Глава 6. Воспитание следующего поколения целеустремленных лидеров — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Глава 6. Воспитание следующего поколения целеустремленных лидеров

2019-11-28 180
Глава 6. Воспитание следующего поколения целеустремленных лидеров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

«В нашем деле нет ничего важнее, чем найм и обучение людей. В конечном итоге, ставка делается на людей, а не на стратегии».

Ларри Боссиди, предприниматель и писатель

 

Когда-то за живость его называли «гуттаперчевым мальчиком». Много позже он заслужил прозвище «Волшебник из Вествуда» и «Его преподобие». Ему больше всего не нравился «волшебник», потому что он не видел в своей работе ничего сверхъестественного. Он был преподавателем, который стал самым успешным тренером (по меньшей мере, с точки зрения завоеванных чемпионских званий) в истории американского студенческого баскетбола. Его звали Джон Вуден.

Наследие Джона Вудена в качестве тренера школьных и университетских команд измеряется не впечатляющим количеством побед, а числом мальчиков, которых он выучил вести себя по-мужски – и на баскетбольной площадке, и за ее пределами. Родившийся в провинциальном городке в штате Индиана, Вуден завершил свой жизненный путь в Лос-Анджелесе, одном из наиболее динамичных городов Америки, однако на протяжении всей жизни оставался верным деревенской жизненной установке, полученной в ранней юности: праведная жизнь приносит достойные плоды. Знаменитый журналист газеты Los Angeles Times Джим Мюррей писал, что при встрече с Вуденом «закрыв глаза, можно ощутить запах сена».

Но Вуден не был деревенщиной. Он серьезно относился к своей миссии. В интервью «Нью-Йорк Таймс» говорил, что стремится научить своих подопечных трем вещам: поддержанию физической формы, быстроте реакции и командной работе. Это в том, что касается баскетбольной площадки. Вне ее он проповедовал (в данном случае – это наиболее уместный термин) «пирамиду успеха» – собрание жизненных принципов, унаследованных от отца и отточенных годами собственного опыта.

Как учитель, он был действительно заинтересован в том, чтобы его игроки проявляли себя с наилучшей стороны не только на игровой площадке, но и вне ее.

По правде говоря, не все игроки воспринимали его взгляды, некоторые считали, что он отстал от жизни. Но, как сказал один из его подопечных, заведя собственных детей, он помнил все уроки Вудена. Об этом же часто говорил и один из самых выдающихся игроков команды Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Билл Уолтон.

Вуден никогда не делал послаблений своим подопечным. Во время вьетнамской войны игроки захотели сократить тренировочное занятие, чтобы успеть на антивоенную демонстрацию.

Как писал журнал Sports Illustrated, Вуден поинтересовался, насколько они искренни в своих взглядах, а затем дал понять, что «у него есть собственные убеждения, и они состоят в том, что те, кто прогуляет тренировку, отчисляются из университетской команды».

Дисциплина была становым хребтом системы взглядов Вудена. Он отбирал в команду игроков замечательных способностей и направлял их в русло командной игры: «Или вы играете вместе, или остаетесь на скамейке», – нередко наставлял он команду перед выходом на площадку. Свидетельством огромного влияния, которое Вуден оказывал на игру и на окружающих, стал поток воспоминаний игроков и коллег по тренерскому цеху после его смерти в 2010 году. Он всегда был очень скромен, но ему наверняка польстило бы, что его помнят не только как соавтора спортивных побед, но и как учителя, преподавшего своим игрокам важнейшие жизненные уроки[138].

 

* * *

 

Немногие из теперешних руководителей бизнеса останутся в этой роли через пять-десять лет. Часть перейдет в другие организации, другие отправятся на заслуженный отдых. Кто же встанет у руля? Этим вопросом ежедневно задается каждый руководитель. Но поставить вопрос – не достаточно. Нужно подготовить своих людей. Наследие целеустремленного лидера – поколение будущих руководителей. Если они знают цели и умеют достигать их, у организации есть возможность долго оставаться успешной.

