Сущность и классификация игр — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Сущность и классификация игр

2019-12-18 224
Сущность и классификация игр 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КУРСОВАЯ РАБОТА

Игры в развитии творческих способностей

младшего школьника

 

Руководитель           _______ 10.01.2018   Т. В. Петрова  

                     подпись, дата          инициалы, фамилия

 

Студент    2 АН, 161500                 _______ 10.01.2018    М.В. Ухтиярова

      номер группы, зачетной книжки      подпись, дата                        инициалы, фамилия

 

Чебоксары 2017

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы использования игр в развитии творческих способностей младших школьников...………………………………………… 6
1.1 Сущность и содержание понятий «игра», «творчество» и «творческие способности».……………………………………………… 6
1.2 Сущность и классификация игр…………………………………….. 16
1.3 Психолого-педагогические особенности использования игр в начальной школе……………………………………………………......... 20
Выводы по главе I……………………………………………………………….. 24
2 Практические аспекты использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника…………………………………………… 26
2.1 Изучение опыта работы учителя по использованию игр в развитии творческих способностей младшего школьников...………… 26
2.2 Психолого-педагогические условия использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника…….......... 29
Выводы по главе II……………………………………………………………… 36
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 40
Приложение А Игры на развитие творческих способностей………………... 43

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Но не многие знают, что творческие способности необходимо развивать, поэтому часто многие из взрослых не уделяют внимания их развитию. Если даже ребёнок не страдает отсутствием фантазий и воображений, которые являются важными компонентами эстетического развития детей, родителям нельзя оставлять без должного внимания развитие его творческих способностей.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Если раньше главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, то на сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в основном в трудах зарубежных исследователей Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и другие. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются

В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, Б. П. Теплов, Ю. З. Гильбух,                     Д. Б. Богоявленская и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А. Н. Лук, Л. Д. Столяренко, В. И. Андреев, В. Т. Кудрявцев и В. Синельников.

 Особенности младших школьников рассматривал в своих работах

Л. С. Выготский. Также отметим труды известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики детей занимают видное место в русской психологии.

В результате исследования возникли следующие противоречия между:

- стремлением индивида проявить себя как свободная, творческая личность и недостаточным уровнем условий для развития креативных качеств человека;

- необходимостью развивать творческие способности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике начальной школы;

- необходимостью использовать игры в развитии творческих способностей младшего школьника и недостаточно разработанным методическим обеспечением для её реализации;

- реально функционирующим уровнем развития творческих качеств личности человека, с одной стороны, и степенью его теоретического осмысления, с другой.

Анализ изучения игр и их влияние на развитие творческих способностей младшего школьника позволил сформулировать следующую проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние игр на развитие творческих способностей младшего школьника?

Решение этой проблемы является целью нашего исследования

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников в педагогическом процессе начальной школы.

  Предмет исследования: особенности содержания и методического обеспечения игры в развитии творческих способностей младших школьников.

Опираясь на объект, предмет и цель исследования выделены следующие задачи исследования:

1) на основе научной литературы раскрыть сущность и содержание понятий «игра», «творчество» и «творческие способности»;

2) раскрыть сущность и классификацию игр;

3) изучить особенности использования игр;

4) рассмотреть педагогические условия эффективного использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника;

5) изучить опыт работы учителя по использованию игр в развитии творческих способностей.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творческих способностей детей.

Курсовая работа содержит введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованных источников и приложение.

1  Теоретические основы использования игр в развитии творческих способностей младших школьников

1.1 Сущность и содержание понятий «игра», «творчество» и «творческие способности»

«Игра, игровая деятельность, один из видов деятельности, характерных для животных и человека» – отмечается в Педагогической энциклопедии [24, с. 196].

Слово «игра» в русском языке чрезвычайно многозначно.                   

 Е. А. Поправский говорит, что понятие об "игре" вообще имеет некоторую разницу у разных народов. Так у древних греков слово "игра" означало собою действия, свойственные детям, выражая главным образом то, что у нас называется «придаваться ребячеству». У евреев слово «игра» соответствовало понятию о шутке и смехе. В последствии на всех европейских языках слово «игра» стали обозначать обширный круг действий человеческих, с одной стороны не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны ­– доставляющих людям веселье и удовольствие. Таким образом, в этот круг понятий стало входить все, и начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев на сцене театра.

