Цели и задачи развития ребенка и его поддержке со стороны взрослых — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цели и задачи развития ребенка и его поддержке со стороны взрослых

2019-11-28 147
Цели и задачи развития ребенка и его поддержке со стороны взрослых 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Направления развития Дети Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка взрослыми (педагоги, родители). Ранний возраст Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка взрослыми (педагоги, родители). Дошкольный возраст
Социальная компетентность. Эмоциональное развитие.   Ребенок учится выражать словами свои чувства, состояния, потребности; назвать причины своих чувств (я грустный, потому что…); пониманию того, что разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие; адекватно выражать свои чувства (без преувеличения, без агрессии); справляться с разочарованиями (например, если проиграл); успокаиваться после волнения (например, после ссоры – уединяется или ищет поддержку у взрослого). Взрослые создают условия для развития у детей положительного самоощущения: уверенность ребенка в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят. Помогают детям пережить расставание с близкими людьми, успешно адаптироваться к новым условиям. Взрослые помогают ребенку выразить словами свои чувства, состояния, потребности, демонстрируя примеры «Ты расстроился, потому что …» и адекватные способы их выражения; поддерживают детей в стремлении сделать это самостоятельно; объясняют, что разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие; помогают справляться с разочарованием, обидой, негодованием, тревогой предлагая различные способы – уединение или помощь, включение в деятельность, переключение и др. Формируют положительную самооценку, связанную со стремлением ребенка быть хорошим (положительно оценивают действия и поступки малышей, избегают отрицательных оценок) Развивают потребность в самостоятельности («Я сам»), уверенности в себе, в своих силах («Я могу», «Я хороший»). Помогают детям освоить соответствующие их возможностям игровые действия, побуждают брать на себя игровые роли, организуют сюжетные игры с несколькими детьми Взрослые проявляют уважение к личности ребенка, обращаются ласково, доброжелательно, проявляют внимание к настроению, желаниям, достижениям, неудачам. Помогают детям осознавать свою принадлежность к человеческому роду (узнавать о своих человеческих способностях и возможностях, чувствах, поступках). Развивают у ребенка чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод (возможность иметь собствен­ное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.). Формируют поло-ролевую социализацию мальчиков и девочек (организуют игры для мальчиков и девочек, совместные игры). Формируют положительную самооценку (отмечают и демонстрируют достижения ребенка, намеренно создают ситуацию успеха, уважают и ценят ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков)
Понимание других (эмпатия)   Ребенок учится определять и выражать словами чувства другого ребенка (например, Аня боится, Дима радуется); различать такие чувства как злость, зависть, гнев, обиду, радость, удивление и др.; сопереживать другому (например, расстраивается и сочувствует, если сделал другому ребенку больно); соответственно вести себя, если воспитатель (взрослый) нехорошо себя чувствует; помогать другим детям, если они в этом нуждаются. Взрослые помогают ребенку понять и правильно интерпретировать (назвать) чувства другого, развивают внимание к проявлению чувств других людей, к их настроению; учат сопереживать, показывая способы выражения эмоциональной поддержки (подбадривания, утешения, одобрения и др.) других людей; передают свой опыт оказания помощи другим людям в ситуациях их плохого самочувствия и др. Взрослые формируют у детей положительное отношение к окружающим людям.  Формируют представления о том, что все люди разные, учат уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности; Воспитывают доброжелательное отношение, чувство доверия к близким взрослым и сверстникам; развивают умение общаться с разными детьми (младшими, старшими, ровесниками, мальчиками, девочками); Воспитывают уважение и терпи­мость к людям разного социального происхождения, расовой и на­циональной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков); Учат распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих (радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.), понимать причину изменения состояния, видеть связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состоянием; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Учат проявлять сочувствие, сопереживание, умение оказать помощь и поддержку
