Глава 3. Совершенствование финансовой системы Республики Казахстан — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Глава 3. Совершенствование финансовой системы Республики Казахстан

2019-12-17 1047
Глава 3. Совершенствование финансовой системы Республики Казахстан 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

          Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономического развития республики, обеспечение неуклонного роста национального дохода, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий, местных органов власти в производственном и социальном развитии.

   Состояние финансов определяется положение дел в экономике, и поэтому программы стабилизации должны предусматривать в первую очередь общеэкономические меры по повышению ее эффективности.

   В ряду этих мер- перестройка производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка, в основном за счет внутреннего производства.

    В числе финансовых мероприятий необходимых национализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики-ликвидация убыточного регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.

    На современном этапе развития казахстанской экономики финансовая система страны перешла на качественно новый уровень своего формирования. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.

    Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансовой системы на несколько лет. По основным показателям она отвечает всем международным стандартам.

    Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор.

    Общие банковские активы составляют порядка 10% ВВП республики. Национальный банк республики Казахстан (НБРК) аккумулирует достаточные средства для поддержания деятельности коммерческих банков страны В банковском секторе продолжается процессы консолидации, наряду с ликвидацией неустойчивых банков, а также приватизацией и поглощением отдельных банковских структур.

    В качестве основных приоритетов развития финансовой системы Казахстан на перспективу определены:

    Во-первых, совершенствование денежно-кредитной политики Республики Казахстан. В частности, определены новые направления денежно-кредитной политики, проводимой Национальным банком Республики Казахстан. Это переход на принципы инфляционного таргетирования, целью которого является снижение среднегодового уровня инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 4-5% годовых, а также совершенствование денежно-кредитной статистики в стране. Это мера будет способствовать повышению качества мониторинга финансового сектора.

    Активизируется работа по либерализации валютных отношений. В частности, планируется поэтапное снятие отдельных ограничений при проведении валютных операций, применение иных методов регулирования валютных операций в соответствии с требованиями времени международной политики.

    Вместе с тем необходимо отметить значительную работу Национального банка в приближении платежной системы Казахстана к стандартам Европейского союза, а также по внедрению и развитию новых видов платежных инструментов.

    Во-вторых, реформирование системы государственного регулирования финансового рынка по средством совершенствования работы системы консолидированного финансового надзора.

В рамках процесса реформирования будет проведена комплексная реализация системы методов и процедур надзора и регулирования финансового рынка для повышения уровня защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг и формирование стабильной инфраструктуры отечественного финансового рынка. В частности, ведется активная работа по разработке механизма оперативных действии при нарастании системного и возникновении кризисных ситуаций на всем финансовом уровне. Продолжается работы по дальнейшему внедрению международных стандартов регулирования отдельных сегментов финансового рынка, таких, как принципы Базельского комитета для банковской системы, требования Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) для страхового рынка, принципы регулирования рынков ценных бумаг Международной организации комиссий по ценным бумагам (ISOCO).

    В-третьих, совершенствование институциональной базы финансового рынка. Здесь предполагается построение трехуровневой системы кредитования, состоящей из банков, организаций, осуществляющих отдельные виды банковских услуг, т микрокредитных организаций.

    Активизируется работа таких институтов, как Казахстанская ипотечная компания, Фонд гарантирования ипотечных кредитов, Банк развития Казахстана, Жилищный строительный сберегательный банк. Одной из основных задач в деятельности данных институтов стала практическая реализация приоритетов Стратегии индустриально-инновационного развития.

    В-четвертых, активизация развития страхового рынка. В данном направлении основная цель состоит в формировании совершенной национальной страховой индустрии, активном использовании страхования как эффективного механизма защиты интересов хозяйствующих субъектов и населения от различных рисков.

    В-пятых, усиление потенциала рынка ценных бумаг. В рамках этого направления развития рынка ценных бумаг определен следующий ряд приоритетов, среди которых формирование внутренних институциональных инвесторов как главных субъектов процесса мобилизации и перераспределение свободных ресурсов в реальный сектор экономики. Также в числе приоритетных стоит задача расширения возможностей инвестирования. Основной задачей данного направления является создание условий для появления и становления новых финансовых инструментов, что будет способствовать появлению у инвесторов возможности перераспределения кредитных рисков путем диверсификации вложении, а у предприятия эмитентов – нового источника заимствований, представляющего достаточно дешевую альтернативу банковскому кредиту.