Слово «игра» не является понятием в строгом смысле этого слова. Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначенными словом «игра», мы не имеем до настоящего времени удовлетворительного объяснения разных форм игры.

Некоторые определения понятия учёных представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Понятие «игра»

Ф.И.О. автора Определение
    С.Т. Шацкий Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества. В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
    В. А. Сухомлинский Игра – это огромное светлое окно, через которое в ду­ховный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая ого­нек пытливости и любознательности [20, с. 32].
    К. Д. Ушинского Игра – это важнейший вид деятельности ребенка, через что ребенок познает все тайны мира, ведь она воспитывает, учит, развивает [11, с. 184].
    Д. Б. Эльконин Игра – это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие, – дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве.
  С. И. Ожегов Игра – это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования [18, с. 547].

 

Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А. С. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть» [24].

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. «В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают».

Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспита-тельные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. «В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».

Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека «насильно» включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.

Понять природу творческих способностей без понимания сущности творчества, разумеется, невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений, теорий и т. д.

Н. Роджерс пишет: «Творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта. Таким продуктом может явиться стихотворение, рисунок, музыкальное произведение или танец» [23, с. 74].

Е. Л. Яковлева понимает творчество как реализацию человеком собственной индивидуальности.

Наиболее приемлемо понимание творчества, данное, например, в «Словаре» С. И. Ожегова: «Творчество – создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей» [18, с. 652] или определение            А. Г. Спиркина: «Творчество – это духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [5].

Таким образом, можно сказать, что творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее.

В психолого-педагогической литературе выделяют следующие виды творчества: научное, техническое, художественное, музыкальное, литературное, педагогическое творчество с различными их подвидами. Между некоторыми из них имеются довольно тесные связи.

Научное творчество связано с открытием явлений и общих закономерностей развития реального мира. Среди особенностей научного творчества назовем следующие:

• опора на абстрактное, словесно-логическое мышление при решении научно-исследовательской задачи;

• продуктом научного творчества является новое знание, существующее в виде образов, понятий, умозаключений, теорий и абстрактных идей;

• процесс научного творчества заключается в исследовании реально существующего, но недоступного еще нашему сознанию (непознанного). Результатом исследования является получение нового знания или открытия;

• процесс научного исследования может носить как эмпирический, так и теоретический характер. Эмпирическое исследование является результатом осмысления и обобщения непосредственной практической работы с изучаемым объектом в процессе наблюдения и эксперимента. Теоретическое исследование связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и опосредованным познанием объективной реальности, с разработкой теорий на основе материала эмпирического исследования;

• научное творчество чаще всего бывает коллективным, так как даже выдвигаемые отдельными учеными гипотезы, теории, выявляемые факты подвергаются обсуждению, рецензированию, критике со стороны коллег;

• имеется историческая предопределенность научных открытий, обусловленная необходимостью прогресса общества на том или ином этапе его развития;

• часто научные идеи и открытия опережают свое время, в результате чего редко оцениваются современниками и получают подтверждение лишь через несколько десятилетий, и для многих выдающихся ученых слава часто бывает лишь посмертной.

Техническое творчество связано с практическим (технологическим) преобразованием действительности. Оно близко по своим психологическим характеристикам научному творчеству, но имеет и отличия.

1. Оно опирается на наглядно-образные и наглядно-действенные компоненты мышления.

2. Процесс технического творчества выражается в изобретательстве, конструировании, а его продуктом является изобретение механизмов, конструкций, отвечающее запросам практики. Отсюда его рациональность и утилитарность.

3. То, что изобретается, не существует до его создания, хотя и опирается на уже имеющийся технический базис, на достигнутый уровень технического прогресса.

