Специфика методики начального обучения русскому языку — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Специфика методики начального обучения русскому языку

2019-11-19 158
Специфика методики начального обучения русскому языку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Специфика методики начального обучения русскому языку

Принципы обучения русскому языку как родному

Русский язык как учебный предмет в начальных классах

Методика обучения русскому языку на современном этапе развития

5. Современные требования к уроку русского

Учебник русского языка как одно из средств обучения: функции, компоненты

Значимость фонетических умений для успешного обучения правописанию

Знакомство учащихся со способами обозначения твнрд/мягк согласных и их отработка в 1классе

9. Способы обозначения звука [j]

Упражнения для тренировки и разграничения понятий «Звук-буква», в использовании знаний алфавита.

Виды звукового анализа в начальных классах. Методика проведения

Типичные недостатки в постановке обучения фонетики и их следствия, пути совершенствования работы.

Грамматическое и антиграмматическое направление направления в методике изучения орфографии.

Лингвистические основы обучения орфографии: разделы русской орфографии, основные принципы, ведущий принцип.

Базовые понятия методики формирования: орфограмма, виды орфограмм, орф.действие и его структура, орф. Зоркость.

Структура орфографического действия, вытекающие орф. Умения, методика их формирования.

Орфограммы, изучаемые в начальных классах, их распределение по разделам и темам курса.

Значение орфографических правил для формирования навыка грамотного письма. Их классификация.

Технология работы с орфографическим правилом.

Приемы формирования грамотного письма младших школьников. Виды орфографических упражнений.

Классификация диктантов.

Методика формирования навыка правописания безударных гласных в корне, проверяемых ударением.

Особенности работы над написаниями, подлежащими запоминанию.

Методика формирования навыка правописания слов с парными звонк/глух согласными в корне слова.

Методика формирования навыка правописания слов с непроизносимыми согласными.

Специфика умения осуществлять орфографический самоконтроль, обучение этому мл.шк.

Орфографические ошибки младших школьников, причины, способы коррекции,

Специфика работы, направленной на формирование писать слова с разделительными(предупредительными) знаками.

Содержание орфографической работы в УМК, предлагающих обучение орфографии на фонематической основе.

Ответы.

Специфика методики начального обучения русскому языку

Уроки чтения и письма связаны: урок чтения подготавливает к уроку письма, а урок письма служит продолжением  урока чтения.

Специфика выражается в методических требованиях:

1) формирование навыков чтения и письма должна занимать на уроках преобладающее место

2) разнообразные приемы подготовка к чтению и письму;

3) различные виды речевой деятельности(говорение, письмо, чтение, слушание

4) на каждом уроке должна быть работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, пересказ, чтение наизусть

5) Отбор языкового материала - произведения писателей — мастеров художественного слова.

6) забота о речевой среде: на уроке звучит правильная, выразительная, образная, точная, логичная речь

Принципы обучения русскому языку как родному

Принцип – основное положение теории.

Общедидактические: пр. развивающего и воспитывающего обучения, систематичности и последовательности, активности, сознательности, доступности, научности, связь теории и практики, наглядности, учет индивид. особенностей.

Специфические: Л. П. Федоренко:

1) Принцип понимания языковых значений, как лексических, так и грамматических, морфемных, синтаксических.

2) принцип опоры на «языковое чутье».

3) пр. внимания к выразительности речи(понимание смысловых и эмоциональных речи – метафор, тропов)

4) принцип сравнения письменной речи с устной(звук и буква)

5) пр. внимания к языковой материи(языковым единицам)

6) принцип тренировки органов речи и пишущей руки

7) принцип последовательного наращивания темпов в обучении русскому языку.

Классификация диктантов.

Диктант – упражнение, предполагающее запись яз. материала, воспринимаемого на слух.

По структуре яз.материала:

1) Буквенные

2) Слогов слияний

3) Словарные

4) По словосочетаниям

5) По отдельным предложениям

6) По текстам

По цели проведения:

1) Обучающие – делятся по моменту объяснения случаев письма:

· Предупредительные – орф. Разбор перед записью. используется после изучения орф. темы и для повторения.

· С обоснованием – дается письменное объяснение орфограммы, а затем запись самого слова.

· Объяснительные – объяснение после написания диктанта, проводится на этапе закрепления и повторения

· Комментированные – пояснения делаются учениками в ходе написания.

