Творчество А.С.Пушкина. «Евгений Онегин» как универсальный текст русской культуры. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Творчество А.С.Пушкина. «Евгений Онегин» как универсальный текст русской культуры.

2019-11-28 716
Творчество А.С.Пушкина. «Евгений Онегин» как универсальный текст русской культуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Национально - фольклорный колорит образа.

Образ Татьяны – один из самых ярких женских образов русской литературы. Этот образ противопоставлен образу Онегина – они друг друга оттеняют и разъясняют. В образе главной героини самым существенным моментом является связь с народной почвой. Детство ее прошло в обстановке патриархального быта, пропитанного привычками и «преданьями простонародной старины, в атмосфере деревенского простора и приволья. Родители мало заботились о ее воспитании и образовании, ничем не стесняли её естественного развития.

 

Близость к народу, к обычаям воспитала в Татьяне «русскую душу», народный, национальный строй её понятий и чувств. С детства она напиталась образами русского народного творчества, картинами русской природы. На Татьяну город не оказал обычного влияния.

 

Любовь к русской деревне проходит красной нитью через всю жизнь Татьяны. Перед отъездом она трогательно прощается, как со своими друзьями, с долинами, холмами, ручьями и лесами. А вот в Москве она

 

…Волненье света ненавидит,

Ей душно здесь … она мечтой

Стремиться к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек.

И даже став великосветской дамой, богатой и знатной, она остается верной своим прежним деревенским симпатиям и настроениям.

 

Татьяна не могла остаться в стороне от тех веяний и настроений, которыми была охвачена общественность той эпохи. Но они коснулись ее лишь в той мере, в какой они были направлены к раскрепощению личности, к освобождению ее чувств от стеснительных рамок светского общества, бытовых ограничений и устоев. Татьяна увлекалась романами Ричардсона и Руссо, в которых они воспевали свободную любовь как высший закон жизни. Именно поэтому любовь толкнула Татьяну на смелый по тому времени поступок. Она решила открыто высказать герою своего романа те чувства, которые её волновали и для выражения которых она нашла готовый язык в книгах. Этим она резко нарушила господствовавшие в дворянском обществе обычаи и правила.

 

Свою встречу с Онегиным и любовь к нему Татьяна признала самым важным событием в своей жизни:

 

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой…

Все лучшие движения своей души она соединила с этой любовью, как бы подтверждая на собственном примере мысль об облагораживающем и возвышающем действии истинной любви на человека.

 

Выйдя замуж без любви за генерала, Татьяна глубоко затаила в душе свое чувство к Онегину как величайшую драгоценность; но свою непоколебимую верность этому романтическому настроению она сумела сочетать с чувством долга к своему мужу:

 

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана:

Я буду век ему верна.

 

Итак, личность Татьяны поставлена на высокий моральный пьедестал. В ней поражает серьезное вдумчивое отношение к жизни и к людям, глубокое чувство ответственности за свое поведение, взгляд на жизнь как на нравственный подвиг.

 

Мечтательный ум, глубина чувств, стремление к идеалу, нравственная чистота, верность супружескому долгу – все это делает образ Татьяны пленительнейшим образом русской женщины в нашей литературе.

 

Значение сна Татьяны

«Пророческий сон» – один из излюбленных элементов А.С. Пушкина. Такой сон является частью сюжета в «Капитанской дочке». В сказке «Жених» Пушкин ведет повествование также посредством сна, только в ней сон не пророческий, а придуманный: главная героиня выдает свои сновидения за реальность. Проведя анализ произведения, можно сделать вывод, что «сон», как элемент повествования, встречается в таких произведениях, как «Горе от ума» Грибоедова и «Светлана» Жуковского.

Сон Татьяны, в котором Онегин убивает Ленского, становится вещим. На самом деле все так и происходит. Онегин, желая отомстить другу, начинает флиртовать с его невестой. Ленский воспринимает ухаживания за Ольгой всерьез и вызывает Онегина на дуэль. Как и предсказано во сне, Онегин убивает Владимира.

