Блок I. Снятие неуверенности в себе — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Блок I. Снятие неуверенности в себе

2019-11-19 291
Блок I. Снятие неуверенности в себе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Блок I. Снятие неуверенности в себе

Задачи:

1) повышение уверенности в себе;

2) формирование: а) позитивного отношения ребенка к своему «Я»; 6) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности; в) умения выделять свои достоинства;

3) развитие ориентации на позитивную оценку качеств сверстников;

4) формирование навыков физической культуры;

5) обучение приемам ауторелаксации;

6) психомышечная тренировка.

Занятие 1

1. «Твое имя» (метод идентификации со своим именем).

2. «Идентификация с именем в прошлом, настоящем, будущем».

3. «Я и мой тезка» (метод идентификации со своим тезкой).

4. Этюд «Встреча с другом». [ 5.-«Найди себе друзей».

6. «Самый-самый» (метод подтверждения уникальности каждого ребенка).

7. «Помоги козлику» (тренинг поведения — проявление сочувствия).

8. Моделирование позитивного поведения — доброго, всеми люби-

; МОГО.

9. «Паровозик».

Занятие 2

Спортивные игры

1. «Попади в кеглю».

2. «Пролезь через руки».

3. «Бой петухов».

4. «Сядь — встань».

Миниол имп иада

5. Подтягивание, отжимание, гантели (для мальчиков).

6. Игры с мячом, ракеткой, скакалкой.

7. Игра «Кораблик».

8. Игра «Жмурки».

9. Исследование ситуации «если горе велико, если горю не помочь».

10. Комплекс «Музыкальная мозаика» (саморасслабление).

Блок II. Притязание на социальное признание

Задачи:

1) привить ребенку новые формы поведения;

2) научить самому принимать верные решения;

3) дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком;

4) коррекция аффективного поведения;

5) приобретение навыков саморасслабления.

Занятие 1

1. Игра «День рождения».

2. Игра «Ассоциации».

3. Игра «Необитаемый остров».

4. Игра «Страшные сказки».

5. Игра «Фанты».

6. Этюд «Клоун смеется и дразнит слона» (тренинг желательного поведения).

7. Гимнастика.

Занятие 2

1. Этюд «Вот он какой» (пантомимика).

2. Этюд «Тень».

3. Этюд «Робкий ребенок».

4. Этюд «Капитан» (смелость, уверенностью себе).

5. Этюд «Два маленьких ревнивца».

6. Этюд «Так будет справедливо».

7. Инсценировка отдельных Моментов.

8. Рисование на тему «Наш дружный класс».

9. Этюд «Штанга».

10. Игра «Спящая царевна» (расслабление мышц).

Занятие 3

1. Игра «Передай клубочек».

2. Этюд «У оленя дом большой».

3. Этюд «Кукушонок».

4. Этюд «Винт».

5. Этюд «Молчок» (тренинг желательного поведения).

6. Этюд «Правильное решение» (смелость).

7. Этюд «Деньги на мороженое» (тренинг желательного поведения).

8. Этюд «Солнышко и туча».

9. Этюд «В уши попала вода».

10. Этюд «Игра с песком» (расслабление мышц).

Блок III. Коррекция непринятия ребенком самого себя

Задачи:

1) воспитание в ребенке уверенности в себе;

2) коррекция поведения с помощью ролевых игр;

3) создание условий для удовлетворения потребности в признании полного образа самого себя;

4) формирование у детей моральных представлений;

5) тренировка психомоторных функций.

Занятие 1

1. Игра «Разведчики».

2. Игра «Дружная семья».

3. Игра «Чунга-Чанга».

4. Игра «Зеркало».

5. Игра «Два друга».

6. Этюд «Три характера».

7. Этюд «Разные настроения».

8. Игра «Холодно — жарко».

Занятие 2

1. Игра «Жучок».

2. Игра «Жму руки».

3. Этюд «Вкусные конфеты».

4. Этюд «Любящие родители».

5. Этюд «Ой, ой, живот болит».

6. Этюд «Так будет справедливо» (отображение положительных черт характера).

7. Этюд «Притвора» (тренинг желательного поведения).

