Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов

2019-12-17 117
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для успешного осуществления прокурорского надзора за ис­полнением законов прокуроры наделены определенными права­ми и несут установленные законом обязанности. Полномочия  прокуроров при осуществлении прокурорского надзора за испол­нением законов по их содержанию и целенаправленности с опре­деленной долей условности подразделяются на две группы.

Первая группа полномочий прокуроров по надзору за испол­нением законов направлена на своевременное выявление наруше­ний законов и способствующих им обстоятельств (причин и усло­вий) и установление виновных в этом лиц. Эти полномочия закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре.

Прокурор осуществляет следующие возложенные на него функ­ции.

1. По предъявлении служебного удостоверения беспрепят­ственно входить на территории и в помещения органов, за испол­нением законов которыми он осуществляет надзор. Для вхожде­ния на территорию и в помещения особо режимных (секретных) объектов прокурору необходимо иметь соответствующий допуск, дающий право работы с документами и иными материалами, со­держащими сведения, отнесенные к государственной или военной тайне, являющейся разновидностью государственной тайны.

2. Иметь доступ к интересующим его документам и материа­лам. Реализуя это полномочие, прокурор руководствуется исклю­чительно служебными (государственными) интересами. Следует иметь в виду, что закон не содержит каких-либо ограничений в зависимости от содержания документов и материалов, степени их открытости. Прокурор имеет доступ ко всем документам и мате­риалам с грифом «для служебного пользования», а также содержа­щих сведения, составляющие коммерческую тайну, информацию медицинского, интимного и иного характера, не подлежащую ог­лашению. Однако, обладая такими сведениями, прокурор не вправе разглашать их. Что же касается документов и материалов, содержащих сведения, составляющие государственную или воен­ную тайну, т.е. документов и материалов с грифом «секретно» и «совершенно секретно», то прокурор допускается к ним при нали­чии у него соответствующего допуска. Знакомясь с подобными документами и материалами, изучая их, он обязан соблюдать ус­тановленные правила обращения с ними. При разглашении све­дений, содержащих служебную, военную или государственную тайну, прокурор несет установленную законом ответственность наравне с другими должностными и иными лицами.

Требовать от руководителей органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется прокурорский надзор, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений. Хотя в ст. 22 Закона о прокуратуре и говорится о том, что прокурор может требовать предоставления ему докумен­тов и материалов не только от руководителей, но и от других должностных лиц указанных органов, прокуроры предъявляют такое требование, как правило, к руководителям или лицам, их замещающим. Предъявление подобного требования к другим должностным лицам, минуя руководителя органа, явилось бы нарушением правил субординации.

Прокурора могут интересовать сведения о состоянии закон­ности, о совершенных правонарушениях и принимаемых мерах к их устранению и предупреждению, о привлечении к ответствен­ности виновных лиц и другая информация. При этом он может истребовать самые различные документы и материалы без каких-либо ограничений. Это могут быть правовые акты, изданные органом; материалы и акты проверок, ревизий, обследований; разного рода разрешения и лицензии; приходно-расходные доку­менты; справки; статистические и другие отчеты и многие другие документы и материалы. В одном случае прокурор истребует до­кументы в офис прокуратуры, в другом — знакомится с ними по месту их хранения непосредственно во время проведения соответ­ствующих проверок. В соответствии со ст. 6 Закона о прокурату­ре статистическая и иная информация, справки, их копии и иные документы, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

4. Требовать от руководителей органов, перечисленных в ст. 21 Закона о прокуратуре, выделения специалистов для выясне­ния возникающих вопросов в ходе осуществления надзора за ис­полнением законов. Прокуроры обращаются к помощи специали­стов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто специалисты привлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором. Главное назначение специалиста как лица, обладаю­щего специальными познаниями, дать обоснованные ответы (за­ключения) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. В качестве специалистов привлекаются работники самых различ­ных профессий: инженеры, техники, экономисты, бухгалтеры, вра­чи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государ­ственных инспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокуроры чаще реализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего органа письменного требо­вания с просьбой направления в распоряжение прокурора того или иного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специа­листами, выделяемыми негосударственными органами (структу­рами), подлежат материальному вознаграждению в виде выплаты гонораров.

