Тема . «потребности и способности человека». — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Тема . «потребности и способности человека».

2019-11-28 205
Тема . «потребности и способности человека». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема. «ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА».

Цель урока: Актуализировать знания учащихся по теме «Потребности» из курса обществознания в 6 классе; подвести учащихся к пониманию отличия способностей человека от других людей; продолжить формирование навыков работы в группе, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Класс: 8 класс.

Домашнее задание: Определить свой тип темперамента.

5.1. Потребность – состояние человека, вызванное неудовлетворённостью требований, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, нужда человека в чём-либо.

Иерархия потребностей А. Маслоу.

  Виды потребностей Примеры

 

 

Вторичные (высшие) потребности

  Духовные (идеальные) потребности   Творчество
  Престижные потребности (потребности в оценке)     Компетентность, достижение успехов, признание, авторитет
  Социальные потребности   Общение, привязанность, любовь

 

Первичные

(низшие) потребности

  Потребности в безопасности Экзистенциальные Физическая (защита от насилия, войн) Экономическая (потребность в гарантированной занятости)
  Физиологические потребности (жизненные, биологические, витальные)       Голод, жажда, отдых, жилище

Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.

Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.

Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

Закон возрастания потребностей

Связь потребностей и исторической эпохи

1.Телевизор

2.Меч

3.Подзорная труба

4.Тога

5.Кремневый топор

6.Автомобиль

 

А.Юлий Цезарь

Б.Генри Форд

В.Неандерталец

Г.Петр I

Д.Жанна д,Арк

Е.Человек ХХ века

Истинные и ложные потребности

Развитие способностей.

                                            Развитие способностей

Задатки – предпосылки к развитию способностей   Ординарные способности Талант – выдающиеся способности.   Гениальность – высшая ступень развития таланта

 

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

 

Задатки — врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей.

Какие бывают задатки:

- врожденные

-приобретенные

 

При обсуждении понятия «способности» в предыдущем разделе главы неоднократно упоминались задатки. Попробуем теперь выяснить детальнее, что это такое и какая связь существует между задатками людей и их индивидуальными различиями по способностям.

 

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные. Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.

 

Какие бывают способности:

Природные:

Восприятие

Память

Элементарная коммуникация

 

Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условнореф-лекторных связей, оперантного обусловливания, импринтинга и ряда других. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

 

Специфически человеческие:

Общие

(Речь, умственные способности, точность ручных движений)

Интеллектуальные

способности

( -музыкальные -математические -лингвистические -литературные -спортивные)

Теоретические способности.

Практические способности.

Способности к общению

Структура личности.

 

 

Структура личности

 

 

Способности - индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определённой деятельностью.  
Воля - напряжение сил при встрече с препятствием.
  Характер - устойчивые, индивидуальные способности личности, проявляющиеся в её действиях, поведении, общении с другими людьми.  
  Темперамент - динамическая характеристика психической деятельности человека  
Эмоции - субъективные психологические состояния человека.

 

Типы темперамента.

Темпера́мент (лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей) — устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент составляет основу развития характера; вообще, с физиологической точки зрения, темперамент — тип высшей нервной деятельности человека.

Слово «темперамент» (от лат. temperans, «умеренный») в переводе с латинского обозначает «надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» (др.-греч. κράσις, «слияние, смешивание») ввёл древнегреческий врач Гиппократ. Под темпераментом он понимал и анатомо-физиологические, и индивидуальные психологические особенности человека. Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека импульсивным, «горячим» (элемент «огонь») — холериком.

Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным (элемент «вода») — флегматиком.

Преобладание крови (лат. sanguis, сангвис, сангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым (элемент «воздух») — сангвиником.

Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым (элемент «земля») — меланхоликом.

Типы темперамента.

 

                                              Типы темперамента

  Сангвиник - тип темперамент, характеризующийся энергичностью, работоспособностью, быстротой реакции Холерик – тип темперамента, характеризующийся быстротой действий, сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи и поведении.   Флегматик – тип темперамента, характеризующийся медлительностью, спокойствием, внешним слабым проявлением чувств.   Меланхолик - тип темперамента, характеризующийся повышенной впечатлительностью и относительно незначительным внешним выражением чувств.  
Сова Осел
«Это была ужасная картина — раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа». Холерик, негодуя, скажет: «Раздавили женщину. Я дав­но говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевремен­но звонить и предупредить рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения и строго судить». Флегматик скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: сто­ит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал на пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику: пошел скорее » «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спе­шила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И всё разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».

 

 

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

 

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

 

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно. Сангвинический темперамент характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

 

Меланхолик — легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. При меланхолическом темпераменте внешние проявления чувств бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными. Человеку меланхолического темперамента свойственно в основном мрачное настроение. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Он нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого мало зависит.

