Практические аспекты использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Практические аспекты использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника

2019-12-18 221
Практические аспекты использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2.1 Изучение опыта работы учителя по использованию игр в развитии творческих способностей младшего школьников

Остановим своё внимание на изучение научной статьи из журнала «Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева»учителя начальных классов Батыревской СОШ И. П. Теряевой «Игра как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста» [27].

«Как показывает опыт, – пишет Ирен Петровна, –  младший школьный возраст – это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения. Главная задача начальной школы –  обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая деятельность».

Исследуя игру как средство обучения младших школьников,            И.П. Теряева выделила следующие компоненты творческих способностей: творческое мышление, воображение, применение методов организации творческой деятельности.

По мнению автора, для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

• классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям.

• устанавливать причинно-следственные связи;

• видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

• рассматривать систему в развитии;

• делать предположения прогнозного характера;

• выделять противоположные признаки объекта;

• выявлять и формировать противоречия;

• разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

• представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

1) сложность содержащихся в них проблемных ситуаций;

2) сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

3) формы представления противоречий (явные, скрытые).

В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа – развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвёртого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения, алгоритмических и эвристических методов творчества.

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности [25].

Так работа учителя начальных классов должна быть направлена на: развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся, обогащение нравственно - эстетического и познавательного опыта ребенка.

Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений можно заменить на сотрудничество в классном рукописном журнале «Светлячки». Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества.

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

Изучив статью И. П. Теряевой, нам становится ясно, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Характеризуя роль игры в начальной школе по современной психологической литературе, мы можем сделать вывод о том, что применение различных игровых методик делает процесс обучения более эффективным и всесторонне развивает ребёнка, в том числе его творческие способности и коммуникативные умения.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.