 

Кто на мостике?

 

Воспитание лидеров завтрашнего дня, или, по определению психолога-консультанта Маршалла Голдсмита, «управление преемственностью», должно быть частью должностной инструкции любого руководителя. Подробно разбирая эту тему в своей книге «Преемственность: а готовы ли вы к этому?», Голдсмит пишет: «Каждый руководитель должен держать своих людей в состоянии готовности к участию в процессе преемственности»[139].

В этой связи важно не только распознать «будущего генерального директора» – надо видеть, кто может занять эту позицию через два или три поколения[140].

Один из способов осознать уровень развития руководящих навыков – измерить его. Голдсмит ссылается на пример компании, которая делала это, включая вопрос о количестве повышений в организации в систему оценки эффективности работы сотрудников. В этом же вопроснике присутствовал пункт «Что делалось для развития этих людей и как это подтверждается документально?» Таким образом, компания могла документировать работу своих менеджеров по развитию и продвижению их прямых подчиненных[141].

Пэт Уильямс, который до перехода в спортивный менеджмент сам профессионально играл в бейсбол, понимает, насколько важно оценить способности. Сегодня он работает вице-президентом Кудесников Орландо и на протяжении нескольких десятилетий активно участвовал в деятельности НБА. Он был агентом Джулиуса Ирвина, Мозеса Мэлоуна и Диона «Пенни» Хардауэя[142]. Кроме того, занимался переходами Чарлза Баркли и Шакилла О’Нила. Как менеджер, он подписал первый профессиональный тренерский контракт с Чаком Дэйли. Дэйли – единственный тренер в истории, который имеет в своем активе золотые медали Олимпийских игр (со сборной США в 1992 году) и победу в чемпионате НБА (с Детройтскими Клапанами).

«Некоторые решения отборщиков бывают весьма спорными, не все они оказываются полезными. Но если он чувствует, что над ним довлеет груз прошлых ошибок, он перестает рисковать. И будет стараться играть наверняка», – говорит Уильямс. В результате команда, на которую работает такой отборщик, не досчитается в своем составе многих будущих талантов. Поэтому Уильямс призывает руководителей позволять рисковать, чтобы не скатываться в посредственность. «Мы – смелая, агрессивная организация, – говорит Уильямс. – Мы ставим перед собой большие цели. Знаем, что если будем играть от обороны, то никогда не достигнем их»[143].

Уильямс продолжает: «Надо предоставлять людям свободу воображения и творчества; создавать атмосферу, в которой риск приветствуется. Очень важно создать обстановку, которая будет говорить: мне нужны любые ваши идеи. Никто не станет над вами смеяться, не будет вас дразнить или презирать». К сожалению, чаще происходит наоборот. Уильямс отмечает, что «чувство опасения и неуверенности» порождает ощущение, что лучше держать свои мысли при себе, потому что «никто все равно не станет меня слушать». Уильямс восхищается подходом «свободного полета мысли», который практиковал Уолт Дисней – и которого его компания придерживается и сегодня. В мозговых штурмах могут рождаться великие идеи[144].

 

Думая о талантах

 

Руководители должны уметь работать с талантливыми людьми. «Способные люди могут быть весьма креативны, – говорит Пэт Уильямс. – У них может быть очень богатое воображение. Они думают по-своему. У них может быть необычный склад ума. И есть множество организаций, которые всего этого побаиваются»[145].

Как востребованный публичный докладчик, Уильямс верит, что «высшим руководителям следует понять, что по мере того, как они становятся старше и опытнее, большей частью их работы становится подготовка молодых людей, стоящих ниже в иерархии, к тому, чтобы они могли взять бразды правления в свои руки». Уильямс ссылается на беседу с Говардом Шульцем, основателем и главой Starbucks – компании, традиционно продвигающей менеджеров из недр своей команды, что делает ее истинно «народным бизнесом». Как многие другие успешные предприниматели, Шульц убежден в том, что его компания хороша настолько, насколько хороши люди, которые приходят в нее, – и руководители, которых она воспитывает в своих рядах[146].