Но не только эта сцена является пророческой. В самом начале сна Татьяна видит медведя, а медведь по древним русским поверьям снится к замужеству. Также во сне медведь является кумом Евгения, в действительности будущий муж Татьяны тоже является дальним родственником Онегина.

 

Во сне Татьяна сначала бредет по заснеженной поляне, которая символизирует ее жизненный путь. Она набредает на мосток, настолько хрупкий и шаткий, что страшно становится на него. Но тут появляется медведь, который берет ее за руку и переводит через поток.

Во сне она попадает в лесную избушку, где веселится нечистая сила. Пушкин проводит параллель между нечистью, бесновавшейся в лесу и гостями, которые приехали в дом Лариных на следующий день. Эта параллель усиливает пророческое значение сна Татьяны в романе «Евгений Онегин». И в то же время, подчеркивается связь далеко не ангельской души Онегина со всей присутствующей в лесу, нечистой силой. Более того, Евгений управляет нечистью. Известно, что бесы боятся только дьявола и подчиняются ему. Стоило только Онегину грозно повести очами, как вся нечисть тут же исчезла.

 

г) Нравственно - философская проблематика 8-й главы, отражение в ней духовной атмосферы 30-х годов.

 

Творчество А.С.Пушкина. «Евгений Онегин» как универсальный текст русской культуры.

а) Хронология работы. Своеобразие жанра

Хронология работы. Роман «Евгений Онегин» — произведение удивительной творческой судьбы. Он создавался более семи лет — с мая 1823 г. по сентябрь 1830 г. Но работа над текстом не прекращалась вплоть до появления первого полного издания в 1833 г. Последний авторский вариант романа был напечатан в 1837 г. У Пушкина нет произведений, которые имели бы столь же длительную творческую историю. Роман не писался «на едином дыхании», а складывался — из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества. Работа над романом охватывает четыре периода творчества Пушкина — от южной ссылки до Болдинской осени 1830 г. Все главы издавались с 1825 г. по 1832 г. как самостоятельные части большого произведения и еще до завершения романа стали фактами литературного процесса. Пожалуй, если принять во внимание фрагментарность, прерывистость работы Пушкина, можно утверждать, что роман был для него чем-то вроде огромной «записной книжки» или поэтического «альбома» («тетрадями» иногда называет главы романа сам поэт). В течение семи с лишним лет записи пополнялась горестными «заметами» сердца и «наблюдениями» холодного ума.

Первая глава - 1825 г., (второе издание - 1829 г.) Вторая глава - 1826 г., (второе издание - 1830 г.) Третья глава - 1827 г. Четвертая и пятая главы - 1828 г. Шестая глава - 1828 г. Седьмая глава - 1830 г. Восьмая глава - 1832 г.

Пушкин задумывал написать десятую главу "Евгения Онегина", но глава не была опубликована и до нас дошли лишь ее отрывки и черновики. По словам современников, в десятой главе Пушкин, предположительно, хотел показать поездку Онегина на Кавказ и его гибель там.

В 1833 г. Пушкин издал «Евгения Онегина» в окончательном виде и полном составе (одной книгой). Второе издание романа вышло в январе 1837 г. почти без всяких изменений.

Своеобразие жанра. Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.

Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления. «Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос.

Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.

Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.

б) Социально - типическое и неповторимо - индивидуальное в характере героя. Онегин и автор: их близость и различия. "Разность" между Онегиным и Ленским.