2) Контрольные – для проверки изученных орфограмм. Чтение текста -разъяснение содержания -чтение по предложениям – запись – чтение полного текста.

· Текущие – для проверки знаний по темам /словарные

· Итоговые – проверка материала за долгое время

По характеру операции с яз. материалом:

1) Выборочные – дети отбирают и записывают из диктуемого то, что соответствует заданию учителя. (исключена механическая запись)

2) Свободные – вольный пересказ(дети заменяют слова) 

3) Творческие- составление текста по опорным словами последующая запись / диктат со вставками слов(дополнение сущ. прилагательными, распространение предложений) / с изменением формы слов(с 1ого лица на 3)

Диктант «проверь себя»

По ходу записи учащиеся пропускают орфограммы по объективному или субъективному признаку(проводит после изучения нового материала)

Причины ошибок:

1) Неумение найти орфограмму(не выделяет ударные и безударные, не выделяет нужной морфемы)

2) Неумение пользоваться правилом(не может подвести под сильную позицию: имеет маленький словарный запас / подбирает однокоренное на основе ложной аналогии (палатка-пол)

Чтобы избежать ошибок, к моменту изучения правила нужно сформировать такие навыки:

1) Различать гласн. и согл. зв

2) Находить ударные и безударные зв.

3) Проводить морфемный анализ

4) Изменять слово, подбирать проверочные

5) Ведение работы над значением слова(ограничение однокоренных слов – исключение синонимов и омофонов)

После введения правила ребенку нужно знать отличительные признаки данной орфограммы: место в слове – корень, безударность, гласные зв. А,О,Е,И как наиболее опасные.

Данное правило содержит указание на способ действия, так выделяют этапы:

1) Определить смысл слова.

2) Что проверить? (безуд. гласный)

3) Где? (в корне)

4) Как? (изменить форму слова, подобрать проверочные слова)

5) Чем? (ударением)

6) Записать слово и проверить

Сначала даются упр. на выделение данной орф, затем на применение правила, через ни дети усваивают:

· Что в безударном положении пишется та же буква, что и в ударном;

· Проверочные – те слова, в которых гласн. корня под ударением

Виды упражнений:

· Нахождение слов с определенным кол-вом безударных гл

· Сопоставление слов с ударным и безударным в корне

· Выбор проверочного из нескольких однокоренных

· Подбор нескольких проверочных

Работа учителя:

· объяснить, какие случаи требуют проверки

· организовать наблюдение за парными (клуб-клубы, суп-супы)

· сравнение слов, где написание расходится с произношением и где нет(СА(т) – сады, СУ(П) -супы

С непарными звуками знакомятся в процессе произношения звуков в разных фонетических условиях:

· Сравнивают слова и формы слов, где один и то же звук на конце слова перед гласной (стол – столик)

Дети убеждаются, что л,м,н,р – произносятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими и не имеют пары, а  х,ц,ч- непарные глухие.

Призаписи слов с такими звуками необходимо знать только соответствующую букву.

Содержание орфографической работы в УМК, предлагающих обучение орфографии на фонематической основе.

Содержание орф. работы по системе Эльконина-Давыдова(Репкин) и Гармония(Соловейчик) весьма похоже.

По Репкину программа нацелена на формирование основ теоретического мышления(дети должны уметь делать теорет. обощения, т.е. отвлечься от лексического значения слова и сосредоточиться грамматических, синтаксических и орфографических признаках слова.

Орф. Работа на теоретической основе предполагает введение терминов и определений таких как: фонема, сильная и слабая позиция. Ведущим принципом бучения является фонематический. С 1 класса закладывается такой способ действия: проверка слабой позиции сильной, что позволяет обеспечить комплексное видение системы русских орфограмм(например, при обучении объединяются орф. безударн. гласн.в корне и парн. по глух.звонк., присоединяются непроизносимые согл, безударные оконч. Сущ, приставки,корня). У Соловейчик правописание безударных в приставке и суффиксе дается словарном порядке(переход на морф.принцип).

Таким подходом к обучения определяются приёмы, такие как: списывание, письмо под диктовку, письмо с окошечками(обучающий и псих. Смысл – снятие страха ошибки и показатель орф.зоркости.)

Специфика методики начального обучения русскому языку


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.