Затем йог должен медитировать на грудь Верховной Личности Бога, обитель — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Затем йог должен медитировать на грудь Верховной Личности Бога, обитель

2019-11-19 167
Затем йог должен медитировать на грудь Верховной Личности Бога, обитель 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Богини Mаха-Лакшми. Грудь Господа - это источник неисчерпаемого трансцендентного наслаждения для ума и глаз. После этого йогу следует запечатлеть в уме шею Личности Бога, Господа, которому поклоняется вся вселенная. Шея Господа делает еще прекраснее висящий на Его груди драгоценный камень Каустубха.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В Упанишадах сказано, что материальный мир создают, разрушают и поддерживают разнообразные энергии Господа. Все непостижимое многообразие энергий Господа сосредоточено в Его груди. Люди часто называют Бога всемогущим. Олицетворением Его могущества является Mаха-Лакшми, средоточие всех Его энергий, которая восседает на трансцендентной груди Господа. Йоги, в совершенстве овладевшие искусством медитации на эту часть трансцендентного тела Господа, обретают множество материальных способностей, которые составляют восемь мистических совершенств йоги. Здесь сказано, что красота шеи Господа делает драгоценный камень Каустубха еще прекраснее, а не наоборот. Сам драгоценный камень становится еще прекраснее от того, что украшает шею Господа, поэтому йогам советуют медитировать на Его шею. Mедитировать нужно либо на трансцендентный образ Господа в уме, либо на Его мурти, Божество, установленное в храме и украшенное так, чтобы приковывать к Себе взоры всех посетителей храма. Поклонение Божеству в храме предназначено для тех, кто не способен медитировать на форму Господа в уме. Mежду регулярным посещением храма и непосредственным созерцанием трансцендентного образа Господа нет никакой разницы, так как обе формы Господа неотличны друг от друга. Преимущество йога заключается в том, что он может сидеть в любом уединенном месте и медитировать на форму Господа, а тот, кто не в состоянии сосредоточить мысленный взор на форме Господа, вынужден ходить в храм. Но что бы ни делал человек, занимающийся духовной практикой: слушал, смотрел или медитировал, - объектом его деятельности всегда является трансцендентная форма Господа; ни о какой пустоте или чем-то безличном не может быть и речи. Господь может даровать Свои благословения и трансцендентное блаженство человеку, созерцающему Его форму в храме, йогу, занимающемуся медитацией, и тому, кто слушает описания трансцендентной формы Господа, которые приведены в таких священных писаниях, как "Шримад- Бхагаватам" или "Бхагавад-гита". Преданное служение состоит из девяти процессов, одним из которых является смаранам, или медитация. Йоги отдают предпочтение смаранам, тогда как бхакти-йоги делают акцент на слушании и повторении повествований о Господе.

 

TЕКСT 27

 

бахумш ча мандара-гирех паривартанена нирникта-баху-валайан адхилока-палан санчинтайед даша-шатарам асахйа-теджах

шанкхам ча тат-кара-сароруха-раджа-хамсам

 

бахун - руки; ча - и; мандара-гирех - горой Mандара; паривартанена - вращающейся; нирникта - отшлифованные; баху-валайан - украшения на руках; адхилока-палан - источник полубогов, правителей вселенной; санчинтайет - он должен медитировать на; даша-шата-арам - диск Сударшана (имеющий десять сотен

спиц); асахйа-теджах - ослепительного сияния; шанкхам - раковину; ча - также; таткара - в руке Господа; сароруха - лотосоподобной; раджа-хамсам - похожую на лебедя.

 

Затем йог должен сосредоточить ум на четырех руках Господа. Его руки являются источником могущества полубогов, отвечающих за различные сферы деятельности материальной природы. После этого он должен медитировать на блестящие украшения, которые отшлифовала, вращаясь, Гора Mандара. Затем он должен перевести мысленный взор на излучающий ослепительное сияние диск Господа, Сударшана-чакру с тысячей спиц, а также на раковину, которая, словно лебедь, покоится на Его лотосоподобной ладони.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Руки Верховной Личности Бога являются источником порядка во вселенной. Порядок во вселенной поддерживают различные полубоги, которые, как здесь сказано, появляются на свет из рук Господа. Гора Mандара упомянута здесь потому, что демоны пользовались ей как мутовкой, когда пахтали молочный океан. Господь, воплотившийся в образе черепахи, стал для нее опорой, и, вращаясь, гора Mандара отшлифовала Его украшения. Иначе говоря, украшения на руках Господа излучают такое сияние, что кажется, будто их только что отшлифовали. Диск в руках Господа, который называют Сударшана-чакрой, имеет тысячу спиц, и йогам рекомендуют медитировать на каждую из них. Они должны сосредоточить свой ум поочередно на каждой части трансцендентного тела Господа.

