах консульского округа в той мере, в какой это не противоречит правилам

государства пребывания о зонах, въезд в которые запрещается или регулируется

по соображениям государственной безопасности.

В ходе осуществления своей деятельности консульские учреж обязаны не

допускать вмешательства во внутренние дела государства пребывания, уважать и

соблюдать его законы и пра.

Государство пребывания, в свою очередь, должно обеспечить консульскому

учреждению и членам его персонала должное уваже и нормальные условия

работы, приняв все необходимые меры для соблюдения иммунитетов и привилегий и

для предупреждения каких-либо посягательств на личность, свободу или

достоинство консульских должностных лиц.

2.5. Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала

Для успешного выполнения своих функций консульские учреж и члены их

персонала наделяются консульскими иммунитетами и привилегиями.

Консульские привилегии и иммунитеты предоставляются, как это зафиксировано в

преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, "не для выгод

отдельных лиц, а для обеспе эффективного осуществления консульскими

учреждениями функций от имени их государств".

История развития консульского института во многом объясня существующие

различия в консульских иммунитетах и приви по сравнению с

дипломатическими. Дипломатические представительства действуют и на

функциональной, и на предста основе. А вот за консульскими

учреждениями нередко отрицается представительный характер, и считается, что

они действуют только на функциональной основе. В то же время на и

тенденция к должному учету представительных ас деятельности

консульских учреждений. Тем не менее определяющим в отношении консульских

иммунитетов и привилегий во многом еще сохраняется функциональный подход. Из

числа иммунитетов и привилегий консульских учреждений наибольшее значение

имеет неприкосновенность консульских помещений. В Венской конвенции о

консульских сношениях содержится поло о предполагаемом согласии глав

консульского учреждения на доступ в помещения представителей властей

государства пре "в случае пожара или другого стихийного бедствия,

требующего безотлагательных мер защиты". Это отличает кон учреждения

от дипломатических представительств, на доступ в которые требуется явно

выраженное согласие его главы.

Неприкосновенностью пользуются также архивы и документа консульского

учреждения в любое время и независимо от их местонахождения. Венская

конвенция о консульских сношениях допускает возможность выдвижения со стороны

властей государ пребывания требования о вскрытии консульской вализы при

наличии подозрения, что в ней содержится что-либо другое, кроме разрешенных к

провозу предметов или служебной переписки кон.

Иммунитетом от реквизиции пользуются как сами консульс помещения, так и

предметы их обстановки, средства передви и все имущество.

К числу привилегий консульского учреждения относятся: нало льготы

(кроме оплаты конкретных видов услуг); таможен привилегии, аналогичные

дипломатическим; право пользо консульским щитом (эмблемой с

изображением герба своей страны и наименованием консульства на языке

представляемого государства и государства пребывания) и устанавливать флаг

своей страны на здании консульства.

Иммунитета и привилегии членов персонала консульского учреждения носят

функциональный характер. Они не могут быть подвергнуты аресту или

предварительному заключению иначе, как на основании постановлений

компетентных властей в случае со тяжких преступлений.

В двусторонних консульских конвенциях вопрос о личной не­прикосновенност

решается по-разному. В одних воспроизводятся положения Венской конвенции о

консульских сношениях, в других содержатся положения, максимально

приближающие личную не консульских должностных лиц к личной

непри дипломатических агентов.

При выполнении своих официальных функций консульские должностные лица

обладают иммунитетом от юрисдикции госу пребывания, кроме некоторых

гражданских исков. Но и здесь договорная практика весьма различна.

Согласно ст. 44 Венской конвенции о консульских сношениях, консульское

должностное лицо может быть вызвано в суд для дачи показаний. Однако за отказ

явиться в суд к нему не могут приме никакие меры взыскания или

наказания.

В соответствии с рядом двусторонних конвенций консульские должностные лица

давать показания в суде не обязаны и пользу в этом отношении практически

теми же правами, что и со члены персонала дипломатического

представи.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их

семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе

взаимности); таможенные приви (освобождение от таможенного досмотра

личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других

личных повинностей; право главы консульского учреждения уста флаг

представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в

официальных целях транспортных средст и др.

Анализ договорной практики многих государств подтвержда вывод о том, что

приближение консульских иммунитетов и при к дипломатическим

представляет собой устойчивую тен прогрессивного развития консульского

права.

                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ                      

Со временем будет еще более возрастать ин иностранных государств к

России, ее богатствам и возможностям вложения инвестиций. Развитие

эко сотрудничества и международных связей регионов страны

приведет к дальнейшему расшире консульских и дипломатических отношений

России с зарубежными государствами, к появлению новых консульских и

дипломатических уч на территории субъектов Российской Феде.

Поэтому знание основ консульского и дипломатического права бу необходимо

сотрудникам республиканских, крае и городских администраций, работникам

таможен служб и правоохранительных органов.

                                  .                                       

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международное право: Учебник для обучающихся по спец. «Правоведение»,

«Международные отношения» и «Международные экономические отношения»/ДА МИД

РФ; МГИМО МИД РФ – 4-е изд., перераб. и доп., -М.: Международные отношения,

2003. – 624 с.

2. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право: Учебник для

студентов вузов, обуч. по спец. «Международные отношения» и «Международное

право».- М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000.- 208с.

3. Тункин Г.И. Теория международного права. –М.: Зерцало, 2004.- 398с.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.285 с.