Инновации в системе экономики, основанной на знаниях — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Инновации в системе экономики, основанной на знаниях

2019-12-17 158
Инновации в системе экономики, основанной на знаниях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Появление концепции формирования экономики, основанной на знаниях, связано с развернувшейся в конце 70-х — начале 80-х годов двадцатого столетия второй волной научно технической революции, которая обозначила переход от индустриального к информационному технологическому способу производства. Причиной появления этих концепций явилась новая информационная технологическая парадигма, охватившая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменив её масштаб, динамику и внутреннее содержание. Новая теория показала, что смена индустриальной экономики информационной не является историческим эквивалентом перехода от аграрной к индустриальной экономике. В рамках новой парадигмы основные отрасли экономики определяются как информационные, основанные на наукоёмких и компьютерных технологиях, конкурентоспособности и гибкости. Такие изменения структуры современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, определивший переход от «материальной» к «интеллектуальной» экономике, «экономике, базирующейся на знаниях».

Понятие «экономики, основанной на знаниях» или интеллектуальной экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе, отражает признание того, что научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития. В связи с этим в научных, деловых, профессиональных кругах стали изучаться знания, информация, нововведения, инновации с позиции их роли в развитии экономики. Новые явления стали определять полноценные условия для формирования и развития секторов российской экономики. При этом многие из них не используют достижения науки и техники и находятся в депрессивном состоянии. Это обусловлено рядом причин. В частности, правовое обеспечение деятельности в сфере экономики, основанной на знаниях, содержит многочисленные упущения. До сих пор отсутствует нормативная база, необходимая и достаточная для нормального протекания научно-исследовательского процесса и внедрения его результатов. Нет, например, основного закона о нововведениях. Не отработан в юридическом плане «режим наибольшего благоприятствования» для инвестиций в экономику знаний. Хотя на федеральном уровне понимают, что задача формирования данной сферы экономики является одним из важнейших направлений государственной политики в области развития науки и технологии.

Данная глава посвящена исследованию научно-методологической базы экономики, основанной на знаниях, её инфраструктуры и функций. Представлен анализ основных понятий, связанных с деятельностью по созданию знания в той последовательности, которая показывает, как экономика, основанная на знаниях, формирует информационную экономику, а та, в свою очередь, является основой для инновационной экономики.

Первоначально исследуется роль знания и информации в развитии современной экономики. Затем рассматривается система, в которой производится знание и информация, а также её структура и функции. Выявляются сильные и слабые звенья системы, обслуживающей экономику, основанную на знаниях, в условиях радикальных трансформаций в нашей стране. Особое внимание уделяется инфраструктуре, функционирование которой определяет, в свою очередь, наличие соответствующего «поля» или условий для деятельности по созданию знания, информации и нововведений. Далее устанавливается соответствие процесса создания знания с общественным воспроизводством с выделением последовательных его стадий.

 

 

 


Рисунок 1 — Последовательность исследования основных понятий

Одновременно рассматриваются виды продуктов воспроизводственной деятельности инфраструктуры, которые являются формой проявления знания или результатов его приложения. Основное внимание уделяется понятию инфраструктуры экономики, основанной на знаниях, где воспроизводится непосредственно знание, а также условия его создания. Далее рассматриваются особенности её функционирования в «увязке» с современными условиями воспроизводства, в том числе регионального. Поскольку носителем знания и научной информации выступает человек, то в этом качестве он создаётся в образовательной сфере экономики. В связи с этим необходимым условием современного регионального воспроизводства становится университет. При этом выявляется вся система отношений между участниками деятельности по поводу воспроизводства знания. Помимо всего, анализ охватывает и такие понятия, как воспроизводственная система, воспроизводственный потенциал, воспроизводственный процесс экономики, основанной на знаниях; субъекты экономических отношений в сфере воспроизводства знания и др. Ниже изучение курса углубится в сферу инновационной экономики, и будет показана логика и взаимосвязи посредством понятий инновационной системы, инновационного потенциала, субъектов инновационной деятельности и т. д.

Внимание научной общественности к нововведениям и их роли в развитии экономики привлёк Й. Шумпетер, показав, что их источником является научно-исследовательская деятельность корпораций, являющаяся главным фактором конкуренции. При этом главной доминантой становится творчество человека, новатора-предпринимателя, способного воплотить новые идеи в эффективные экономические решения.

Пятьдесят лет назад американский экономист Р. Солоу обнаружил в послевоенной экономике США примечательную зависимость: увеличение используемого капитала давало 12,5 % прироста продукции, а остальные 87,5 % были результатом технологических сдвигов. Вслед за ним целый ряд исследователей, как экономистов, так и специалистов, изучающих развитие техники, пришли к пониманию того, что основа промышленного роста — нововведения.

Таким образом, инновационной экономика становится не сама по себе, а формируется лишь на основе высокой степени организации знания или в условиях «экономики, основанной на знаниях». Информационная экономика, появляющаяся вслед за ней, обусловлена выделением и широким использованием нового фактора производства — информации. Когда продуктом общественного воспроизводства на основе использования современной информации и знания становятся нововведения или инновации, то их производство, распределение, обмен и потребление свидетельствуют о наличии инновационной экономики. Она определяет полноценные условия для формирования и развития всех секторов экономики, в том числе находящихся в депрессивном состоянии.

