Сущность рыночных отношений. Закон спроса. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Сущность рыночных отношений. Закон спроса.

2019-12-17 211
Сущность рыночных отношений. Закон спроса. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен то­варов, экономисты сформулировали закон спроса.    Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен — к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Ц1
Ц0
0

Рисунок 2.1.№1. Кривая спроса.

Таким образом, в сущности закона спроса лежит, во-первых, психология по­купателя, которая заключается в том, что большие объемы кон­кретного товара покупаются по более низкой цене, чем более высокой. Подтверждение этому – кривая спроса (рисунок 2.1.№1). Во-вторых, подчинения потребления принципу убывающей пре­дельной полезности, в соответствии с которой последующие единицы конкретного товара приносят все меньше и меньше удовлетворения. Например, второй телевизор не так полезен в доме, как первый, поскольку основные потребности удовлетво­рены. В-третьих, действие закона спроса связанно с эффектом дохода, выражающегося в том, что при прочих равных условиях и постоянном доходе покупатель по более низкой цене может обрести больше данного товара. Напротив, более высокая цена приводит к снижению покупательского спроса. [9-10;2]

Предположим, на молочной ферме обеспеченность собственными фуражными кормами ниже нормального уровня. Произведенных кормов хватит только для того, чтобы удовлетворить минимальные потребности молочного стада. Руководитель хозяйства считает, что недостаток фуража в рационе можно компенсировать другими источниками белка. Он принимает решение купить сено по цене Ц0. Однако если цена на сено увеличится до уровня Ц1, придется сократить его закупки и докупить другие, более дешевые корма. Если большинство руководителей хозяйство отреагируют на повышение цен подобным образом, спрос на сено снизится с К0 до К1.

Как видим, уровень спроса связан с количеством продукции на рынке и ценами на нее. Кроме того, на спрос влияют такие факторы, как число потребителей, их доходы и вкусы, наличие товаров-конкурентов.

Они могу  вызывать изменение спроса, даже если цена на продукцию остается постоянной, и поэтому называются факторами сдвига спроса.

Если изменение спроса на товар графически отображается перемещением вдоль кривой спроса «Д», то действие факторов сдвига спроса означает перемещение самой кривой влево или вправо. Возвращаясь к примеру с молочной фермой, предположим, что на рынке появился продавец, предлагающий сено такого же качества, что и другие продавцы, но по более низкой цене. Соответственно спрос на товар других продавцов снизится, и кривая сдвинется влево.

Факторы сдвига спроса оказывают влияние также на рынки сырья и услуг. Так, перерабатывающие предприятия приобретают сырье у производителей, перерабатывают его и продают готовую продукцию розничным торговцам, поэтому рыночные цены на сырье в значительной степени зависят от рыночных цен на готовую продукцию. Если, например, повышаются розничные цены на мясные и молочные продукты, то соответственно сельскохозяйственные предприятия стремятся дороже продать скот и молоко. [46; 21]

Таким образом, це­на слу­жит са­мой важ­ной де­тер­ми­нан­той ко­ли­че­ст­ва лю­бо­го по­ку­пае­мо­го про­дук­та, но су­ще­ст­ву­ют, как уже говорилось выше и дру­гие фак­то­ры, ко­то­рые влия­ют на по­куп­ки. Они на­зы­ва­ют­ся не­це­но­вы­ми де­тер­ми­нан­та­ми. Рассмотрим их подробнее:

1. По­тре­би­тель­ские вку­сы. Бла­го­при­ят­ное для дан­но­го про­дук­та из­ме­не­ние по­тре­би­тель­ских вку­сов или пред­поч­те­ний бу­дет оз­на­чать, что спрос воз­рос по ка­ж­дой це­не. Не­бла­го­при­ят­ные пе­ре­ме­ны в пред­поч­те­ни­ях по­тре­би­те­лей вы­зо­вут умень­ше­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во (рис. 2.1 №2). Тех­но­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния в ви­де про­яв­ле­ния но­во­го про­дук­та спо­соб­ны при­вес­ти к из­ме­не­нию по­тре­би­тель­ских вку­сов. При­мер: фи­зи­че­ское здо­ро­вье ста­но­вит­ся все бо­лее по­пу­ляр­ным (во всяком случае, на Западе), а это по­вы­ша­ет спрос на крос­сов­ки и ве­ло­си­пе­ды.

2. Чис­ло по­ку­па­те­лей. Уве­ли­че­ние на рын­ке чис­ла по­ку­па­те­лей обу­слав­ли­ва­ет по­вы­ше­ние спро­са. А умень­ше­ние чис­ла по­тре­би­те­лей на­хо­дит от­ра­же­ние в со­кра­ще­нии спро­са. При­ме­р: бум рождаемости после второй мировой войны повысил спрос на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.

3. До­ход. В от­но­ше­нии боль­шин­ст­ва то­ва­ров по­вы­ше­ние до­хо­да при­во­дит к уве­ли­че­нию спро­са.

