Методы развития творческих способностей на уроках Изобразительного искусства и художественного труда у детей 6-9 лет. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Методы развития творческих способностей на уроках Изобразительного искусства и художественного труда у детей 6-9 лет.

2019-12-17 203
Методы развития творческих способностей на уроках Изобразительного искусства и художественного труда у детей 6-9 лет. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    Методы – это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

    Методы, используемые на уроках:

1. Практические.

2. Словесные.

3. Наглядные.

4. Игровые.

5. Коллективные.

В работе с детьми все эти методы должны сочетаться друг с другом.

    Словесный метод – это рассказ, поэтические тексты, беседа, чтение, перессказ, диалог, обсуждение.

    К наглядным методам относятся – наблюдения, просмотр рисунков, картин, репродукций, диафильмов, прослушивание музыки.

    Игровой метод – предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами.

    Коллективный метод – вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подход к работе.

    К практическим методам относятся – упражнения, которые подразделяются на:

    1.Подражательно – исполнительные (академические).

    2. Конструктивные.

     3. Творческие.

    В процесс организации обучения развитию творческих способностей большое значение придается обще дидактическим методам:

- научности

- систематичности

- последовательности

- доступности

- активности

- использование индивидуального подхода.

Важнейшая роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Именно он является инициатором идей. К такому выводу я пришла, основываясь на опыт своей работы. Например, в начале своей трудовой деятельности мне хотелось достичь все, и сразу. Но как?

    На занятиях мы с детьми стали делать сразу большие картины, минуя начальный этап. Но в процессе занятий я поняла, что дети еще не готовы к этому. И тогда я стала работать по принципу – от простого к сложному. Он заключается в постепенном развитии и приобретении различных навыков.

    Опираясь на данные методы и принципы, я старалась строить свои занятия по изобразительному искусству и художественному труду в 1-3 классах в рамках школьной программы.

        

 

 

Методы и приемы, используемые на уроках технологии    

                    (художественного труда).

 

    Принцип от простого к сложному чаще всего применяется в практической деятельности, где нужно начинать с подражательно – исполнительного метода и только потом, переходить к конструктивным и творческим методам, чтобы у ребенка уже была основная база навыков для творческой деятельности. Но главное, педагог должен грамотно использовать взаимодействие всех методов – и словесных, и игровых, и наглядных, и коллективных. Только тогда можно говорить о продуктивной творческой деятельности.

    Для практических методов существует целый ряд специальных занятий на наблюдение и открытия, сравнения и фантазию. На различных примерах идет планомерное обучение различным, художественным приемам изображения окружающего мира, передача эмоций и настроения.

 

    Подражательно-исполнительный метод

    Одним из таких примеров служит урок в 1-м классе – «Природа строитель», работа с осенними листьями, где у школьников вырабатываются навыки владения карандашом, фломастером, и красками, где они учатся работать с ножницами и бумагой и комбинировать эти приемы. Это с одной стороны простой – подражательно-исполнительный метод, но он строится в форме игры, в результате которой у детей развивается желание создавать что-то новое, т.е. творить.

    Дети пришли на занятие, набрав по пути опавшие листья клена, дуба, тополя. Учитель также заранее вырезает силуэты листьев различной формы из картона. Предварительно перед занятием на деревянную раму натягиваются, в разных направлениях нити. Пересекаясь, в разных местах, они образуют своеобразную паутинку.

- Посмотрите, на нашем окошке паучок сплел свою паутинку. Дунул ветерок, полетели листочки и застряли в паутинке.

