Работа над образом и осмысление авторской позиции в эпическом произведении — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Работа над образом и осмысление авторской позиции в эпическом произведении

2019-12-17 191
Работа над образом и осмысление авторской позиции в эпическом произведении 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Для того чтобы знания учащихся о художе­ственном образе и его особенностях (композиции об­раза, его типичности, художественных средствах) ока­зались действенными, необходимо формировать соот­ветствующие интересы в процессе учебной работы на­чиная с V класса. Следовательно, задачей преподава­теля литературы средней школы должно явиться не только сообщение соответствующих знаний, но и фор­мирование необходимого отношения к ним. Из исследо­вания явствует также и то, что понятие типического, в основном присущее подлинному художественному об­разу, выпадает из сферы анализа в средних классах, по­скольку лишь начинает формироваться в V—VII классах

При характеристике героя главное значение будет иметь анализ действий и поступков его, раскры­вающих идейную направленность и помогающих дать ему нравственную оценку, выявление его немногих инди­видуальных черт, и лишь постепенно у учащихся воз­никает интерес к средствам художественной изобрази­тельности. Прав В. И. Сорокин, который считает, что первая задача преподавателя литературы при анализе образа—добиться того, чтобы учащиеся «почувствовали в нем- живого человека». Таким путем в известной мере будет осуществлен и принцип связи обучения с жизнью. Вряд ли только (в отношении средних классов) можно требовать раскрытия образа «во всем многообразии тех черт его характера, которые изобразил художник». Эта задача поставлена исследователем без учета возрастной специфики учащихся средних классов, которым присуще, как мы видели выше, внимание к одной-двум чертам главного героя, проявляющимся в его действиях и по­ступках. Поэтому вряд ли можно говорить, как это делает автор исследования «Анализ литературного произведения в средней школе», что «во всех случаях методика анализа образа-персонажа должна строиться так, чтобы ученики чув­ствовали всю полноту человеческого характера, отра­женного в данном образе. Без этого он неизбежно пре­вращается в схему». Автор сам далее возражает против распыления художественного образа, состоящего в том, что характеристика героя превращается в своеобразный перечень его черт (являющихся «извлечением» из его поступков, добавим мы), не скрепленных «единой ве­дущей идеей, основной чертой данного характера, вы­ражением которой служат все частности...»

Против такого «прейскуранта» черт в характери­стике героя и возражают теперь почти все преподава­тели-методисты, общественники, критикующие методику преподавания литературы в школе. Если учащиеся, ограничиваясь главными, ведущими чертами героя, ил­люстрируют их его действиями и поступками, тем са­мым отпадает всякий схематизм.

В этом отношении, думается, прав В. В. Голубков, когда считает, что «основным принципом чаще всего бывает выделение несколь­ких «крупных черт», внутренне между собой связанных, определяющих все поведение героя и характерных для его времени и общественной среды... Реже учащиеся имеют дело с героями, изображение которых построено па превалировании одной господствующей черты»[12,129]. Очевидно, что в этих высказываниях идет речь не о схеме, а о живом характере, который проявляет себя в различных ситуациях и действиях.

Все исследователи подчеркивают, что каждый худо­жественный образ представляет типическое обобщение, которое раскрывается автором в соответствующих приемах типизации. Естественно, что это хорошо должно быть известно учителю и к раскрытию этих типических для своей эпохи черт характера и должна быть направлена характеристика.

Поэтому характеристика, которую учащиеся средних классов с трудом осваивают как рас­суждение с элементами описания, обычно представляет собой изложение событий и поступков героя, иллюстри­рующих или доказывающих основные его черты, основ­ную идейную направленность его характера. Типические обстоятельства, которые обусловливают типический ха­рактер, в свою очередь не могут быть оторваны от него: раскрывая их, учащийся неизбежно говорит и о типиче­ском характере.

Вот почему, знакомясь с поступками и поведением героя, учащиеся сами, не сознавая этого, не давая себе отчета, уже постигают определенный тип жизни, типи­ческий характер. Лишь постепенно, опираясь на отдель­ные художественные образы, можно в V классе подво­дить учеников к формированию понятия типического, объясняя его прежде всего как обобщение множествен­ного, характерного, распространенного.

При работе над характеристикой не следует увле­каться чрезмерным логизированном, составлением планов, перечислением черт характера. Правильно, ду­мается, поступают те преподаватели, которые первона­чально предлагают учащимся рассказать то, что они знают о герое, а затем, ставя несколько вопросов типа «почему, зачем», подводят их к раскрытию основных черт и идейной направленности характера.

Очень неплохо в V—VI классах прибегать при ха­рактеристике к устному и даже живописному рисова­нию, как это практикуют учителя III—IV классов шко­лы. Словом, задача заключается в том, чтобы гармонично раскрыть «мысль и чувство образа», прибегая и к логическому анализу, и к эмоциональному восприятию образа.

При помощи выразительного чтения и задушевной беседы нетрудно будет добиться от учеников такого гар­монического восприятия и усвоения. Большую помощь могут в данном случае оказать смежные искусства — живопись (наглядные пособия), кино, театр.

Таким образом, основным в анализе должно явиться целостное восприятие содержания через художествен­ный текст. Это значит, что учащиеся не только рацио­налистически анализируют текст,.размышляют над ним, привлекая, жизненные впечатления и по­лученные знания, но и по возможности синтезируют свои впечатления, полно переживают художественные обра­зы. Вот почему необходимо после анализа обязательно потребовать от учащихся целостной, окрашенной отно­шением ученика устной или письменной характеристики рассмотренного образа-персонажа. Такой характери­стике должен учить преподаватель, заканчивая анализ образа живым, синтезирующим его черты рассказом о поведении и поступках героя, добиваясь, чтобы в созна­нии учащихся после анализа оставался целостный, эмо­ционально окрашенный живой портрет героя, близкий и интересный для рассказчика. Именно такого яркого, вдохновенного рассказа о герое произведения должны мы добиваться от школьников в результате работы над художественным образом, а не рационалисти­ческого, равнодушного «перечисления» черт его харак­тера.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.