Наиболее известные противники салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наиболее известные противники салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба.

2019-11-28 403
Наиболее известные противники салафитского призыва шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба противостояло значительное число правителей, эмиров, ученых и ищущих знания в целом. Выше мы уже упомянули, что противостояние носило либо политический, либо религиозный характер.

Политические противники были представлены как внутренней оппозицией в лице правителей и эмиров Неджда, так и внешней – со стороны Османской империи, государства хиджазских шерифов и колониальных держав того времени, которые пошли по пути подстрекательства против салафитского призыва.

На политической оппозиции призыву шейха Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба мы специально не будем останавливаться, поскольку все ее участники так или иначе защищали свои мирские интересы, свои владения, опасаясь, что призыв отнимет у них все это. Они предпочитали мирскую жизнь религии, которой ведали занимавшие различные служилые посты религиозные ученые.

Для нас первостепенный интерес представляет позиция ученых и тех, кто искал знания, в отношении салафитского призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, да пребудет с ним милость Аллаха! По отношению к нему они оказались учеными, предавшими науку, пошедшими против истины – теми, о ком Аллах говорит: "И вот взял Аллах с тех, кому даровано Писание, обет: “Вы будете разъяснять Его людям и не будете скрывать”. Но отбросили они Его от себя, приобретя взамен ничтожное… Сколь же скверно приобретаемое ими!".
[Коран, Сура 3 – "Семейство Имрана”, аят 187].


«Эти ученые, которые должны были бы исправлять недостатки людей в религии, направлять их на правильный путь, к истинной религии Аллаха… эти торговцы верой, напротив, еще глубже погружали людей в пучину заблуждения, утверждая его как истину и увлекая их за собой.

Такие ученые обвинили призыв к единобожию, его глашатая и сплотившихся вокруг него во лжи, в вероотступничестве, в создании новой религии взамен ислама, в том, что они подвергают нападкам самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), порочат святых, покоящихся в гробницах, обвиняют в неверии тех, кто их посещает и дает обеты, прося у них помощи и поддержки. Много другой лжи и клеветы рождалось в заблудших умах и больных сердцах этих ученых, настраивавших против призыва народ и подстрекавших правителей искоренять его и уничтожать тех, кто ему внимал».

[Источник]: «Бухус усбу‘ аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», т.2, стр.160].

Для дополнительной иллюстрации козней и лжи, с которыми выступили ученые-оппоненты салафитского призыва, мы приведем отдельные выдержки из личной переписки Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба (да пребудет с ним милость Аллаха) с некоторыми из них, показывающие, сколько трудностей и невзгод выпало на долю шейха.

[По книге «Да‘ави аль-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр.33].


В послании, направленном жителям Эль-Касима в ответ на их вопрос о его убеждениях, шейх, упоминая первейшего противника его призыва Сулеймана ибн Сухейма, говорит: “Узнал я, что пришло к вам письмо от Ибн Сухейма и что некоторые из претендующих на обладание знанием, люди из вашего числа приняли его и признали его правоту. Аллах знает, что сей человек измышляет то, чего я не говорил, и что мне по большей части и в голову никогда не приходило” [Источник]: Сочинения Шейха, т.5, стр.11].

В послании к мутавви (религиозному наставнику) Сармады Ибн Аббаду шейх упоминает ряд особо непримиримых противников салафитского призыва в Неджде:

“…также Ахмад ибн Яхья, питающий вражду к единобожию, насмехающийся над убеждениями жителей Арида и неоднократно признававший свою вражду открыто. Также и Ибн Исмаил, который расторг наше с ним соглашение о защите единобожия. Тебе известно, что у него есть книга, написанная неким басрийцем, которая вся, от начала до конца, посвящена отрицанию единобожия… Эта же книга есть и у аль-Мувайиса и его последователей – таких, как Ибн Сухейм и Ибн Убайд, которые, споря с нами, ссылаются на нее и обращаются с ней к людям”.

[Источник]: Сочинения Шейха, т.5, стр.26].

В послании к мутавви Садика, Абдур-Рахману ибн Рабиа, Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, касаясь методов отвращения людей от салафитского призыва, используемых его противниками, писал: “Таковы действия аль-Мувайиса, Ибн Исмаила и Ахмада ибн Яхьи, направленные против нас в их отрицании этой религии и отказе от нее. Они и сейчас старательно ограждают от нее людей. Если ты будешь правдив и ясен в единобожии, призывая к нему людей и открыто выказывая враждебность к его противникам, особенно же к Ибн Яхье, поскольку он самый скверный и нечестивый из них, и стойко претерпишь все связанные с этим неприятности, то ты - наш возлюбленный брат”. [Источник]: Сочинения Шейха, т.5, стр.167].

Если противники салафитского призыва не жалели сил для распространения ложных домыслов о нем, о его глашатае и его последователях, то шейх (да пребудет с ним милость Аллаха!) делал все от него зависящее для их наставления на истинный путь, изыскивая возможности и средства для их приведения к истине, подкрепленной явными доказательствами.