    На этом уроке дети узнают, как можно сделать цветные листья, бабочек и других лесных жителей, при помощи красок, фломастеров и ножниц и различных шаблонов. А также узнают различные приемы рисования, как один цвет превратить в другой. И в конце урока у нас получится нарядный домик паучка, куда ребята, при помощи скрепок прикрепят свои поделки. И благодаря нашей коллективной работе за нашим окном еще долго стояла радостная осень

    На этом уроке дети повторяли за мной те приемы, которым я их обучала. Подражательно-исполнительный метод предполагает выполнение по готовым шаблонам, но мы, все же, использовали элементы творчества и наблюдения, сравнения природы. Это был первый этап для развития творческих способностей. Для подражательно- исполнительного метода хорошо использовать обрывную аппликацию из цветной бумаги, аппликацию – флористику из засушенных цветов и листьев, технику бумагопластики и аппликацию из ткани и других различных материалов. На первом этапе обучения это дает хорошую базу для приобретения различных практических навыков, развивает мелкую моторику, что дает возможности для дальнейших творческих заданий, использую приобретенные знания.

    Творческий метод.

Дети на втором этапе обучения должны научиться, самостоятельно понимать задачи учебного занятия, определять виды используемых материалов и находить интересные сюжеты. Один из важнейших моментов методики – дать возможность ребенку самому открыть новый для него технологический прием. «Это открытие руками» носит прикладной характер. В случае затруднения учитель может помочь наводящими вопросами, но, не раскрывая при этом способы выполнения до конца. Вариантов открытия может быть несколько и ребенок не должен быть скован определенным и единственным способом и приемом выполнения задания. Иногда он приходит к совершенно неожиданному и оригинальному решению. Это нужно всячески поощрять, т. к. это и есть развитие его творческого потенциала.

    Для такой творческой работы, я очень часто использую коллажную технику из различных материалов. Это может быть и смешанная техника, с использованием рисунка и монотипией. Этот вид творчества вызывает особый интерес и удовольствие у ребят, т.к. они в полной мере проявляют свою фантазию и самовыражение, а главное, эту работу всегда ожидает успех.

    Приведу несколько примеров.

    1.Создание коллажа с монотипией, используя рисунок.

    Предлагаемая тема урока может быть выполнена различными приемами, разученными ранее. Учитель предлагает используемый материал, как один из примеров. Если у ребенка не такого материала, то он может найти ему замену. Но даже если этот материал есть, все равно нужно подыскать варианты использования иного материала. Тогда это занятие превратится в объект поиска новых возможностей.

    Для этого занятия нам потребуется: стекло, гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей, фломастеры, вырезки из журналов. Я раскладываю на столе журналы и различные вырезки с достопримечательностями различных стран, городов, улиц, домов, пейзажей. На этом уроке мы отправимся в путешествие. Я объясняю, как собрать воедино все эти вырезки и технику рисования монотипию, которую мы проходили на уроке рисования. Вначале, выбираем колорит для нашего фона: на влажное стекло большой кистью положим, выбранные цвета и отпечатаем на бумагу. В получившихся оттисках каждый найдет что-то свое: вершины гор, покрытые снегом, луга, поля, озера, ленты рек и асфальтовых дорог и т. д. Дети могут выбрать другой способ – сделать рисунок по мокрому листу, используя губку или кусочек паралона. А пока оттиск будет сохнуть, подберем те картины в журналах, которые, по мнению детей, подходят к полученному фону. Ребята могут сочетать вырезки с рисунками от руки. Получится оригинальная и индивидуальная работа.

    Если отпечаток напоминает морское побережье, то парусники, пальмы, пляжные зонтики – то, что нужно. А вот, гуашевый отпечаток напоминает вечер в уютном маленьком городке. Значит, ножницами вырезаем стулья, фонари и клумбы с цветами и рисуем столики уличного кафе, находим силуэты элегантно одетых людей. Тонкой кисточкой рисуем различные и изящные стволы деревьев. Если на бумаге яркие пятна, то это может быть Африка. Сюда подойдут яркие фотографии пальм и рисунки цветов, слонов у жирафов и многое другое, на сколько хватит детской фантазии. Дети сами ищут и выбирают сюжет для своих путешествий, находят приемы рисования – краской или фломастером, додумывают детали композиции, дополняют картину деталями. В вырезанные окна рисуют занавески, балконы, на небе – облака или звезды и т. д. Чтобы коллаж стал еще и объемным, фактурным и не было видно четких границ, показываю, что можно сминать вырезки, а потом расправлять и поверх наносить рисунок. Благодаря шершавой поверхности бумаги, цветовой гамме и тонкому рисунку в работе создается уже иное настроение, чувствуется воздух. Здесь нужно только подсказать, как сделать одно целое, как вписать в общий цвет величины и форму вырезки, а остальное дети находят сами. Этот прием можно использовать в различных других темах, например, времена года.

