Теоретизирование относительно харизмы — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Теоретизирование относительно харизмы

2019-11-28 215
Теоретизирование относительно харизмы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сегодня фокус все более смещается к выяснению природы и причин харизматической связи, а именно особенностей личных оснований поддержки, ее силы. Можно выделить три превалирующие в научной литературе темы: кризис, легитимация и содействие.

Социальный кризис. Большинство исследователей харизмы, опираясь на Вебера, рассматривают некоторые формы кризиса как необходимую начальную точку анализа. 14 Если харизма главным образом представляется как аффективное по характеру признание лидерства, а не рациональное, то и трактовка кризиса сводится к тому, чтобы видеть в нем скорее угрозу идентичности, нежели экономическим интересам. Во времена ускоренных изменений люди более предрасположены к состоянию аномии, утрате ценностей и чувства социальной принадлежности. Они, испытывая вакуум идентичности, оказываются открытыми влечению к лидерам, предлагающим радикальные альтернативы. Сложные события могут также настроить людей на поиск утешения в вере в сильного лидера, способного контролировать мощные силы и гарантировать спасение.

Культурная легитимация. Второе общее утверждение - харизматический лидер нуждается в определенной форме культурной легитимации. Россия тоже имеет традицию сильной власти, восходящую к царским временам, например, к Петру I.

Отдельные черты национальных традиций также могут содействовать становлению харизматического лидерства. Нет сомнения, что Лукашенко способен был добиться популярности, невзирая на свои малые достижения, потому что народ верил, что ему недостает хорошей команды. Это чувство напоминает старую веру в "хорошего царя", который окружен придворными глупцами и интриганами. Тем не менее харизма может появиться в обществах, не имеющих традиции сильного лидерства. Черчилль в Англии в конце 30-х годов считался исчерпавшим себя инакомыслящим, признанным только в узком кругу. Но в конце 40-х он воспринимался уже как великий военный лидер, олицетворение британского сопротивления нацизму. Здесь главным фактором, возможно, выступает кризис, а не культура.

Политическое содействие. Вообще харизматические лидеры, похоже, появляются тогда, когда партии слабы или не пользуются уважением. Партии стремятся побудить людей голосовать на основе программных целей или политических противопоставлений, менее на основе личности кандидата.

В условиях демократии харизма скорее возникнет в рамках президентской, чем парламентской системы. Выборы этого уровня выдвигают на первый план личность, качество ее политической представительности и т.п. Наконец, еще одним фактором, существенным для демократических государств, выступают СМИ . Они все больше становятся несущей опорой политических кампаний.

Гипотезы

Гипотеза 1. Положение об аномии. Утверждается, что харизматические лидеры притягательны особенно для тех, кто, испытывая на себе внезапные изменения, пострадал от утраты социальной укорененности.

Гипотеза 2. Положение о "вверительном контроле". Утверждается, что харизматические лидеры притягательны, так как они дают возможность людям, ощущающим бессилие, почувствовать вновь свое влияние на политиков и события.

Гипотеза 3. Положение об исторической легитимации. Утверждается, что харизматики обладают широким признанием, поскольку они способны представить себя соответствующими легитимной национальной традиции.

Гипотеза 4. Положение об авторитарности. Утверждается, что харизматические лидеры притягательны для тех, кто предрасположен к подчинению сильной власти.

Гипотеза 5. Положение о низком уровне доверия к партиям. Утверждается, что политики харизматического типа получают признание, когда основным партиям не доверяют.

Гипотеза 6. Положение об институциональной харизме. Утверждается, что занятие высших постов, особенно выборного президентского, может принести дополнительную харизму лидеру.

Гипотеза 7. Харизматический лидер вызывает особенно интенсивную идентификацию. Утверждается, что харизма есть нечто большее, чем только популярность или уважение: она подразумевает сильное чувство идентификации с миссией харизматика.

Гипотеза 8. Поддержка лидера иконного типа базируется на рациональных факторах, таких как успехи прошлой карьеры. Для иконного лидера типична демонстрация прошлых успехов или таланта, например, проявившегося в управлении заводом, или тесных связей с важными группами (к примеру, с военной верхушкой).

Харизматическому лидеру не нужен показ каких-либо больших успехов. Способность справляться с неудачами может быть существенной частью теста на харизму.

