IV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

IV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции

2019-11-19 117
IV.3.4. Аддиктивное поведение как вид саморазрушения личности; мишени его психокоррекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аддиктивное поведение детей и подростков — это вид отклоняющегося саморазрушающего поведения, связанный с состоянием измененного сознания деформированной формой удовлетворения потребностей через психоактивные вещества.

Аддиктивное поведение — вид нарушения адаптации в подростковом возрасте, который характеризуется злоупотреблением одним или несколькими психоактивными веществами без признаков индивидуальной психической или физической зависимости в сочетании сдругими нарушениями поведения. Однако грань между аддиктивным поведением и наркоманией как заболеванием носит очень зыбкий характер.

В психологическом плане аддиктивное поведение — это своеобразная регрессивная форма психологической защиты, а в более широком аспекте оно может быть отнесено к явлениям психического дизонтогенеза по типу искаженного развития.

Провоцирующими факторами аддиктивного поведения подростков считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуация характера по гипертимному, неустойчивому, конформному, ис-тероидному и эпилептоидному типу; поведенческие реакции группирования (в неформальные молодежные объединения); хобби-реакции, реакции эмансипации.

Наркомания как заболевание и аддиктивное поведение очень трудно поддаются лечению и коррекции. Как правило, они должны сопровождаться комплексными мерами социальной поддержки и реабилитации. Поэтому более продуктивно осуществлять профилактику и осуществлять общегосударственные превентивные меры различного характера.

Наркотическая личность — это человек, в наибольшей степени деградировавший по сравнению со здоровым состоянием и другими видами аутоагрессивного поведения. С медицинской точки зрения наркомания — это тяжелое заболевание, вызванное употреблением препаратов, отнесенных к списку наркотических. В психологическом смысле наркомания есть потребность какого-либо изменения в субъективном пространстве сознания. Эту потребность может удовлетворить конкретное наркотическое вещество, обладающее определенными психофармакологическими свойствами. Под воздействием наркотика изменяется состояние сознания, формируется физическая и психологическая зависимость, разрушается личность.

Последствиями наркомании являются:

1) высокая смертность, обусловленная отравлениями наркотическими веществами, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения и тенденциями к самоубийству среди данного контингента;

2) выраженные медицинские последствия в виде соматических и невралгических осложнений, грубая деградация здоровья и значительное сокращение продолжительности жизни;

3) высокая социальная «заразность» наркоманией и токсикоманией, особенно среди молодежи;

4) выраженное криминогенное поведение наркоманов, связанное с деструктивными изменениями личности и морально-психологической деградацией;

5) разрушение личности в физическом, психологическом и социальном плане.

Различные исследователи по-разному анализируют причины наркомании:

Социальные теории Теории взаимодействия Теории личности
Ответ личности на давление общества, неприятие образа жизни, кризис идентичности, бегство от социального уклада посредством наркотиков Обстоятельства общения; членство в группах со сходными взглядами и интересами; викарное научение, подражание, идентификация с группой Личностные потребности, личностные проблемы; типология личности; реакции ухода или эмансипации;социальная или личностная патология; физическое уродство; генетические нарушения; слабость «Эго»

Имеются попытки интерпретации наркомании как социального недуга (П. И. Сидоров): социальное нездоровье общества, бездуховность, рост преступности, безработица, социальное сиротство, распад семьи, коррупция, преступный бизнес наркотиков и т.д.

Многие исследователи ссылаются на психологическую предрасположенность группы риска к такому виду отклоняющегося поведения.

Анализируя личностные особенности наркоманов, они выявили высокий уровень эгоизма (ведущие мотивы личности — собственные желания); бедность эмоциональных переживаний; неразвитость потребностей, отсутствие нравственных идеалов и смещение ценностных ориентации; несамокритичность и необъективность; внешний локус контроля; разрыв между побуждением и действием; повышенную склонность к подражанию; предрасположенность к измененным состояниям (тревожность); импульсивность поведения и пониженную толерантность.

