Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации.

2019-12-17 155
Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического многообразия, а также - в части 2 и 5 - пределы его осуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д[22].

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, статьи 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Часть 2 статьи 13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части 1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.

Правило части 2 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.)

Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ), нарушать права и свободы человека и гражданина (статья 2, 17-63 Конституции РФ и др.).

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна[23].

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные партии и общественные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности, как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. с помощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений. Такая система существовала в ряде социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польше и др.)[24].

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22)[25].

Конституцией и иными законами России обоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование и свободную деятельность партий практически соблюдаются далеко не во всех случаях. Но зато предлагаются и обсуждаются иные ограничения этих прав, не всегда соответствующие международным и конституционным нормам


Заключение

 

Итак, принцип идеологического, политического многообразия (ст. 13 Конституции РФ) - одна из важнейших сторон закрепленного в Конституции РФ демократического характера Российского государства.

В последние годы идеологическое, политическое многообразие, в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции, изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как, соответствие данных конституционных положений принципам, нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления, развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов, сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии с программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями идеологии, политики, которые получили одобрение граждан на выборах, в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических, политических позиций партий, блоков, их лидеров, деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Конституционные положения о политических партиях в Конституции России более кратки, нежели в конституциях ряда других демократических стран. В них, например в ст. 21 Основного закона ФРГ, содержатся более подробные предписания: партии содействуют формированию политической воли народа, могут образовываться свободно; их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам; они должны публиковать отчеты о происхождении, использовании своих средств, а также о своем имуществе. Те партии, которые по своим целям или поведению своих сторонников (не только членов!) стремятся причинить ущерб основам демократического строя либо устранить его или поставить под угрозу его существование, противоконституционы. Вопрос об их конституционности решает Федеральный Конституционный Суд. Подробности регулируются федеральными законами.

Конституция приравнивает открытые цели, фактические действия партий, иных общественных объединений, их сторонников, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

Основные характеристики данного принципа: 1) идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать взгляды, идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной - необходимая гарантия принципа идеологического многообразия. Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли, слова; 3) принцип политического многообразия, или многопартийность, свобода образования, деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, а также правовых отношений по формированию органов государственной власти. Основное назначение партий - выражение воли населения или отдельных его групп (слоев). В политически развитом обществе партии занимают промежуточное положение между индивидом, государством, выступая в качестве соединительного звена между ними. Принцип многопартийности означает, что не допускаются ограничения на создание партий по признаку выражаемых ими идей, не допускается существование одной (или ограниченного числа) партий, запрещение (ущемление) других. Невозможно также объявление одной из партий «руководящей», занимающей преимущественное положение по сравнению с другими; 4) свобода общественных объединении. Общественные объединения - это добровольные формирования граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. К общественным объединениям относятся, политические партии. Статья 13 закрепляет равенство общественных объединений перед законом; 5) пределы принципа идеологического, политического плюрализма. Свобода идеологической, политической, а также иной общественной деятельности не может быть безграничной. Пределы такой свободы Конституция РФ устанавливает через запрет создания, деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на: - насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации; - подрыв безопасности государства; - создание вооруженных формирований; - разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной розни.

 

 

Список использованной литературы.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.

2. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Официальное издание. –М., 1997г.

3. Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1. – М., 2002 г.

5. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ
"Об общественных объединениях" (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г., 12, 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г., №21 ст. 1930

6. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ
"О политических партиях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г., 20, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 июля 2001 г., № 29 ст. 2950

7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
(с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. №3 ст. 148.

8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ
"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995г, №33, ст. 3334.

9. Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ
"О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями от 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июля 1995 г., №27, ст.2503.

10. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I
"О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366.

Литература:

11. Агапов А.Б. Некоторые проблемы информационно-правового обеспечения деятельности общественных объединений в Российской Федерации // Государство и право. 2004. №2.

12. Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

13. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

14. Конституции зарубежных государств. М., 1999. С. 161.

15. Лапаева В.В. Политический и религиозный экстремизм: проблемы совершенствования законодательства // Законодательство и экономика. 2001. N 10. С. 11.

16. Политология для юристов: Курс лекций / Под ред. проф. Н.И.Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2002. – 774 с.

17. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

18. Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36

 

 

 

 


[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета 1993. 25 декабря.

 

[2] Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации` // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 51 ст. 4982.

[3] Гамбаров Ю. Политические партии в их прошлом и настоящем. СПб., 2005, с.37-43.

[4] Виноградов В.Д., Головин Н.А. Политическая социология. «Нева», СПб., 1997, с 47-58.

[5] Вебер М. Избранные произведения. «Росмэн», М., 1990, с.21-26.

[6] СУ РСФСР. 1917. №1. Ст.4.

[7] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. М., 1983. Т. 2. С. 500.

[8] Н. Верт. История советского государства. «Печать», М., 1992 г.

[9] Лапкин В.В., Пантин В.И. Ценности постсоветского человека // Человек в переходном обществе. М., 1998.

[10] Право и многопартийность в России. (Сборник статей и материалов). «Норма», М., 1994 г., с. 15-20.

[11] Политические проблемы теории государства. «Право», М., 1993 г, с.40-43.

[12] Журавлев В.В. Общество и власть в России: исторические традиции и перспективы взаимодействия / Куда идет Россия?.. Общее и особенное в современном развитии. М., 1997, с. 52-54.

[13] Осипов Г.В. Социология и политика. «Правовед», М., 1995, с.41-47.

[14] Конституционный строй России. Выпуск 2. «Город», М., 1995 г., с. 37-41.

[15] Амелин В.Н. Социология политики. «Москва», М., 1992, с. 3-4.

[16] В.В. Лапаева. Становление многопартийности в России.//Государство и право. № 8 -1995 г.

[17] Клюев А.В. Человек в политическом измерении. «Град», СПб., 2000, с.26-32.

[18]Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальное издание. - М., 2001 г.

[19] Козлов Е.И. Конституционное право: учебник / Е.И Козлов, О.Е. Кутафин. – М.: Юристъ,2003.-с. 271.

 

[20] Черемных Г. Общественные объединения: регулирование деятельности // Российская юстиция, 1996, №4,с.36

[21] Ведомости съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. №42. Ст.839

[22] Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) – М.: Юрайт – М; Новая правовая культура, 2002г.

 

[23] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

[24] Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В.Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

[25] Международный пакт от 16 декабря 1966 года «О гражданских и политических правах»// "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 12, 1994.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.058 с.