Не все черты, указанные ниже, необходимо присущи лидеру, определяемому как харизматик. Только первая может считаться как необходимая стержневая черта. Другие же выступают общими в харизматическом дискурсе. Для лидера этого типа характерно следующее.

1. Особая миссия, состоящая в проведении радикального изменения и/или спасении нации. Харизматики временами могут делать выбор между своими обещаниями и компромиссами (Ленин и новая экономическая политика), но они руководствуются определенной формой мессианского предназначения. Они спасители, а не "ремонтники". Гитлер должен был бы предложить, как сделать парламентское правление более стабильным или обеспечить расширение общественных работ, чтобы помочь безработным. Он же обещал возродить Германию - удобная метафора, способная вместить как радикальное изменение, так и реставрацию прошлого. Фактом остается одно: идея радикального изменения не должна выдвигаться в ясном, законченном виде. В противном случае появляется опасность излишних политических деталей (есть риск засомневаться в практичности, запутаться в вычислениях проигравших и победителей и т.д.). Харизматическое предвидение нового будущего выше этого, оно должно вызывать широкий резонанс. Попытки М. Горбачева реформировать СССР (гласность и перестройка) и создать широкое общеевропейское взаимопонимание выступают замечательным восточноевропейским примером подобного обобщенного видения. То же можно сказать о призывах Жириновского к возрождению великой России.

2. Личная представительность. В ранних работах, посвященных харизме, обычно выделялись ораторские способности лидера. В более поздних - способности создать верный образ на телевидении. Оно заземлено на визуализации, хотя и не связано напрямую с физической привлекательностью. Вряд ли Путин привлек бы голоса на простых смотринах, но его телевизионный образ спортсмена, возможно, сделал его более притягательным не только в глазах женщин.

3. Манизм. Харизма обычно выступает мужской формой нарратива- символизма. В то время как женщины могут символизировать политические идеи, харизма больше ассоциируется с действием, героикой и т.п. (часто с войной или кризисом). Муссолини в этом отношении - классический пример, хотя богоподобный образ Гитлера показывает, что фашистские лидеры не обязательно принимают образ мачизма.

4. Нарративы о жертвенности и борьбе. Харизматики обычно рассказывают истории, в которых они вынуждены были преодолевать трудности и/или приносить большие жертвы. Здесь открывается возможность для мужчин, не ассоциирующихся с манизмом (таких, как Босси), конструировать притягательный дискурс. Жириновский показал блестящий образец в этом деле, поведав публике о своем безрадостном детстве с постоянными лишениями и унижением. Нескрываемое использование православных тем рассчитано на усиление чувства мессианизма и жертвенности.

5. Цели подключения, или цели идентичности. Г. Гарднер относительно лидерства считает, что "лидеры и аудитория пересекаются во многих историях, но основная история имеет дело с вопросами идентичности. Тот лидер, который преуспел в выражении новой версии истории данной группы, оказывается наиболее действенным... Большинство лидеров предпочитали истории, которые имели подключающий эффект, побуждали индивидов думать о себе как о части более широкого сообщества" 21. Более того, для лидера типичны некие придатки истории, которую он пытается рассказать. Гитлер добивался создания великой Германии, будучи сам австрийцем по происхождению. Жириновский вырос в бедности, в маргинальных слоях Казахстана.

6. Категории "друг - враг" (манихейство). Хотя харизматические лидеры обычно стремятся к (вос)созданию чувства общности, важной частью их вооружения выступает выискивание врагов. В одних случаях это внутренние враги, не являющиеся элементом подлинного общества. Такова гитлеровская демонизация евреев. В других - внешние враги. Для Жириновского врагом иногда бывали евреи, но постоянный образ его демонологии - США.

7. Активизм сторонников. Харизматики также склонны ожидать большего от своих сторонников, нежели иконные лидеры. Необязательно, чтобы этому помогали институты, подобные коммунистической или нацистской партии. Харизматические лидеры ожидают, что их сторонники возьмут судьбу в свои руки. Жириновский, к примеру, использует всяческое подчеркивание роли молодежи в осуществлении предначертаний России. Открыто или скрытно лидеры данного типа вербуют новых сторонников, используя искренность верующих.

 

 



Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.