Контактность, способность выстраивать отношения и конструктивно преодолевать конфликты   Ребенок учится вступать в контакт с другими детьми и взрослыми, соблюдая правила этики и безопасности; понимать и соблюдать границы и правила; сотрудничать с другими, понимая общие цели; конструктивно разрешать конфликты, идти на компромисс; поддерживать длительные (устойчивые) дружеские связи; формулировать собственную точку зрения; выражать и обосновывать свое мнение; слушать, понимать и уважать точки зрения и мнения других; выражать и отстаивать собственные интересы; согласовывать собственные интересы с интересами других; конструктивно участвовать в разборе и улаживании межличностных конфликтов; принимать осознанные решения в соответствии с возрастным развитием. Взрослые формируют у детей потребность в общении и сотрудничестве со взрослыми по поводу предметов, игрушек, поощряют внимательное слушание и взрослого, выполнение его просьб и пр. Учат способам установления положительных контактов со сверстниками (знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие детей между собой).   Демонстрируют формы  обращения к детям и взрослым в вежливой форме; поддерживают  стремление детей к сотрудничеству с другими людьми: умение совместно ставить цели, распределить работу, договориться, объединить усилия, обменяться информацией, оказать помощь. В соответствии с возрастными возможностями детей поддерживают их попытки самостоятельного разрешения конфликтов и ссор: помогают проанализировать ситуацию, сформулировать свою точку зрения, высказать свои желания; демонстрируют способы отстаивания своих интересов, убеждений и позиций в конфликтной ситуации; способы примирения. Дают детям четкие ориентиры и показывают способы защиты от унижения. Безусловно, воспринимают и принимают мешающих детей, осуществляют с ними стабильное взаимодействие, помогают ребенку устранить свое дискомфортное состояние, осмыслить и выразить скрытые потребности. Взрослые приобщают детей к ценностям сотрудничествас другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Организуют совместные игры детей (с разным числом участников, учитывая дружеские привязанности; объединяя отдельные играющие группы общим сюжетом; организуя совместные игры детей разных возрастных групп для взаимного обогащения игровым опытом и пр.). Организуют совместную деятельность, направленную на создание общего продукта (постановки спектакля, сооружения общей постройки и др.). Учат детей ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнерами, осознавать необходимость выполнения норм и правил, принятых в обществе и данной группе детского сада, нести ответственность за общее дело, данное слово. Обсуждают вместе с детьми различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей. Учат различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживать им, осознавать образцы нравственного поведения в ходе театрализованных спектаклей и игр-драматизаций. Взрослые развивают у детей социальные навыки. Предлагают различные способы разрешения конфликтных ситуаций, учат договариваться, соблюдать очередность, делиться игрушками, устанавливать новые контакты. Формируют навыки элементарных правил этикета(приветствовать, благодарить, правильно вести себя за столом и пр.). Формируют элементарные навыки безопасного поведениядома, на улице, на игровых площадках, в транспорте, в общественных местах (умение обратиться, если потерялся на улице, называть свое имя, домашний адрес и т. п.). Развивают бережное, ответственное отношение ребенка к окружающей природе, рукотворному миру (умение ухаживать за животными и растениями, подкармливать птиц, соблюдать чистоту, беречь игрушки, книги и т. п.) Взрослые предоставляют возможность детям самостоятельно использовать нормы и правила поведения, овладевать социальными навыками. Предоставляют возможность самостоятельно следить за своим внешним видом. Поощряют проявления детьми элементарных навыков вежливости. Предоставляют возможность самостоятельно выбирать партнеров для общения и совместной деятельности. Предоставляют возможность самостоятельно регулировать отношения со сверстниками в разных сферах детской деятельности (разрешение конфликтов, умение договариваться, соблюдать очередность и пр.). Предоставляют возможность проявлять социальные навыки в разных видах деятельности (двигательной, изобразительной, игровой, познавательной и пр.) Взрослые поддерживают инициативу детей. Поддерживают интерес к окружающим людям (взрослым, детям), желание расширить круг общения. Поддерживают желание понять эмоциональные состояния людей, причины, вызвавшие эти состояния в естественно возникающих в группе ситуациях. Поддерживают стремление высказывать суждения по поводу своих интересов, предпочтений, вкусов; высказывать свое несогласие делать то, что он считает неправильным. Поощряют готовность ребенка научить других тому, что умеет сам. Взрослые предоставляют возможность для творческого самовыражения. Поощряют импровизации в играх (придумывание сюжетов, введение оригинальных персонажей в традиционные игры, смену и совмещение ролей). Предоставляют возможность выражать свое отношение к миру, дружбе, всему живому через гуманные действия, рисунки, поделки, участие в миролюбивых акциях. Взрослые поддерживают активный характер поиска и использования детьми информации. Поощряют общение друг с другом (рассказы друг друга о том, что узнали от взрослых, от других детей, что наблюдали в жизни, видели в телепередачах и пр.). Предоставляют право сомневаться, обращаться за разъяснениями к взрослому и другим детям