    2.Сочетание коллажа с рисунком и тканью.

Для занятия нам подойдет: фотографии с крупным изображением, ножницы, клей, кусочки разноцветной ткани, карандаш или тушь с пером, бумага

    Мы рассматриваем фотографии. Они возвращают нас в прошлое. Вот мама и бабушка или брат. А вот наши друзья за праздничным столом. Но формат фотографии довольно маленький, и на нем не уместилось все, что хочется оставить на память.

    Мы попробуем дорисовать пером то, что не уместилось на снимке. Выберем несколько фотографий с крупными и мелкими изображениями. Ножницами вырежем нужные, но недостающие детали картины. Например, подружки собрались провести вечер за чтением книг, сели на уютный диван и включили настольную лампу. Вариантов сюжетов может быть множество. Простым карандашом или тушью к вырезанным портретам дорисовываем силуэты. Из кусочков ткани можно вырезать и приклеить платья различных фасонов. Рядом нарисовать диван и вырезать на него покрывало и подушки из другой ткани. Над диваном нарисовать настольную лампу и раскрасить. Тушью можно подштриховать границу соединения фотографии и рисунка пером, сделать постепенный переход от темного снимка к графическому изображению. Пером также можно дорисовать мелкие детали или вырезать их из журнала. Как сюжетов изображения, так и самих приемов может быть множество. Вооружив детей знаниями этих приемов, у детей получаются очень интересные и творческие работы.

    3. Объемный коллаж. «Коробочка интересов».

    Нам будут необходимы – коробочка из-под конфет, всевозможный бросовый или подручный материал, клей скотч, ножницы, журнальные вырезки, ткань

    Цель данного занятия – научить отбирать материал по какому-либо признаку, относящемуся к определенной теме и выполнить работу в одном стиле.

    Ставлю на стол пустую коробку из-под конфет.

    - Давайте соберем в нее наши увлечения. У каждого из ребят есть свои увлечения и хобби, свои любимые занятия и предметы. Кто-то из ребят предпочитает заниматься спортом. В его коробочке окажутся вырезки с изображениями спортсменов и спортивного инвентаря, значки, теннисные шарики и многое другое. У девочек любимая тема – парфюмерия и украшения. Коробочка быстро заполняется пустыми флакончиками от помады, туши и духов, пудреницами, кружевами, бусами, серьгами, цветами. Здесь учитель приходит на помощь. Он советует ребятам, какие предметы сочетаются вместе, а от каких лучше отказаться. Например, тема моды не очень хорошо сочетается с мягкой игрушкой, а спорт – с бижутерией. На этом уроке и учитель может сделать такую коробочку интересов, например, в мастерской художника, показав как правильно компоновать предметы различной формы, величины и фактуры. В этой работе должно присутствовать и настроение. Оно передается при помощи цветовых решений. У кого-то будут темные и таинственные тона, а у кого-то - светлые и нежные, мечтательные или яркие, контрастные. Фоном может служить ткань и тематические вырезки или фотографии определенного, создающего настроение, тона. Детям очень нравится комбинировать различные материалы, и композиции получаются самые неожиданные и индивидуальные. Затем можно в игровой форме, в классе, по сделанным работам угадывать учеников, которые сделали свои коробочки интересов. И каждый в этой игре лучше и больше узнает друг друга, узнает об увлечениях своего друга или подруги. Это сближает учеников между собой и с преподавателем.

    Творческие занятия помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображение. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно для младших школьников. В процессе работы с различными материалами дети учатся фантазировать и создавать интересные образы и изделия

     Занятия этих трех видов развивают творческое и абстрактное мышление, чувство вкуса, а главное, дети все больше и больше хотят изобретать, создавать, творить и познавать.