5.Требовать от руководителей органов, за исполнением зако­нов которыми осуществляется прокурорский надзор, проведения проверок в связи с поступившими в орган прокуратуры материа­лами и обращениями. Это полномочие реализуется путем направ­ления в адрес руководителей органов письменного требования с просьбой проведения проверки и сообщении о ее результатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведе­нии проверки обычно дается не более десяти суток со дня его по­ступления. Чаще проведение проверок поручается органам конт­роля и вышестоящим органам. На предприятиях, в учреждениях, в организациях проверки преимущественно должны проводиться органами контроля.

6.Требовать от руководителей поднадзорных прокурору ор­ганов проведения ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий, учреждений и организаций. Это требование реализуется чаще путем направления письменного требования и реже — путем вынесения мотивированного по­становления. Прокуроры вправе также требовать от соответ­ствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций в структурных подразделениях органа (цехах, участках, отделах, лабораториях, службах). Хотя об этом и не упоминается в Законе, но прокуроры могут также требовать от руководителей предпри­ятий, учреждений и организаций проведения служебных рассле­дований в связи, например, с происшедшими авариями, несчаст­ными случаями с людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачами материальных средств и т.д. Вправе прокуроры тре­бовать и проведения разного рода экспертиз. Требование о про­ведении экспертиз реализуется путем вынесения соответствую­щих постановлений.

7.Вызывать должностных лиц и граждан в прокуратуру или в иное место своего нахождения для истребования объяснений по поводу нарушения закона. Обычно прокурорами истребуются письменные объяснения от должностных лиц и граждан, состав­ляемые ими самостоятельно. Объяснения приобщаются к материа­лам проверки.

8. Проводить прокурорские проверки исполнения законов и проверки законности правовых актов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов прокурор проводит на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Проверки исполнения законов и проверки законности актов проводятся прокурорами в пределах их должностной компетен­ции. Так, муниципальные прокуроры (районные, городские) про­водят проверки в органах районного звена. Что касается прокуро­ров субъектов РФ, то они проводят проверки в республиканских, краевых, областных органах. При этом вышестоящий прокурор обладает правом проводить проверки в органах, относящихся к компетенции нижестоящих прокуроров, а в отдельных случаях поручать проведение проверок прокурорам районов и городов в органах краевого, областного и им равных звеньев.

Вторая группа полномочий прокуроров по надзору за ис­полнением законов направлена на устранение выявленных нару­шений законов и способствующих им обстоятельств, а также на привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении закона. Названные полномочия закреплены в ст. 22—25 Закона о прокуратуре. К этим ним относятся следующие права прокуроров.

1. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты либо обращаться в суды и арбитражные суды с заявлениями (пс­ами) о признании таких актов недействующими.

2.Вносить представления в государственные и иные органы об устранении выявленных нарушений законов и способствую­щих им обстоятельств.

3.Возбуждать производство об административном правона­рушении.

4.Возбуждать уголовное дело.

5.Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной ус­тановленной законом ответственности (дисциплинарной, матери­альной).

6.Освобождать лиц, незаконно подвергнутых административ­ному задержанию на основании решений несудебных органов.

7.Предостерегать должностных лиц о недопустимости нару­шения закона.

Прокурор в пределах своей компетенции также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленном порядке возме­щения материального ущерба, причиненного нарушением зако­на; обращаться в интересах государственных, кооперативных ор­ганов, общественных организаций и граждан с исковыми заявлениями в суды и арбитражные суды.

В ст. 6 Закона о прокуратуре закреплено принципиально важ­ное положение о том, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установ­ленный срок. Закреплено также, что неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а так­же уклонение от явки по их вызову влечет за собой установлен­ную законом ответственность, как правило, административную.

Многие права прокуроров являются вместе с тем и их обязаннос­тями. Например, из права прокурора истребовать для проверки со­ответствия законам правовых актов органов представительной и ис­полнительной власти вытекает его обязанность систематически проводить проверки законности этих актов, принимать меры к свое­временному выявлению и устранению нарушений, допущенных при издании указанных актов. Все рассмотренные выше полномочия прокуроров рассчитаны на активное их применение.

Активное, обоснованное применение прокурорами предоставлен­ных им полномочий позволяет своевременно выявлять и устранять нарушения законов, способствующие им обстоятельства, преду­преждать нарушения законов и тем самым способствует укреплению законности и правопорядка в регионах и в целом в стране.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.