Джон Максвелл, посвятивший этой теме большую часть своей педагогической и писательской карьеры, считает, что руководство – «не трехмесячные курсы повышения квалификации. Это культура, образ жизни. Это рост каждого из нас как лидера». Максвелл вспоминает разговор с легендарным Джеком Уэлчем, генеральным директором General Electric, о том, как в его компании происходит процесс преемственности. Уэлч сообщил, что в GE не занимаются поиском специфически подготовленных руководителей для каждой отдельно взятой руководящей должности, а подбирают умелых лидеров, способных адаптироваться к изменяющейся обстановке. Максвелл соглашается с таким взглядом на вещи и говорит: «Нельзя воспитывать лидеров, поскольку вам нужен кто-то, кто смог бы впоследствии занять ваше место. Надо воспитывать лидеров, потому что вам нужны лучшие руководители на каждой ступени каждого организационного уровня». Это вопрос создания культуры руководства, и чем крепче такая культура, «тем больше возможностей воспитывать тех, кто будет расти внутри вашей организации»[147].

Майкл Юсим также посвятил большую часть своей профессиональной деятельности преподаванию лидерства людям самых разных специальностей, в основном – в качестве профессора школы бизнеса Wharton университета Пенсильвании. Он написал несколько книг и провел значительное количество научных исследований по этой теме. Юсим утверждает, что «лидерство – не врожденный навык». И добавляет: «Очень немногим людям это свойственно с детских лет, но большинство овладевает таким умением в более поздние периоды жизни. Исходя из этого, я – решительный сторонник создания организациями специальных программ подготовки руководителей, которые помогали бы созданию следующего поколения лидеров»[148].

Согласно Юсиму, для успешного развития руководителей необходимо сочетание трех факторов. Во-первых, сотрудников надо поощрять к тому, чтобы они становились «самостоятельными исследователями лидерства». Благодаря этому они будут «умело наблюдать за хорошими боссами и плохими боссами, и видеть в каждом из них серию уроков, которые научат их тому, как преуспеть в этом виде спорта». Во-вторых, организация должна «предоставлять людям учителей и наставников». В этом плане личное общение дает возможность индивидуально обсуждать с каждым сотрудником его работу и направления ее совершенствования. Третий фактор – «Постоянно давать людям возможность заниматься тем, чем они до этого не занимались, увеличивая сложность подобных задач». Возрастающий уровень ответственности дает растущим руководителям возможность приобретать новые навыки, особенно в деле принятия решений[149].

Что касается реализации целеполагания, то Юсим считает, что это лучше показывать на примере. Миссия любой компании должна быть постоянно озвучена ее руководителем. Он рекомендует «начинать и заканчивать все совещания упоминанием о главной миссии»[150].

Говоря о выявлении будущих руководителей, бывшая руководительница отдела общедоступных школ округа Колумбия Мишелль Ри замечает: «У меня очень хороший нюх на таланты». Она ищет самых достойных и умных. «Мне нравится иметь вокруг себя людей, которые умеют делать свое дело намного толковее и лучше, чем это могло бы получаться у меня». Таким образом, ее роль сводится к тому, чтобы «служить этим ребятам начальником». Ри считает, что, имея такой набор талантов в команде управленцев, становится возможным «выстраивать правильные навыки для следующего уровня руководства»[151].

Выявление талантливых сотрудников начинается с собеседования. Ри любит спрашивать кандидатов, каким образом они пришли к пониманию своей успешности. И отказывает тем, кто ссылается в этом отношение на мнение боссов. Ее интерес вызывают те, кто описывает свой успех в цифрах и с точки зрения выполненных задач. Важны и коммуникационные навыки и умение мыслить нешаблонно. «Я ищу людей, которые являются ярко выраженными лидерами», – говорит Ри. По ее определению, лидер – «тот, кто принимает на себя ответственность за любое положение дел»[152].

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.