Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

2019-12-17 248
Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Место права в системе социальных норм

Правовые нормы тесно связаны с другими видами социальных норм.

– Наиболее ярко прослеживается их связь с нормами морали т.к. что нормы права будут справедливыми, соответствовать нормам морали. Но нормы права не охватывают все нормы морали, последних значительно больше (дружба, любовь, и т.д.).

– Соотношение права с нормами обычаев различно. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их деятельности либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен). В тех случаях, когда нормы обычаев и нормы права выражают существенные интересы населения, тогда они быстро входят в привычку и становиться массовым явлением.

– Нормы права связаны с религиозными нормами, они отражают наиболее существенные религиозные заповеди государственной религии. В некоторых странах (мусульманского мира), религиозные тексты являются основой норм права. В светских государствах там где церковь отделена от государства влияние церкви на право незначительно.

Ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола государства.

 

ФОРМЫ –ИСТОЧНИКИ ПРАВА

Правовые нормы имеют строго определенные формы своего выражения и существования и называемые источниками (формами) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобязательного, юридического значения.

Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность может выражаться в разработке и издании государством юридических норм, выражающих его волю (правотворчество], и придании юридической силы иным социальным нормам, сложившимся вне государства (санкционирование).

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права, основными из которых являются правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозные тексты и нормативно-правовой акт.

 

Правовой обычай

Правовой обычай – это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением. Как правило, государство санкционирует только прогрессивные обычаи, которые отвечают его интересам, и запрещает обычаи реакционные (например, обычай кровной мести, умыкание невесты и т. д.).

На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль в процессе регулирования общественных отношений. Существовавшие в первобытном обществе обычаи не только выражали интересы всех членов общества, но и закрепляли их равенство между собой. Очевидно, что при том уровне развития человечества обычаи нигде не фиксировались и сохранялись

лишь в памяти людей. Однако устная форма обычая порождала известные трудности при доказывании факта его существования (например, в суде). Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям государство стало придавать письменную форму. При формировании правовых систем европейских стран обычаи часто записывались в юридические документы под названием «Правда» Русская Правда, Саллическая Правда, Саксонская Правда и др.

В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран. Однако существуют страны, в которых роль обычаев все еще велика; это развивающиеся страны Азии, не относящиеся к мусульманской, китайской или японской правовой системе (например, Непал), а также немусульманские страны Африки и Океании. Недооценивать значение обычая как источника (формы) права не стоит, особенно когда речь идет об обычаях, действующих в масштабе крупных регионов и даже целых стран, например, обычаи морских портов.

В Российской Федерации правовой обычай признается источником права только в некоторых имущественных отношениях включенных в Гражданский кодекс РФ и некоторых вопросах делопроизводства.

 

2. Судебный прецедент

Судебный прецедент – это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных ситуаций.

Прецедент как источник права известен еще со времен Древнего Рима. Он также широко использовался в качестве источника права и в Средние века. Прецедентное право первоначально сложилось в Англии и впоследствии распространилось на большинство англоязычных стран. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в Австралии, Канаде, США и многих других странах.

Это связано с тем, что жизнь всегда богаче, сложнее любых записанных правил. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нор для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением фактически создает новую правовую норму, которая, получая обязательную силу, применяется впоследствии другими судами. Судья создавший новую правовую норму, становится законодателем.

В российской системе права судебный прецедент источником права не признается, и при рассмотрении уголовных или гражданских дел российские суды на него опираться не могут.

 

Нормативный договор

Нормативным договором называют соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. Нормативный договор является компромиссом договаривающихся сторон. В типовом договоре, имеющем обязательную юридическую силу и поэтому выступающем в качестве формы права, устанавливаются обязательные основные условия тех или иных соглашений. В РФ как и в большинстве стран мира нормативный договор является источником права.

 

Правовая доктрина

Правовая доктрина представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права.

Сложность, высокая степень обобщения и абстрактность права требует частого привлечения ученых-юристов к разъяснению тех или иных правовых

норм. Еще в Древнем Риме формулы и суждения известных юристов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов и даже были составной частью нормативно-правовых актов. Правовая доктрина как источник права широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных, брачно-семейных споров. Мнения мусульманских юристов по поводу толкования положений священных мусульманских книг - Корана и Сунны – признаются в странах мусульманской правовой системы источником права. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи.

В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.

