Макроэкономика» и реалии российской экономики — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Макроэкономика» и реалии российской экономики

2019-12-17 137
Макроэкономика» и реалии российской экономики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Экономическая теория является в основном продуктом западной экономической мысли, как правило, отражает результаты наблюдений ученых за реальными экономическими процессами. Но ее преподавание в качестве базовой дисциплины в экономическом образовании в нашей стране делает актуальным вопрос о применимости моделей экономической теории к российской экономической реальности. В особенности это касается макроэкономики, так как многие ее теории недостаточно разработаны. Именно в макроэкономике национальная специфика выражена более отчетливо, чем, скажем, на микро уровне, где практически нет существенных различий в поведении потребителя, фирмы, их реакции на цены, налогообложение, а рыночные структуры могут быть описаны однотипными моделями[13]. Отсюда возникают сложные теоретико-методологические проблемы достоверности макроэкономических моделей для российской экономики.

Прежде всего, следует иметь в виду особенность «ситуации» в макроэкономике. Макроэкономическая теория имеет дело с агрегированными величинами, процессами результатами. Подобрать материал, содержащий проблему, непросто. Легче привлечь статистику: например, статистические ряды по регуляторам ВВП, по занятости, динамике общего уровня цен для анализа циклических колебаний, экономического роста.

Хорошим объектом обсуждения, благодаря многочисленным публикациям, являются ситуации в российской банковской системе. Структура денежных агрегатов, сравнительный анализ со структурой денежной массы в западных экономиках также могут быть использованы в качестве материала ситуационного анализа. Конкретным материалом для обсуждения могут быть события экономической политики российского правительства (например, направление использования средств стабилизационного фонда, изменение курса рубля, налоговая политика, монетизация льгот и прочее)[14]. Расположенные в соответствующих главах, подобные ситуации существенно актуализируют теоретических материал, являются полезным упражнением в его использовании и расширяют эрудицию студентов в отношении национальной экономики.

Кроме того, материал для макроэкономических ситуаций не должен быть условным. Однако, его следует специально готовить для учебных целей. Ситуация для обсуждения должна содержать проблему, поставленную таким образом, что допускается не одно-единственное решение. Это одно из основных условий, стимулирующих дискуссию при обсуждении. Ситуация должна содержать материал, дающий основание для аргументов участникам полемики. Совсем хорошо, когда участники могут подтвердить свои суждения расчетами.

Ситуационный анализ, умело организованный, значительно повышает интерес студентов к экономической теории.

Подготовка такой эффективной формы изучения экономической теории (не только собственно материала ситуации, но и сопровождающей его методической разработки) чрезвычайно трудоемка для преподавателя и требует учета в нагрузке. Она трудоемка и для студента и требует отражения в учебном плане.

4. Интеграция региональной экономики как основа для развития системного преподавания экономических дисциплин

Выход из кризиса и проведение рыночных реформ на местах обнаруживает острую потребность в специалистах имеющих системные представления в области региональной экономики. Вопрос выходит за рамки простого экономического краеведения и заключается в изменении методологического подхода в преподавании экономических дисциплин. Интеграция региональной экономики выступает материальной основой для изменения наших представлений об окружающей действительности и содержания экономических курсов.

Как показывает практика, все вопросы регионального характера непосредственно вплетены в ткань экономики и, поэтому, преподавание должно вестись, отталкиваясь от специфики самого объекта, который с одной стороны несет в себе черты абстрактной экономической фигуры, а с другой стороны, все конкретные аспекты регионального характера. Последние не есть нечто внешнее по отношению к природе хозяйственного объекта, а часть его как органической системы. Особенностью её является наличие как прямых, так и обратных связей, когда любое изменение в экономике (административно-управленческое, финансовое и т.д.) приводит к цепным последствиям, имеющим кумулятивный характер. Данные вопросы являются малоизученными, и в реальной жизни многим специалистам труднейшие проблемы приходится решать, не имея необходимой методической подготовки.

В действительности происходит двусторонний процесс. С одной стороны, именно на основе осмысления природы современной региональной экономики, мы получаем возможность развития новых направлений в экономической теории, причем в различных её областях. Это является реальной основой в условиях децентрализации экономической мысли и хозяйственного управления для формирования исследовательских групп на местах. Как проявление этой тенденции - создание повсюду исследовательских институтов и центров региональной экономики и управления в различных субъектах РФ, причем на различной базе (РАН, вузы, региональные администрации).