Социально - типическое и неповторимо - индивидуальное в характере героя. Характеризуя познания Онегина, Пушкин идет по пути внешних перечислений, которые прерывает откровенной иронией:

 

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг…

 

«Недосуг» потому, что «ум» Онегина поглощен и обременен другим – «наукой страсти нежной». Любовь превращается у светской молодежи в ритуал, движущая пружина которого – бездуховные в своей «естественности» чувственные наслаждения. От любви в высоком смысле тут не остается ничего. Светская девушка воспринимается как объект обольщения, целью которого является чувственный соблазн. Ради достижения этой цели в ход пускаются не глубокие сердечные чувства, а искусная и холодная их имитация. Поразительно, что светская девушка охотно участвует в этой игре, очевидно не чувствуя ее коварства. С детских лет она погружается в отношения, лишенные сердечной глубины, движимые мертвым кодексом светских условностей. В результате она теряет способность отличать подлинное и глубокое чувство от искусной подделки под него. Процесс духовной гибели светского молодого человека представлен Пушкиным в описании одного дня из жизни Онегина. Личности героя здесь нет: ее вытесняет механический, изо дня в день повторяющийся ритуал. Образ «недремлющего брегета», с ритмической неумолимостью и однообразием отстукивающего время, приобретает почти символическое звучание. Оно усиливается «говорящими» рифмами: «брегет» – «обед» – «котлет» – «балет» – «свет» – «кабинет». Усиленное внимание автора к образу жизни Онегина связано с его стремлением показать типический характер человека своего времени в типических обстоятельствах, оказавших на этот характер огромное влияние. Поэтому на первых порах Пушкина интересует не столько неповторимая онегинская индивидуальность (личность героя), сколько стихия «онегинского» в нем, являющаяся порождением определенной среды – воспитания, образа жизни человека светского общества.

 

Однако Онегин при всей его типичности обладает такими индивидуальными, неповторимыми чертами, которые делают его «лишним» для общества. Широко распространенный термин «лишний человек» (Онегин оказался первым в этом типологическом ряду) должен восприниматься как отрицательная характеристика а первую очередь не героя, а среды, для которой незаурядные люди оказываются неудобными, ненужными, лишними. В этом обществе не может быть полноты человеческого существования. Разочарование Онегина в светской жизни, в окружающих его людях, в себе самом, наконец, как раз и свидетельствует о таких его незаурядных внутренних, душевных качествах, которые, к сожалению, он так и не смог нигде проявить. О незаурядности Онегина свидетельствует и круг его друзей, в число которых входят Кавелин, Чаадаев (об этом Пушкин упоминает в 1-й главе) и, что особенно важно, сам автор, называвший Онегина своим добрым приятелем.

 

Его характер — не исключение, а правило. Поэтому его можно воспринимать как обобщенное, типическое явление, воплощающее в себе множество характерных, свойственных многим черт. Но Пушкин не упрощает образ героя, не сводит его к некоей персонификации общественных пороков. Есть в характере Онегина и индивидуальное, неповторимое начало, не обусловленное средой, воспитанием, но врожденное. Он, безусловно, от природы умен, способен к активной, напряженной интеллектуальной деятельности. В его сердце заложена потребность глубоких, подлинных переживаний, он способен чувствовать сильно и ярко, ему свойственно «души прямое благородство». Натура героя интуитивно, стихийно ищет путей для самореализации. Не случайно Онегина тянет к Каверину и его друзьям — здесь он получает возможность общения с людьми, живущими высокими общественными и нравственными ценностями. Вопрос о характере взаимоотношений Онегина с околодекабристскими кругами неоднократно дискутировался в литературоведении. Однако внутренняя замкнутость на собственном «Я» была серьезным препятствием для того, чтобы органично влиться в среду либерально настроенной молодежи. Онегин оказался «чужим» и здесь.

 

Онегин и автор: их близость и различия. В первой главе произведения Пушкин смотрит на Онегина со стороны с сочувствием и в то же время с большой долей иронии. У читателя первой главы нет оснований отождествлять героя с автором. Очевидны различия в их мировоззрении, вкусах, круге интересов. Образ автора наиболее ярко вырисовывается в лирических отступлениях и в отдельных замечаниях об искусстве, о природе и о поэтическом творчестве.