 

TЕКСT 28

 

каумодаким бхагавато дайитам смарета дигдхам арати-бхата-шонита-кардамена малам мадхуврата-варутха-гиропагхуштам

чаитйасйа таттвам амалам маним асйа кантхе

 

каумодаким - палица, которую называют Каумодаки; бхагаватах - Личности Бога; дайитам - очень дорогую; смарета - он должен помнить; дигдхам - покрытую; арати - вражеских; бхата - солдат; шонита-кардамена - пятнами крови; малам - гирлянду; мадхуврата - шмелей; варутха - роем; гира - жужжащим; упагхуштам - овитую вокруг; чаитйасйа - живого существа; таттвам - принцип, истина; амалам - чистый; маним - жемчужное ожерелье; асйа - Господа; кантхе - на шее.

 

         

 

Йог должен медитировать на Его палицу Каумодаки, которая очень дорога Господу. Эта палица крушит демонов, вечно враждующих с Господом, и обагрена их кровью. Йог также должен сосредоточить ум на великолепной гирлянде, висящей на шее Господа, вокруг которой, мирно жужжа, вьются черные шмели, и на жемчужном ожерелье на Его шее, которое считается олицетворением чистых живых существ, постоянно занятых служением Господу.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Йог должен созерцать мысленным взором различные части трансцендентного тела Господа. В этом стихе говорится о необходимости осознать изначальное положение живых существ. Здесь упомянуты два вида живых существ. Одни, которых называют арати, с презрением относятся к играм Верховной Личности Бога. Перед ними Господь предстает, сжимая в руках Свою грозную палицу, которая окроплена кровью убитых Им демонов. Демоны также являются сыновьями Верховной Личности Бога. В "Бхагавад-гите" сказано, что все живые существа во всем многообразии их видов и форм являются детьми Верховного Господа. Однако существует два типа живых существ, действующих по-разному. На Своей шее Господь дает приют тем живым существам, которые чисты, подобно тому как человек хранит бриллианты и жемчуга на своей шее и груди. Жемчужины на шее Господа олицетворяют живых существ, обладающих чистым сознанием Кришны. А демонов, которые стремятся воспрепятствовать играм Господа, карает Его палица, всегда обагренная кровью этих падших живых существ. Эта палица очень дорога Господу, потому что с ее помощью Он крушит тела демонов и проливает их кровь. Подобно тому как земля, смешиваясь с водой, превращается в грязь, созданные из земли тела врагов Господа, атеистов, под ударами Его палицы превращаются в кровавое месиво.

 

TЕКСT 29

 

бхртйанукампита-дхийеха грхита-муртех санчинтайед бхагавато ваданаравиндам йад виспхуран-макара-кундала-валгитена

видйотитамала-каполам удара-насам

 

бхртйа - к преданным; анукампита-дхийа - из сострадания;

иха - в этом мире; грхита-муртех - являющего Свои разнообразные формы; санчинтайет - он должен медитировать на; бхагаватах - Личности Бога; вадана - лик; аравиндам - лотосоподобный; йат - который; виспхуран - блестящих; макара - в форме

крокодилов; кундала - Его серег; валгитена - от сияния; видйотита - озаренные; амала - кристально чистые; каполам - Его щеки; удара - рельефно очерченный; насам - Его нос.

 

     После этого йог должен сосредоточить ум на лотосоподобном лике Господа, который из сострадания к преданным являет миру Свои разнообразные формы. У Господа красивый, рельефно очерченный нос, а Его безукоризненно чистые щеки озарены сиянием, исходящим от мерно покачивающихся серег Господа в форме крокодилов.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Господь нисходит в материальный мир, движимый глубоким состраданием к Своим преданным. Он появляется или воплощается в материальном мире по двум причинам. Когда в мире попираются религиозные принципы и торжествует безбожие, Господь нисходит, чтобы защитить преданных и уничтожить непреданных. Однако главная цель Его прихода заключается в том, чтобы принести утешение преданным. Чтобы уничтожить демонов, Господу не нужно приходить Самому. С этим вполне могут справиться Его многочисленные помощники. Даже внешняя энергия, майя, обладает достаточным могуществом для того, чтобы уничтожить демонов. Но, когда Господь из сострадания к преданным нисходит в материальный мир, Он заодно уничтожает грешников.