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Для выполнения дошкольными учреждениями своих педагогических задач важна ориентация на общество, а также кооперация и сотрудничество с другими организациями и учреждениями.

Многие проблемы, требующие решения в образовательных организациях, представляют собой проблемы конкретного места расположения учреждения и состава детей. Социокультурные условия места расположения дошкольного учреждения, социальный, этнический и общекультурный фон, составляющий условия жизни конкретных детей, приходящих в то или иное дошкольное учреждение, имеют принципиальное значение для образования отдельного ребенка, для организации работы дошкольного учреждения и для эффективности системы образования в целом. Это должно оказать влияние на формы управления дошкольным учреждением и на формы реализации общеобразовательной Программы. Они требуют более гибкой организации, более эффективного использования возможностей (ресурсов) местного сообщества, сетевого взаимодействия дошкольной организации с организациями и лицами, которые могут оказать содействие и поддержку в общем деле образования будущих поколений. Управление и планирование на основании общих нормативов без учета специфики социокультурных условий жизни детей вне дошкольной организации сегодня не отвечает вызовам времени.   

Например: Образовательные ресурсы МАДОУ № 1 «Огонек» п. Любытино.

В непосредственной близости от детского сада находятся:

· Жальники(История и культура: знакомство с земляными сооружениями, назначением; уважение традиций и обрядов; охрана, поддержание чистоты).

· Администрация п. Любытино(знакомство с работой людей, управляющих жизнью поселка; приобретение опыта решения какой-либо проблемы, важной для детей).

· МАУСОШ(использование ресурсов школы, знакомство с работой людей, опыт посещения школы будущими первоклассниками; общие спортивные и интеллектуальные мероприятия);

· Районная библиотека(снабжение детской литературой для приобретения детьми читательского опыта; тематические подборки к проектной деятельности; проведение тематических выставок творческих работ для стимулирования социальной активности, конструктивной самореализации и высокой самооценки детей);

· Центр художественного творчества(поддержка способных детей, знакомство с работой людей, увлечениями детей; опыт посещения выставок);

· Дом Горемыкина(знакомство с архитектурой, историей края);

· Музей-заповедник(знакомство с историей и культурой);

· Районный дом культуры(привлечение к подготовке праздников народного календаря, использование ресурсов ДК, знакомство с работой и увлечениями людей; проведение выставок, поддержка способных детей).

С этими административными и культурно-образова-тельными организациями дошкольная организация может (и должна) установить контакты (разовые или систематические). Для разовых контактов (например, посещение Администрации поселка, для получения разрешения на проведение социальной акции) договор не нужен. Для систематических контактов нужен договор, подписанный обеими сторонами. В качестве напоминания: договор может быть основан на предоставлении ДОУ площадки для реализации учреждением дополнительного образования своих программ; договор может предполагать решение учреждением дополнительного образования целей и задач ДОУ.

Природно-географические ресурсы: река,луг, парк (знакомство с объектами природы, формирование основ экологической культуры);

Архитектурные ресурсы: здания и сооружения – жилые дома (деревянные, каменные; одноэтажные, многоэтажные), административные здания, магазины и пр.; собор, пешеходный подвесной мостик, автомобильный мост(знакомство с архитектурными сооружениями родного края).

Все, выше перечисленное, является образовательным ресурсом и может быть (должно быть) использовано в работе с детьми.