Герой и автор представляют собой две стороны одного и того же явления: неудовлетворенности обществом, оторванности от него, так называемые странности. Направление Онегина — практическое, ум его резок и холоден. Страстная натура Пушкина ищет спасения в прекрасном. Героя и автора объединяет то, что оба они — мыслящие люди, выделяющиеся из “черни светской”.

 

Автор, как и герой, устав от суеты, не может в душе не презирать людей света, мучается воспоминаниями о светлой, беспечной юности. Пушкину нравится «резкий, охлажденный ум» Онегина, его недовольство собой. Автор и его герой — это люди одного поколения и примерно одного типа воспитания: у обоих были французы-гувернеры, оба провели молодость в петербургском свете, у них общие знакомые и друзья. Даже родители их имеют сходство: отец Пушкина, как и отец Онегина, “жил долгами…”.

Поэт отмечает и свое отличие от Онегина. Онегин не понимает природы, автор же мечтает о тихой, спокойной жизни в райском уголке, где он мог бы наслаждаться природой. Пушкин умеет радоваться тому, что так наскучило, опостылело Онегину. Для Онегина любовь — это «наука страсти нежной», у Пушкина отношение к женщинам другое, ему доступна настоящая страсть и любовь. Мир Онегина и Пушкина — это мир светских обедов, роскошных забав, балов. Петербургский высший свет автор подвергает резкой критике. Пушкину нелегко жить, гораздо труднее, чем Онегину. Онегин разочарован в жизни, у него нет ни друзей, ни творчества, ни любви, ни радости, у Пушкина все это есть, но нет свободы — его высылают из Петербурга, он не принадлежит сам себе. Онегину ничего не надо, и в том его трагедия.

 

Пушкину близок вдумчивый, критический взгляд Онегина на литературу и на жизнь в целом. Высокие требования, предъявляемые героем романа ко всему и всем, — признак глубокого, неравнодушного ума. Именно это сближает Онегина с Пушкиным.

Кроме того, герой страдает, “томясь душевной пустотой”. Сколько людей в окружении Пушкина и Онегина или не осознают своей душевной пустоты, или вовсе не мучаются ею. Мыслящие личности навлекают на себя ненависть посредственностей.

 

...Обоих ожидала злоба

Слепой Фортуны и людей, —

 

замечает о себе и своем герое Пушкин в начале романа.

 

Итак, в «Евгении Онегине» перед нами предстают два совершенно разных, но близких по духу и положению в обществе человека, автор и герой.

 

«Разность» между Онегиным и Ленским. Одной из сюжетных линий романа в стихах «Евгений Онегин» служат отношения двух молодых людей – Евгения Онегина и Владимира Ленского. По сути, Ленский и Онегин − герои противоположности. Но не было бы противостояния без единства. В них много общего. Оба были молодыми людьми дворянского происхождения. Оба рано остались без родителей и получили в наследство имение, став полноправными хозяевами. Правда, онегинское имение, полученное от отца, ушло за долги, зато ему досталось имение дяди. Оба молодых человека богаты, привлекательны, и представляли собой завидных женихов для уездных барышень. Оба приехали в имение почти одновременно: один из Германии, другой из Санкт-Петербурга. Для обоих честь и благородство не было пустым звуком. В политических вопросах придерживаются либеральных взглядов, и оба увлекаются философией и экономикой. Причем Онегин тут же постарался свои экономические познания применить на практике.

 

Различия. Ленский кажется застенчивым человеком, который вынужден много времени проводить в свете из-за своего положения, но не получает от этого удовольствия. При этом он словно расцветает рядом с тем кто разделяет его увлечения. Ленский – начинающий поэт, он всей душой любит искусство, говорит о нём восторженно и почитает мэтров литературы и философии.