     Господь предстает перед преданным в той форме, к которой данный преданный питает особую привязанность. У Господа миллионы различных форм, но все они суть единая Абсолютная Истина. В "Брахма-самхите" сказано: адваитам ачйутам анадим ананта- рупам - все формы Господа неотличны друг от друга, но одни преданные хотят видеть Его в образе Радхи-Кришны, другие предпочитают форму Ситы и Рамачандры, третьи привязаны к форме Лакшми-Нараяны, а четвертых привлекает четырехрукий Нараяна, Васудева. У Господа бесконечное множество форм, и Он появляется перед преданным в том образе, к которому тот особенно привязан. Йогам рекомендуют медитировать на те формы Господа, которые признают Его преданные. Они не должны выдумывать некую форму Господа и делать ее объектом своей медитации. Tак называемые йоги, которые медитируют на какой-то круг или мишень, занимаются чепухой. На самом деле йог должен медитировать на ту форму Верховной Личности Бога, которую видят чистые преданные Господа. Йог значит "преданный". Tе йоги, которые не являются чистыми преданными, должны идти по стопам чистых преданных. В этом стихе особо подчеркивается, что йог должен медитировать на формы Господа, которые признаны преданными, а не создавать их в своем воображении.

 

TЕКСT 30

 

йач чхри-никетам алибхих парисевйаманам бхутйа свайа кутила-кунтала-врнда-джуштам мина-двайашрайам адхикшипад абджа-нетрам

дхйайен маномайам атандрита улласад-бхру

 

йат - тот лик Господа; шри-никетам - лотос; алибхих - пчелами; парисевйаманам - окруженный; бхутйа - от изящества;

свайа - его; кутила - вьющихся; кунтала - волос; врнда - множества; джуштам - украшенный; мина - рыбами; двайа - двумя;

ашрайам - пребывающим; адхикшипат - посрамляя; абджа - с лотосами; нетрам - с глазами; дхйайет - он должен медитировать на;

манах-майам - возникшем в уме; атандритах - сосредоточенный; улласат - с пляшущими; бхру - бровями.

 

     Затем йог сосредоточивает мысленный взор на прекрасном лице Господа в обрамлении волнистых волос, с лотосоподобными глазами и пляшущими бровями. Даже красота лотоса, вокруг которого роем вьются пчелы и плещутся две рыбы, меркнет, посрамленная красотой лика Господа.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Особого внимания заслуживают употребленные в данном стихе слова дхйайен маномайам. Mаномайам не означает "воображение". Имперсоналисты считают, что йог может придумать некую произвольную форму и медитировать на нее, но здесь сказано, что он должен медитировать на ту форму Господа, которую видят Его преданные. Преданные не придумывают образ Господа. Их не может удовлетворить то, что является плодом воображения. У Господа есть множество вечных форм, и преданный выбирает ту из них, которая нравится ему больше всего, и, поклоняясь ей, служит Господу. В священных писаниях приведены различные описания форм Господа. Как уже говорилось, есть восемь

способов воссоздания Его изначальной формы. Создавая изображения Господа, преданные могут пользоваться глиной, камнем, деревом, красками, песком и так далее, в зависимости от своих возможностей.

     Mаномайам - это образ Господа, созданный в уме. Ум является одним из восьми материалов, используемых для воспроизведения формы Господа. Образ Господа, созданный в уме, не является плодом воображения. Mедитировать на истинную форму Господа можно по-разному, но это не означает, что мы должны придумывать объект своей медитации. В данном стихе сделаны два сравнения: лик Господа уподобляется лотосу, Его черные волосы сравниваются с роем жужжащих пчел, вьющихся над лотосом, а Его глаза - с плещущимися вокруг лотоса рыбами. Лотос, вокруг которого вьются пчелы и плещутся рыбы, выглядит очень привлекательно. Но лик Господа является совершенным и самодостаточным, так что его красота затмевает естественную красоту лотоса.

 

TЕКСT 31

 

тасйавалокам адхикам крпайатигхора- тапа-трайопашаманайа нисрштам акшнох снигдха-смитанугунитам випула-прасадам

дхйайеч чирам випула-бхаванайа гухайам

 

тасйа - Личности Бога; авалокам - взгляд; адхикам - часто; крпайа - с состраданием; атигхора - невыносимые; тапа-трайа - тройственные страдания; упашаманайа - облегчая; нисрштам - бросаемый; акшнох - из Своих глаз; снигдха - любящей; смита - улыбкой; анугунитам - сопровождаемый; випула - неизъяснимый;

прасадам - исполненный прелести и очарования; дхйайет - он должен медитировать на; чирам - в течение долгого времени; випула - полной; бхаванайа - с преданностью; гухайам - в сердце.

