Приемы формирования грамотного письма младших школьников. Виды орфографических упражнений. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Приемы формирования грамотного письма младших школьников. Виды орфографических упражнений.

2019-11-19 141
Приемы формирования грамотного письма младших школьников. Виды орфографических упражнений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Списывание — это передача в письменной форме зрительно воспринимаемого слова, предложения, текста. В начальных классах должно быть сформировано умение списывать по Жедек:

1) Прочитай, чтобы понять и запомнить

2) Разбей на слоги

3) Найди ударный зв., обозначь опасные места

4) Читай как написано несколько раз

5) Запиши

6) Проверь

При работе с памяткой формируется орф. зоркость и самоконтроль. Высокий обучающий эффект достигается засчет работы всех анализаторов. Важно, чтобы учащиеся списывали не только с печатного, но и с письменного текста. Списы­вание нередко сопровождается устным орфографическим проговариванием.

Диктант- – упражнение, предполагающее запись яз. материала, воспринимаемого на слух.

Процесс в период ОГ:

1) Орфоэпическое чтение учителем, дети слушают, запоминают

2) Записывают схематически – кол-во слов, подчеркивают опасные места.

3) Диктуют и пишут слова слоговыми дугами, а предлоги черточками

4) Произносят по схеме, ставят ударение, отмечают опасные места среди гласн. и согл

5) Под орф. самодиктовку записывают

6) Проверяют, читая по слогам.

Позже алгоритм свертывается. Плюс: предупреждение ошибок, пропусков слов и слогов, включаются все анализаторы.

Какография – корректурные упражнения – предполагает использование материала, содержащего сознательные ошибки.

Долгое время были споры о его целесообразности. Но его необходимость диктовала практика. Упражнения вводили неупорядоченно. Выводы: Запечатление не есть запоминание. Прием возродился на основе теории деятельности. Чужие ошибки видно лучше. Омофоны не подходят.

Задача упражнений: форм. орф. зоркости, самоконтроля, мотивации к учению(необходимость правил)

Условия использования упражнений: выполняются в системе работы по форм. орф.действий; начинаться с исправления графических ошибок, а потом орфографических; предъявление ошибок на 1 правило, затем на несколько; коллективная работа над ошибками; исправление выделять цветом; равномерное распределение ошибок; 12 слов или текст в 30слов = 4-6ошибкам; + упражнения на устранение ошибок

Классификация диктантов.

Диктант – упражнение, предполагающее запись яз. материала, воспринимаемого на слух.

По структуре яз.материала:

1) Буквенные

2) Слогов слияний

3) Словарные

4) По словосочетаниям

5) По отдельным предложениям

6) По текстам

По цели проведения:

1) Обучающие – делятся по моменту объяснения случаев письма:

· Предупредительные – орф. Разбор перед записью. используется после изучения орф. темы и для повторения.

· С обоснованием – дается письменное объяснение орфограммы, а затем запись самого слова.

· Объяснительные – объяснение после написания диктанта, проводится на этапе закрепления и повторения

· Комментированные – пояснения делаются учениками в ходе написания.

2) Контрольные – для проверки изученных орфограмм. Чтение текста -разъяснение содержания -чтение по предложениям – запись – чтение полного текста.

· Текущие – для проверки знаний по темам /словарные

· Итоговые – проверка материала за долгое время

По характеру операции с яз. материалом:

1) Выборочные – дети отбирают и записывают из диктуемого то, что соответствует заданию учителя. (исключена механическая запись)

2) Свободные – вольный пересказ(дети заменяют слова) 

3) Творческие- составление текста по опорным словами последующая запись / диктат со вставками слов(дополнение сущ. прилагательными, распространение предложений) / с изменением формы слов(с 1ого лица на 3)

Диктант «проверь себя»

По ходу записи учащиеся пропускают орфограммы по объективному или субъективному признаку(проводит после изучения нового материала)

Методика формирования навыка правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Причины ошибок:

1) Неумение найти орфограмму(не выделяет ударные и безударные, не выделяет нужной морфемы)

2) Неумение пользоваться правилом(не может подвести под сильную позицию: имеет маленький словарный запас / подбирает однокоренное на основе ложной аналогии (палатка-пол)

Чтобы избежать ошибок, к моменту изучения правила нужно сформировать такие навыки:

1) Различать гласн. и согл. зв

2) Находить ударные и безударные зв.

3) Проводить морфемный анализ

4) Изменять слово, подбирать проверочные

5) Ведение работы над значением слова(ограничение однокоренных слов – исключение синонимов и омофонов)

После введения правила ребенку нужно знать отличительные признаки данной орфограммы: место в слове – корень, безударность, гласные зв. А,О,Е,И как наиболее опасные.

Данное правило содержит указание на способ действия, так выделяют этапы:

1) Определить смысл слова.

2) Что проверить? (безуд. гласный)

3) Где? (в корне)

4) Как? (изменить форму слова, подобрать проверочные слова)

5) Чем? (ударением)

6) Записать слово и проверить

Сначала даются упр. на выделение данной орф, затем на применение правила, через ни дети усваивают:

· Что в безударном положении пишется та же буква, что и в ударном;

· Проверочные – те слова, в которых гласн. корня под ударением

Виды упражнений:

· Нахождение слов с определенным кол-вом безударных гл

· Сопоставление слов с ударным и безударным в корне

· Выбор проверочного из нескольких однокоренных

· Подбор нескольких проверочных


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.