 

Онегин кажется натурой увлекающейся и быстро охладевающей к новым увлечениям. Он познал за свою недолгую молодую жизнь многое, в результате настолько ей пресытился, что потерял интерес к самому своему существованию и начал хандрить. В Онегине постепенно проступают зачатки нигилизма, во многом он даже схож с Базаровым. Он циничен, высокомерен, презирает людей с мещанскими интересами. Онегин тонко чувствует людей. Ему достаточно одной встречи, чтобы понять, кто есть кто. Ярче всего эта способность выражается в эпизоде, где юноши знакомятся с сёстрами Лариными. Несмотря на то, что Ольга предстаёт как первая красавица в обществе, Онегин сразу видит её простоту и примитивность, в то время как в Татьяне замечает необычное и возвышенное. Ленский не может похвастаться таким чутьём. Он не может оценивать окружающую действительность реально, потому что слишком погружён в творческие грёзы. Нередко Ленский сам приписывает окружающим нужные ему черты. Так он очарован красивой Ольгой и думает, что она такая же прекрасная в душе. В образе младшей из сестёр Лариных Пушкин вывел типичный образ героини из любовного романа – красавицы с пустой душой и без характера.

 

Ленский идеализирует людей, Онегин же, напротив, не даёт им шанса ему понравиться. Часто он не замечает достоинства и преувеличивает недостатки окружающих.

 

в) Ситуация испытания героя любовью.

«Евгений Онегин» - великолепный роман в стихах, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным. В этом романе тесно связаны любовь и дружба. Эту связь можно рассмотреть благодаря отношениям Онегина с другими героями романа.Евгений - молодой дворянин, главный герой романа. Большую часть своей жизни он провёл в светской среде. Онегин получил весьма поверхностное образование, но при этом полностью постиг "науку страсти нежной". Его развлечения такие же, как и у всех представителей светского общества:походы на балы и в театр, дружеские беседы. Не зря Белинский назвал Онегина "эгоистом по неволе".

 

Чуть позже Онегину надоедает эта скучная жизнь, в которой нет никаких искренних чувств. И вот, надеясь развеять тоску и отдохнуть от забав высшего общества, он отправляется в деревню к заболевшему дяде.Можно сказать, что здесь начинается испытания любви и дружбы для Евгения. В деревне Евгений знакомился с Ленским, молодым поэтом:"Он пел поблеклый жизни цвет Без малого в осьмнадцать лет." Позже Ленский представляет Онегина семье Ларинывх. Татьяна Ларина, провинциальная барышня, влюбляется в Евгения с первого взгляда. Позже она признаётся ему в своих чувстах, но Онегин отказывает Татьяне:"Но я не создан для блаженства; Ему чужда душа моя; Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я". Таким образом, Евгений заявил Татьяне, что он не создан для любви и семейной жизни.

Позже Онегин уехал путешествовать. Но к концу романа он появляется вновь. Но не в деревне, а в Санкт-Петербурге. Там он встречает уже вышедшую за генерала Татьяну, которая уже была не похожа на ту, прежнюю Татьяну:"Как изменилася Татьяна!Как твёрдо в роль свою вошла!Как утеснительного сана Приёмы скоро приняла!".

 

Онегин так же совершенно преобразился. Он больше не изображал равнодушного светского человека, он был настоящим:пылкий влюблённый молодой человек, не замечающий ничего, кроме своей любимой девушки. Можно предположить, что он впервые в жизни испытал настоящее чувство, но оно обернулось настоящей драмой. Татьяна не могла ответить на запоздалое чувство Евгения. Вед она уже была замужем. Любовь дала урок эгоисту.На протяжении всего романа меняются характеры большинства героев. Например, Онегин осознал, что он потратил несколько лет своей жизни среди светских развлечений напрасно. Пушкин тесно связал дружбу и любовь в своём романе и показал, что не каждый способен пройти испытания дружбой и любовью.

 

Образ Татьяны - "милый идеал" поэта.