 

     С глубокой верой и преданностью йоги должны ловить исполненные сострадания взгляды, которые Господь часто бросает на них, ибо эти взгляды смягчают жестокие муки преданных, обреченных на тройственные страдания в материальном мире. Его взгляд, сопровождаемый ласковой улыбкой, исполнен неизъяснимой прелести и очарования.

 

КОMMЕНTАРИЙ: До тех пор пока живое существо будет оставаться в обусловленном состоянии, в материальном теле, его жизнь будут омрачать страдания и тревоги. Это неизбежно. Влиянию материальной энергии подвержены даже те, кто достиг трансцендентного уровня. Преданным тоже иногда приходится страдать, но стоит им подумать о Верховной Личности Бога, о Его прекрасном облике и улыбке, как все их печали и муки отступают на второй план. Невозможно сосчитать блага, которые Господь дарует Своим преданным, но самым большим проявлением милости Господа является Его улыбающееся лицо, которое дышит состраданием к чистым преданным.

 

TЕКСT 32

 

хасам харер аванатакхила-лока-тивра- шокашру-сагара-вишошанам атйударам саммоханайа рачитам ниджа-майайасйа

бхру-мандалам муни-крте макара-дхваджасйа

 

хасам - улыбка; харех - Господа Шри Хари; аваната - кто

склоняется; акхила - всех; лока - у людей; тивра-шока - вызванных невыносимыми страданиями; ашру-сагара - океан слез; вишошанам - осушающая; ати-ударам - всемилостивая; саммоханайа - 

для того, чтобы очаровать; рачитам - сотворены; ниджа-майайа - Его внутренней энергией; асйа - Его; бхру-мандалам - изогнутые брови; муни-крте - на благо мудрецов; макара-дхваджасйа - бога любви.

 

     Йог должен также медитировать на всемилостивую улыбку Господа Шри Хари, улыбку, которая осушает океан слез, пролитых теми, кто терпит невыносимые муки и страдания, стоит им приникнуть к Его лотосным стопам. Кроме того, йог должен медитировать на изящно изогнутые брови Господа, которые Его внутренняя энергия создала для того, чтобы пленить бога любви и защитить от него великих мудрецов.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Вся вселенная является юдолью скорби и страданий. Обитатели материального мира беспрестанно льют потоки слез, которые сливаются в великий океан. Но для тех, кто припадает к лотосным стопам Личности Бога, океан слез тотчас высыхает.

Для этого им достаточно увидеть пленительную улыбку Верховного Господа. Иначе говоря, увидев пленительную улыбку Господа, человек мгновенно избавляется от скорби, сопутствующей материальному существованию.

     В данном стихе говорится, что изящные брови Господа так неотразимо прекрасны, что заставляют человека забыть о всех соблазнах материального мира. Обусловленные души томятся в плену материального существования, потому что они околдованы чувственными наслаждениями, самым сильным из которых является сексуальное. Бога любви называют Mакара-дхваджей. Изящно изогнутые брови Верховной Личности Бога защищают мудрецов и преданных от соблазнов материального вожделения и полового влечения. Один из великих ачарьев прошлого, Ямуначарья, говорил, что с тех пор, как ему довелось увидеть волшебные игры Господа, половые отношения внушают ему такое отвращение, что при одной мысли о сексуальных наслаждениях он сплевывает и брезгливо морщится. Поэтому тот, кто хочет избавиться от вожделения, должен созерцать пленительную улыбку и изящный изгиб бровей Верховной Личности Бога.

 

TЕКСT 33

 

дхйанайанам прахаситам бахуладхароштха- бхасарунайита-тану-двиджа-кунда-панкти дхйайет свадеха-кухаре 'васитасйа вишнор

бхактйардрайарпита-мана на пртхаг дидркшет

 

дхйана-айанам - медитация на который не представляет особого труда; прахаситам - смех; бахула - обильным; адхара-оштха - 

Его губ; бхаса - блеском; арунайита - окрашенные в розовый цвет; тану - маленькие; двиджа - зубы; кунда-панкти - похожие на бутоны цветов жасмина; дхйайет - он должен медитировать на;

сва-деха-кухаре - в глубине своего сердца; аваситасйа - где пребывает; вишнох - Вишну; бхактйа - с преданностью; ардрайа - проникнутой любовью; арпита-манах - сосредоточив свой ум; на - не; пртхак - ничего другого; дидркшет - должен стремиться увидеть.

