Урок решения цепочки экспериментальных задач — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Урок решения цепочки экспериментальных задач

2019-12-17 117
Урок решения цепочки экспериментальных задач 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Весь новый материал разбит на ряд фрагментов. Перед каждым ставится вопрос, и ученики в ответ на него выдвигают свои гипотезы, а затем экспериментально проверяют их; вывод формулируется в ходе обсуждения. После получения ответа на первый вопрос задается новый; процесс повторяется. Исследование проходит по схеме:        

Вопрос 1 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 1;

Вопрос 2 → ответ-гипотеза → эксперимент для проверки гипотезы → вывод 2.

Завершается процесс и урок общим выводом.

Урок данного типа я проводил по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» в 9А классе. Перед учащимися была поставлена проблема: чем отличается арифметическая прогрессия от геометрической. У ребят возникает вопрос, а как действительно отличить арифметическую прогрессию от геометрической? Учащиеся выдвигают гипотезы, проверяют гипотезы, делают выводы. Разрабатывают сценарий эксперимента, проводят его, учащиеся учатся работать в парах, развивается самостоятельность, творческие способности. Процесс освоения материала построен по циклу научного познания, в деятельности учащихся присутствуют теоретический и практический компоненты.

Урок сотрудничества и экспериментов учащихся

Тема урока разбивается на ряд небольших и разных экспериментальных задач, решение которых поручается отдельным группам. Полученные результаты учащиеся докладывают классу, и на их основе формулируется общий вывод.

Так, при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» я разделил учащихся на группы, выдал задания по выяснению отличительных признаков арифметической прогрессии и геометрической прогрессии. Каждая группа собирает информацию, проводит исследование, отмечает отличительные признаки, сравнивает их и делает вывод. По окончании работы учащиеся описывают кратко методику исследования и полученные результаты.

Этот вид урока очень похож на урок решения цепочки решения экспериментальных задач, но полученные данные могут применяться и при более сложных лабораторных работах, требующих значительных временных затрат.

Урок – диспут

Заранее объявляется тема урока, класс делится на две группы: пессимистов, которые высказывают отрицательные, негативные идеи по предложенной теме, и оптимистов, которые ищут положительные доводы.

В ходе подготовки к уроку задействованы умения отыскивать источники информации и выбирать из них требуемые факты. Данный тип урока я так же провел по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии».

 

 

2.2 Результаты формирующего и контрольного экспериментов

Разработанная методика была апробирована на параллели 9-х классов МБОУ СОШ №3 г. Канска в 2019-2020 учебном году.

Экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольно-оценочного.

Констатирующий этап

Целью этого этапа являлось выявление уровня сформированности исследовательских навыков учащихся параллели 9-х классов на начало 2019-2020 учебного года

Методика оценивания исследовательских умений школьника (по 7-балльной шкале)

Кроме этого, учащимся было предложено решить ряд задач.

Для апробации методики был взят 9В класс, в котором учащиеся наиболее низко оценили свои исследовательские умения и наименее успешно справились с полученными заданиями (процент решения заданий – 11%). В качестве контрольной группы были выбраны 9А и 9Б классы, как классы с более высоким уровнем сформированности исследовательских умений по оценке самих учащихся и учителя, что подтвердилось более успешным решением предложенных задач (процент решения заданий – 43%).

Формирующий этап

В 2019–2020 учебном году была осуществлена частичная апробация методик по организации внедрения системно-деятельностного подхода для учащихся в 9А и 9Б классах. В течение учебного года учащимся на уроках предлагалось, помимо стандартных заданий, решать задачи бытового характера.

В результате этой работы, трое учащихся данных классов вошли в сборную школы для участия в математических олимпиадах и в составе команды принимали активное участие в олимпиадах районного, городского и всероссийского уровня.

Контрольно-оценочный этап

На контрольно-оценочном этапе эксперимента мы поставили цель – сравнить уровень системно-деятельностного подхода у учащихся на конец 2019-2020 учебного года.

Гипотезой данного этапа исследования стало предположение о том, что если в процессе изучения математики в 9 классах использовать специальным образом составленные учебно-бытовые задачи и методические средства организации учебно-бытовой деятельности учащихся, направленные на включение учащихся в этот вид деятельности, то это будет способствовать повышению уровня их системно-деятельностного потенциала.

Для этого учащимся вновь было предложено оценить свои умения по методике О.Б. Даутовой, а так же решить ряд задач исследовательского характера.

Повторная диагностика показала, что 87% учащихся 9А и 9Б классов отметили у себя повышение навыков системно-деятельностного подхода, в то время как у контрольной группы (9В класс) повышение составило 9%. Кроме того, в 9А и 9Б классах процент решения бытовых задач вырос до 38%, а в 9В классе процент решения составил 46%.

 

 

Заключение

 

Системно-деятельностный подход в обучении – это освоение деятельностью: исследовательской; творческой; поисково-конструкторской и т.д. Попутно освоению деятельности ребенок формирует собственную ценностную систему, которая социально поддерживается.

Системно-деятельностный подход в обучении школьников – не новообретение современности.

Сама идея, рассматривающая учение как деятельность, выдвинута западным исследователем Дьюи. Ученый и сформулировал главные принципы деятельностного подхода.

В федеральном государственном образовательном стандарте определены требования к результатам, которые должны быть освоены обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. В стандарте выделены требования к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Для основного общего образования разработана программа развития универсальных учебных действий, в которой выделены следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

При обучении математике в контрольной группе применялась стандартная, утвержденная министерством образования методика обучения, а в экспериментальной группе при обучении и мы активно использовали системно-деятельностный подход на разных этапах уроках, для решения разнообразных задач урока.

В экспериментальной группе после формирующего эксперимента увеличилось количество человек, имеющих очень высокий уровень обученности математике на 87 %, увеличилось количество человек, имеющих высокий уровень обученности на 38 %, уменьшилось количество человек, имеющих низкий уровень обученности на 16 % и количество человек, имеющих очень низкий уровень обученности на 12 %.

Явно видно, что в экспериментальной группе произошли значительные изменения.

Следовательно, можно говорить о том, что использование системно-деятельностного подхода при обучении математике в старших классах общеобразовательной школы оказывает положительное влияние на уровень обученности математике учащихся старших классов.

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.