Татьяна Ларина – главная героиня романа «Евгений Онегин». Молодая 18-летняя девушка, живущая в провинции, мечтает о большой любви. В отличии от своей младшей сестры Ольги она не так красива и весела, а, наоборот, задумчива и меланхонична. Видя сестер Лариных в первый раз, Онегин удивляется, почему его друг Ленский влюбился в Ольгу, ведь она поверхностна и неинтересна. По мнению Евгения, поэт (Владимир Ленский был поэтом) должен быть очарован татьяниной грустью и сложностью характера.

 

Татьяна с первого взгляда влюбляется в Онегина и пишет ему любовное письмо, что было совершенно не типично для девушки того времени. Однако, хоть главный герой и считает девушку интересной, не любит ее, и отвечает ей отказом. Для Татьяны это был большой удар, все ее мечты разрушились. Через несколько лет она выходит замуж за нелюбимого человека и становится светской дамой. Встретив ее, Онегин влюбляется без памяти, понимает, каким глупцом он был и, опьяненный своей любовью, пишет ей письмо. Главная героиня по-прежнему любит его, но отвечает, что слишком поздно и между ними ничего не может быть: «но я другому отдана и буду век ему верна».

 

Татьяна – женский образ, ставший олицетворением женственности, пылкой и страстной любви, но в то же время верности и целомудренности.

 

При чтении любого романа зачастую делается акцент на женские образы. В романе «Евгений Онегин» наиболее полно, цельно, с любовью выписан образ Татьяны Лариной.

 

Знакомство с семнадцатилетней провинциальной барышней Татьяной, дочерью помещиков Лариных, происходит во второй главе романа. Мы сразу же замечаем, насколько тепло автор отзывается о Татьяне. Он рассказывает о ней милым и простым языком.

 

Какая она Татьяна? Задумчивая, молчаливая, спокойная, мечтательная, радующаяся картинкам природы:

 

«Она любила на балконе

Предупреждать зари восход…»

Родители воспитанием Татьяны не занимались. Мать девушки – простодушная помещица Ларина. В ней много наивного и грубого, но злобы нет. Отец Татьяны – не глуп, но и не совсем умен. Он сам «не читая никогда» ровно ничего, не заботился и о том, «какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой».

 

Надо сказать, что Татьяне «рано нравились романы, они ей заменяли всё». Одним из излюбленных авторов Татьяны был английский писатель Ричардсон, родоначальник «чувствительной» литературы. Настоящая жизнь в его романах была представлена крайне однобоко. Либо идеал – привлекательный характер добродетельного человека, либо, в пику ему — мрачный злодей. И тот и другой образы далеки от реалий жизни. При чтении романов подобного рода у Татьяны сформировался некий стереотип — жизненный идеал, совершенно не похожий на типаж реальной действительности. Татьяна, видя, что её представления (почерпнутые в книгах), не совпадают с реальной жизнью, замыкается в себе, отворачивается от действительности. В дальнейшем за свой идеал Татьяна принимает Онегина. Именно он показался ей совершеннее, умнее, добрее других.

 

Но пока Татьяна с Онегиным не знакома, а мы вернёмся к вопросам её воспитания. Няня Татьяны (вот чья душа была истинно хорошей) — добрая и простая. К образу няни Филипьевны автор обращается в третьей и в финальной, восьмой главе. Именно няня для Татьяны – родная душа. Хотя она – не её сословия, обычная крепостная крестьянка. Образ няни — настоящий, он наделён народной житейской мудростью.

Вообще мотивы всего настоящего, русского привносятся в роман именно с образом Татьяны. В отображении характера Татьяны Пушкин впервые художественно применил принцип всестороннего реалистического обобщения.

 

Черты народности, свойственные типажу Татьяны, донесены до нас не только посредством прямых описаний и оценок, но и с помощью специальных задумок автора, для чего введены создающие особое настроение пейзажные зарисовки, своеобразные мотивы. Всё это располагает к более правильному восприятию образа Татьяны, приближенному ко всему родному, к национальным корням.