8. Рисование на тему «Как бы я поступил».

9. Обсуждение рисунков.

10. Отдых. «Сон на берегу моря» (комплекс на ауторелаксацию).

Блок IV. Снятие конфликтности

Задачи:

1) коррекция поведения с помощью ролевых игр;

2) формирование адекватных форм поведения;

3) снятие напряжения у детей;

4) нравственное воспитание;

5) регулировка поведения в коллективе;

6) обучение приемам ауторелаксации.

Занятие 1

1. Этюд «Карлсон».

2. Этюд «Очень худой ребенок».

3. Игра «Кто пришел».

4. Графическое отреагирование.

5. Игра «Кляксы».

6. Комплекс «Медвежата в берлоге» (саморасслабление).

Занятие 2

1. Игра «Угадай, что спрятано>>,

2. Игра «Что изменилось/.

3. Игра «Отгадай, кто мы?».

4. Игра «Кораблик».

5. Игра «Три характера».

6. Игра «В магазине зеркал».

7. Минута шалости.

8. Игра «Разъяренная обезьянка».

9. Игра «Кто за кем».

10. «Хитрец».

11. Полька «Старый добрый жук».

Текст опросника

1. Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.

2. Бывает, что откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

3. Я охотно бы записался добровольцем для участия в каких-нибудь боевых действиях.

4. Бывает, что я иногда ссорюсь с родителями.

5. Тот, кто в детстве не дрался, вырастает «маменькиным сынком* и ничего не может добиться в жизни.

6. Я бы взялся за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили. <•

7. Иногда я ощущаю такое сильное.беспокойство, что просто не могу усидеть на месте.

8. Иногда бывает, что немного хвастаюсь.

9. Если бы мне пришлось стать военным, то я хотел бы быть летчиком-истребителем.

10. Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.

11. Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.

12. Я предпочел бы работу, связанную с переменами и путешествиями, даже если она и опасна для жизни.

13. Я всегда говорю только правду.

14. Если человек в меру й без вредных последствий употребляет возбуждающие и влияющие на психику вещества — это вполне нормально.

15. Даже если я злюсь, я стараюсь не прибегать к ругательствам.

16. Я думаю, что мне бы понравилось охотиться на львов.

17. Если бы меня обидели, то я обязательно должен отомстить.

18. Человек должен иметь право выпивать сколько он хочет и где он рсочет.

19. Если мой приятель опаздывает к назначенному времени, то я обычно сохраняю спокойствие.

20. Мне обычно затрудняет работу требование сделать ее к определенному сроку.

21. Иногда я перехожу там, где мне удобно, а не там, где положено.

22. Некоторые правила и запреты можно отбросить, если испытываешь сильное сексуальное (половое) влечение. 23. Я иногда не слушаюсь родителей.

24. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и безопасностью, то я выберу безопасность.

25. Я думаю, что мне бы понравилось заниматься боксом.

26. Если бы я мог' свободно выбирать профессию, то стал бы дегустатором вин.

27. Я часто испытываю потребность в острых ощущениях.

28. Иногда мне так хочется сделать себе больно.

29. Мое отношение к жизни хорошо описывает пословица «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

30. Я всегда покупаю билеты в общественном транспорте.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые пробовали одурманивающие, токсические вещества.

32. Я всегда выполняю обещания, даже если мне это невыгодно.

33. Бывает, что мне так и хочется выругаться.

34. Правы люди, которые в жизни следуют пословице «Если нельзя, но очень хочется, то можно».

35. Бывало, что я случайно попадал в драку после употребления спиртных напитков.

36. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после ряда обидных неудач.

37. Если бы в наше время проводились бои гладиаторов, то я бы обязательно в них поучаствовал.

38. Бывает, что иногда я говори неправду.

39. Терпеть боль назло мне бывает даже приятно.

40. Я лучше соглашусь*fc человеком, чем стану спорить.

41. Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.

42. Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой.

43. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойство по поводу того, что я немного выпил.

44. Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.

45. Если в кинофильме нет ни одной приличной драки — это плохое кино.

46. Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям — это нормально.

47. Иногда я скучаю на уроках.

48. Если меня кто-то случайно задел в толпе, то я обязательно потребую от него извинений.