То­ва­ры, спрос на ко­то­рые из­ме­ня­ет­ся в пря­мой за­ви­си­мо­сти с из­ме­не­ни­ем де­неж­но­го до­хо­да, на­зы­ва­ют­ся то­ва­ра­ми выс­шей ка­те­го­рии, или нор­маль­ны­ми то­ва­ра­ми.

То­ва­ры, спрос на ко­то­рые из­ме­ня­ет­ся в про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, то есть воз­рас­та­ет при сни­же­нии до­хо­дов, на­зы­ва­ют­ся то­ва­ра­ми низ­шей ка­те­го­рии.

При­ме­р: увеличение доходов повышает спрос на такие товары, как сливочное масло, мясо, и снижает спрос на ношеную одежду.

4. Це­ны на со­пря­жен­ные то­ва­ры. При­ве­дет ли из­ме­не­ние це­ны на со­пря­жен­ный то­вар к по­вы­ше­нию или сни­же­нию спро­са на рас­смат­ри­вае­мый про­дукт, за­ви­сит от то­го, яв­ля­ет­ся ли этот род­ст­вен­ный то­вар за­ме­ни­те­лем на­ше­го про­дук­та (взаи­мо­за­ме­няе­мым то­ва­ром) или со­пут­ст­вую­щим ему (взаи­мо­до­пол­няю­щим то­ва­ром). Ко­гда два про­дук­та взаи­мо­за­ме­няе­мы, ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет пря­мая связь. Ко­гда два то­ва­ра яв­ля­ют­ся взаи­мо­до­пол­няю­щи­ми, ме­ж­ду це­ной на один из них и спро­сом на дру­гой су­ще­ст­ву­ет об­рат­ная связь. Мно­гие па­ры то­ва­ров яв­ля­ют­ся не­за­ви­си­мы­ми, са­мо­стоя­тель­ны­ми то­ва­ра­ми, из­ме­не­ние це­ны на один очень ма­ло по­влия­ет или во­все не по­влия­ет на спрос на дру­гой. При­ме­ры: сни­же­ние та­ри­фов на пас­са­жир­ские авиа­пе­ре­воз­ки со­кра­ща­ет спрос на по­езд­ки ав­то­бус­ным транс­пор­том; со­кра­ще­ние це­ны на ви­део­маг­ни­то­фо­ны по­вы­ша­ет спрос на ви­део­кас­се­ты. [67;4]

5. Ожи­да­ние. По­тре­би­тель­ские ожи­да­ния от­но­си­тель­но бу­ду­щих цен на то­ва­ры, на­ли­чие то­ва­ров и бу­ду­ще­го до­хо­да спо­соб­ны из­ме­нить спрос. Ожи­да­ние па­де­ния цен и сни­же­ния до­хо­дов ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры. Об­рат­ное ут­вер­жде­ние так­же вер­но. При­мер: не­бла­го­при­ят­ная по­го­да в Юж­ной Аме­ри­ке по­ро­ж­да­ет ожи­да­ния в бу­ду­щем бо­лее вы­со­ких цен на ко­фе и тем са­мым по­вы­ша­ет те­ку­щий спрос на не­го. [65-66;1]


 

 


Рисунок 2.1.№2. Увеличение и уменьшение спроса

При росте цен на определенные товары наблюдался рост спроса, вместо ожидаемого уменьшения. Впервые на эту группу товаров обратил внимание английский экономист Роберт Гиффен (1837-1910). Эти товары получили название благ низшего порядка предполагается, что он описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто. И если происходит рост цен на картофель, то бедная семья вообще вынуждена будет отказаться от покупки мяса.[45;1]

Эластичность спроса

 

Для того, чтобы боле полно понять взаимосвязь цены и спроса необходимо обратиться к такому понятию как эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса.

  Ценовая эластичность

Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют эластичным (рисунок 2.2.№3).

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос неэластичный (рисунок 2.2.№4).

Когда процентное изменение цены и последующее изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью (рисунок 2.2.№5).

 

 


Рисунок 2.2.№3 Эластичный спрос


 

 


Рисунок 2.2.№4. Неэластичный спрос

 

 

 


Рисунок 2.2.№5. Спрос с единичной эластичностью

 

 


                    Рисунок 2.2.№6 Совершенно неэластичный спрос

Если изменение цены, не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным (рисунок 2.2.№6).

Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным (рисунок 2.2.№7).

 

 

 


Рисунок 2.2.№7. Совершенно эластичный спрос

 

Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности, который определяется по формуле:

Существуют факторы ценовой эластичности спроса:

1. Заменяемость. Чем больше хороших заменителей данного продукта предлагается потребителю, тем эластичнее бывает спрос на него. Эластичность спроса на продукт зависит от того, насколько узко определены границы этого продукта.

2. Удельный вес в доходе потребителя. Чем больше места занимает товар в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше эластичность спроса на него.

3. Предметы роскоши и предметы необходимости. Спрос на предметы необходимости обычно является неэластичным, спрос на предметы роскоши обычно эластичен.

4. Фактор времени. Спрос на продукт более эластичен, чем длиннее время для принятия решений. Это зависит от привычек потребителя, долговечности продукта.

Совокупный спрос.

