Понятие инвалидности и её виды. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Понятие инвалидности и её виды.

2019-12-17 215
Понятие инвалидности и её виды. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Отношение к детям-инвалидам (и к детям с болезнью Дауна в частности) в нашей стране не всегда являлось однозначным, но, тем не менее, оно было связано с лучшими традициями милосердия.

Так в X-XI вв. на Руси дети-инвалиды проживали в богадельнях и больницах при церквях и монастырях, общественным призрением на тот момент занималось духовенство.

При Петре I система общественного призрения несколько усовершенствовалась. Теперь дети-инвалиды находились в ведении главного магистрата и воевод.

Екатерина II  впервые в русской истории предложила создать особые приказы Общественного призрения, на которые были возложены обязанности по организации больниц, сиротских домов, богаделен, домов для психически больных, где и проживали дети-инвалиды. Однако данная система общественного призрения была ещё довольно несовершенна, ощущалась нехватка средств. В это время начинает складываться система частной благотворительности, что в дальнейшем значительно облегчило положение детей-инвалидов, находящихся на попечении государства.

В послереволюционные годы в нашей стране появились первые санатории, профилактории и дома отдыха для реабилитации детей-инвалидов. В это время дети содержались в домах-интернатах.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что социальная работа с детьми-инвалидами в России имеет довольно долгую историю. Ещё в древнерусском обществе о детях с недостатками развития заботились в лучших христианских традициях. Система общественного призрения со временем совершенствовалась и изменялась, постепенно приближаясь к своему современному состоянию (подробнее см. глава 2, параграф 2.1).    

Рассмотрим понятия «инвалид», «ребёнок-инвалид», исследуем основные виды инвалидности.        

Согласно Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм и дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты». В том же законе поясняется: «ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».

Относительно понятия «ребёнок-инвалид» в законе говорится, что «в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группаинвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребёнок-инвалид»».

Например, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные, со стойкими нарушениями слуха или зрения признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими и трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжёлые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

· по возрасту (дети-инвалиды, инвалиды-взрослые);

· по происхождению инвалидности (инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания);

· по степени трудоспособности (инвалиды I группы – нетрудоспособные,  инвалиды II группы – временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах, инвалиды III группы – трудоспособные в щадящих условиях труда);

· по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и неподвижные группы).

По результатам Российской статистики, количество инвалидов в России не убывает, а, наоборот, с каждым годом всё прибавляется. Их материальное и социальное положение ухудшается с каждым годом ( см. приложение 1 таблица 1).

Следует отметить также тенденцию к увеличению количества инвалидов в трудоспособном возрасте. В период власти Б. Н. Ельцина оно было более 50%, а с приходом к власти В. В. Путина уменьшилось ненамного, но всё-таки составляет те же 50%. Это связано с крайне низким соблюдением правил безопасности на рабочих местах, а также с изношенностью оборудования, на котором опасно работать.

На сегодняшний день даётся крайне тревожная статистика по детской инвалидности (см. приложение 1 таблица 2)[1].

Для наиболее полного понимания проблем детей-инвалидов целесообразно рассмотреть классификацию отклонений от нормы.

Отклонения от нормы у инвалидов детства условно можно разделить на две группы: физические и психические.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем ребёнка и определяются медицинскими показателями. Отклонения в здоровье могут быть выражены наследственными факторами или какими-нибудь внешними обстоятельствами (тяжёлая экологическая обстановка, неудовлетворительное качество питьевой воды, снижение общего уровня жизни семьи и т. д.).

К физические недостаткам относят подтверждённые в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционирования органа (органов) человека, либо хроническое, соматическое или инфекционное заболевание.

К отклонениям в физическом развитии у детей могут быть отнесены:

1. болезнь;

2. нарушение зрения и (или) слуха;

3. нарушение опорно-двигательного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребёнка, его психическими недостатками.

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития ребёнка (ЗПР) и умственная отсталость детей, или олигофрения. Умственная отсталость может быть обусловлена врождёнными дефектами нервной системы или являться результатом болезни, травмы. У детей может проявляться различная степень выраженности умственной отсталости – от дебильности до идиотии.

К психическим отклонениям относят также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заикания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Ещё одной разновидностью психических отклонений являются нарушения эмоционально-волевой сферы. Как крайние формы этого вида отклонения выступает ранний детский аутизм (РДА) – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребностью в общении[2].

Следует отметить, что болезнь Дауна, описываемая в данной работе, относится к категории психических отклонений от нормы. Это врождённое генетическое заболевание, которое обусловлено целым рядом специфических признаков, как внешних, так и внутренних (подробнее см. глава 1, параграф 1.2).   

Далее рассмотрим официальную статистику, касающуюся детей-инвалидов.

Сегодня из всех мест в санаториях и домах социального обслуживания престарелых и инвалидов, начиная с 1990 г., на детей приходится от 36 – 38% до 32%, т. е. в среднем треть всех мест. В 2003 г. в дошкольных учреждениях находилось детей:

· с нарушением слуха                                                    5,1 тыс. чел.

· с нарушением речи (при сохранении слуха)            266,1 тыс. чел.

· с нарушением зрения                                                  36,7 тыс. чел.

· с нарушением интеллекта (умственно отсталых)    12,3 тыс. чел.

· с нарушением опорно-двигательного аппарата        35,7 тыс. чел.

· с туберкулёзной интоксикацией                                 48,4 тыс. чел.

В дневных общеобразовательных школах училось детей с ограниченными возможностями здоровья: в 1980/1981 гг. – 278 тыс. чел., а в 2003/2004 гг. – 467 тыс. чел.

Следует подчеркнуть, что государство не бросает этих детей на произвол судьбы: в 2003 г. в стране имелось почти 10 тыс. дошкольных учреждений компенсирующего назначения и учреждений с группами компенсирующего назначения[3].

Согласно статистике, всего в нашей стране в 2003 г. имелось 12 млн. инвалидов, многие из которых находились в неблагоприятных социальных условиях.

Специалисту, работающему в области социальной работы, необходимо знать правовые и ведомственные документы, определяющие статус инвалида. 

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек их этого правового документа:

1. «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства».

2. «Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность».

3. «Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица».

4. «Инвалиды имеют право на медицинское, техническое и функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положение в обществе, на образование;  ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания».

5. «Инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации».

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1 мая 2004 г.).

Ещё раньше, в июле 1992 г. издан Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержке инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Этими нормативными актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надёжное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищённости инвалидов в нашей стране[4].

В данном параграфе даётся общее определение инвалидности, рассматривается характеристика основных видов инвалидности и отклонений в развитии в целом. Центральное место отводится официальной статистике по детским недугам, приводятся табличные данные по данному вопросу. Также исследуется вопрос о правовых основах социальной защиты инвалидов в современном государстве, указывается перечень правовых и ведомственных документов, в которых определяются отношения «Инвалид → Государство», а также фиксируются права и обязанности, определяющие социальный статус инвалида.

Данный параграф является своего рода введением перед постановкой и описанием главной темы курсовой работы, касающейся социальной помощи детям с болезнью Дауна. Несомненно, прежде чем рассматривать специфику конкретной проблемы, необходимо исследовать основные аспекты более обобщённых понятий (в данном случае, таких как инвалидность и инвалидность детства в частности).

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.