49. Если человек раздражает меня, то я готов высказать ему все, что я о нем думаю.

50. Во время путешествий и поездок я люблю отклоняться от обычных маршрутов.

51. Мне бы понравилась профессия дрессировщика хищных зверей.

52. Если уж ты сел за руль мотоцикла, то стоит ехать только очень быстро.

53. Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.

54. Иногда я просто не могу удержаться от смеха, когда слышу неприличную шутку.

55. Я стараюсь избегать в разговоре выражений, которые могут смутить окружающих.

56. Я часто огорчаюсь из-за мелочей.

57. Когда мне возражают, я часто взрываюсь и отвечаю резко.

58. Мне больше нравится читать о приключениях, чем о любовных историях.

59. Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.

60. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и весе-[дятся.

61. Меня раздражает, когда девушки курят.

62. Мне нравится состояние, которое наступает, когда в меру и в хорошей компании выпьешь.

63. Бывало, что у меня возникало желание выпить, хотя я понимал, что сейчас не время и не место.

64. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает.

65. Мне легко заставить других людей бояться меня, и иногда ради забавы я это делаю.

66. Я смог бы своей рукой казнить преступника, справедливо приговоренного к высшей мере наказания.

67. Удовольствие — это главное, к чему стоит стремиться в жизни.

68. Я хотел бы поучаствовать в автомобильных гонках.

69. Когда у меня плохое настроение,»ко мне лучше не подходить.

70. Иногда у меня бывает такое настроение, что я готов первым на-[чать драку.

71. Я могу вспомнить случаи, когда я был таким злым, что хватал первую попавшуюся под руку вещь и ломал ее.

72. Я всегда требую, чтобы окружающие уважали мои права.

73. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

74. Вредное воздействие на человека алкоголя и табака сильно преувеличивают.

75. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.

76. Я не получаю удовольствия"Ът ощущения риска.

77. Когда человек в пылу-tnopa прибегает к «сильным» выражениям — это нормально.

78. Я часто не могу сдержать свои чувства.

79. Бывало, что я опаздывал на уроки.

I 80. Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом. i 81. Секс должен занимать в жизни молодежи одно из главных мест. l 82. Часто я не могу удержаться от спора, если кто-то не согласен со мной.

83. Иногда случалось, что я не выполнял школьное домашнее задание.

84. Я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.

85. Мне кажется, что я не способен ударить человека.

86. Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.

87. Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои Поступки.

88. Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.

89. Иногда я бываю так раздражителен, что стучу по столу кулаком.

90. Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позе ляют мне по-настоящему проявить себя.

91. Я бы попробовал какое-нибудь одурманивающее вещество, ест бы твердо знал, что это не повредит моему здоровью и не повлечет нака зания.

92. Когда я стою на мосту, то меня иногда так и тянет прыгнуть вниз

93. Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.

94. Когда я злюсь, то мне хочется кого-нибудь ударить.

95. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

96. Я мог бы на спор влезть на высокую фабричную трубу.

97. Временами я не могу справиться с желанием причинить боль другим людям.

98. Я мог бы после небольших предварительных объяснений управлять вертолетом.

Процедура подсчета тестовых баллов

Каждому ответу в соответствии с ключом присваивается I балл. Затем по каждой шкале подсчитывается суммарный балл, который и сравнивается с тестовыми нормами, приведенными ниже. При отклонении индивидуальных результатов испытуемого от среднего суммарного балла по шкале (табл. на с. 349),больше чем на IS, измеряемую психологическую характеристику можно считать выраженной. Если индивидуальный суммарный балл испытуемого меньше среднего по тестовым нормам на IS, то измеряемое свойство можно оценивать как мал о выраженное. Кроме того, если известна принадлежность испытуемого к «делинквентной» популяции, то его индивидуальные результаты целесообразно сравнивать с тестовыми нормами, рассчитанными для «делинквентной» подвыборки.

Ключи

1. Шкала установки на социально-желательные ответы: 2(нет), 4(нет), 6(нет), 13(да), 21(нет), 30{да), 32(да), ЗЗ(нет), 38(нет), 47(нёт), 54(нет), 79(нет), 83(нет), 87(нет).