 

Он проявлял по отношению к ним кротость и мягкость, что, например, наглядно демонстрирует его послание к ученому Эль-Хасы Абдаллаху ибн Мухаммаду ибн Абдуль-Лятыфу: “Я же отношусь к тебе с симпатией, поминаю тебя в своих молитвах, и надеюсь, что через подобные послания Аллах приобщит тебя Своей истинной религии”. [Источник]: «Ад-дурар ас-санийа», т.1, стр.32].

Таково краткое изложение отрицательной, а то и просто враждебной позиции по отношению к салафитскому призыву, занятой рядом ученых в силу отмеченных нами выше причин. Из-за их относительной многочисленности перечислить всех здесь не представляется возможным, и мы ограничимся упоминанием лишь некоторых из них:

1 – Сулейман ибн Мухаммад ибн Сухейм, ум. в 1181г.х. Относился к числу ученых Эр-Рияда. Бежал в Эль-Хасу после того, как Эр-Рияд оказался под властью первого Саудовского государства. Относился к числу самых непримиримых врагов салафитского призыва и одним из первых принялся фабриковать клеветнические измышления о Мухаммаде ибн Абдуль-Ваххабе. Пронизанное ими послание, извращавшее принципы салафитского призыва и распространявшееся им и в других мусульманских странах с целью возбуждения неприязни к Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу, относилось противниками призыва к числу сильнейших аргументов для его дискредитации. Этот постыдный документ сыграл исключительно отрицательную роль для шейха и его призыва. Мы приведем его, когда займемся более детальным разбором ложных домыслов, касающихся салафитского призыва.

2 – Мухаммад ибн Абдаллах ибн Фейруз ан-Наджди. Родился в Эль-Хасе. Враждебно относился к призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба и чинил ему всяческие препоны. К числу его дел, направленных против призыва, относится специально сочиненная им с этой целью книга «Послание, достаточное для опровержения ваххабизма» («Ар-рисалат аль-мурдия фи-р-радд аля-ль-ваххабийя». [Дополнительных сведения о Мухаммеде ибн Фейрузе и его книге: «Да‘ави аль-мунавиин ли да‘ват аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 41; Ибн Басим. – «Уляма Наджд», т.3, стр.882-886].

3 – К числу ученых, вставших в оппозицию к призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, относится и Мухаммад ибн Абдур-Рахман ибн Афалик. [Дополнительные сведения о Ибн Афалике и его посланиях: Даави ал-мунавиин ли дават аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб, стр.42; Тасхих хата тарихий хаула-ль-ваххабийа, стр.70].

 

Этот оппонент призыва был из Эль-Хасы и имел много учеников. Он, правда, застал лишь начальный этап становления призыва, поскольку умер в 1163 г.х., что, Однако не помешало ему стать одним из злейших его врагов. Им было написано послание под названием «Суждение следующих традиции о претендующих на обновление религии» («Тахаккум аль-мукаллидин мин мудда‘и тадждид ад-дин»), специально адресованное Мухаммаду ибн Абдуль-Ваххабу. Составленный в высокомерной и вызывающей манере, сей опус содержит насмешливые и язвительные вопросы, обращенные к шейху, и подчиненные цели его дискредитации, в том числе и через демонстративное уничижение и пренебрежительное отношение к нему.

Кроме того, Ибн Афалик составил послание, адресованное эмиру Уяйны Осману ибн Муаммару, в котором постарался вселить в него сомнения относительно призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, дискредитировать его, чтобы побудить эмира с самого начала отказаться от его поддержки. В своем послании Ибн Афалик, в частности, утверждал, что шейх (да пребудет с ним милость Аллаха!) противоречит Ибн Таймийе и Ибн аль Кайиму в вопросах единобожия. Когда же Осман ибн Муаммар не внял тому, чего добивался Ибн Афалик, тот написал послание, порочащее уже не только шейха, но и самого Ибн Муаммара, и обвинявшее уже их обоих в том, что они объявляют мусульман неверными и направляют их на ложный путь.

4 – Абдаллах ибн Иса аль-Мувайис, судья в Хараме, ум. в 1175 г.х. Проявлял неприкрытую враждебность к призыву Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Соответствующие послания шейха, в которых он указывал на принципиальную опасность его позиции, вскрывая одновременно и подоплеку его поведения, не оставляют сомнения в том, что аль-Мувайис принадлежал к тем злейшим врагам его благого призыва, которые, несмотря на все его попытки миролюбиво открыть для них истину, так и он не откликнулись на него.

 

В конечном счете Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб должен был прийти к выводу о безнадежной закрытости аль-Мувайса для истины: “Таковы Ибн Исмаил, аль-Мувайис и Ибн Убайд. Дошли до нас известия об их деяниях, противоречащих исламской религии, и обратились мы к ним с миролюбивыми посланиями, приводя им наилучшие доводы, однако это лишь усилило ненависть их ” [Источник]: «Раудат аль-афхам», т.1, стр. 172].

 

“А ведь сначала, – с горечью констатировал шейх, имея в виду именно Абдаллаха ибн Мувайиса, – взывал я к нему с кротостью и многое терпел от него” [Источник]: «Раудат аль-афхам», т.1, стр. 103].