 

Изучая такое явление как «спрос», нельзя не обратить внимание на понятие совокупный спрос. Подробно на нем мы останавливаться не будем, но краткую характеристику дадим. Можно сказать, что совокупный спрос – сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Из этого вытекает также следующее: совокупный спрос - модель, представляющая различные объёмы товаров и услуг (т.е. реальный объём производства), которые потребители могут и готовы приобрести при любом уровне цен.

Покупателями на рынке благ являются четыре макроэкономических субъекта: домохозяйства, фирмы, государство и заграница. Следовательно, необходимо определить объём спроса каждого из них.

Спрос домашних хозяйств доминирует на рынке благ. На него приходится объём больше половины конечного совокупного спроса. Выделяют следующие факторы, определяющие спрос домохозяйств на рынке благ:

1) доход от участия в производстве,

2) налоги и трансфертные платежи,

3) размер имущества,

4) доход с имущества,

5) степень дифференциации населения по уровню доходов и размеру имущества,

6) численность населения.

Два первых фактора объединяются в понятие «располагаемый доход». Два последних в коротком периоде являются экзогенными параметрами. В зависимости от того, какой фактор считать наиболее значительным, можно построить разные виды функции спроса домашних хозяйств на рынке благ, которые называются «функциями потребления».

Дж.М. Кейнс вывел четыре правила совокупного потребления:

1) Он исходил из так называемой гипотезы абсолютного дохода, в соответствие с которой потребление домашних хозяйств зависит от абсолютной величины их текущего дохода.

2) Величина предельной склонности к потреблению (Су = D С/ D у) показывает, на сколько увеличится потребление при увеличении текущего дохода на единицу и находится в пределах от 0 до 1, т.е. 0<Cу< 1.

3) По мере роста располагаемого дохода снижается средняя норма потребления (доля потребления в доходе - С/у) (рис. 2.4.№8).    

Отсюда следует, что расширение производства потенциально содержит в себе возможность возникновения перепроизводства, так как уменьшение средней нормы потребления означает, что всё меньшая часть произведённой продукции потребляется домохозяйствами.

                С/y

                                                          

                                                     

                                                            C/y

                                                                                                              у

 

Рис. 2.4.№8. График средней нормы потребления как функции от

 дохода

4) С ростом дохода предельная склонность к потреблению падает.

Таким образом, характер Кейнс выводит из «основного психологического закона», который он формулирует так: «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растёт доход».

Дж.М. Кейнс далее выводит функцию зависимости потребления от величины текущего дохода, но мы ограничимся выше изложенным. [77;19]

 

Оценка рыночного механизма

 

Теперь, когда мы определили и раскрыли основные элементы рыночного механизма (в связи с тематикой работы раскрыли только один элемент), обозначили такие понятия как «Совокупный спрос», «Эластичность спроса», в заключение второй главы работы, в качестве подведения некоторого итога  думаю, необходимо, определить какие же преимущества и недостатки имеются у рыночной системы. То есть дать ей оценку.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

1) эффективность в распределении экономических ресурсов;

2) гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

3) организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

4) экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

1) ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

2) экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

3) социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

4) естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики – органическое продолжение ее преимуществ, т.е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией – это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем "товар с нагрузкой", что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность, и способствует общественному прогрессу.


III Глава. Краткий обзор информации по реализации произведенной продукции в целях изучения спроса на примере ЗАО «Рюрик»

 

Для того, чтобы наглядно увидеть влияние цены, а также доходов предприятия на спрос, мы решили показать реальное положение, существующее в действительности, точнее существующее не так давно на примере предприятия ЗАО «Рюрик», которое планировало производить колбасные изделия (данные взяты из бизнес – плана ЗАО «Рюрик»).

Чтобы начать производить продукцию, как уже было сказано выше, необходимо знать, нужен ли продукт в данной местности и имеющиеся рынки сбыта. В связи с этим следует проанализировать конкурентный рынок и цены на данный вид продукции. Для этого приводится таблица 3.№1.

Оптовые и розничные цены на мясную продукцию по состоянию на октябрь 2004 г., руб./кг.

Таблица 3.№1

Производитель

Оптовые цены

Розничные цены

полукопченая вареная деликатесы полукопченая вареная деликатесы
ЗАО Краснодонское 90 70 150 110 90 160
Красноармейский МСК 90 80 150 110 95 170
Волжский МСК 110 90 160 130 100 180
Царь-Продукт 125 100 170 140 115 190
АО "Ансей" ВМК 100 80 160 120 100 180

 

Ведь, если много производителей данного продукта, то по какой причине будут покупать именно твой. Поэтому необходимо, чтобы он чем-либо отличался от всех остальных: упаковка играет большую роль, реклама, качество, цена и др.

Из данных таблицы, мы видим, что наиболее низкую розничную цену, например на полукопченую колбасу, имеют предприятия ЗАО Краснодонское и Красноармейский МСК. Из этого следует по закону спроса, что наиболее покупаемой будет колбаса именно этих предприятий.

Чтобы колбасные изделия ЗАО «Рюрик» покупались, нужно, хотя бы, на первых этапах в первую очередь снизить цену на товар путем собственных издержек, что и планирует сделать предприятие.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.