Умела Татьяна любить. И уж если такая целостная натура, как Татьяна полюбит, то всей душой. Её любовь — Евгений Онегин, человек серьёзный и умный. Но, к сожалению, не обладающий достаточной силой воли, чтобы решительно покончить с прежней жизнью (пустой и бесцельной), и твёрдо взяться за свою нравственную переработку. И не на словах, а на деле показать себя стоящим человеком.

 

Почему Татьяна обратила внимание на Онегина? Дело в том, что она сразу же заметила его превосходство над людьми того круга, в котором она вращалась. Для молодой, не искушенной в любовных завязках и развязках провинциальной девушки, этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть в Онегине человека, похожего на героев романов Ричардсона. Такой герой подсознательно давно уже завоевал её сердце.

 

Татьяна пишет Онегину письмо, в котором признаётся в своих чувствах. Это письмо «свело с ума всех русских читателей». Но только не Онегина. Он не впечатлился. Он даже и представить не мог, чтобы найти в себе ответные чувства к наивной, провинциальной барышне. Он отверг любовь Татьяны.

 

Онегин исчез на время из её жизни.

Но, как это часто бывает, ситуации в жизни повторяются, только с точностью до наоборот. Проходит время, и вот уже Татьяна – жена старого бравого генерала. Онегин встречается с ней и поражается произошедшим в ней переменам. Да, Татьяну не узнать. Ей кланяются ниже, ловят взор её очей, проходят мимо тише. Онегин видит, что ей поклоняется свет. Он влюбляется в неё.

 

Когда-то Онегин преподал ей урок на тему любви, теперь пришла очередь Татьяны дать ему ответный урок.

 

«Я вас люблю (к чему лукавить?).

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна».

Ни с чем остался Онегин. Многосложна его судьба, как, впрочем, и судьба Татьяны. Лучшие умы романа, лучшие люди своего времени Татьяна и Онегин – не обретают счастья.

«А счастье было так возможно,

Так близко…»

Для Татьяны счастье, построенное на несчастии других, неприемлемо. Её понятия о чести не дают ей права переступить сомнительную черту.

Какие бы события не происходили с Татьяной в романе, ничто не ломает её духовного склада, её внутреннего мира. Она имеет прочный внутренний стержень, что выделяет её среди других героев романа. Она – «милый идеал» поэта от начала и до конца романа.

 

В романе идеал человека воплощён автором в женщине, в «русской душой» Татьяне. Почему именно в ней? Потому что именно она оказалось ответственнее и мудрее, взрослее и серьёзнее, чем другие персонажи романа. Она способна сохранить верность своему чувству, искреннему и чистому, не поддаться искушению. У Татьяны близкие народу представления о жизни. Ей свойственны реалистическая трезвость, высокие моральные устои. Такое понимание жизни по нраву Пушкину. Они соответствуют его представлению об идеале.

 

Кроме того, Татьяна – женщина. А женщина для поэта, как впрочем, и для любой великой творческой личности – это непостижимое счастье, это таинственная, чудная загадка. Это недосягаемый идеал. Создание и раскрытие образа Татьяны стало ключевым на творческом пути поэта.

Чем привлекает меня образ Татьяны? Меня привлекает духовная чистота, простота, скромность героини. Мне импонирует её правильное, уходящее в народное миропонимание, представление о нравственности, морали, долге, чести. Я так же, как и она, люблю встречать восход солнца, читать книги.

 

Правильное отношение к русской действительности Пушкин воплотил во многих своих произведениях. Но ни в одном из них он не показал так полновесно свою эпоху, своих современников. Люди зачастую находятся в поисках идеалов. И великие поэты тоже. Для Пушкина «милым идеалом» стала Татьяна Ларина. Ей отдана любовь поэта от начала и до конца произведения.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.