    В-шестых, гармонизация налогообложения участников финансового рынка и финансовых инструментов. Переход к стандартам Европейского Союза предполагает отмену налоговых льгот и преференций, которые в настоящее время существуют по разным финансовым инструментам.  Исключением при этом может быть только введение временных льгот для стимулирования развития какого-либо нового финансового инструмента, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики и финансового сектора.

      В-седьмых, активизация интеграции финансовой системы. В экономическом плане изолирование существование стран СНГ сопряжено созначительными издержками. Тем более, учитывая всю сложность складывающейся в данный момент ситуация в мировой экономике, вопросы создания единого экономического пространства и интеграции финансовой системы.

   В целом перспектива развития финансовой системы приведении всех его сегментов к международным стандартам в условиях предстоящей либерализации валютных отношений и возможного внедрения единого валютного пространства с отдельными странами.  Это обусловлено, прежде всего, существующим на сегодня устойчивой финансовой системой, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовым институтам в условиях свободной конкуренции.     

          

 

                                  

                                     Заключение

Финансовая система является системой интеграционного типа, характе­ризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) и тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с од­ной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому вы­ступают элементом системы этих отношений, с другой — представляют сис­тему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функцио­нальные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогно­зов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.

Помимо функционального критерия классификации финансовой систе­мы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участ­вующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему по звеньям.

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы выс­шего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе инте­грационный характер.

В рыночных отношениях функционирование экономики товарно-денежные отношения регулируются государством в гораздо меньшей степе­ни. Основные регуляторы — спрос и предложение товаров, работ, услуг. Вне товарных отношений финансы существовать не могут. Только при обмене произведенных товаров, услуг, их реализации за определенный денежный эквивалент у товаропроизводителей образуется денежная выручка. Из выручки от реализации продукции, работ, услуг должны быть выделены соответствующие фонды денежных средств, которые направляются на возмещение из­расходованных средств производства, оплату труда. А стоимость прибавоч­ного продукта должна быть распределена на части, удовлетворяющие экономическим интересам всех участников общественного производства, воспро­изводственной сферы, нетрудоспособных членов общества, для создания страховых фондов и ресурсов.

Для осуществления переориентации экономики необходимы крупные финансовые вложения, поэтому важными проблемами являются изыскание источников структурных преобразований, определение соотношения между средствами государства в виде бюджетных ассигнований и собственными средствами предприятий. Государственный бюджет в качестве инструмента управления экономи­кой оказывает интегрированное воздействие на общественное производство как фин.документ, как экономический рычаг; и как стимул.Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы. В нем находят взаимосвязь различные виды доходов, расходов и государственные займы. Доходная часть содержит перечень поступающих средств, а расходная - объединяет все виды производимых займов. Т.е. гос­бюджет - это экономическая категория, которая выражает производственные отношения в денежной форме, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и пере­распределения стоимости общественного продукта.

Государственный бюджет является инструментом осуществления госу­дарственной политики и основным источником денежных средств для реали­зации намеченных программ. Формирование доходной части имеет в на­стоящее время немало проблем, поэтому частые корректировки налогового законодательства, усугубляющие положение предприятий, негативным обра­зом влияют на процесс производства, а значит, на состояние госбюджета. Важным вопросом при составлении госбюджета являются направления расходования бюджетных средств, связанные с проведением финансово-бюджетной политики.

На уровне микроэкономики структуру финансовой системы составляют первичные финансы - на предприятиях и в домашних хозяйствах. Их финан­совая деятельность включает два момента: образование денежных средств (что происходит посредством начального распределения доходов) и расходо­вание таких средств. Доходы и расходы балансируются (уравновешиваются) следующим образом. На предприятиях состояние финансов отражается в счете прибылей и убытков (затрат). В домашнем хозяйстве полученные до­ходы (от использования факторов производства) сопоставляются с расходами (затратами на текущее потребление и сбережения).