 

 

Наиболее известна конституционная типология, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, темперамент зависит от телосложения. Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа темперамента:

 

1) астеники (от греч. ἀσθενές — слабый) — люди худые, с удлинённым лицом, длинными руками и ногами, плоской грудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьёзные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении.

2) атлетики (от греч. ἀθλητικός — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии.

3) пикники (от греч. πυκνός — плотный, толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тип характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Домашнее задание.

Найдите различные значения слов «талант» и «гений».

Э. Кречмер в своём труде "Строение тела и характера" (1921 г.) обобщил наблюдения антропологов и психиатров. Согласно его концепции, существует прямая связь между конституцией человека и свойствами его темперамента. Э. Кречмер выделил и описал 4 конституционных типа.

АСТЕНИК (от греч. asthenes - слабый) - человек высокого роста, хрупкого телосложения с уменьшенными поперечными размерами, плоской грудной клеткой, вытянутым лицом, длинным и тонким носом. Плечи узкие, ноги и руки худые и длинные, кисти рук узкие, кожа дряблая. Женщины астенического типа схожи с астениками-мужчинами, но имеют небольшой рост. Астеники склонны к преждевременному старению.

ПИКНИК (от греч. pyknos - плотный, толстый) - человек среднего или малого роста, с богатой жировой тканью (тучный), большим животом, выпуклой грудной клеткой, круглой головой на короткой и толстой шее. Лицо широкое с мелкими чертами.

АТЛЕТИК (от греч. athletikos - свойственный борцам) - человек высокого или среднего роста, пропорционального крепкого телосложения, с широкими плечами, хорошей мускулатурой, узкими бёдрами. Голова держится прямо, лицевые кости выпуклые. Женщины атлетического типа, в отличие от мужчин, имеют определённую склонность к ожирению.

ДИСПЛАСТИК - человек неправильного телосложения, плохо сформировавшийся.

С этими типами телосложения Э. Кречмер соотнёс разновидности темперамента, он выделили три - шизомитический (шизотимик), иксотимический (иксотимик) и циклотимический (циклотимик).

ШИЗОТИМИК имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций от раздражения до равнодушия, упрям, редко изменяет взгляды и установки, склонен к абстракции. Он с трудом приспосабливается к окружению, при расстройствах психики обнаруживает предрасположенность к шизофрении. Шизотимики отличаются высокомерием, желанием не походить на других, быть лучше всех, сдержанностью, серьёзностью, поверхностной общительностью. Они часто уходят в себя, проявляя интерес лишь к собственным проблемам, либо, наоборот, стремятся к переустройству мира, впадают в доктринерство.

Среди шизотимиков Э. Кречмер выделил шесть подтипов тонко чувствующие натуры; идеалисты-мечтатели; холодные властные натуры; эгоисты; "сухари"; безвольные натуры.

ИКСОТИМИК имеет атлетическое телосложение, спокоен, маловпечатлителен, отличается не очень гибким мышлением, сдержанностью в мимике и жестах, с трудом приспосабливается к переменам. При расстройствах психики иксотимик обнаруживает предрасположенность к эпилепсии.

ЦИКЛОТИМИК имеет плотное телосложение, эмоционален: эмоции колеблются между печалью и радостью. Он реалистичен во взглядах, без затруднений контактирует с окружающими, отзывчив, добросердечен. При расстройствах психики циклотимик обнаруживает предрасположенность к маниакально-депрессивному психозу.

Среди циклотимиков Э. Кречмер выделил пять подтипов: весёлые болтуны; спокойные юмористы; сентиментальные тихони; беспечные любители жизни; активные практики.

Последовательность Э. Кречмера У.Г. Шелдон в своих работах обозначил три первичных компонента телосложения: эндоморфный, мезоморфный, эктоморфный. По Шелдону, представители данных типов телосложения характеризуются и специфическими типами темперамента.

ЭНДОМОРФ имеет круглую голову, большой живот, округлые и мягкие формы тела, плотные жировые отложения, неразвитые мышцы, вялые руки и ноги. Его осанка и движения расслабленные, реакции замедленные. Терпим, в эмоциональном плане ровен, приветлив. В общении характеризуется ориентацией на окружающих, стремлением к их одобрению. Любит комфорт, получает удовольствие от вкусной и обильной пищи. Склонен к общественной жизни, тянется к компаниям.

МЕЗОМОРФ имеет массивную голову, широкие плечи и грудную клетку, мускулистые руки и ноги. Подтянут, энергичен, с громким голосом. Осанка и движения уверенные. Решителен, порой агрессивен и самодоволен. Склонен к риску. В своих отношениях с окружающими стремится к доминированию. Испытывает потребность в движениях, физических нагрузках. Эмоционально нечувствителен, чёрств. Безразличен к боли, избегает находиться в замкнутых пространствах (помещениях).