5 – Мухаммад ибн Абдаллах ибн Хамид, ум. в 1295 г.х. Был одним из тех ученых, что писали сочинения против призыва. Ибн Бассам пишет: “Данный деятель, в силу своей должности ханбалитского муфтия в Мекке, должен был следовать курсу боровшегося с салафитским вероучением Османского государства, причем в той обстановке, которая сложилась после катастрофы, постигшей салафитский призыв в местах его распространения, когда его уничтожали, а число его врагов и противников возрастало. Кроме того, он получил свое образование за пределами Неджда от ученых, посвятивших себя борьбе против этого призыва. Все перечисленные факторы не могли не наложить на него своего отпечатка, не сделать из него противника призыва” [Источник]: «Уляма Наджд», стр.865-866].

6 – Ахмад ибн Зейни Дахлан, ум. в 1304 г.х. Он проживал в священной земле, будучи шафиитским муфтием в Мекке. Ему удалось оказать свое влияние на многих людей, отправлявшихся в поисках знания в сей благословенный город из всех уголков исламского мира и жаждавших приобщиться к свету, сияющему в месте возникновения ислама. И он заманивал ищущих знания в свои сети, используя в качестве приманки лозунг знания. Ахмад Дахлан поддерживал распространение клеветнических измышлений и порочащих слухов против салафитского призыва и самого шейха. Эта клевета получила немалое распространение, особенно среди паломников, прибывавших со всех концов исламского мира.

К числу его сочинений, направленных против салафитского призыва, относится послание «Сияющие жемчужины в опровержении ваххабизма» («Ад-дурар ас-санийа фи-р-радд аля-ль-ваххабийа») [Источник]: «Да‘ави аль-мунавиин ли дават аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», стр. 51], представляющее собой маловразумительную мешанину нахватанных там и сям нелепиц, позаимствованных им из книг суфиев и им подобных.

[Источник]: «Бухус усбу‘ аш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», т.2, стр.183].

 

И с помощью подобной мешанины из нелепиц он, без тени смущения или стыда, принялся опровергать призыв к единобожию.

Выше приведены лишь некоторые имена ученых, выступивших оппонентами салафитского призыва Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба. Начни мы рассказывать обо всех его противниках, нам просто не хватило бы места.

Ученые же, приверженные призыву, не остались безучастными к нападкам его противников и их сочинениям, но начали активно опровергать их клевету, их домыслы и доводы. Сам шейх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб (да пребудет с ним милость Аллаха!) был одним из первых, кто стал писать опровержения на сочинения своих оппонентов. Его послания изобилуют ответами на враждебные утверждения и послания. Сходным образом построены и послания шейха Ахмада ибн Насира ибн Муаммара, в частности – «Драгоценный благородный отрывок в опровержение поклоняющихся могилам» («Ан-нубза аш-шарифа ан-нафиса фи-р-радд аля-ль-кубурийин»), «Сладкие плоды в опровержение тех, кто не выносит суждения согласно Сунне и Писанию» («Ал-фаваких аль-‘изаб фи-р-радд аля ман лям йахкум ас-сунна ва-ль-китаб») [Источник]: «Да‘ави аль-мунавиин ли-ш-шайх Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб», там же], – также содержащие многочисленные ответы на сочинения и послания противников призыва.

К сказанному можно добавить и книгу недждийского муфтия шейха Абдаллаха ибн Абдур-Рахмана Абу Батина (1282 г.х.) «Установление святости в опровержение Дауда ибн Джирджиса» («Та’сис ат-такдис фи-р-радд аля Дауд ибн Джирджис»).

Можно упомянуть и шейха Абдуль-Лятыфа ибн Абдур-Рахмана ибн Хасана (ум. в 1292 г.х), написавшего книгу, опровергающую Ибн Джирджиса и названную им «Путь основания и святости в опровержение Дауда ибн Джирджиса» («Минхадж ат-та’сис ва-т-такдис фи-р-радд аля Дауд ибн Джирджис»). Этому же автору принадлежат послания, щедро усыпанные вескими доводами и опровержениями домыслов врагов салафитского призыва.

К числу тех, кто самоотверженно опровергал противников призыва, относится шейх Сулейман ибн Сахман (ум. в 1349 г.х.). Ему (да пребудет с ним милость Аллаха!) принадлежат многочисленные сочинения в этой области, и в частности: «Снятие покровов мрака с разумов» («Кашф гайахиб аз-зулам ‘ан джала’ аль-аухам»); «Ниспосланные с падающих звезд удары грома в опровержение сирийских домыслов» («Ас-саваик ал-мурсала аш-шихабийя фи-р-радд ала-ш-шубха аш-шамийя»); «Свет восходящего солнца в опровержение измышлений лицемерного вероотступника» («Ад-дийа аш-шарик фи радд шубухат ал-мазик ал-марик»).

Возможно, что приведенные нами примеры ответов ученых салафитского призыва его противникам помогут пролить дополнительный свет на те усилия, что предпринимались учеными салафитского призыва для противостояния его врагам и опровержения их лживых домыслов.
 

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.