Художественное творчество связано с эстетическим освоением действительности и удовлетворением эстетических потребностей людей. Его особенности:

• опора в основном на наглядно-образное мышление, хотя имеют значение и абстрактно-логическое, и наглядно-действенное мышление;

• главный компонент художественного творчества – эмоциональный, высшим проявлением которого является переживание человеком катарсиса, т. е. пикового переживания, воспринимаемого как очищение;

• реализуется художественное творчество в особой форме общественного сознания – искусстве, а продуктом художественного творчества выступает художественный образ, заключенный в каком-либо материальном объекте (картине, скульптуре, литературном произведении и т. п.);

• рациональная сторона художественного творчества скрыта и часто не имеет утилитарного предназначения, не требует внедрения в практику, как изобретение или новое научное знание;

• художественное творчество создает возможность многозначного отражения разными людьми одного и того же произведения, что связано с субъективизмом восприятия, развитым вкусом и т. д.

Педагогическое творчество – это поиск и нахождение нового в сфере педагогической деятельности. Первая ступень этого творчества – открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач. Эти способы уже известны, описаны, но не были использованы педагогом. Следовательно, речь идет о субъективной, а не объективной новизне, или о том, что называется инновацией. Возможно и использование старого метода, приема в новых условиях. Вторая ступень – открытие нового не только для себя, но и для других, т. е. новаторство. Это, например, разработка нового метода обучения, эффективного для данных или любых условий педагогического процесса. Частным видом педагогического творчества является импровизация – нахождение неожиданного педагогического решения и его воплощение «здесь и сейчас». Процесс импровизации включает в себя четыре этапа:

1) педагогическое озарение;

2) мгновенное осмысление интуитивно возникшей педагогической идеи и моментальный выбор пути ее реализации;

3) публичное воплощение этой идеи;

4) осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса реализации педагогической идеи.

Креати́вность (от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.

В «Педагогическом энциклопедическом словаре» способность трактуется как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности. Включают в себя как отдельные знания умения и навыки, так и готовность к обучению новым способом и приемам деятельности [24, с. 583].

Изучение психологических характеристик различных способностей дает возможность выделить у человека так называемые общие способности и специальные способности.

Таким образом, в современной психологии различают специальные способности, определяющие успешность выполнения отдельных видов деятельности и общие, которые находят применение в различных видах деятельности. А нередко они взаимно дополняют и обогащают друг друга. Отталкиваясь от этого, мы выделяем специальные творческие способности в отдельных видах деятельности и общие творческие способности. В данной работе исследуются последние, для обозначения, которых используется термин «творческие способности [24].

Также выделяют способности учебные и творческие. Первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знания, умений, навыков, формирование качеств личности. Вторые – создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, индивидуальное творчество, в различных областях человеческой деятельности.

Первые и важнейшие открытия в исследовании проблемы воспитания творческих способностей детей сделали психологи С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский. Они установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия М. С. Берштейна, А. В. Брушлинского, А. Н. Лука, Я. А. Пономарева, которые доказали единство сущности творческого процесса детей и взрослых, установили возможность воспитания и развития творческих способностей детей во всех видах творческой деятельности.

Развитие способностей у ребенка не может происходить без участия взрослого. По словам  М. Дулатова без воспитания, одаренность ребенка сама по себе не развивается. Необходимо выявлять одаренность и наметить пути ее развития [28, с. 239]. А А. С. Макаренко в своих педагогических трудах требовал в воспитательной работе с детьми проектировать развитие личности каждого воспитанника, и умело это делал на основе тщательного изучения их способностей, черт характера [13].

Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум, А. Олох, Д. Б. Богоявленская, А. Маслоу и другие). К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Особняком стоит концепция Д. Б. Богоявленской, которая вводит понятие креативной активности личности, полагая, что она обусловлена определенной психической структурой, присущей креативному типу личности. Творчество, с точки зрения Богоявленской, является ситуативно нестимулированной активностью, проявляющейся в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изобретателям [1].

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Г. Грубер, Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция. Наиболее развитой концепцией является «теория интеллектуального порога» Э. П. Торренса: если IQ ниже 115-120, интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 творческая способность становится независимой величиной, то есть нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Р. Уайсберг, Г. Айзенк, Л. Термен, Р. Стернберг и другие).

