Основные поэтические особенности романа: — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Основные поэтические особенности романа:

2019-11-28 238
Основные поэтические особенности романа: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· жанровое своеобразие,

· оригинальная зеркальная композиция,

· чередование портретных и пейзажных характеристик с повествовательными элементами,

· своеобразие строфики и ритмики,

· образность,

· афористичность.

 

Следует отметить, что отличительная черта пушкинской образности – её естественность и лаконичность. Каждая авторская характеристика исполнена с чувством меры и вкуса.

При создании описаний природы или бытовых сцен поэт использует немногочисленные, но необходимые эпитеты: «легла волнистыми коврами», «лесов таинственная сень», «с печальным шумом», «прозрачный сумрак», «блеск безлунный пустынных улиц».

 

Поэт пользуется иносказаниями, отдавая дань модному в то время мифологизму. Так, луна у Пушкина называется Дианой, а воля судьбы иронически именуется «всевышней волею Зевеса».

 

Не чужды автору и прямые сравнения: «как лань лесная, боязлива», «красна лицом она, как эта глупая луна…», «как поцелуй любви, мила».

Убедительность пушкинских описаний достигается выстраиванием внушительных образных рядов, в которых в порядке перечисления представлены предметы или явления, синтаксически оформленные как ряды однородных членов: Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале; Гребенки, пилочки стальные, Прямые ножницы, кривые И щётки тридцати родов И для ногтей и для зубов.

 

С особым мастерством создаёт Пушкин краткие характеристики персонажей, многие из которых стали крылатыми фразами: «кокетка ветреный ребёнок», «всегда восторженная речь и кудри чёрные до плеч», «молодой повеса», «она в семье своей родной казалась девочкой чужой».

Стилистика романа сочетает в себе традиционные и новаторские средства: инверсии, анафоры, стилистические паузы, интонационные повторы (особенно в письмах Онегина и Татьяны).

 

Отточенность каждой фразы придаёт предложениям завершённость. Строки романа афористичны.

 

Несмотря на то, что перед нами текст, написанный по всем законам стихосложения (на всём протяжении романа выдержан единый размер: четырёхстопный ямб, сохранена общая схема рифмовки внутри каждой строфы), читается он естественно и плавно, так, как будто ничто не нарушает свободного повествовательного ритма.

 

В каждом четверостишии содержится по две пары перекрёстно зарифмованных слов, а итоговое двустишие имеет параллельную рифмовку. Такая структура помогает сделать необходимое описание и заключить его коротким афористическим выводом.

За счёт выбранной строфики и ритма выдерживается общая динамика текста, которую усиливают глагольные перечисления:

 

«На красных лапках гусь тяжёлый

Ступает бережно на лёд,

Скользит и падает…»

Роман «Евгений Онегин» — вершина пушкинской поэтики, демонстрирующий тончайшие оттенки образной палитры поэта и величайшее изобразительное мастерство, позволившее В. Г. Белинскому назвать это произведение «энциклопедией русской жизни».

Синтез лирики и эпоса. Белинский справедливо назвал «Онегина» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразились «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы». Около девяти лет, почти половину своей творческой жизни, отдал Пушкин делу создания своего романа, вложив в него плоды «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

 

В лирических отступлениях романа «Евгений Онегина Пушкин, рассматривая все существовавшие в его время литературные направления — классицизм, сентиментализм и романтизм, осуждает их за односторонность воображении человека и жизни.

 

В своём романе он борется за реализм, за всестороннее, верное и глубокое изображение человека в его многообразных связях с обществом, с действительностью.

 

Проницательный Белинский начинает анализ образа Онегина с того, что герой романа — это светский человек.

Действительно, Пушкин, не углубляясь в психологию характера Онегина, показывает его жизнь как естественную на фоне определенных требований дворянского круга. Петербургский свет предстает в романе с полярных точек зрения.

Пушкин отмечает высокоинтеллектуальный, уровень дворянского общества. Оно находилось, по мнению Белинского, «в одном из интереснейших моментов его развития».

