Экзамен по русской литературе — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Экзамен по русской литературе

2019-11-19 358
Экзамен по русской литературе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экзамен по русской литературе

Вопрос № 1. Общая характеристика социальной и культурной обстановки в России в1840-1860

Особенности развития 2 пол 19в-золотого:

Развитие традиций фольлора-образы сюжеты мотивы,

18 в-классицизм из Франции, сентиментализм из Англии,

древнеруссой литры

Из Германии пришел романтизм-до 40 года

С 1824 правит Николай 1 – подавил восстание декабристов, видел опасность в литераторах.

В 1848 буржуазная революция во Франции. Николай напуган,вместе с германским имератором решает отправить войска на подавление,но не делает.

С 48г период мрачного семилетия до смерти Николая 1: был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т. д. В Лондоне Герцен основал. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и. альманах «Полярная звезда».

Александ 2(сын)-«освободитель»

1) Кружок Грановского- русские гегельянцы. Обсуждают философию и идеализм

2) Кружок Буташевича-Петрашевского: Салтыков-щ, Достоевский. Распространение социализма
Литература превратилась в трибуну.

Журналы:
1)Современник -36 Пушкин, Некрасов. стал идейным центром и трибуной революционно-демократического направления. Это повело к расколу в редакции: её покинули Толстой, Тургенев, Д. В. Григорович. Кризис и закрытие в 66.
2) «Москвитянин» 41-56:критик Григорьев и молодой Островский

3)»Русский вестник»:голос царя и державы. Печатались Тургенев и Достоевский(за деньги а не идею)

Отмена крепостного права Александром2

60-70всплеск агрессии и покушений. Россия из феодальной превратилась в капиталистическую.

Литературное направление 2пол19в – реализм: типический герой в типических обстоятельствах

Просветительский реализм –Фонвизин

Критический

Социальный

Натуральная школа:первая литшкола в россии: 1) два лидера теоретик Белинский, практик Гоголь, 2)термин придумал Булгарин с негативной окраской(натуральное-ложное), Белинский:натуральное-правдивое,без прикрас. В 42 распад школы из-за смерти создателей. Шестидесятники,не будучи воспитанниками школы,продолжили развитие реализма: Курочкин, Добролюбов,Островский. 3)универсализм:принципы применимы и к прозе,и к поэзии,и к драматургии.

Особенности литры:1)проза на смену лирике.2)развитие жанра роман. 3) жанр рассказ. 4)узкая специализация авторов.5)объединение в журналы,союжзы.6)поик героя:лишний и маленькй человек, в 60 новый человек: разночинец, готов бороться за идеи-Базаров,Рахметов.7)циклизация.8)становление драматургии

 

Вопрос № 2. Герцен - художник, публицист, литературный критик

Александр Иванович 1812-1870

 

 Огромное воздействие на формирование его революционного мировоззрения оказало восстание декабристов. Он вместе со своим другом Огаревым дал клятву пожерт­вовать жизнью для борьбы за освобожде­ние русского народа. Вокруг него и Огарева сло­жился революционный кружок студентов. За стихи был сослан. В Лондоне Герцен основал. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и. альманах «Полярная звезда». 30-40 он западник,верит в просвещение,реформы дворянство. Россия- европа, она пойдет по ее пути. Противник славянофилов и «теории народности»-православие,самодержавие,народность. В 1847 покинул россию и понял,что больше не вернется, поэтому решил говорить всю правду. Во Франции он понимает,что европа варварская и на нее не стоит равняться. «С того берега», «Письма из Франции,Италии»-памятники борьбы. Герцен оглядывается на крестьянство как на класс,который обладает революционными возможностями.

Как писатель:находится под влиянием романтизма, но в 1843 выходит статья «Дилетанты романтики».Переходит к реализму под влиянием натуральной школы. Отстаивает принципы человеческого достоинства и гуманности.

«Кто виноват?»- проблема нравственного самосознания и личность

Повесть «Доктор крупов»: сатира на общественный уклад. Люди,которые считаются в обществе нормальными,на самом деле сумасшедшие.

Повесть «Сорока-воровка»: рассказывается о судьбе 1 актрисы. Герцен переходит в ее судьбе от частного к общему. Таланты есть,но им мешает крепостное право.

«Былое и думы» - художественные мемуары Герцена,где для былого используется то,что видел сам,а в думах показано личностное начало.

 

 

Анализ повести «Ася»

Герою повести, господину Н.Н., Ася представляется сначала существом своенравным, со странными манерами, «капризной девочкой с натянутым смехом», ее поведение на прогулке он готов счесть неприличным. Все объясняется ее происхождением,о котором герой узнает позднее.

Но ей пришлось горько разочароваться: господин Н.Н. не принадлежит к числу героев, способных на смелый подвиг, на сильное  чувство. Его пугает не только дикий нрав семнадцатилетней девочки, но и «сомнительное» ее происхождение, потому что в его натуру слишком глубоко въелись барские предрассудки.