Айзенк, опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи.

Несколько иной состав компонентов творческих способностей мы прослеживаем в работах А. Н. Лука [6, с.15]. Он выделяет три основные подгруппы творческих способностей:

1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);

2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);

3) умственные способности.

Л. Б. Ермолаевой-Томиной удалось обобщить по зарубежным источникам основные фундаментальные признаки творческих проявлений, которые отмечаются большинством зарубежных психологов и педагогов, как мыслительной деятельности, так и в целостной структуре творческой индивидуальности. И выделить характеристики основных признаков, качеств и свойств креативности:

1. Интеллектуальная творческая инициатива, выход за рамки задач и требований непосредственной действительности.

2. «Широта категоризации» (широта ассоциативного ряда, отдаленность ассоциации).

3. «Беглость мышления». Она определяется богатством и разнообразием идей, ассоциаций, возникающих по поводу самого незначительного стимула.

4. «Гибкость мышления», способность переходить быстро из одной категории в другую, от одного способа решения к другому, а также скорость перехода от сознания к работе подсознания и наоборот.

5. «Оригинальность мышления», Основное содержание признака оригинальности – это самостоятельность, необычность, остроумность решения.

Все вышеперечисленные первичные признаки творческих способностей тесно переплетаются между собой.

Таким образом, мы солидарны с К. Д. Ушинским и в нашей работе под игрой понимаем важнейший вид деятельности, через что ребёнок познаёт все тайны мира, ведь она воспитывает, учит и развивает.

Можем сказать, что творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого ещё не существовавшее.

Под творческими способностями мы понимаем способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи. Первые и важнейшие открытия в исследовании проблемы воспитания творческих способностей детей сделали психологи С. Л. Рубинштейн и Л. С. Выготский. Они установили специфику детского творчества, заключающуюся в субъективной природе новизны творческой деятельности детей, а также открытия М. С. Берштейна, А. В. Брушлинского, А. Н. Лука, Я. А. Пономарева, которые доказали единство сущности творческого процесса детей и взрослых, установили возможность воспитания и развития творческих способностей детей во всех видах творческой деятельности.

 

 

Вывод по главе I

Анализ теоретических основ позволил нам сформулировать следующее. Под творческими способностями мы понимаем совокупность свойств и качеств личности, необходимых для успешного осуществления творческой деятельности, позволяющих в процессе её выполнить преобразование предметов, явлений, наглядных, чувственных и мысленных образов, открывать новое для себя, искать и принимать оригинальные, нестандартные решения.

Исходя из проанализированной педагогической литературы, можно сказать, что творчество определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого еще не существующее. Этого можно достичь и с помощью игр.

Игра составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Игра оказывает благотворное влияние на формирование физических и интеллектуальных сил и способностей. В игре растущий человек познает жизнь.

Игры можно классифицировать. Проблема классификации детских игр привлекала внимание многих учѐных, поэтому окончательной классификации нет. Наука педагогика развивается, поэтому возможно появление и новых авторских классификаций игровой деятельности младших школьников.

По нашему мнению, классификация педагогической игры, сделанная  Г. К. Селевко, более приемлема и усваиваема. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий: по области деятельности, по характеру педагогического процесса, по игровой методике, по предметной области, по игровой среде.

 

Из этого вытекает, что психолого-педагогические особенности по использованию игр в начальной школе необходимы для каждого ребёнка индивидуально, так как в игре проявляются особенности их характера, и для того, чтобы знать правильный подход к той или иной ситуации, в которой может оказаться младший школьник. В такой ситуации как: адаптация в школе, усвоение новых знаний, сплочение, выявление лидера.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Игры в развитии творческих способностей

младшего школьника

 

Руководитель           _______ 10.01.2018   Т. В. Петрова  

                     подпись, дата          инициалы, фамилия

 

Студент    2 АН, 161500                 _______ 10.01.2018    М.В. Ухтиярова

      номер группы, зачетной книжки      подпись, дата                        инициалы, фамилия

 