Музыка, литература, театр — все это было неотъемлемой органической частью жизни дворян. Все достижения цивилизации осуществляются именно в дворянском обществе, кабинет «философа в осьмнадцать лет» — эпически размеренное перечисление тех бытовых подробностей, которые были характерны для жизни «золотой» дворянской молодежи. В эпическую часть романа входят и мелочи быта, и одежда, и еда.

 

С другой стороны, петербургское дворянское общество — это еще и сеет, где господствуют свои нравственные критерии, легкомыслие и праздность.

Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Сосредотачивая действие вокруг семейства Лариных, Пушкин, не распространяясь, но емко дает характеристику другим помещикам.

Он отмечает, что интеллектуальный труд им не нужен. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения — разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне».

 

Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.

 

Образ Татьяны непосредственно связан с эпически широкой панорамой деревенской, жизни. Воспитанная в дворянских традициях, она весь духовный и нравственный мир создала на национальной, народной основе. Татьяна — это идеал Пушкина.

 

В письме к Вяземскому Пушкин писал о «дьявольской разнице» между романом традиционным и романом в стихах. «Заметы» сердца Пушкина находят отражение в поэтическом языке романа. «Свободный роман» содержит в себе не только ритмически организованную речь, но и многочисленные лирические отступления,

«Евгений Онегин» как лирический дневник, жанровая энциклопедия и «энциклопедия» пушкинского духа. Роман «Евгений Онегин» — глубоко лирическое произведение.

Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях, и голос автора не мешает, а способствует раскрытию образов с реалистической широтой и правдой. Воссоздав целую историческую эпоху и связав эпическое и лирическое в единое целое, роман явился (как и задумывал автор) «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет». Роман «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - это «энциклопедия русской жизни, в которой отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, через объективное повествование.

Сам Пушкин писал, что под романом он подразумевает «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании». Роман «Евгений Онегин» является реалистическим, историческим, общественно-бытовым романом, где Пушкин изобразил русскую жизнь с небывало широким, подлинно историческим размахом.

В его романе слились два начала - лирическое и эпическое. Эпическим является сюжет произведения, а лирическим - авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю, которое высказывается в многочисленных лирических отступлениях.

 

Автор в романе и формы его проявления: автор-персонаж, объективный повествователь, иронический комментатор, автор лирических отступлений.

 

Первая функция автора — автор как повествователь. С помощью авторских отступлений расширяются границы романа. Диапазон лирических отступлений очень широк: от мнения автора на бытовые темы до исторического пафоса в авторском отступлении о Москве: «Москва! — как много в этом звуке...» Именно благодаря такому присутствию автора на страницах его произведения, Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни и глубоко лирическим произведением».

Вторая функция автора — Пушкин как действующее лицо: друг Онегина, покровитель Татьяны, антипод Ленского-поэта.

 

Третья функция— биографические отступления, в которых Пушкин рассказывает о своей судьбе: ссылка («Я помню море пред грозою»), «мы все учились понемногу», «мне скоро тридцать лет», «старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил». Уже хронология написания романа доказывает первенство Пушкина в создании нового реалистического метода в русской литературе.

 

Писатель выступает то как известный читателю автор «Руслана и Людмилы», то как знакомый и приятель героя романа, то как смотрящий на события со стороны повествователь. Впрочем, чаще он активно и страстно оценивает поступки и характеры персонажей. Автор рассказывает, как создавал произведение, вступает в споры по различным вопросам с предполагаемыми оппонентами. Так называемые многочисленные лирические отступления столь тесно связаны с иными формами авторского присутствия в тексте, что их правильнее считать самостоятельной несюжетной частью романа.

 

Авторское самовыражение в произведении — это и отношения повествователя с героями, и рассказы писателя о собственной судьбе и своем восприятии явлений жизни, и языковая стихия, свободно совмещающая новое и устаревшее, «низкое» и «высокое», интонации серьезные и иронические.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.