«Первая любовь»

Это история из жизни Тургенева. На поверхность выходит совсем другой уровень понимания слова «любовь». Чувства девушки к отцу Володи Петру Васильевичу в сравнении с романтической страстью юноши оказываются глубже, серьёзнее и пронзительнее. И Володю озаряет догадка, что это и есть настоящая любовь

Вопрос № 14. Спор Герцена и Тургенева как историческая основа романа «Дым». Смысл названия. Россия и Европа в романе. Сатирическое изображение консервативной аристократии. Потугин - новый тип тургеневского героя-идеолога. Образ Литвинова.

Тургенев полагал, что Россия принадлежит к "европейской семье народов" и ее судьба будет сходна с "европейскими сестрами": ее ждут трудные годы социального развития, предполагающие "революционные бури" и неожиданные повороты. Герцен был убежден, что у России "особый путь" и она вполне может избежать "проблемы пролетариата" и построить свое будущее по справедливым законам русской крестьянской общины

заглавие «Дыма» символично: автор «недвусмысленно» отвергает нигилистическое движение и образ «дыма» является символом непрочности, эфемерности революционных начинаний 2, что название романа является символом «газообразного», «непланетарного» состояния всей России, вступившей в полосу нового общественного и социально-экономического развития

 

Жанр – общественно-политический роман. Это самый злободневный и полемичный роман Тургенева. Современники восприняли его как учебник по русской современной истории.


Сборник «Мечты и звуки»

включал в себя 40 стихотворений.

Основные темы сборника

1) Стихотворения о предназначении поэта

2) Стихотворения о любви

3) Стихотворения о смерти

4) Стихотворения о том, что человек находится под властью судьбы и рока

К первой теме можно отнести стихотворения «Поэзия», «Два мгновения», «Тот не поэт». Любовная тематика у стихотворений «Незабвенная», ««Признание», Красавице»,». Тема смерти присуща стихотворениям: «Покойница», «Ангел смерти»,». К четвертой теме можно отнести такие стихотворения, как «Встреча душ»,  «Моя судьбаОтдельно можно выделить три баллады и три сонета, также стихотворения на античную тематику и такие как «Пир ведьмы», «Землетрясение», Разговор души и тела». Поэтому стоит отметить, как разносторонен Некрасов в первом сборнике.

Итак, молодой поэт представил в своем сборнике не просто дань романтической школе, не просто подражание каким-либо поэтам. В его стихотворениях отчетливо высказывается своя позиция и видение мира. Нельзя, конечно, не отметить, что в основном его позиции носят еще детский характер

Николай алексеевич

 

Автор стремился в своем произведении дать не только ответ на вопрос, поставленный в заглавии, но и на вопрос о том, куда идет Россия, каковы дальнейшие пути развития народа, каково его будущее. Для того чтобы лучше раскрыть психологию русского крестьянина, поэт показывает условия, в которых складывалась жизнь людей. Здесь мы видим и картины недавнего прошлого, времена реформ и пореформенную жизнь.В своей поэме Некрасов противопоставил два мира, две сферы жизни — мир господ, помещиков, крепостников и мир русского крестьянства.

 

Помещики: Утятин –сумасшедший,от которого скрывают отмену креп права.. Поливанов -избивал,отнялись ноги, крестьянин повесился. Шалашников, Глуховский-кровожадные

Люди из верхов чувствуют свою обреченность, шаткость своего положения, бессилие что-то вернуть или изменить.

Но все-таки наиболее несчастным, обездоленным и страдающим выступает в поэме низший класс.. Тут и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники. Тут и бабы, девки, мужики со скалкой, молодушка, старуха, каменотес.. Страдающее от несправедливости жизни,. Яким Нагой, который справедливо говорит о мужиках: «люди мы великие». Осознание своего величия, понимание того, что трудом крестьянским живет вся страна, а сам крестьянин при этом нищенствует, вызывает их гневный протест

 

Матрена Тимофеевна Корчагина сильный характер которой закалился в многочисленных жизненных трудностях.

Поэт видит счастливое будущее страны в единении крестьянства и интеллигенции, которая борется и страдает «за обойденного, за угнетенного». Именно с этой целью он вводит в повествование образ интеллигента-революционера Гриши Добросклонова, который точно знает, что счастье народное может быть достигнуто только в результате всеобщей борьбы за народные интересы.

 

 

40-50

4 части. В первой части рассказчик приезжает на родину в своё поместье. Он разочарован, ум его озлоблен.(из-за реакции на подавление революций Николаем 1 в европе)

Вторая глава:пейзажи и портрет Саши,взросление

В третьей главе старик-отец рассказывает, что произошло с Сашей за 3 года, пока рассказчика не было дома. Приехал Агарин, который увлёк Сашу новыми идеями. (либеральные взгляды)

Саша влюбляется в Агарина, но тот не отвечает ей взаимностью. Вскоре он уехал, одержимый жаждой деятельности.Вернулся-влюбился в сашу.