Основная цель психокоррекционной работы — создание оптимальных условий для тренировки механизмов совладания с патогенными воздействиями в соответствии с местом наименьшего сопротивления каждого типа акцентуации характера. Наиболее эффективные формы психологической коррекции заключаются в проведении групповой психотерапии и в работе с родителями деви-антных подростков (Б.Д. Карвасарский).

Групповая психотерапия решает следующие задачи: повышение самооценки; тренировка механизма совладания с патогенными воздействиями; увеличение чувства ответственности за свое поведение; поиск путей семейной реадаптации; расширение временной перспективы; разрушение инфантильной психологической защиты; предотвращение десоциализации подростков. Иными словами, цель групповой психотерапии — научить подростка по-взрослому воспринимать окружающую жизнь и видеть пути своего развития.

Важным компонентом психокоррекционной программы является работа с семьей подростка. Аддиктивное поведение может поддерживаться семьей: выполнять функцию стабилизации семьи; возникать под влиянием эмансипационных тенденций подростка; компенсировать блокированные потребности; наконец, может являться средством психологической защиты у инфантильной 1 Личности. Задача психолога — выяснить значение «симптома» внутри семьи и попытаться оптимизировать ее функционирование (Э. Г. Эйдемиллер).

Методика С.А.Кулакова в практике работы с аддиктивным поведением у подростков основана на современном когнитивно-Поведенческом подходе. Формой психокоррекционной и психо-[ Диагностической работы в данной методике является клиническое интервью, которое решает следующие задачи.

I. Определение проблемного поведения

1. Происхождение проблемы, определяемое клиентом: «Как я понимаю, вы пришли из-за... Я бы хотел, чтобы вы подробнее рассказали о... Как вы оцениваете эту проблему?»

2. Степень тяжести проблемы:

а) Насколько эта проблема для вас представляет затруднения?

б) Как часто вы...?

Идентификация использования психоактивных веществ, количество, частота употребления каждого вещества, пути и способы введения препарата, дата последнего приема, получаемый эффект; мотивация приема, индивидуальное или групповое употребление^ появление синдрома зависимости; периодичность употребления.

При опросе родителей необходимо обратить внимание на следующие моменты: не произошло ли снижение успеваемости за последнее время? Не изменились ли привычки и поведение подростка? Не произошло ли изменений личности, колебаний настроения? Не ухудшилось ли физическое состояние подростка?

У подростка выясняются сигналь/ надвигающейся наркомании:

1) неадекватная реакция на стресс: «Я испытываю сильное напряжение во время конфликта»;

2) стремление к самолечению: «У меня возникает желание принять лекарство или умереть»;

3) краткосрочная благодарность: «Мне стало легче на душе после получения кайфа»;

4) обсессии: «Мне трудно не думать о наркотике»;

5) компульсии: «У меня сильное желание принять наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

6) рационализация: «Я принял наркотик, чтобы забыть о неприятностях»;

7) отрицание: «Я стараюсь не думать о проблемах, связанных с наркотиками, хотя родители указывают на это»;

8) наличие других проблем: «Мне грозит отчисление из школы за прогулы»;

9) потеря контроля: «Я не способен сам бросить прием наркотиков»;

10) аддиктивная система установок: «Я, другие наркоманы — мы особая каста».

3. Общие характеристики проблемы: <,•

а) длительность (как давно это происходит?);

б) распространенность (как обычно это происходит? В каких ситуациях?).

2. Детерминанты проблемного поведения

1. Условия, которые усиливают проблемное поведение: «В каких случаях, при каких обстоятельствах это поведение чаще всего проявляется?»

I 2. Условия, которые ослабляют поведение: «В какое время не бывает подобного поведения? Какие факторы помогают в этом?»

3. Предполагаемое происхождение проблемы: «Как вы думаете, что заставляет вас думать об этом?»

Прием ABCDE-парадигмы:

А — что предшествовало поведению.

В — поведение и его варианты.

С — последствия поведения для подростка и окружающих.

D — дискуссия.

Е — эффект.