2. Шкала склонности к преодолению норм и правил: 1(нет), 10(нет), II(да), 22(да), 34(да), 41(да), 44(да), 50(да), 53(да), 55(нет), 59(да), 61(нет), 80(да), 86(нет), 88(да), 91 (да),,93(нет).

3. Шкала склонности к аддиктивному поведению: 14(да), 18(да), 22(да), 26(да), 27(да), 31(да), 34(да), 35(да), 43(да), 46(да), 59(да), 60(да), 62(да), 63(да), б4(да), б7(да), 74(да), 81 (да), 91 (да), 95(нет).

4. Шкала склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению: 3(да), 6(да), 9(да), 12(да), 16(да),. 24(нет), 27(да), 28(да), 37(да), 39(да), 51 (да), 52(да), 58(да), 68(да), 73(да), 76(да), 90(да), 91 (да), 92(да), 96(да), 98(да).

5. Шкала склонности к агрессии и насилию; 3(да), 5(да), 15(нет), 16(да), 17(да), 25(да), 37(да), 40(нет), 42(да), 45(да), 48(да), 49(да), 51 (да), 65(да), 66(да), 70{да), 71(да), 72(да), 75(нет), 77(да), 82(да), 85(да), 89(да), 94(да), 97(да).

6- Шкала'волевого контроля эмоциональных реакций: 7(да), 19(да), Ь(да), 29(нет), 36(да), 49(да), 56(да), 57(да), 69(да), 70(да), 71 (да), 78(да), 84(да), 89(да), 94(да).

7. Шкала склонности к делинквентному поведению: 18(да), 26(да), |1(да), 34(да), 35(да), 42(да), 43(да), 44(да), 48(да), 52(да), 55(нет), 61(нст), 62(да), 63(да), 64(да), 67(да), 74(да), 86(нет), 91(да), 94(да).

Тестовые нормы


Шкала

N — 229 человек

N = 229 человек

«Нормальная» выборка

«Делинквснтная» выборка

М S М S
1 2,27 2,06 2,49 2,13
2 7,73 2,88 10,27 2,42
3 9,23 4,59 15,97 3,04
4 10,36 3,41 10,98 2,76
5 12,47 4,23 ° 14,64 3,94
6 8,04 3,20 9,37 3,01
7 7,17 4,05 14,38 3,22

Некоторые пункты входят одновременно в несколько шкал опросника.

Итак, девиантное поведение детей и подростков — явление комплексное и сложное. Оно может иметь внешние и внутренние причины. Девиантное поведение связано с индивидуально-типологическими особенностями личности, которые создают благоприятную либо неблагоприятную основу для воздействия негативных внешних (природных, климатических, экологических и др.), социальных (социокультурные нормы, традиции) и внутренних (ценностные ориентации, установки, потребности и т.д.) факторов. Возникая на уровне ситуативных поведенческих реакций при определенном сочетании указанных факторов, девиантное поведение, закрепляясь, приводит к устойчивым формам отклонений в поведении. При этом складывается дезадаптивное поведение детей и подростков, которое осложняет их социализацию в обществе в целом.

Работа психолога с девиантными детьми и подростками должна основываться как на симптоматическом подходе (работа с конкретными симптомами отклонений), так и казуальном, т.е. профилактическом подходе (снятие причин, факторов и условий, их Провоцирующих). Особое значение в силу возрастной динамики отклоняющегося поведения приобретает ранняя профилактика отклонений в поведении детей и подростков.

Ключ

1. Шкала тревожности: I, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37.

2. Шкала фрустрации: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, '30, 34, 38.

3. Шкала агрессии: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39.

4. Шкала ригидности: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40.

При обработке результатов подсчитывается количество ответов «1» и «2», совпавших с ключом. За каждый совпавший''с ключом ответ «2» начисляется 2 балла, за ответ «1» — / балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале — 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.

Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:

· личностная тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;

· фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;

· агрессия — повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;

· ригидность — затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

На втором этапе работы предлагается использовать метод «Незаконченные предложения», который является проективной методикой, позволяющей направленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторые личностные установки. Испытуемый должен продолжить следующие предложения:

Завтра я...