 

В четвёртой части рассказчик называет Агарина современным героем, единственной положительной чертой которого он считает умение сеять добрые семена в разуме других. Рассказчик предсказывает Саше светлую плодотворную жизнь и велит родителям не жалеть о том, что она отвергла богатого и тихого жениха.

Тема поэмы – влияние разных факторов на становление личности и её самосознания.

 

«Орина» 61г:крестьянка,говорит о гибели сына,который вернулся с царской службы. Ему лично женщина рассказала эту историю. Рассказывает с кажущимся спокойствием-напоминает народные причетания

 

Вопрос № 26. Исторические поэмы Некрасова «Дедушка» и «Русские женщины».

70г «Дедушка»:

После записок Марии вОлконской о декабризме решает писать об этом,но вуалирует. Дедушка учит Сашу всему.

В описании села мы видим утопическую страну изобилия,. Историзм поэмы достаточно условен. Н. не ставит цели достоверно воспроизвести историю, его задача – просветительская, воспитательная – нравственно воздействовать на молодое поколение.

 

 «Русские женщины» на 73г: 1 –

«Княгиня Трубецкая»:1часть:отправляется за мужем в Иркутск из Петербурга. Она княгиня обрекает сеья на ужасную жизнь и борьбу с властями,кот не пускают к мужу.Губернатор не дал ей разрешение на проезд,потом благословил.

2часть:в пути ей помогают люди,мнение о народе улучшается.Встречает мужа в руднике,целует кандалы

1ч. описательная, в ней даны воспоминания героини о прошлой жизни, эскизно упоминается о

 «Княгиня Волконская» написана в форме бабушкиных записок, что позволяет проследить возмужание героини. Если в начале пути на подвиг ее зовут чувство долга и любовь, то после знакомства с жизнью провинции, общения с мужиками, княгиня приходит к прозрению, начинает осознавать святость дела, за которое пострадал ее муж. Сюжеты обеих поэм – путешествия. Обе поэмы объединяются темой дороги. Важно показать возмужание характеров, рост сознания героини.

Сборник

Этот вариант названия нового сборника оказался навечно связанным с именем Фета. Название было многосмысловым, многозначным, предметным и символическим одновременно. Это был и "вечер жизни", но и тот переходный час от дня к ночи, когда радостнее всего поэт чувствовал свою "легкость", "освобожденность" от дневных, будничных забот. Огонь зажигал уединенный человек, "не занавесивший вечером своих освещенных окон", но за каждым "окошечком" четырех лирических книжек горели бесконечные живые огни природы, космоса.

 

После выхода 1 выпуска "Вечерних огней " Страхов в коротком отзыве на него писал: "Вечерние огни" - чистая поэзия, - в том смысле, что тут ни в мысли, ни в образе, ни в самом звуке нет никакой примеси прозы... Не всякому времени дается чувство поэзии. Фет, точно чужой среди нас, и очень хорошо чувствует, что служит покинутому толпою божеству". Сколько-нибудь широкому читателю того времени стихи Фета были и чуждыми, и просто неизвестными. Критики либо замалчивали его стихи, либо отзывались о них в пренебрежительном и даже грубо - издевательском тоне. Известность фетовских "Вечерних огней" ограничивалась лишь кругом друзей, но это были Л. Толстой, Вл. Соловьев, Страхов, Полонский, Алексей Толстой, Чайковский.

Заглавие, несомненно, говорило о вечере жизни, ее закате. Но "вечерний" день Фета оказался необычным. В стихах, создававшихся на исходе шестого, на седьмом и даже на восьмом десятке лет жизни поэта, его творческий дар достиг высшего расцвета, сохранив свежесть и юношескую силу.

Обычно лирику того или иного поэта разделяют по тематическому признаку: вот любовная лирика, вот гражданская, вот стихи о поэте и поэзии, о природе, о Родине и т.д. Творчество Фета не поддается такому дроблению. Причем, есть у Фета такая особенность: прожив долгую жизнь, он остался вне её поступательного движения. Конечно, его поздние стихи отличаются от ранних по пластике, по тонкости ремесла, но не случайно он смог собрать все стихи в один сборник "Вечерние огни". Ранние и поздние стихи Фета невозможно столкнуть друг с другом, т.к. восприятие мира осталось прежним. В этом смысле Фет - поэт, не разрушенный временем, цельный от начала творчества до конца.