 

Религиозные тексты

Священные книги как источник права прежде всего имеют широкое распространение в мусульманских странах, многие из которых представляют собой теократические государства. Главными источниками мусульманского права считаются Коран и Сунна.

Коран - священная книга ислама. По мусульманским поверьям считается, что Коран - это речь самого бога, с которой он обращался к пророку Мухаммаду на чистейшем арабском языке.

Сунна - сборник преданий [хадисов] о жизни пророка Мухаммеда (Магомета). Религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются.

 

Нормативно-правовой акт

Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами правовой акт обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства.

 

Признаки НПА:

– содержит нормы права;

– принимается компетентными органами в определенном порядке;

– имеет официально– документальную форму;

– обладает определенной юридической силой;

– обеспечен силой государственного принуждения.

 

Нормативно правовые акты издаются только компетентными органами с соблюдением в установленном законом порядке и обладают определенной юридической силой.

По сфере компетенции все НПА могут быть разделены на четыре большие группы: федеральные, субъектов РФ, муниципальные (местные) и локальные. Федеральные НПА принимаются федеральными органами государственной власти (Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными министерствами и ведомствами) в рамках их компетенции, определенной в ст. 70 и 71 Конституции РФ, и распространяются, как правило, на территорию всей страны.

Под юридической силой понимается степень подчиненности данного нормативно-правового акта другим нормативно-правовым актам. (Какой акт главнее)

Юридическая сила зависит от того, какое место в системе государственных органов занимает орган, издавший данный нормативно-правовой акт.

В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по важнейшим вопросам общественной жизни.

Законы имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами. Основными реквизитами законодательного акта являются:

- название органа, принявшего закон;

- название закона;

- номер и дата принятия закона;

- преамбула, т. е, вступительная часть, в которой указываются мотивы, цепи и задачи принятия закона;

-нормативно-правовое содержание закона;

- указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных НПА, ранее регулировавших данные общественные отношения;

- подпись соответствующего должностного лица (для законов Российской Федерации это подпись Президента РФ).

Каждый закон состоит из отдельных утверждений, называемых статьями. В статье могут содержаться либо одна, либо несколько норм права или части норм права.

Статьи имеют порядковый номер.

Статья может быть разделена на части, а части иногда делятся на пункты и абзацы. В большинстве вновь принимаемых кодексов, ФКЗ и ФЗ части статьи обозначаются порядковым номерам, а пункты - буквами. Абзацы номеров не имеют и отсчитываются от начала пункта, части или статьи. Для удобства пользования законом его статьи объединяют в главы, главы в параграфы, а параграфы - в разделы.

Законы регулируют только важнейшие, основополагающие общественные отношения.

К ним относятся:

– Конституция РФ

– Федеральные конституционные

– Федеральные законы

– Законы субъектов РФ

В системе нормативно-правовых актов государства все остальные правовые акты являются подзаконными и не могут им противоречить.

 

Конституция - это основной закон государства и общества.

Она регулирует важнейшие стороны внутренней организации государства и общества. Действующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, вступила в силу 25 декабря 1993 года.

В отличие от остальных законов Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой, все иные НПА, в том числе и законы не должны противоречить конституционным положениям, а сами законы принимаются теми органами и в том порядке, который устанавливается Конституцией РФ.

 

Федеральные конституционные законы – это те законы, принятие которых предусмотрела Конституция РФ в особом, усложненном порядке.

Например, ст. 70 Конституции РФ гласит, что государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

В соответствии с положениями данной статьи 25 декабря 2000 г. были приняты и в настоящей момент действуют три федеральных конституционных закона:

 — от 25 декабря 2000 г. № 1 ФКЗ «О Государственном флаге Рос сийской Федерации» (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ);

— от 25 декабря 2000 г. № 2 ФКЗ «О Государственном гербе Рос сийской Федерации» (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ);

 — от 25 декабря 2000 г. № 3 ФКЗ «О Государственном гимне Рос сийской Федерации» (ч. 1 ст. 70 Конституции РФ).

Законы субъекта РФ (региональные законы) — это нормативные правовые акты, принятые высшими законодательными органами субъекта РФ, либо акты, принятые в ходе все народного голосования населением субъекта РФ. Они должны соответствовать международным актам в области прав и свобод человека и гражданина, Конституции РФ и федеральному законодательству.

В Интернете имеется официальный портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru), на котором круглосуточно и бесплатно можно ознакомиться с законодательством Российской Федерации.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.