ЭКТОМОРФ имеет высокий лоб, вытянутое лицо, маленький живот, узкую грудную клетку, неразвитую мускулатуру, тонкие длинные руки и ноги. Движения сдержанные, временами скованные. В проявлении чувств сдержан, скрытен. Испытывает затруднения в установлении контактов с другими людьми. Склонен к уединению. Рассудителен. Чрезмерно чувствителен в боли. Избегает находиться на открытом пространстве.

Предложенный Э. Кречмером, У. Шелдоном и их последователями конституционный подход к типологизации темперамента отражает реально существующие связи между внешним обликом человека и его психическими особенностями. Вместе с тем он не позволяет выявить основу, по которой группируются определённые физические и психические свойства индивида в тот или иной тип темперамента.

В связи с этим неоднократно предпринимались попытки выделить различные основания для классификации. Так, ещё сам К. Гален выдвинул первый вариант эндокринной теории. Предложенные им типы темперамента определялись соотношением в организме четырёх основных "соков": крови, флегмы, жёлтой и чёрной желчи. Об этом свидетельствует и само определение темпераментов: сангвиник - от латинского звучания слова "кровь", холерик - от греческого "желчь", флегматик - от греческого "слизь", меланхолик - от греческого "чёрная желчь". Попытки объяснить особенности темпераментов теми или иными обменными процессами предпринимаются и в настоящее время.

Ныне наиболее распространённой является теория И.П. Павлова, связавшая тип темперамента человека с типом его нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы:

1 тип: сильный, уравновешенный, подвижный;

2 тип: сильный, неуравновешенный;

3 тип: сильный, уравновешенный, инертный;

4 тип: слабый.

Каждый тип включает компоненты со следующими характеристиками.

СИЛЬНЫЙ. Человек способен сохранять высокий уровень работоспособности при длительном и напряжённом труде, быстро восстанавливает свои силы. Эмоциональный тонус высокий. Слабые отвлекающие воздействия не вызывают реакции.

УРАВНОВЕШЕННЫЙ. Человек собран и спокоен в самой напряжённой ситуации. Без труда подавляет ненужные желания и отвлекающие мысли. Работает равномерно, без резких колебаний в интенсивности и результатах труда.

ПОДВИЖНЫЙ. Человек способен быстро и адекватно реагировать на изменения складывающейся ситуации, легко отказываться от негодных стереотипов, быстро приобретает новые навыки и привычки. Без труда меняет вид деятельности, способен к ускоренному темпу действий и речи, мгновенному запоминанию.

Человек с первым типом нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) обладает всеми перечисленными качествами. У него оптимально сбалансированы волевые и коммуникативные свойства.

Человек со вторым типом нервной системы (сильный, неуравновешенный) характеризуется высокой работоспособностью, быстрой реакцией. Вместе с тем он неуравновешен, вспыльчив, раздражителен, агрессивен, нетерпелив и несдержан.

Человек с третьим типом нервной системы (сильный, уравновешенный, инертный) отличается высокой работоспособностью и внутренней стабильностью. В то же время он с трудом адаптируется к новым ситуациям, не способен отказаться от выработанных стереотипов и приобретённых навыков. Эмоции проявляются замедленно и слабо. Не люби менять заведённый распорядок жизни, работу, обстановку, друзей, привычки. Медленно приспосабливается к новым условиям.

Человек с четвёртым типом нервной системы (слабый) характеризуется быстрым падением работоспособности, потребностью в более длительном отдыхе. На трудности реагирует с излишней эмоциональностью. Не умеет переносить длительные и интенсивыне нагрузки.

Выделив и описав 4 типа нервной системы, И.П. Павлов соспоставил их с классическими типами темперамента, показав высокую степень соответствия между ними. Это дало ему основание для вывода: именно свойства нервной системы определяют давно описанные темпераменты (см. таблицы 1 и 2).

 

Таблица 1

Типы нервной системы

I II III IV Темперамент Сангвиник Холерик Флегматик Меланхолик Сила Сильный Сильный Сильный Слабый Уравновешенность Уравнове- шенный Неуравнове- шенный Уравнове- шенный Неуравнове- шенный Подвижность Подвижный Подвижный Инертный Подвижный или инертный Скорость реакций Быстрая Быстрая Медленная Медленная Сила реакций Умеренная Чрезмерная Сильная Слабая

 

 

Тема. «ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА».

Цель урока: Актуализировать знания учащихся по теме «Потребности» из курса обществознания в 6 классе; подвести учащихся к пониманию отличия способностей человека от других людей; продолжить формирование навыков работы в группе, анализировать информацию, самостоятельно делать выводы

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Класс: 8 класс.

Домашнее задание: Определить свой тип темперамента.

5.1. Потребность – состояние человека, вызванное неудовлетворённостью требований, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, нужда человека в чём-либо.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.