Когда я закончу школу...

Наступит день, когда...

Я хочу жить, потому что...

При обработке результатов следует обращать внимание на особенности восприятия подростками окружающего и на наличие или отсутствие у них осознанного стремления к сохранению жизни.

Обработка результатов

Вопрос 2 — показывает сферы возникновения критических ситуаций у подростков.

Вопрос 3 — лексическая шкала удаленности критической ситуации в психологическое прошлое подростка и ее ожидание в будущем.

Вопрос 4 — диагностирует состояния, свидетельствующие о наличии ■ переживания критической ситуации:

· к субдепрессивным состояниям относятся: неудовлетворение, тоска, | подавленность;

· к состояниям фобического круга относятся: страх, опасение, беспо-I койство, неуверенность, беспомощность, легкая тревожность;

· к состояниям нервно-психического {эмоционального) напряжения отно-щ сятся: усталость, озабоченность, напряжение, занятость.

Вопрос 5 — диагностирует ситуационные реакции: оппозиции и отрицательною баланса, а также внутреннее суицидальное поведение.

Вопрос 6 — диагностирует ситуационные реакции:

· эмоционального дисбаланса: дискомфорт, неудовольствие, тревожность, I уныние;

· пессимизма: безысходность, безвыходность, незначительность своих возможностей, «мрачное» мировосприятие, чувство, что «хуже уже некуда»;

· демобилизации: одиночество, беспомощность, безнадежность, неудовлетворение от деятельности;

· дезорганизации: напряжение, возбуждение; ухудшение самочувствия, плохой сон.

Вопрос 7 — рисунок способствует выявлению и осознанию трудно-Е вербализуемых проблем и переживаний подростков. Уточняющие вопро-Е сы по рисунку: «Что происходит?»; «Кто изображен?»; «Чем занимаются 1 люди?»; «О чем они думают?»; «"Что они чувствуют?»

Сферы возникновения критических ситуаций у подростков (на приме-ре исследования подростков с отклоняющимся поведением)

Ссоры, конфликты с друзьями 74%

Конфликты, ссоры, разногласия с одноклассниками 60%

Ссоры между родителями, родственниками 52 %

Неприятности с учителями 50%

Разногласия между родителями и учителями 28%

Переживание (сожаление) из-за того, что сделал 58%

Неуспеваемость 60 %

Конфликты с братом, сестрой 56%

Конфликты с милицией 54%

Конфликты с родителями 52 %

Неприятные внутренние переживания 32%

Ссоры моих подруг, друзей с родителями 2 %

II. Диагностика психологического времени

Оценка временных ориентации осуществляется с помощью трех би-I полярных шкал.

Инструкция. Если вы в наибольшей степени согласны с утверждением, то обведите крайние X; если согласны с обоими утверждениями, то поместите вашу отметку посередине шкалы. Промежуточные между крайней и срединной оценки соответствуют большему или меньшему согласию с тем или иным утверждением.

Я часто вспоминаю Я живу будусобытия, которые X — X — X — X — X — X — X щими плана-о мной происходили ми и надеждами

Я часто вспоминаю события, которые X — X — X — X — X — X — X Я живунастоя-со мной происходили щим

Я живу настоящим X — X — X — X — X — X — X Я живу будущими планами и надеждами

Обработка результатов

Ориентация на прошлое — я часто вспоминаю события, которые со мной происходили.

Ориентация на настоящее — я живу настоящим.

Ориентация на будущее — я живу будущими планами и надеждами.

III. Диагностика переживаний временных ориентации

Инструкция 1. Оцените переживания событий прошлого. После этого обведите кружком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «О».

3 — совершенно верно

2 — верно

1 — пожалуй, так

О — согласен с обоими утверждениями

Мое прошлое кажется мне:

медленным 3-2-1-0-1-2-3 быстрым
пустым 3-2-1-0-1-2-3 насыщенным
плавным 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразным
приятным 3-2-1-0-1-2.— 3. неприятным
непрерывным 3-2-1-0-1-2-3 прерывистым
сжатым Ч у I n __ 1? Ч растянутым
однообразным 3-2-1-0-1-2-3 разнообразным
организованным 3-2-1-0-1-2-3 неорганизованным
цельным 3-2-1-0-1-2-3 раздробленным
беспредельным 3-2-1-0-1-2-3 организованным

Инструкция 2. Оцените свои переживания жизни в настоящий период. После этого обведите кружком выбранный ват] ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «0».