а) Микросоциальное влияние: «Какие люди были рядом, их отношение?»;

б) личное влияние: «Что вы думали, как вы себя чувствовали?»;

в) социальные последствия: «Что вы сделали?»;

г) личностные последствия: «Как вы себя чувствовали после этого?»

Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). Первое включает удовольствие от приема наркотического вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абсистенции, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, условную приятность от ощущения себя в роли большого. Психолог должен найти замещающее поведение, построение которого связано с формированием социальных навыков, устранением когнитивного дефицита и искажений.

4. Негативные последствия — наиболее частая причина обращения к специалисту. Для гюдростка такие критерии, как толерантность, наличие синдрома зависимости, в силу малого наркотического опыта имеют минимальное значение. Большую роль играют синдромы, связанные с клинико-биографическим анализом.

5. Предполагаемые изменения: «Вы много об этом думали. Что I можно сделать для изменения ситуации?»

6. Предполагаемые пути дальнейшего исследования: «Что, по-вашему, необходимо выяснить еще, чтобы помочь вам в решении проблемы?»

7. Выявление специфических автоматических мыслей, предшествующих дезадаптивному поведению: «Человек должен избегать неприятных ситуаций», «Легче избежать определенных трудностей, чем столкнуться с ними» и т.п.

Предиктором аддиктивного поведения являются психопатология, сопутствующие психические расстройства. Антисоциальное и делинквентное поведение предшествует или сочетается с аддиктивным. Поэтому необходима оценка истории психического развития ребенка и его текущего психологического статуса.

Мишенями для психокоррекционной работы являются черты незрелой личности:

· в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решения проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фру, страцию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;

· в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;

· искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, принадлежность временной перспективе;

· наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»:

· произвольное отражение — «Я — неудачник», «Я — супермен»;

· селективная выборка — «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»;

· сверхраспространенность — «Все наркоманы, так как все принимают лекарства»;

абсолютное мышление — «Все или ничего.», «Мир черный или цветной»;

· персонализация — «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

3. Семейный анамнез

Средовые (социальные) факторы — самые сильные предикторы аддиктивного поведения у подростков. Наибольшее значение приобретает нарушение семейного контекста. При сборе'семейного анализа следует обратить внимание на семейное функционирование, историю потребления психоактивных веществ родителями, наличие текущего кризиса, ранние детско-родительские конфликты. Наличие дисфункции семьи, важно для психопрофилактики аддиктивного поведения и прогноза результатов коррекци-онной работы.

Факторы, способствующие аддиктивному поведению:

· искажение эмоциональных связей и интеракций между родителями; <*

· блокировка потребностей в безопасности; самоутверждении, принадлежности временной перспективе;

· отсутствие или искажение родительской ^модели поведения, с которой ребенок идентифицируется;

· наличие дисфункциональных стилей совладания со стрессом;

· отсутствие или избыток дисциплинарных техник;

· отсутствие или нарушение внешней и внутренней коммуникаций.

Типичные проблемы родителей данной когорты подростков:

· стремление выполнить большинство задач за подростков с детства и требование самостоятельности в подростковом возрасте;

· страх передачи ответственности подростку, слияние границ «Я — другой»;

· требование уважения к себе, отказ в этом подростку;

проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, сравнение его развития со своим жизненным путем;

· страх неизвестного;

· неосознание основных прав личности ребенка;

· стереотипное общение по типу «родитель—ребенок»;

· стремление реализовать в ребенке собственные цели;

· отсутствие в семье системы правил;

· создание чувства вины за принесенные жертвы подростку.

Рассмотренные в данном параграфе наиболее распространенные в школьной среде виды нарушений поведения являются социально опасными по их последствиям и разрушительными для формирующейся личности. Они вызывают большие затруднения у педагогов и родителей, часто не понимающих причины девиант-ного поведения и являющихся его провокаторами. Поэтому задача психолога состоит не только в психологической помощи детям и подросткам, имеющим те или иные отклонения в поведении, но и в переориентации их социальной микросреды, воспитательного микросоциума.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.