С другой стороны, практика внедрения экономических инноваций влияет на скорость рыночных изменений, происходит изменение траектории регионального развития. Учитывая то, что регион выступает как составная часть глобальной системы, становятся возможными значительные рывки в темпах развития. То, что раньше рассматривалось лишь как исключение («японское чудо»), сейчас представляет собой пример положительного применения на практике теории ускоренного экономического роста в условиях интеграции региональной экономики в систему мирохозяйственных связей. Месторасположение региона, его геополитическое значение является объективными факторами как периферийной депрессивности, так возможности значительного ускорения экономического развития.

Нужно отметить, что становление региональной экономики не особенность наших реалий связанная с отставанием в историческом развитии конкурентной экономики в России. Данный процесс происходит на глобальном уровне. По существу речь идет о единой тенденции в рамках всей мировой экономики и её проявлении на данном уровне, в границах конкретного субъекта хозяйствования (предприятия, республики, территории). Отсюда генеральное направление всех без исключения организационных изменений как на микро, так и на макроуровнях.

Особое внимание следует обратить на кардинальный рост кругозора экономистов. Региональная экономика представляет собой составную часть всей мировой хозяйственной системы. Это наглядно обнаруживается при проведении маркетинговых исследований на отдельных предприятий, анализе аспектов формирования товарных рынков, спроса на товары производимые местными производителями.

Любая область деятельности и, соответственно, подготовки будущих специалистов должна учитывать эти особенности. Речь не идет о каких-то отдельных вспомогательных блоках (типа «региональный маркетинг» и т.п.), которые «прибавляются» к программе курса дополнительно к основному материалу. Таким путем по сути вырабатывается механическая система представлений. В противном случае мы получаем специалиста с односторонним мышлением и ограниченным пониманием действительности. Неудивительно, что многие из них не могут затем определиться как экономисты и при абсолютном росте численности подготовки специалистов, ощущается дефицит экономистов-профессионалов.

В условиях интеграции региональной экономики и системы представлений о ней мышление экономиста приобретает законченную целостность и создается основа для её дальнейшего саморазвития через хозяйственную практику и дополнительную целевую подготовку[15].

 

Заключение

Подводя итог проделанной работе можно сделать следующие основные выводы о системе высшего экономического образования в России и методике преподавания экономических дисциплин.

1. Тенденции последних лет в России привели, во-первых, к организационному преобразованию вузовской системы в университетскую систему и, во-вторых, к широкому распространению подготовки экономистов в самых различных по профилю учебных заведениях.

2. Эффективность образовательного процесса во многом определяется методикой преподавания.

3. Методика - отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (предметам).

4. Предметом методики преподавания является сам процесс обучения определенной учебной дисциплины.

5. На данный момент лекция является ведущей формой учебного процесса в высшей школе определяющей его содержание.

6. Практическое занятие или семинар является результатом самостоятельного изучения рекомендованной литературы, позволяет в свободной обстановке обменяться мнениями, выяснить еще не до конца ясное и усвоенное.

7. Растет роль самостоятельной работы в системе высшего образования. Самостоятельная работа студентов по экономическим дисциплинам направлена на разработку системы мероприятий по обучению и воспитанию, формирующих экономическое образование и самостоятельность мышления студентов.

8. Качественная организация контроля – залог стимулирования студента на получение необходимых знаний.

Развитие Российской экономики и экономического образования взаимообусловлено. В этой связи можно надеяться, что экономическое оживление в России окажет благотворное воздействие на становление в стране экономической высшей школы. Рост доходов населения увеличивает платежеспособный спрос, а стабилизация социальной и экономической ситуации повышает привлекательность инвестиций в человеческий капитал, в том числе в виде получения образования по перспективным специальностям, многие из которых требуют экономических знаний. Возрастающая зрелость и конкурентность рынка повышают ценность способностей и знаний, что, в свою очередь усиливает стандартные рыночные стимулы получения университетского образования.

Возросшая способность населения (бюджета) финансировать высшее экономическое образование будет сочетаться с повышением требовательности к полученным знаниям. Это должно усилить конкуренцию между университетами, повысить качество вузовского экономического образования. Перспективными представляются следующие направления деятельности.

Повышение интеграции и конкурентности российской системы преподавания экономики и экономических исследований. В частности, речь идет о создании единого рынка труда для российских экономистов посредством конкурсного замещения вакансий с широким информированием потенциальных соискателей, проведение ежегодных общероссийских «ярмарок вакансий» (по образцу Американской Экономической ассоциации), создание полнокровных профессиональных объединений с ежегодными конференциями, финансирования интенсивных обменов студентов и профессоров, размещения общедоступной информации об учебных пленах вузов и занятости выпускников прошлых лет и т.п. Важную роль должны сыграть объективные системы рейтинговой оценки различных экономических вузов.