3 — совершенно верно

2 — верно

1 — пожалуй, так

0 — согласен с обоими утверждениями

В настоящий момент моя жизнь:

течет медленно 3-2-1-0-1-2-3 течет быстро
пустая 3-2-1-0-1-2-3 насыщенная
плавная 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразная
приятная 3-2-1-0-1-2-3 неприятная
непрерывная 3-2-1-0-1-2-3 прерывистая
сжатая 3-2-1-0-1-2-3 растянутая
однообразная 3-2-1-0-1-2-3 разнообразная
организованная 3-2-1-0-1-2-3 неорганизованная
цельная 3-2-1-0-1-2-3 раздробленная
беспредельная 3-2-1-0-1-2-3 ограниченная

Инструкция 3. Оцените события будущего. После этого обведите кружком выбранный вами ответ. Постарайтесь как можно реже выбирать ответ «0».


3 — совершенно ве'рно

2 — верно

1 — пожалуй, так

0 — согласен с обоими утверждениями

Мое будущее кажется мне:

медленным 3-2-1-0-1-2-3 быстрым
пустым 3-2-1-0-1-2-3 насыщенным
плавным 3-2-1-0-1-2-3 скачкообразным
приятным - 3-2-1-0-1-2-3 неприятным
непрерывным 3-2-1-0-1-2-3 прерывистым
сжатым 3-2-1-0-1-2-3 растянутым
однообразным 3-2-1-0-1-2-3 разнообразным
организованным 3-2-1-0-1-2-3 неорганизованным
цельным 3-2-1-0-1-2-3 раздробленным
беспредельным 3_2-1-О-1.-2-3 ограниченным

Обработка результатов

Анализ проводится по следующим факторам.

Фактор континуальности — дискретности времени

Дискретное время — скачкообразное, прерывистое, раздробленное, 'разнообразное.

Континуальное время — плавное, непрерывное, цельное, с тенденцией к однообразию.

Фактор напряженности — ненапряженности времени

Напряженное время — сжатое, насыщенное, организованное, достаточно быстрое.

Ненапряженное время — растянутое, пустое, неорганизованное, медленное.

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-ОБУЧАЮЩЕГО ТРЕНИНГА

Цель программы — формирование адаптивных копинг-стратсгий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.

Задачи программы

1. Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.

2. Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем — их псевдопреодоление, ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.

3. Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного «выхода» из критической ситуации существования.

4. Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.

Программа состоит из двух разделов:

· арттерапевтического — на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции;

· психодраматического — преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.

Особенность программы заключается в том, что ее можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекци-онной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями — акцент делается на доминировании кйкой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).

Тематический план групповых занятий с подростками

I. Арттерапевтический блок. Цель — коррекция эмоционально-мотивационной сферы.

Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.

Цель — отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.

Занятие 1

Введение. Упражнения с цветами: используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте ихсмысловые значения.

Исполнение темы. Упражнение-знакомство: представьте себя группе. не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.

Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью, друзей, род занятий.

Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.

Занятие 2

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, отражающие особенности вашего характера или состояния, и попытайтесь, изображая ими разные линии и формы, исследовать их смысловые значения.

Исполнение темы. «Автопортрет*: нарисуйте свое реалистичное изображение; нарисуйте, как вам хотелось бы, чтобы вас воспринимали; изобразите, как вас видит ваши друг и недруг.

«Метафорический автопортрет»: нарисуйте себя в виде какого-нибудь предмета или животного (можно изобразить фон).

После создания образа расскажите о нем от первого лица.

Нарисуйте, каким предметом или животным вам хотелось бы быть.

Изобразите себя в виде предмета, отражающего ваше состояние в данный момент.

Изобразите себя в виде растения на том или ином этапе его развития.

Обратите внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста растения.