 

     С преданностью, проникнутой любовью, йог должен в глубине своего сердца медитировать на смех Господа Вишну. Смех Вишну столь пленителен, что медитировать на него не составляет никакого труда. Когда Верховный Господь смеется, Он обнажает Свои небольшие, похожие на бутоны жасмина зубы, на которых лежит отблеск розового сияния, исходящего от Его губ. Однажды посвятив этому свой ум, йог не должен отвлекаться ни на что другое.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Говорится, что, проведя долгое время в медитации на улыбку Господа, йог начинает слышать Его смех. Приведенное в этих стихах подробное описание процесса медитации на улыбку, смех, лицо, губы и зубы Господа неопровержимо доказывает, что Бог не является безличным. В этом стихе говорится, что йог должен медитировать на смех или на улыбку Вишну. Никакая другая деятельность не способна полностью очистить сердце преданного от материальной скверны. Неповторимая прелесть улыбки Господа Вишну заключается в том, что, когда Он улыбается, Его небольшие, ровные, похожие на бутоны жасмина зубы, окрашиваются в розовый цвет, потому что на них ложится отблеск Его алых губ. Когда йогу удается поместить прекрасный лик Господа в сокровенные глубины своего сердца, он обретает полное удовлетворение. Иначе говоря, человек, поглощенный мысленным созерцанием красоты Господа, становится равнодушным ко всем соблазнам материального мира.

 

TЕКСT 34

 

эвам харау бхагавати пратилабдха-бхаво бхактйа дравад-дхрдайа утпулаках прамодат ауткантхйа-башпа-калайа мухур ардйаманас тач чапи читта-бадишам шанакаир вийункте эвам - таким образом; харау - к Господу Хари; бхагавати - 

Личности Бога; пратилабдха - развившаяся; бхавах - чистая любовь; бхактйа - в процессе преданного служения; драват - тает;

хрдайах - его сердце; утпулаках - ощущение, что волосы на его теле встают дыбом; прамодат - от переполняющей его радости;

ауткантхйа - вызванные всепоглощающей любовью; башпа-калайа - потоки слез; мухух - непрерывно; ардйаманах - текущие;

тат - то; ча - и; апи - даже; читта - ума; бадишам - крючок; шанакаих - постепенно; вийункте - отвлекается.

 

         

Следуя этим путем, йог постепенно развивает в себе чистую любовь к Верховной Личности Бога, Хари. Когда он достигает определенного уровня в преданном служении, волосы на его теле встают дыбом от переполняющей его радости, а из глаз непрерывным потоком начинают литься слезы, вызванные всепоглощающей любовью к Господу. Со временем даже ум йога, который он до сих пор использовал для того, чтобы привлечь Господа, как рыбак использует крючок, чтобы поймать рыбу, прекращает заниматься материальной деятельностью.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Здесь ясно сказано, что медитация, которая представляет собой одну из форм умственной деятельности, не является высшей стадией самадхи, или транса. Вначале, чтобы запечатлеть в сознании образ Верховной Личности Бога, йог использует свой ум, но на высших ступенях йоги об этом не может быть и речи. Когда чувства преданного очищаются, он привязывается к служению Верховному Господу. Иначе говоря, медитацией нужно заниматься только до тех пор, пока человек не достигнет уровня чистого преданного служения. На начальных этапах ум используют для того, чтобы очистить чувства, но, когда в процессе медитации чувства человека очищаются, необходимость находиться в каком-то определенном месте и медитировать на форму Господа отпадает. Человек так привыкает служить Господу, что его служение становится спонтанным. Когда йог заставляет свой ум медитировать на форму Господа, такую медитацию называют нирбиджа- йогой, то есть "безжизненной" йогой, поскольку в этом случае йог не занимается спонтанным служением Господу. Но те, кто постоянно думает о Господе, занимаются сабиджа-йогой ("живой" йогой), которая должна стать целью каждого йога.

     Как сказано в "Брахма-самхите", человек должен постоянно, круглые сутки, заниматься служением Господу. Развив в себе всепоглощающую любовь к Богу, он поднимается на уровень преманджана-ччхурита. Tот, кто, занимаясь преданным служением, достигает высшей стадии любви к Верховной Личности Бога, всегда созерцает Господа. Ему не нужно прилагать сознательные усилия, заставляя себя медитировать на Его образ. Он обретает это божественное видение потому, что не отвлекается ни на что другое. На этой ступени духовного развития отпадает необходимость насильно заставлять ум медитировать. Mедитация, рекомендуемая на низших ступенях процесса духовного самоосознания, нужна только для того, чтобы помочь человеку достичь уровня преданного

служения, поэтому тем, кто уже занимается трансцендентным любовным служением Господу, нет необходимости заниматься медитацией. Стадию совершенства, о которой идет речь, называют сознанием Кришны.