Природа - любовь - творчество. Вот треугольник условно ограничивающий и вбирающий в себя всё пространство фетовской лирики. В нем природа, обозреваемая влюбленным сердцем творящего человека. Еще точней: природа вокруг нас - заодно и вместе с ней - природа души человеческой. Вот владения Фета. Они невелики, если судить о них тематически. Но они неоглядны, если видеть за ними все сказочное богатство образов и мотивов, наполняющих поэтический мир Фета. Здесь ничто не мелко, и все важно, т.к вошло в душу человека: от розы до зари, от звезды до былинки.

Чтобы передать все мельчайшие переходы человеческих чувств и мыслей, Фет постоянно искал новые, невиданные доселе изобразительные средства. И они производили впечатление необычности и странности на неискушенных читателей и критиков. Современников поражали такие эпитеты Фета, как звонкий сад, тающая скрипка, румяная скромность, мертвые грезы, благовонные речи. У Фета эпитет не столько характеризует предмет, сколько выражает настроение поэта. Необычны метафоры созданные поэтом. Такая метафора, как "пыл сердец" частая у Фета, развертывается в стихотворении "Когда читала ты мучительные строки…" (1887) в метафорическую картину пожара сердца поэта - пожара, бушующего в его стихах. Метафорический пожар сопоставляется с реальным, - но и этот реальный пожар дается в метафорическом образе внезапной зари в полночной тьме. Стихотворение кончается вопросом, относящимся, по смыслу сопоставления, и к реальному и к душевному пожару. "Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: // Там человек сгорел!".

Конфликт

 

При анализе драмы Островского «Гроза» нельзя не сказать об основном конфликте драмы, который раскрывается через образ главной героини. Катерина, попавшая в безвыходное положение волею обстоятельств, сопоставлена с другими героями, которые сами выбирают свою судьбу. Например, Варвара меняет замок на калитке в саду, чтобы у неё была возможность встречаться с возлюбленным, а Тихон, жалуясь на контроль матери, продолжает подчиняться её указам.

Вторая сторона конфликта воплощается на уровне идей. Катерина, несомненно, принадлежит к новым людям, которые хотят жить честно. Остальные обитатели Калинова привыкли к ежедневной лжи и осуждению других (например, разговоры Феклуши с Глашей).

Это – конфликт старого и нового. Конфликт времён. Борис, по указанию автора, образованный человек. Читатель понимает, что этот человек «образовался» в XIX веке. Кулигин, который мечтает об изобретениях, напоминает гуманиста эпохи позднего Возрождения. Катерина же воспитана в традициях домостроя, законы которого переставали быть актуальными уже в XIX веке. Конфликт развивается не между этими персонажами, а внутри Катерины. Она понимает, что не хочет и не может больше жить «по-старому», но жить «по-новому» у неё тоже не получится: старые законы сильны, а их защитники не желают сдаваться.

Критика

Н. А. Добролюбов: (из статьи "Луч света в темном царстве") "...Критики, подобные Н. Ф. Павлову, г. Некрасову из Москвы, г. Пальховскому [см. отзывы выше] и пр., тем и грешат особенно, что предполагают безусловное согласие между собою и общим мнением гораздо в большем количестве пунктов, чем следует. <...>...А. Григорьев [см. отзыв выше]... должно быть, от избытка восторга - ему никогда не удается высказать с некоторой ясностью, за что же именно он ценит Островского. Мы читали его статьи и никак не могли добиться толку. <...>...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <...> Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...> Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...>... у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, - главную роль играет логика и анализ. <...> Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, - она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <...>...Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками. <...> Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...> К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. <...> Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. <...>...другое решение - бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. <...> И она не пренебрегает этим выходом..., она... вовсе не прочь от побега... <...> Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень... материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди - Дикого... <...> Борис - не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...> В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу. <...> Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.." (Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)

 

М. И. Писарев: "Новое произведение г. Островского исполнено жизни, свежести красок и величайшей правды. <...> По содержанию своему драма относится к купеческому быту глухого городка, но и в этом быту, задавленном бессмысленною обрядностью, мелкою спесью, пробивается порою искра человеческого чувства. <...> Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны, рабское повиновение старшему в доме по древнему обычаю, застывшему неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой - семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума, ни дать простора своей свободной воле. <...>... юное, невинное существо [Катерина] попадает в когти строптивой, холодной, строгой, докучливой свекрови, должно напрасно любить мужа, в котором видит одно лишь жалкое ничтожество, должно испытывать всю горечь замужней жизни. Переход к суровой положительности и прозе нового семейного быта и новых обязанностей, при такой несчастной обстановке, какова была в доме Кабановой, не мог совершиться без внутреннего, хотя бы невольного, противодействия со стороны Катерины <...> Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком, олицетворенным в свекрови, но и с самой собою, потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису. <...> Катерина должна бороться и с самой собою, и с семьею, олицетворяемой в свекрови... <...> "Гроза" - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками. Оттого она дышит величайшею правдой."

Экзамен по русской литературе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.