Распространение в России международного опыта университетского управления и финансирования высшей школы. Для экономических вузов привлекательной выглядит возможность стандартных на Западе симбиотических отношений с бизнес-школами.

Поддержка университетской экономической науки в первую очередь за счет помощи в создании «центров мастерства» и развития контактов этих центров с российскими и западными университетами. Необходима также организация в России современного научного журнала по экономической теории.

 

Список литературы:

 

1. Закон «Об образовании» 1992 г.

2. Конституция Российской Федерации 1993 г.

3. Закон «Об образовании» 1996 г.

4. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: Структура преподавания: Учебное пособие // Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Активные методы обучения экономическим дисциплинам: Доклады и тезисы совещания // Под общ. ред. Ф. Кайзера, Г. Богомазова и др. – СПб.: Изд-во С-Петербургского университета, 2002.

6. Гейжан Н.Ф. и др. Педагогика. Курс лекций, - СПб: Фонд «Университет», 2003.

7. Дополнительное гуманитарное образование менеджеров // Журнал Педагогика, № 2, 2005.

8. Активизация учебного процесса по экономическим дисциплинам // Журнал Высшее образование в России, № 2, 1997.

9. Кваша Б.Ф., Пономаренко Н.П. Комплексное методическое обеспечение учебного предмета «Педагогика» // Под ред. В.И. Хальзова. – СПб: СПбУ МВД России, 1999.

10. Котов Н. Как преподавать экономику в новых условиях // Журнал Известия СПб университета экономики и финансов, № 1, 2004.

11. Журавлева Г.П. Какой учебник по экономической теории нужен высшей школе // Журнал Экономическая наука современной России, № 3, 2003.

12. Рудакова И.Е. Университетский курс экономической теории: проблемы структуры и методического построения // Вестник Московского ун-та, серия 6, № 5, 2005.

13. Тамбовцев В. Реформы российского образования и экономическая теория // Вопросы экономики, № 3, 2005.

14. Розанова Н., Савицкая Е. Экономическая теория в бизнес-образовании // Вопросы экономики, № 11, 2005.

15. Грязнова А. Проблема: «вузовская» экономическая теория и нужды хозяйственной практики в контексте присоединения России к Болонскому соглашению // Российский экономический журнал, № 3, 2004.

16. Кульков В. Национальное в экономической теории и в ее вузовских курсах // Российский экономический журнал, № 4, 2004.

17. Полищук Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики, № 7, 2002.

18. Шендерова С. Проблемы преподавания экономических дисциплин в технических вузах // Вопросы экономики, № 8, 2002.

19. О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003.

20. Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии // Российский экономический журнал, № 7, 2003.

21. Иншаков О. Структура уточнения содержания экономической теории: потенциал многоуровневого мезоподхода // Российский экономический журнал, № 4, 2003.

22. Ананьн О. О статусе преподавания политической экономии // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003.

23. Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого, Педагогическое общество России, М.: 2004.

24. Подласый И.П. Педагогика в 2-х книгах. М.: Владос, 1999.

25. Фридман М. Методология позитивной науки // Тезис. 1994. № 4.

26. Бадмаев А.Г. Интеграция региональной экономики как основа для развития системного преподавания экономических дисциплин, 1998.

27. Винслав Ю. Специализация «Корпоративный менеджмент» в вузовских образовательных программах». – 2002. - № 4.

28. Еваленко М. Профессиональное обучение «малых бизнесменов» специфика и методические проблемы. – 2003. - № 11-12.

29. Хубиев К. Еще раз об «экономикс»: не сотвори себе кумира! // Российский экономический журнал – 2000, - № 5-6.

30. Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания (по материалам научно-практической конференции в Московском университете) // Российский экономический журнал – 2001,- № 10.

31. Гудвин Н., Вайскопф Т., Ананьин О. Учебник «Макроэкономика в контексте»: о смысле «контекста» // Российский экономический журнал – 2003,- № 2.

32. Земляков Д. Условие конкурентности – концептуально-содержательное многообразие учебников и учебных пособий //Российский экономический журнал – 2003. - № 3.

33. О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин (по материалам расширенного заседания Научно-методического совета по экономике Минобразования России) // Российский экономический журнал – 2003,- №№ 4-6.

34. Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии: несколько мыслей по поводу прошедшего обсуждения (о содержании и итогах дискуссии на расширенном заседании Научно-методического совета по экономике Минобразования России //Российский экономический журнал – 2003, - № 7.

35. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональные аспекты) // Вопросы экономики, 2004, - № 1.

36. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. М.: Юрайт-М, 2001.

37. Макконел К.Р,. Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.

38. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учеб. пособие // Под ред. А.И. Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2000.

39. Курс экономики: Учебник // Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2000.

40. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник // Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

41. Основы теории современной экономики: 25 лекций. Ростов н/Д.: Феникс, 2000.

42. Экономическая теория // Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб.: Питер, 2000.

43. Экономическая теория // Под ред. В.Д. Камаева. М., 2000.

44. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 1999.

45. Экономическая теория в схемах и графиках: уч. пособие // Под ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2000.

 


[1] Ананьн О. О статусе преподавания политической экономии // Российский экономический журнал, № 5-6, 2003, С. 56-71.

[2] Педагогика // Под ред. П.И. Пидкасистого, Педагогическое общество России, М.: 2004, с. 38.

[3] И.П. Подласый, Педагогика в 2-х книгах. М.: Владос, 1999, с. 12-14.

[4] И.Ф. Харламов Педагогика 7-е изд., Минск «Университетское», 2002, с. 517-531.

[5] Педагогика Педагогические теории, системы технологии // Под ред. С.А. Смирнова, М.: ACADEMA, 2001, с. 90-92.

[6] Кузьминов Я. Филонович С. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы (содержательно-институциональный аспект). // Вопросы экономики, 2004, № 1, С 29.

[7] См., в частности: Хубиев К. Еще раз об «экономикс»: не сотвори себе кумира! – 2000. - № 5-6; Национальная экономика: вопросы теории и проблемы преподавания (по материалам научно-практической конференции в Московском университете). – 2001.- № 10; Гудвин Н., Вайскопф Т., Ананьин О. Учебник «Макроэкономика в контексте»: о смысле «контекста». – 2003.- № 2; Земляков Д. Условие конкурентности – концептуально-содержательное многообразие учебников и учебных пособий. – 2003. - № 3; О статусе политической экономии в вузовском преподавании экономических дисциплин (по материалам расширенного заседания Научно-методического совета по экономике Минобразования России). – 2003.- №№ 4-6; Якутин Ю. Вузовский статус политической экономии: несколько мыслей по поводу прошедшего обсуждения (о содержании и итогах дискуссии на расширенном заседании Научно-методического совета по экономике Минобразования России. – 2003.

[8] Винслав Ю. Специализация «Корпоративный менеджмент» в вузовских образовательных программах». – 2002. - № 4. Еваленко М. Профессиональное обучение «малых бизнесменов» специфика и методические проблемы. – 2003. - № 11-12.

[9] Иншаков О. Структура уточнения содержания экономической теории: потенциал многоуровневого мезоподхода // Российский экономический журнал, № 3, 2003. – С. 84.

[10] В некоторых случаях, когда реальная проблема конкретной экономики обнаруживается в очевидной форме, исследовательские программы начинают «сходиться», и тогда акцент на различие школ менее актуален для понимания существа проблемы. Примером может служить объяснение экономических колебаний новыми классиками и новыми кейнсианцами. При различиях в подходах эти версии демонстрируют значительное сходство методологического порядка: и те и другие признают значение микроэкономических принципов поведения субъектов. Актуальной становится не идентификация этих версий как принадлежащих разным школам, а исследование возможных разных вариантов решения экономической проблемы.

[11] Милтон Фридмен замечает, что прогресс экономической науки требует проверки, развития и построения новых гипотез. «Здесь мало, что можно сказать на формальном уровне. Построение гипотез является творческим актом вдохновения, интуиции, изобретения; его суть заключается в обнаружении чего-то нового в знакомом материале» (Фридман М. Методология позитивной науки // Тезис. 1994. № 4 С. 51).

[12] Полищук Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация // Вопросы экономики, № 7, 2002 – с. 44-53.

[13] Кульков В. Национальное в экономической теории и в ее вузовских курсах // Российский экономический журнал, № 4, 2004. – С. 62.

[14] Рудакова И.Е. Университетский курс экономической теории: проблемы структуры и методического построения // Вестник Московского университета. Серия 6, № 5, 2005. – С. 102.

[15] А.Г.Бадмаев, к.э.н., с.н.с. ВСГТУ, зав.лабораторией региональной экономики БИП СО РАН,

1998 г.

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.