Чебоксары 2017

Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы использования игр в развитии творческих способностей младших школьников...………………………………………… 6
1.1 Сущность и содержание понятий «игра», «творчество» и «творческие способности».……………………………………………… 6
1.2 Сущность и классификация игр…………………………………….. 16
1.3 Психолого-педагогические особенности использования игр в начальной школе……………………………………………………......... 20
Выводы по главе I……………………………………………………………….. 24
2 Практические аспекты использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника…………………………………………… 26
2.1 Изучение опыта работы учителя по использованию игр в развитии творческих способностей младшего школьников...………… 26
2.2 Психолого-педагогические условия использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника…….......... 29
Выводы по главе II……………………………………………………………… 36
Заключение………………………………………………………………………. 37
Список использованных источников…………………………………………... 40
Приложение А Игры на развитие творческих способностей………………... 43

СОДЕРЖАНИЕ



Введение

Одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей младших школьников. Игры на развитие творческих способностей интересны детям в любом возрасте. Они развивают фантазию, воображение ребенка, учат его способности создавать красоту своими руками, что обязательно пригодится в будущем. Но не многие знают, что творческие способности необходимо развивать, поэтому часто многие из взрослых не уделяют внимания их развитию. Если даже ребёнок не страдает отсутствием фантазий и воображений, которые являются важными компонентами эстетического развития детей, родителям нельзя оставлять без должного внимания развитие его творческих способностей.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Если раньше главная цель определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, то на сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится развитие творческих способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.

Мир, окружающий ребёнка, становится год от года всё разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Но именно сегодня перед образовательным процессом ставится задача воспитания творческой личности, начиная с начальной школы. Эта задача находит свое отражение в альтернативных образовательных программах, в инновационных процессах, происходящих в современной школе. Творческая активность развивается в процессе деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет учащихся познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела во внеклассной работе, способствующие развитию творческой активности младших школьников.

Исследования особенностей развития творческой активности младшего школьника осуществлялись в основном в трудах зарубежных исследователей Дж. Гилфорд, П. Торренс, С.А.Медник и другие. В отечественной психологии и педагогике проблемой творческих способностей занимаются

В. Н. Дружинин, А. М. Матюшкин, Б. П. Теплов, Ю. З. Гильбух,                     Д. Б. Богоявленская и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории творческих способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых. Они исследуют феномен творчества с разных сторон, но до сих пор нет единого мнения по данному вопросу. К вопросу о компонентах творческих способностей обращались Р. Стернберг, А. Н. Лук, Л. Д. Столяренко, В. И. Андреев, В. Т. Кудрявцев и В. Синельников.

 Особенности младших школьников рассматривал в своих работах

Л. С. Выготский. Также отметим труды известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики детей занимают видное место в русской психологии.

В результате исследования возникли следующие противоречия между:

- стремлением индивида проявить себя как свободная, творческая личность и недостаточным уровнем условий для развития креативных качеств человека;

- необходимостью развивать творческие способности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогике начальной школы;

- необходимостью использовать игры в развитии творческих способностей младшего школьника и недостаточно разработанным методическим обеспечением для её реализации;

- реально функционирующим уровнем развития творческих качеств личности человека, с одной стороны, и степенью его теоретического осмысления, с другой.

Анализ изучения игр и их влияние на развитие творческих способностей младшего школьника позволил сформулировать следующую проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное влияние игр на развитие творческих способностей младшего школьника?

Решение этой проблемы является целью нашего исследования

Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников в педагогическом процессе начальной школы.

  Предмет исследования: особенности содержания и методического обеспечения игры в развитии творческих способностей младших школьников.

Опираясь на объект, предмет и цель исследования выделены следующие задачи исследования:

1) на основе научной литературы раскрыть сущность и содержание понятий «игра», «творчество» и «творческие способности»;

2) раскрыть сущность и классификацию игр;

3) изучить особенности использования игр;

4) рассмотреть педагогические условия эффективного использования игр в развитии творческих способностей младшего школьника;

5) изучить опыт работы учителя по использованию игр в развитии творческих способностей.

В данной курсовой работе мы применили следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической лит


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.