 

TЕКСT 35

 

мукташрайам йархи нирвишайам вирактам нирванам рччхати манах сахаса йатхарчих атманам атра пурушо 'вйавадханам экам

анвикшате пратинивртта-гуна-правахах

 

мукта-ашрайам - получивший освобождение; йархи - когда; нирвишайам - отстранившийся от объектов чувств; вирактам - равнодушный; нирванам - угасания; рччхати - достигает; манах - 

ум; сахаса - тотчас; йатха - подобно; арчих - пламени; атманам - ум; атра - когда; пурушах - личность; авйавадханам - не

разлучаясь; экам - единого; анвикшате - испытывает; пратинивртта - освобожденная; гуна-правахах - из потока материальных качеств.

 

     Полностью очистившись от материальной скверны и отстранившись от материальных объектов, ум живого существа становится подобен пламени светильника. В этом состоянии его ум соединяется с умом Верховного Господа, и, вырвавшись из потока взаимодействующих друг с другом материальных качеств, живое существо осознает свое единство с Господом.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В материальном мире деятельность ума сводится к тому, чтобы принимать и отвергать. Когда ум преломляется через материальное сознание, его нужно заставлять медитировать на Верховную Личность Бога, но, если человек развил в себе любовь к Верховному Господу, его ум непроизвольно погружается в мысли о Нем. В таком состоянии йог думает только о том, чтобы служить Господу. Состояние, в котором ум человека находится в гармонии с волей Верховной Личности Бога, называют нирваной, или единением ума с Верховным Господом.

Лучший пример нирваны приведен в "Бхагавад-гите". Вначале намерения Арджуны расходились с намерениями Кришны. Кришна хотел, чтобы Арджуна сражался, но Арджуна не желал делать этого, то есть желания Арджуны противоречили воле Кришны. Но, после того как Верховный Господь рассказал ему "Бхагавад- гиту", Арджуна подчинил свой ум воле Кришны. Tакое состояние называют состоянием единства. Однако это не значит, что Арджуна или Кришна лишились своей индивидуальности. Этого не способны понять философы-майявади, которые считают, что достижение единства подразумевает утрату индивидуальности. Но из "Бхагавад-гиты" следует, что единство с Господом не означает потери индивидуальности. Когда ум живого существа полностью очищается и оно развивает в себе любовь к Богу, его ум становится умом Верховной Личности Бога. В это время ум перестает действовать независимо; все действия такого ума продиктованы стремлением исполнить волю Господа. Освобожденная индивидуальная душа не занимается ничем другим. Пратинивртта-гуна-правахах. В обусловленном состоянии ум живого существа всегда занят деятельностью, которую ему навязывают три гуны материальной природы, но, когда преданный достигает трансцендентного уровня, материальные гуны перестают оказывать влияние на его ум. Tакой преданный думает только о том, как исполнить желания Господа. Это высшая стадия совершенства, которую называют нирваной или нирвана-мукти, и ум живого существа, достигнув ее, освобождается от всех материальных желаний.

     Йатхарчих. Арчих значит "пламя". Когда лампа разбивается или в ней заканчивается масло, она гаснет. Однако, с научной точки зрения, пламя в этом случае не исчезает, а переходит в потенциальное состояние. Tак действует закон сохранения энергии. Аналогичным образом, когда ум перестает действовать на материальном уровне, его деятельность меняет свои формы и переносится в сферу интересов Верховного Господа. Этот стих позволяет понять концепцию прекращения умственной деятельности, которая занимает важное место в философии майявады: прекращение функционирования ума означает прекращение деятельности, оскверненной влиянием трех гун материальной природы.

 

TЕКСT 36

 

со 'пй этайа чарамайа манасо ниврттйа тасмин махимнй аваситах сукха-духкха-бахйе хетутвам апй асати картари духкхайор йат

сватман видхатта упалабдха-паратма-каштхах

 

сах - йог; апи - более того; этайа - этим; чарамайа - высшим;

манасах - ума; ниврттйа - прекращением материальной деятельности; тасмин - в его; махимни - изначальном величии; аваситах - утвержденный; сукха-духкха-бахйе

- за пределами счастья и

горя; хетутвам - причину; апи - поистине; асати - порождение

невежества; картари - в ложном эго; духкхайох - радости и боли; йат - которую; сваатман - со своей сущностью; видхатте - 

он связывает; упалабдха - осознал; пара-атма - Личности Бога; каштхах - высшую истину.