ВАРИАНТЫ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В соответствие с ФГОС, образовательная деятельность должна быть основана на сотрудничестве детей и взрослых, на поддержке детской инициативы, на признании за ребенком права на участие в принятии решений, на учете индивидуальных особенностей и интересов всех участников, на вовлечении родителей и социо-культурного окружения места расположения детского сада. ФГОС не предписывает конкретного содержания и форм работы во всех деталях, предполагает гибкость в планировании.  

При планировании важно помнить, что основная задача состоит в том, чтобы ребенок смог овладеть не только и не столько отдельными областями, описанными в планах, но чтобы он мог овладеть основополагающими ключевыми компетентностями и раскрыть ресурсы своей личности через любое содержание в самостоятельной и совместной (кооперативной) деятельности со взрослыми и другими детьми.

Так как, в соответствие с п. 3 статьи 13 Закона «Об образовании в РФ» дошкольное учреждение может использовать модульный подход к организации образовательного процесса, то, на наш взгляд, целостность, разносторонность, вариативность действий в рамках одной темы может дать комплексно-тематическое планирование. Форма организации образовательной работы при таком подходе – образовательное событие – проект любой тематической направленности, социальная акция, тематические дни и иные, объединяющие детей и взрослых действия. 

План темы «Мой город», написанный детьми (МАДОУ № 1 «Калинка» В.Новгород)

 

План темы «Моя семья», написанный детьми и педагогами (МАДОУ ЦРР-детский сад № 13 г.Боровичи)

 

Рисовать свои портреты (Ира) и портреты родителей (Света); Рисовать картинки про семью (Дима); рисовать картинки в книжках-малышках (Алиса); Подобрать фотографии и картинки (Макс), Оформить фото-галерею «Наши домашние питомцы» (Т.П.); Создать коллаж «Семья» (Н.Н.), сделать аппликацию «Платочек для бабушки» (А.И.); Сделать подарки для близких (Света); Подготовить афиши, пригласительные билеты для праздника семьи (Н.Н.);   Посчитать, сколько у детей нашей группы братьев, сестер (А.И.); домашних зверюшек (Антон); игрушек  (Алиса) и пр.; Определение веса и роста всех членов семьи, сравнение роста и веса детей (Т.П.); Узнать, где, кто живет (Оля); Работать с картой города (Т.П.); Разработать карты-схемы путешествия от детского сада до дома (театра, магазина) (А.И.); Узнать, у кого сколько этажей и комнат (Даша); Классифицировать предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда, спортивный инвентарь и т.д.) (Т.П.)   Тема: Моя семья 12.03. – 26.03.2013 Собрать картинки про всякие семьи (Женя); Рассматривать картинки, иллюстраций, фотографии с изображением членов семей, их увлечений, занятий (А.И.); Составить рассказ или сказку про свою семью (Кирилл); Написать (копировать) слова – имена, названия профессий и др.; Написать письма, приглашения для своих близких; Записать рецепты любимых блюд (вместе с мамами); Интервьюировать родителей о семье, об интересах и увлечениях близких (Н.Н.); Подобрать и разучить стихотворения, пословицы о семье (А.И.); Чтение А.Барто «Мама спит», рассказов Драгунского и Н.Носова
Знакомиться с мамами и папами своих друзей (Оля); Подготовиться к приему гостей (Денис); Составить генеалогическое древо (Т,П.) Подобрать фотографии с изображением профессий родителей и людей разных профессий; Составить «Калейдоскоп дней рождений» (Т.П.); Установить контакты с одинокими стариками по микрорайону (А.И.); Изучать права и обязанности детей и других членов семей (Т.П.); Играть в семью (Алена и Сима) Строить дома (Лиза), гаражи и мосты (Кирилл); Строить по схемам (Артур) Конструировать дома для своей семьи (Артем); Организовать хозяйственные дела группы (подготовка салфеток для обеда, стирка кукольной одежды, мытье игрушек и пр.) (А.И.) Консультация «Как выбрать «правильные» игрушки» для старших дошкольников; «Учимся общаться. Учим общаться»; «Готовимся к школе играя»

В планировании образовательной деятельности следует отказаться от двух вредоносных «вирусов»: формализма и безответственности.