 

Общие признаки инноваций

 

В повседневной практике, как правило, отождествля­ют понятия новшество, новация, нововведение, иннова­ция, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распро­странению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Общеизвестно, что переход от одного качества к дру­гому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финан­сов и т. п.). Процесс перевода новшества (новации) в но­вовведение (инновации) также требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как системы экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными факторами инновационной деятельности выступают новшества. Новшества фор­мируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) рынок чистой конкуренции нововведений. Эти три ос­новных компонента и образуют сферу инновационной деятельности

Под инновациями в широком смысле понимается при­быльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организаци­онно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, адми­нистративного или иного характера.

Период времени от зарождения идеи, создания и рас­пространения новшества и до его использования приня­то называть жизненным циклом инновации. С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инноваций рассматривается как инновационный процесс.

В теории и практике нет единого подхода к составу этапов жизненного цикла продукта и, тем более, вида услуг. В методологии комплексной системы управления а качеством продукции (КС УКП), которая широко исполь­зуется в странах СНГ, рассматривается четыре стадии жизненного цикла продукта: исследование и разработка: изготовление; обращение и реализация: эксплуатация и потребление.

Рынок новшеств (новации). Основным товаром рынка является научный и научно-технический резуль­тат - продукт интеллектуальной деятельности, на кото­рый распространяются авторские и аналогичные права, оформленные в соответствии с действующими междуна­родными, федеральными, корпоративными и другими за­конодательными и нормативными актами.

Научно-техническая деятельность имеет целью полу­чение, распространение и применение новых знаний в сфере решения технологических, инженерных, экономи­ческих, социальных и гуманитарных проблем, обеспече­ние функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Предприни­мательство можно определить как творческую деятельность деловых людей, на­правленную на поиск новых сфер вложения капитала, созда­ние новых и совершенствование имеющихся продуктов, про­изводств, организаций, развитие собственных преимуществ, эффективное использование различных возможностей для получения прибыли. Следует отметить, что всякий предпри­ниматель выступает в качестве делового человека, но не вся­кий деловой человек может быть отнесен к категории пред­принимателей, так как предпринимательство характеризуется обязательным вовлечением в свою деятельность инновацион­ного момента — будь то производство нового для рынка това­ра, смена профиля деятельности или основание нового пред­приятия. Причем новая организация управления производст­вом, качеством, внедрение новых методов организации про­изводства или новых технологий также относятся к иннова­ционным моментам.

Производственное предпринимательство — это экономи­чески активная деятельность субъектов рыночной экономи­ки, предметом которой является производство товаров, выпол­нение работ и оказание услуг, подлежащих последующей реа­лизации потребителям. При этом функция производства яв­ляется определяющей. Сточки зрения общества в целом, про­изводственное предпринимательство имеет приоритетное зна­чение, поскольку общественное богатство зависит от состоя­ния дел в сфере материального, научно-технического и сер­висного производства.

Кроме этого, предпринимательская деятельность в сфере производства товаров может носить основной или вспомога­тельный характер. К основным относятся те виды предприни­мательской деятельности, результатом которых является про­изводство товара, готового к потреблению. К вспомогатель­ным относятся виды предпринимательской деятельности, цель которых сводится к разработке и передаче непосредственным товаропроизводителям способов, методов, приемов, примене­ние которых в процессе производства воздействует на повы­шение качественных и количественных характеристик произ­водимого товара. Сюда же относятся предпринимательские фирмы, результатом деятельности которых является разработ­ка и передача непосредственным товаропроизводителям но­вой техники, технологии или научно-технических разработок, оказание услуг производственного характера (строительные работы, транспортные услуги и др.).

В экономической литературе выделяются две модели пред­принимательства: классическая и инновационная. Классиче­ская модель предпринимательства (традиционное, репродук­тивное, рутинное предпринимательство). При этом предпри­ниматель стремится организовать работу с расчетом на мак­симальную отдачу ресурсов. Считается, что именно в рамках данной модели формируется концепция управления ростом производства, воплощение которой требует времени для про­ведения ряда мероприятий за счет внешних дел предприни­мательской фирмы факторов — субсидирования, протекцио­низма со стороны правительства. Приводятся в движение и внутренние резервы фирмы для повышения рентабельности, модернизации производства и обновления ассортимента про­дукции.

Вторая модель — инновационное предпринимательство (продуктивное), которое предполагает поиск новых путей раз­вития предприятия, что позволяет говорить о концепции управления ростом, или инновациями. Практика предпринима­тельской деятельности в любой ее форме обычно включает в себя инновационный процесс. В том случае, если производство пол­ностью основывается на инновациях, то результатом такой его организации выступает новый товар или же товар с принципи­ально новыми характеристиками, свойствами. Однако произ­водство или поставка на рынок традиционных товаров может также осуществляться с использованием каких-то новых элементов или приемов, связанных с самой организацией произ­водства, техническими элементами производства или же изме­нениями качественных характеристик производимого товара. В этом случае можно говорить о производстве традиционных товаров через привнесение частичной инновации.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.