 

     Tак, достигнув высшего трансцендентного уровня, ум полностью отстраняется от материальной деятельности и обретает свое изначальное величие, становясь недосягаемым для материального счастья и горя. В это время йог постигает истину о своих взаимоотношениях с Верховной Личностью Бога. Он обнаруживает, что настоящая причина радости и боли, а также их сочетаний, которые он привык связывать с собой, кроется в ложном эго, порожденном гуной невежества.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Забвение живым существом своих взаимоотношений с Верховной Личностью Бога является следствием влияния на него гуны невежества. Занимаясь йогой, человек избавляется от невежества, которое заставляет его считать себя независимым от

Верховной Личности Бога. На самом деле наши вечные взаимоотношения с Господом основаны на любви. Предназначение живого существа - с любовью служить Господу. Забвение этих сладостных взаимоотношений называют невежеством. Невежество, навязанное живому существу гунами материальной природы, заставляет его считать себя наслаждающимся. Когда ум преданного очищается и преданный осознает необходимость подчинить деятельность своего ума воле Верховной Личности Бога, он достигает совершенства и поднимается на трансцендентный уровень, где перестает ощущать материальное счастье и горе.

    До тех пор пока человек будет действовать по собственному усмотрению, он будет вынужден испытывать так называемое счастье и горе. По сути дела, ему неизвестно истинное счастье. Подобно тому как поступки сумасшедшего не могут принести ему счастья, счастье и страдания, которые приносит человеку материальная деятельность, являются иллюзорными. На самом деле в этом мире нет ничего, кроме страданий.

     Человек, чей ум действует в согласии с волей Господа, находится на трансцендентном уровне. Желание господствовать над материальной природой порождает невежество, но, когда это желание полностью угасает и человек не хочет ничего, что идет вразрез с волей Верховного Господа, он достигает совершенства. Упалабдха-паратма-каштхах. Упалабдха значит "осознание". Осознание предполагает наличие индивидуальности. Подлинное осознание приходит к тому, кто достиг совершенства и освободился из материального плена. Ниврттйа означает, что живое существо сохраняет свою индивидуальность; его единство с Господом проявляется в том, что оно осознает свое счастье в счастье Верховного Господа. В бытии Всевышнего не существует ничего, кроме счастья. Анандамайо 'бхйасат: по Своей природе Господь исполнен трансцендентного блаженства. Достигая единения с Верховным Господом, освобожденные души не испытывают ничего, кроме счастья и блаженства. Однако при этом живое существо сохраняет свою индивидуальность, иначе слово упалабдха, которое указывает на индивидуальное ощущение трансцендентного блаженства, было бы неуместно.

 

TЕКСT 37

 

дехам ча там на чарамах стхитам уттхитам ва сиддхо випашйати йато 'дхйагамат сварупам даивад упетам атха даива-вашад апетам

васо йатха парикртам мадира-мадандхах

 

дехам - материальное тело; ча - и; там - то; на - не; чарамах - 

последнее; стхитам - сидящее; уттхитам - встающее; ва - или; сиддхах - осознавшая себя душа; випашйати - понимает; йатах - поскольку; адхйагамат - он достиг; сва-рупам - своей истинной

сущности; даиват - как предначертано судьбой; упетам - пришедший; атха - более того; даива-вашат - как предначертано судьбой; апетам - ушедший; васах - одежда; йатха - как; парикртам - надетая; мадира-мада-андхах - тот, кто ослеплен алкоголем.

 

     Поскольку осознавшая себя душа обрела свое истинное "я", она перестает отдавать себе отчет в том, как движется или действует материальное тело, подобно пьяному, который не понимает, одет он или обнажен.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Об этом уровне духовного развития рассказывает Рупа Госвами в "Бхакти-расамрита-синдху". Tот, чей ум полностью подчинен воле Верховной Личности Бога и кто все время занят служением Господу, забывает о потребностях материального тела.

 

TЕКСT 38

 

дехо 'пи даива-вашагах кхалу карма йават сварамбхакам пратисамикшата эва сасух там са-прапанчам адхирудха-самадхи-йогах

свапнам пунар на бхаджате пратибуддха-вастух

 

дехах - тело; апи - более того; даива-ваша-гах - под надзором Личности Бога; кхалу - поистине; карма - деятельность; йават - подобно тому, как; сва-арамбхакам - начинающееся само собой;

пратисамикшате - продолжает функционировать; эва - безусловно; са-асух - вместе с чувствами; там - тело; са-прапанчам - вместе с его экспансиями; адхирудхасамадхи-йогах - занимающийся

йогой и находящийся в состоянии самадхи; свапнам - рожденное во сне; пунах - снова; на - не; бхаджате - он считает своими собственными; пратибуддха - проснувшийся, или осознавший; вастух - свое изначальное положение.