Занятие 3

Введение. Упражнения с цветами: выберите цвета, «нейтрализующие» ваши негативные переживания, и, используя их, создайте какой-нибудь образ.

Исполнение темы. «Грани моего Я»: изобразите себя в центре листа и разместите вокруг образы, отражающие разные грани вашей личности.

Обратите особое внимание на расположение образов, их размер.

Разместите вокруг себя предметы и людей, отражающих ваши взаимоотношения.

Изобразите себя в виде сообщества разных персонажей, отражающих различные стороны (грани) вашего «Я».

Нарисуйте четыре «Я** 1) реальное, 2) воспринимаемое с внешней стороны (социальное), 3) идеальное — то, каким хочу быть, 4) будущее.

Занятие 4

Введение. Упражнения с цветами: используя два цвета (приятный и неприятный для вас), создайте какой-либо образ и сочините о нем рассказ.

Исполнение темы. «Хорошее и плохое»: изобразите то, что в вас есть хорошего и плохого; что вам в себе нравится и не нравится; свои достоинства и недостатки.

Изобразите идеальное и реальное «Я», включая их положительные и отрицательные стороны.

Изобразите положительное «Я» и отрицательное «Я»; сочините разговор между ними.

Занятие 5

Введение. Упражнения с цветами: создайте два рисунка: один — из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка. Придумайте разговор между ними.

Исполнение темы. Мои секреты:

· изобразите себя в одиночестве и на людях; в абстрактно-символической форме нарисуйте, что вы чувствовали, когда были одни и в окружении людей;

· изобразите свое социальное «Я» и приватное «Я» — то, которое никто никогда или почти никогда не видел и не увидит; нарисуйте маску самого себя, изображающую вас в состоянии: а) тревоги, б) тоски, печали, отчаяния, в) напряжения, г) в веселом, приподнятом настроении. Придумайте историю, в которой эти состояния выступают в роли действующих лиц.

Занятие 6

Введение. «Вырезанные формы»: начертите какую-нибудь фигуру, затем вырежьте ее и создайте на ней изображение. Придумайте рассказ о том, что чувствует; что думает; что хочет и что может ваша фигура.

Исполнение темы. «Желания»: изобразите реалистически или абстрактно несколько ваших желаний:

· что вы хотите, что является для вас привлекательным; что вы хотели бы уметь; каким вы хотели бы быть;

· нарисуйте, где бы вам хотелось сейчас находиться; нарисуйте то, с чем связаны ваши надежды;

· представьте, что вы переправляетесь через реку; нарисуйте то, что находится на другом берегу;

· представьте, что вы — подрастающее растение; изобразите окружающий вас пейзаж;

· изобразите себя в безопасном, приятном месте, а также людей, животных или предметы, которые находятся рядом с вами.

Группа 2. Я и моя жизнь.

Цель — осмысление себя в контексте собственной жизни; в контексте психологического времени личности, включающем психологическое прошлое, настоящее и будущее.

Занятие 7

Введение. «Правая и левая рука»: выберите разные цвета для правой и левой руки. Закрыв глаза, рисуйте каракули двумя руками; открыв глаза, сформируйте образы и опишите их. Объясните выбранные вами цвета.

Исполнение темы. «Воспоминания детства»: проиллюстрируйте одно из своих наиболее ранних или наиболее ярких детских воспоминаний. Изобразите по одному из самых счастливых и-,несчастливых событий своего детства (или несколько связанных друг с другом событий). Нарисуйте в абстрактной форме свое детство и раскрасьте его каким-либо цветом. ■.:г

Изобразите то, что вам запрещали или не давали делать в детстве. Обозначьте переживания, которые у вас возникли, каким-либо цветом. Изобразите одно из самых ранних воспоминаний, связанных с расставанием или разлукой. Какое отношение оно может иметь к ситуациям, связанным с расставанием в настоящий момент?

Занятие 8

Введение. «Каракули»: закрыв глаза, размашистыми движениями рук создайте каракули. Посмотрев на полученное изображение с разных сторон, попытайтесь найти в нем образ и развить его.

Исполнение темы. «Линия жизни»: изобразите свою жизнь в виде линии или пути на местности. Обозначьте символами или словами наиболее значимые события (группу событий) своей жизни.