 

 

        Конструктивный метод.

    

     Ребенку предлагается видоизменить предложенный объект, используя данные или добавляя новые детали. Один и тот же способ выполнения работы можно использовать на разных уровнях сложности. Можно просто повторить образец, предлагаемый учителем, а можно с учетом творческого подхода, изменить первоначальный вариант и выполнить по-своему способу изготовления, применив изобретательность и находчивость. Ребенку также предлагается подумать над практическим применением работы или предложить варианты использования поделки.

    Сюда также входят задания на активизацию приобретенных знаний и навыков. Ребенок самостоятельно находит пути и приемы взаимодействия различных известных ему технологий, например, пройденные приемы выступают в качестве вспомогательных в новой поделке. Или же даются задания на создание нового объекта по уже изученной технологии. Это развивает художественное видение и конструктивное мышление.

    Приведу конкретный пример: понятие дизайна, бумагопластика.

     Для этого занятия нам потребуется – плотная бумага, клей, степлер, фломастеры, веревка, ножницы.

    О том, что внешний вид окружающих нас предметов разрабатывается художниками, мы говорили на прошлых уроках. Искусство создания красивых и одновременно удобных вещей называют дизайном, а художники – дизайнерами.

    Предлагаю детям усовершенствовать нашу люстру.

    - У всех дома люстры разные по форме и цвету. Мы попробуем придумать свои, а самая лучшая заменит старую в нашей мастерской. Показываю несколько вариантов, на основе которых дети склеят свои люстры, выбрав свой вариант.                                                          

    Если полоску бумаги свернуть цилиндром и склеить, а сверху крест-накрест прикрепить полоски бумаги, то получится примитивный плафон. А если прикрепить к середине бумажного креста нитку, его можно будет подвесить к потолку.

    Если цилиндр расстричь снизу до половины на полоски и загнуть их с помощью ножниц вверх, то получится уже новая форма люстры. Бумажные цилиндры могут быть различной формы – короткими и широкими или длинными и узкими. Это право выбора юных дизайнеров.

    Показываю другой способ. Вырежем из бумаги круг и сделаем один разрез от края до центра круга. Наложим края разреза друг на друга, скрепим степлером или клеем. Получится широкий конус, ширину которого можно регулировать. Украшать его дети будут самостоятельно, используя знания объемной аппликации – коллажа, изученных на предыдущих уроках

    А можно использовать другой способ. Бумажный прямоугольник свернуть в кулек и скрепить степлером или клеем. Сделав несколько таких кульков, наклеить их на бумажную полоску, свернутую в кольцо. Все эти модели можно комбинировать друг с другом, а можно придумать и свой вариант. Чтобы сделать люстру цветной, бумажные прямоугольники лучше заранее украсить. Их можно разрисовать гуашью и расписать различными орнаментами, или вырезать из цветной самоклеющей пленки различные узоры – аппликации, можно использовать ткань, различные декоративные материалы: блестки, фольгу, кисточки из нитей, тесьму и многое другое. Здесь я уже даю право выбора технических средств самим ребятам. Они должны проявить свои художественные и изобретательные способности самостоятельно, используя приобретенные навыки. Остальные варианты и детали дети придумывают сами, достаточно показать им несколько приемов.

    Дети заражаются идеей создания новой люстры. Главное – не забыть, что она должна быть не только оригинальной, но и функциональной.

    Для конструктивных методов хорошо подходят и другие занятия, например, придумать карнавальный костюм или сцену для кукольного театра, конструирование различных предметов из подручных материалов и т. д.

    Умение что-нибудь самому позволяет ребенку чувствовать себя более уверенно, избавляет от ощущения беспомощности в окружающем мире, а также развивает ловкость рук и точность глазомера.

       Таким образом, на примерах вышеописанных занятий, я показала, как использовать различные методы для достижения продуктивной творческой деятельности, и при этом опираться на главный принцип построения уроков – принцип от простого к сложному.

.

 

           

 

   

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.