Методы и формы внеурочной деятельности младших школьников — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Методы и формы внеурочной деятельности младших школьников

2019-11-28 612
Методы и формы внеурочной деятельности младших школьников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Задачи параграфа:

– изучить методы внеурочной деятельности младших школьников;

– охарактеризовать формы внеурочной деятельности младших школьников.

Форма внеурочной деятельности – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми [4, с. 75].

Форма внеурочной деятельности выполняет чрезвычайное важное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме ученик проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности.

В поисках формы педагог исходит из содержания: отбирает оптимальное средство, которое бы наилучшим образом несло на себе нагрузку внешнего оформления идеи. Ребенок же от формы идет к содержанию: он воспринимает внешнее, продвигаясь к сути; он увлекается формой, чтобы потом принять идею.

Педагогический поиск формы сопряжен с некоторыми условиями:

– форма должна быть изменчивой, но осуществлять это следует не через резкую замену известной детям формы новой, им неизвестной, а через включение каждый раз новых деталей, элементов новизны, так чтобы форма смогла до конца исчерпать себя и незаметно быть вытесненной чем-то принципиально иным. Форма воспитательной работы динамична и не подвластна фиксации в качестве наилучшего образца;

– форма не может быть воспроизведена в своем целостном виде, она всякий раз заново разрабатывается для конкретных обстоятельств. Отправной точкой данной разработки является содержательная идея, она подлежит анализу в применении к реальности, а вариативность форм рождается как следствие такого анализа [6, с. 13].

Основным нормативным правовым документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады и т.д. Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе должны способствовать формированию:

– целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

– навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– установки на безопасный, здоровый образ жизни;

– способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

– умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

– умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

– способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

– логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

– пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

– значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

– уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

– навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

– умений организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность.

Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение.

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить, как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеучебную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации внеурочной работы в школах, используются следующие виды внеучебной деятельности:

– игровая деятельность;

– познавательная деятельность;

– проблемно-ценностное общение;

– досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

– художественное творчество;

– социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);

– трудовая (производственная) деятельность;

– спортивно-оздоровительная деятельность;

– туристско-краеведческая деятельность;

– военно-патриотическая деятельность;

– проектная деятельность.

Наиболее распространенная форма внеурочной деятельности в начальной школе – кружковая работа [9, с. 57].

Работа над развитием творческих способностей учащихся дает возможность вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, обратить на них внимание и понять, что эти способности нуждаются в поддержке и развитии. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. У детей должно быть много интересной творческой деятельности, доставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других.

Одной из задач внеурочной деятельности является выявление и развитие художественных способностей, талантов детей. В этом году я решила организовать опытно-методическую работу со своими первоклассниками. Предполагается осуществлять данную работу в три этапа:

– этап (констатирующий) – диагностика уровня развития творческих способностей у младших школьников;

– этап (формирующий) – реализация методики развития творческих способностей у учащихся начальных классов на кружке «Умелые ручки»;

– этап (контрольный) – сравнительный анализ констатирующего и контрольного этапов развития творческих способностей младших школьников.

Таким образом, можно сделать вывод, под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др.

 


 

Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы отметим, что в современной школе педагог должен быть не только учителем, но и воспитателем. Ведь только педагог с позицией воспитателя может осуществлять ценностное самоопределение детей, которое так необходимо в современном мире. Воспитание должно пронизывать все виды деятельности: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, спортивную, досуговую, коммуникативную, трудовую и др.) деятельность.

Важно осуществить взаимосвязь и преемственность общего образования и внеурочной деятельности как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Отсюда и реализации внеурочной деятельности по направлениям развития личности.

Анализируя психолого-педагогическую и учебную литературу, мы отметили, изучением внеурочной деятельности занимались такие ученые и педагоги прошлого и современности как Н.А. Бердяев, Д. Б. Григорьев, В. И. Казаренков, В.А. Сластенин, Н. А. Щукина и др. Анализ литературы позволил раскрыть такие основные понятия как: «внеурочная деятельность», «универсальные учебные действия», «логическое мышление». За основу в работе нами взяты следующие определения.

Внеурочная деятельность – организованные и целенаправленные занятия учащихся, проводимые школой во внеурочное время для расширения и углубления знаний, умений и навыков, развития самостоятельности, индивидуальных особенностей, а также удовлетворения их интересов.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Спецификой занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направления этих занятий, учёт пожеланий обучающихся и их родителей в содержании занятий.

Для реализации в школах доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, а также проблемно-ценностное общение, художественное и социальное творчество. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Стоит отметить, что внеурчная деятельность является уникальным процессом в воспитании обучающихся.


 

 

Список литературы

 

1.Барсукова Е.А., Федорова Т.В. Почему и как самоопределяется ребенок? Директор школы. 2010 №1 – С.76-80

2.Безрукова В. С. Проективная педагогика: Учебное пособие – М.: Просвещение, 2001. – 118 с.

3. Белоусова Т. Л., Бостанджиева Н. И., Казачёнок Н.В. и др. / Под ред. Данилюк А. Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2011. –127 с.

4. Бурченкова А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы 1-9 классы: Учебник – Смоленск: Педагогика–Пресс, 2006. – 268с.

5. Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности: Учебник. – М.: Просвещение – 2011. – 111с.

6. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 176 с.

7. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитание в современной школе: Учебник – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.

8. Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: Учебное пособие — М.: Просвещение, 2011. – 96 с.

9. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Учебник – М.: Просвещение, 2010 – 180 с.

10. Дик Н. Ф. Увлекательная внеклассная работа в начальных классах – Учебное пособие — М.: Национальный проект "Образование", 2008.— 112 с.

11. Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе – Учебник – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 285 с.

12. Загвязинский В. И. Теория обучения в вопросах и ответах — Учебное пособие. – М.: Академия:, 2008. – 160 с.

13. Ивочкина Т. Н. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе: Учебник. – Новокузнецк: МОУ ДПО ИПК:, 2006. – 138 с.

14. Курмелева Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание школьников во внеурочной деятельности по литературному чтению. Начальная школа. 2014 №11– С.55 – 59.

15. Крившенко Л. П., Вайндорф-Сысоева М. Е. и др. Педагогика: Учебник. – М.: Проспект, 2010. – 432 с.

16. Маленкова Л. И. Теоретические основы методической воспитательной работы: Учебник – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 480 с.

17. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебник – М.: Владос, 2008–464 с.

18. Попова Н. С. Опыт Садко, или Как развить творческие способности ребенка: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 253 с.

19. Резапкина Г.В. Успеть бы! Директор школы. 2011 №4 – С.92-95.

20. Черноусова Ф. П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы: Методические рекомендации. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 116с.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.