Первичные финансы на уровне макроэкономики служат базой вторич­ных финансов государства. Они образуются в результате последующего рас­пределения (или перераспределения) доходов главным образом с помощью налогов. Налоги - обязательные платежи предприятий и населения, которые государство взимает с учетом величины первичных доходов.

Общественные финансы играют важную роль в росте государственного потребления, которое создает дополнительный спрос, расширяет внутренний рынок.

Под конец хотелось бы сделать личные выводы по данной работе:

Главная проблема в финансовой сфере, по моему мнению, заключается в том, что количественный рост доходной части бюджета Казахстана и всех других важных финансовых показателей достигается за счет падения курса тенге по отношению к доллару и за счет доходов от нефтедобывающей промышленности, что может привести к глубокому экономическому спаду, так как вся финансово-экономическая система зависит от котировки данного сырья на мировом рынке;

В Казахстане все еще так и не развита система кредитования малого бизнеса. Данная сфера экономики очень важна в рыночной экономике, так как на примере развитых стран видно, что она составляет большую часть ВВП. Сельское хозяйство после развала СССР оказалась в тяжелом положении, поэтому приоритетной задачей государства на данный момент заключается в кредитовании через банки второго уровня данной отрасли.

В Казахстане уже началось развитие таких важных финансовых инструментов как кредит, депозит и лизинг. В условиях рыночной экономики их роль заключается в ускорении формирования начального капитала, что очень важно в Казахстане, где ощущается нехватка в инвестициях.

Финансовый контроль в Казахстане осуществляют финансовая полиция и Министерство Финансов. На данный момент нормативно-правовая база касающиеся финансовых отношений все еще реформируется, но уже сложившихся положений достаточно для регулирования финансовых процессов в РК.

На сегодняшний день остро стоит вопрос о профиците государственного бюджета. Это говорит о плохо продуманной стратегии расходования средств.

Кроме того, несмотря на многократные повышения заработной платы работникам бюджетной сферы, в нашей республике по-прежнему сильна дифференциация денежных доходов населения. Урегулирование этого вопроса в будущем может привести к увеличению налоговых поступлений в бюджет РК.

Приоритетной задачей Республики Казахстан на сегодняшний день является, на мой взгляд, урегулирование вышеназванных проблем.


Список использованной литературы:

 

1. Финансовая система Казахстана. Зейнельгабдин А.Б.,  

                Астана -2008 г.

2.  Налоги РК и развитых стран. Нурумов А.А., 2005 г.

3. Основы финансов. Мельников В.Д., Алматы - 2007 г.

4. Банковское дело. Сейткасимов Г. С., 2007 г.

5. Налоги и налогообложение в РК. Нурхалиева Д.М., 2007 г.

6. Налоговое право РК. Худяков А.И.,2003 г.

7. Банковская система Казахстана. Сейткасимов Г.С., 2008 г.

8. Дробзина Л.А., Финансы – денежное обращение – кредит, М.: «Финансы», 1997 г.

9. Мамедов О.Ю., Современная экономика, Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998 г.

10. Мовсесян А., Современные тенденции развития мировой финансовой системы // Банковское дело в Москве, 2000 г., №10

11. Рижинс С., Основы реальной экономики, http://chat.ru/~rigins/ore1.htm

12. Родионова В. М., Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы, 1994 г., № 8

13. Строев Е., О новых ориентирах экономической политики // Вопросы экономики, 1998 г., №5

14.  Сахариев С.С., Сахариева А.С., Финансы,Алматы 2004 год

15.  Финансы под редакцией Лушина С.И., Слепова В.А.,2003 год

16. Дроздов Г.Н. Общая теория финансов. - М., 1996 г.

17. Артеменко Г.Н. Финансовый анализ. - М., 1998 г.

18. Ефимов Т.П. Финансовый контроль. - М., 1998 г.

19. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997 г.

20.  Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Ё.А. - Киров: АСА, 1998г.

21.  Шеремет А.Д.. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998г.

22. Послание президента Республики Казахстан народу Казахстана.

23. Стратегия развития 2030


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.