План должен помогать оптимизации образовательной работы, а не замещать ее. План должен учитывать реальные возможности, интересы и потребности детей, а не исключать их, замещая текстами программы.

Следуя по пути минимизации объема плана, преодоления его формальности важно помнить, что

1) план это документ (и его наличие обязательно);

2) план должен учитывать образовательную работу по всем образовательным областям;

3) план должен соответствовать форме организации образовательной деятельности: если план не предписывает конкретных ежедневных действий, ориентирован на выбор, то должна быть предусмотрена и обеспечена предметно-развивающая среда, должно быть организовано обсуждение с детьми их планов и действий, должна быть предусмотрена организационная и психолого-педагогическая поддержка действий детей со стороны взрослых (воспитателей, специалистов, родителей).

Обратная сторона данного варианта плана должна содержать образовательные задачи и необходимые ресурсы!

Ответственность за качество работы с детьми не ограничивается качественно написанным планом.

Для педагогов, понимающих и принимающих (пусть еще не очень умелых) тактику совместного с детьми планирования и обеспечения действий детей на основе выбора, должна быть предоставлена профессиональная свобода.

Для педагогов, не понимающих и не принимающих инициативу детей, – тактика обучения внутри детского сада и профессионального контроля.

В любом случае форма планирования – внутреннее дело дошкольной организации, принимается и утверждается педагогическим советом.

 

 

________________________________________________________________

Напоминаем: Ст.64. п. 6. Образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.


МОНИТОРИНГ

По скорости, направленности, «яркости» проявлений развития дети отличаются друг от друга. Уровень развития разных умений, способностей у одного ребенка может сильно варьироваться. Эти отличия сохраняются и во взрослом состоянии.

Стандарт дошкольного образования формулирует требования к результату не в форме четких показателей возрастного развития, но в форме целевых ориентиров. Принципиальной позицией для оценки результата развития конкретного ребенка, дошкольного образования в целом и эффективности действий педагогов является индивидуальная динамика развития ребёнка.

Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, не являются основой оценки подготовки детей. Вменение ребенку какой-либо ответственности за образовательный результат неправомерно.

Сущность достижений ребенка, описанных в целевых ориентирах, легко соотносится с ключевыми компетентностями * [2]

 

Понимание сущности образования дошкольников, как одновременного воздействия и взаимодействия множества факторов, оценивание текущей ситуации и перспектив развития ребенка подразумевает наличие индивидуального (личного) результата.

Если содержание не является главным признаком возраста (много-мало – младший возраст, счёт до пяти – средний, до 10 и обратно – подготовительная к школе группа), то, что же можно считать признаком продвижения (позитивной динамики) в развитии ребёнка? Стоит обратить внимание на следующее:

– как меняется его инициативность;

– насколько растёт его осознанность (рефлексивность);

– как он умеет планировать и организовывать себя и, может быть, других;

–как ребенок сотрудничает с другими людьми (сверстниками, старшими, младшими), какие качества личности проявляются во взаимодействии;

– как ребенок использует источники информации для удовлетворения своих потребностей и учебных целей;

– к какой деятельности у него больше интересов и как они реализуются.

Конечно, важно и то, какие знания он приобретает. Но это уже вторично.

У каждого есть личные ДОСТИЖЕНИЯ, отличающие ребёнка вчерашнего и сегодняшнего. Каждый прожитый день прибавляет каждому ребёнку личный жизненный опыт.

При разности потенциальных и реализованных возможностей развития объединяющим звеном является овладение ключевыми компетентностями, как сущности развития, основы учения как такового, готовности к дальнейшему систематическому обучению и учению в школьной жизни. Действия педагогов, связанные с оценкой актуальной ситуации и перспектив развития ребенка, какими бы методиками они не пользовались, должны быть направлены на поддержку индивидуальной траектории развития.

Актуальные вопросы.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.