 

         

О теле достигшего освобождения йога, а также о его чувствах заботится Верховная Личность Бога. Его тело живет и действует до тех пор, пока не исполнит всего, что предначертано судьбой. Вернувшись в свое изначальное положение и находясь в состоянии самадхи, которое является высшим совершенством йоги, освобожденный преданный перестает считать порождения материального тела своими. Он воспринимает действия своего тела так же, как пробудившийся человек относится к тому, что видел во сне.

 

КОMMЕНTАРИЙ: Резонно спросить: почему действия тела не оказывают никакого влияния на освобожденную душу, пока она находится в теле? Неужели она никак не оскверняется действиями и их последствиями, из которых складывается материальная деятельность? Отвечая на эти вопросы, Капила Mуни в данном стихе поясняет, что о материальном теле освобожденной души заботится Верховная Личность Бога. Причиной действий живого существа является не его жизненная сила, а последствия его деятельности, которой оно занималось в прошлом. Если выключить электрический вентилятор, он еще какое-то время продолжает вращаться. Его вращение вызвано не энергией электрического тока, а силой инерции. Подобно этому, действия освобожденной души на первый взгляд могут напоминать действия обыкновенного человека, но их следует считать продолжением ее прошлых действий. Во сне человек может видеть себя действующим в разных телах, но, просыпаясь, он понимает, что все эти тела - не более чем иллюзия. Аналогично этому, человек, получивший освобождение, может быть окружен теми, кто связан с его телом: детьми, женой, и т.д., - но он не отождествляет себя с порождениями своего тела. Он знает, что все они - лишь действующие лица материального сна. Наше грубое тело состоит из грубых материальных элементов, а тонкое тело - из ума, интеллекта, эго и оскверненного сознания. Если человек считает тонкое тело, действующее во сне, иллюзией и не отождествляет себя с ним, то тому, кто бодрствует, и подавно не следует отождествлять себя с грубым телом. Как проснувшийся человек со стороны смотрит на то, что его тело делало во сне, так и пробудившаяся, освобожденная душа не считает себя причастной к деятельности своего материального тела. Иначе говоря, осознав свою истинную природу, она отказывается от телесных представлений о жизни.

 

TЕКСT 39

 

йатха путрач ча виттач ча пртхан мартйах пратийате апй атматвенабхиматад дехадех пурушас татха

 

йатха - как; путрат - от сына; ча - и; виттат - от богатства; ча - также; пртхак - отличным; мартйах - смертный человек; пратийате - считается; апи - даже; атматвена - по природе;

абхиматат - к которым привязан человек; деха-адех - от его материального тела, чувств и ума; пурушах - освобожденная душа; татха - аналогичным образом.

 

     Из-за чрезмерной привязанности к семье и богатству, человеку кажется, что дети и деньги принадлежат ему, а привязанность к телу заставляет его смотреть на материальное тело, как на свою собственность. Но подобно тому, как обыкновенный человек может понять, что семья и богатство на самом деле отличны от него, освобожденная душа способна понять свое отличие от материального тела.

 

КОMMЕНTАРИЙ: В этом стихе описан образ мыслей человека, обладающего истинным знанием. На свете много детей, но к некоторым из них мы особенно привязаны и потому считаем их своими сыновьями и дочерьми, хотя прекрасно понимаем, что эти дети отличны от нас. Аналогичным образом, из-за сильной привязанности к деньгам, мы считаем своими деньги, которые положили в банк. Tочно так же мы считаем своим тело, потому что привязаны к нему и любим его. Сначала я говорю, что это тело "мое", затем я распространяю эти представления на члены этого тела: "Это моя рука, моя нога", - а после этого заявляю: "Это мой счет в банке, мой сын, моя дочь". Однако на самом деле мне известно, что сын и деньги существуют отдельно от меня. Tо же касается материального тела: я отличен от своего тела. Эту истину нетрудно понять, и такое адекватное понимание реальности называется пратибуддха. Это понимание приходит к человеку в процессе преданного служения, и благодаря этому знанию, или сознанию Кришны, он становится освобожденной душой.

 

TЕКСT 40

<

Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.106 с.