Изобразите жизненный путь в виде лабиринта или спирали с обозначениями, которые должны включать прошлый, настоящий и будущий периоды жизни. Раскрасьте свое прошлое, настоящее и будущее в разные цвета, в зависимости от характера событий, которые в них происходили. «Обзор жизненного пути»: нарисуйте сцены, связанные с наиболее в яркими воспоминаниями вашей жизни.

Нарисуйте сцены из своего прошлого (детства) и настоящего периода жизни. Раскрасьте свое прошлое и настоящее в какой-либо цвет. С чем связан выбор вами цвета?

Нарисуйте сцены, связанные с хорошими и плохими воспоминаниями, и раскрасьте их в какой-либо цвет.

Нарисуйте сцены, связанные с наиболее важными событиями вашей жизни.

Нарисуйте сцены, связанные с «сильными» чувствами, испытанными вами в прошлом, — одиночество, покинутость; сильное внутреннее напряжение; тоска, подавленность; страх, опасение. Каждое чувство обозначьте определенным цветом и объясните его выбор. Выберите цвет, который нейтрализует ваши негативные переживания. Изобразите людей — представителей социальных сетей (учителей, друзей, знакомых) с которыми у вас связаны «незавершенные» дела или которым Вы не успели сказать и сделать то, что хотели бы сказать и сделать.

Занятие 9 °

Введение. «Каракули»: свободным движением руки нарисуйте сложный «клубок» линий. Найдите в каракулях какой-нибудь образ и сочините про него рассказ.

Исполнение темы. «Прошлое, настоящее и будущее». Создайте три рисунка, изображающих вас в прошлом, настоящем и будущем.

Нарисуйте то, что наиболее важно для вас в настоящем, прошлом и будущем.

Нарисуйте отрицательные и положительные моменты вашего будущего.

Изобразите себя на перекрестке дорог с обозначением направлений дальнейшего движения; каждое направление раскрасьте определенным цветом.

Изобразите трудные, критические ситуации вашего прошлого, настоящего и будущего. Каким-либо цветом обозначьте эмоции, которые вы испытывали, объясните ваш выбор цвета. Нарисуйте, откуда вы пришли, где находитесь и куда двигаетесь.

Нарисуйте ваши потери в прошлом, то, что вы приобрели в настоящем, и то, что вы можете приобрести в будущем. С каким цветом это ассоциируется? Изобразите людей, наиболее значимых для вас в прошлом и настоящем

Группа 3. Переживание критических (трудных) ситуаций. Цель — выражение чувств, связанных с критическими ситуациями и их переживанием-преодолением.

Занятие 10

Индивидуальная работа — изображение критической ситуации (конфликта), служащее выявлению чувств, связанных с ней, и определению возможных вариантов ее разрешения.

Введение. «Каракули»: используя различные цвета, нарисуйте каракули. Постарайтесь выразить в словах свои чувства и ассоциации, появляющиеся при создании разных каракулей.

Исполнение темы. «Проблемы»: изобразите наиболее значимую для вас проблему или ту, которая имеет устойчивый характер.

Изобразите те выгоды, с которыми могут быть связаны эти проблемы.

Выберите цвет и изобразите ваши чувства, связанные с проблемой.

Занятие 11

Введение. «Кляксы»: используя отпечатки краски на бумаге (полученные с помощью кисти или руки), создайте образ и опишите его. Цветом обозначьте, что вы чувствовали в процессе рисования.

Исполнение темы. «Критическая ситуация»: изобразите критическую, трудную для вас ситуацию в виде «рассказа в картинках», выделяющего стадии ее развития и события, из которых она состоит.

Создайте маски участникам критической, трудной ситуации.

Создайте композицию на одну из тем «Шторм», «Взрыв», «Огонь», «Чудовище» для того, чтобы дать выход чувствам, связанным с критической, трудной ситуацией.

Зан ятие 12

Введение. Напишите свои инициалы или автограф как можно крупнее, а затем попытайтесь найти в очертаниях образ и развить его.

Исполнение темы. «Утраты»: нарисуйте образ или символ потери (вещи, человека, ситуации) или нер


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.191 с.