Основные законы организаций: краткая характеристика — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Основные законы организаций: краткая характеристика

2019-11-19 615
Основные законы организаций: краткая характеристика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Законы и принципы теории организаций

Закон синергии для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал все­гда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо суще­ственно меньше. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидатель­ный характер.

 

2. Закон самосохранения каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой по­тенциал (ресурс).

 

3. Закон развития формулируется так: каждая материальная систе­ма стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

 

4. Закон информированности-упорядоченности утверждает, что в организованном целом не может быть больше порядка, чем информации. Упорядоченность - характеристика системы, отражающая наличие определенным образом установленных взаимосвязей.

 

5. Закон единства анализа и синтеза состоит в том, что процессы разделения, специализации, дифференциации и т.п., с одной стороны, дополняются противоположными процессами - со­единения, кооперации, интеграции и т.п., с другой.

 

6. Закон онтогенеза предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание.

 

7. Закон композиции отражает необходимость согласования целей организации: они должны быть направлены на поддер­жание основной цели более общего характера.

 

8. Закон пропорциональности отражает необходимость опре­деленного соотношения между частями целого, а также их со­размерность, соответствие или зависимость.

 

Принципы теории организации:

 

1. Принцип приоритета цели: в системе цель – задача - функция наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция. Функции (подфункции) - виды конкретных работ.

 

2. Принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: создание новых организаций осуществляется для реализации определенного набора целей. Каждая цель реализу­ется набором задач. Затем эти задачи группируются по общно­сти и для этих групп формируется набор функций. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются вариан­ты по принципу приоритета цели.

 

3. Принцип приоритета структур над функциями в дейст­вующих организациях.

 

4. Принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение органи­зации.

 

5. Принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специали­сты организации должны подбираться под конкретные структур­ные подразделения с учетом их совместимости. Например, глав­ный бухгалтер организации ушел на пенсию. Коллектив бухгал­терии вправе рассчитывать, что новый руководитель будет не хуже прежнего. Поэтому задачей руководства будет поиск либо из состава бухгалтерии, либо со стороны адекватной замены. Хотя бывает и по-другому, когда номенклатурный работник по­степенно начинает менять состав звена, обычно это плохо кон­чается.

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от географического расположения, страны, сферы деятельности организации, а особенное – это та часть закона, которая не меняет его сути и отражает особенности организации как социальной системы. (Например, общий уровень культуры и профессиональной подготовки).

 

          Законы играют решающую роль в теории организации, в том числе образуют теоретический фундамент, позволяют правильно оценить возникающую ситуацию и анализировать зарубежный опыт.

 

          Законы организации по важности делятся на 2 уровня:

 

Ø основополагающие (законы синергии, самосохранения, развития)

 

Ø менее важные (информативности-упорядоченности, единства синтеза и анализа, композиции и пропорциональности, специфические законы социальной организации).

I. Основополагающие законы организации

 

Закон синергии

 

          Любая организация характеризуется следующими элементами:

 

o производительность,

 

o заинтересованность,

 

o научный потенциал,

 

o отношение к внешней среде,

 

o микроклимат в коллективе,

 

o кадровый и технический потенциал,

 

o перспективы развития,

 

o имидж.

 

          Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

 

Закон синергии: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше.

 

          Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

 

          Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

 

          Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов.

 

Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций.

 

Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных.

 

Закон развития опирается на принципы

 

o Инерции – изменение потенциала (суммы ресурсов) системы начинается спустя некоторое время после начала воздействий изменений во внешней или внутренней среде и продолжается некоторое время после их окончания.

 

o Эластичности – скорость изменения потенциала зависит от самого потенциала.

 

На практике эластичность системы оценивают в сравнении с другими системами исходя из статистических данных или классификаций. В чем состоит значение эластичности. Например, для организации обладающей высокой эластичностью: при резком долговременном уменьшении спроса на продукцию работники в короткие сроки освоили и стали выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

 

o Непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения.

 

o Стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.

 

 

 

          Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

 

1. крайне централизованный и разбухший аппарат управления;

 

2. всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;

 

3. рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

 

4. передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

 

          Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития

 

путем движения назад к более простым структурам

 

          Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

Законы организации второго уровня.

 

Закон информированности-упорядоченности

 

          Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения.

 

Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

 

          Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

 

          Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

 

          Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности

 

Закон: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

 

Следствие: информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

 

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации.

 

          Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

30. Основные законы организаций: законы первого уровня и их прикладное значение

законов организации первого уровня: самосохранения, развития, синергии; второго уровня: информированности-упорядоченности, единства анализа и синтеза, гармонии.

акон самосохранения

 

На организацию действуют две группы противоположных факторов: факторы сохранения и факторы разрушения организации.

 

К факторам сохранения относятся:

 

а) внутренние факторы: высокий профессионализм персонала; стабильность кадров; хорошая технологическая, информационная и иная оснащённость; квалифицированное руководство;

 

б) внешние факторы: хорошая ресурсообеспеченность; наличие высокого спроса; положительные действия государства, общественности и т.д.

 

К факторам разрушения относятся:

 

а) внутренние факторы: недостаток или избыток чего-либо; плохая оснащенность; слабое руководство; низкий профессионализм персонала; текучесть кадров и т.д.

 

б) внешние факторы: низкий спрос; налоговый и бюрократический пресс; плохая ресурсообеспеченность; нормативное вмешательство в структуру; отсутствие эффективного страхования и т.д.

 

Реальное самосохранение возникает в том случае, если суммарное действие факторов сохранения превышает суммарное действие факторов разрушения.

 

Формулировка закона самосохранения: любая организация стремится противостоять внешним и внутренним разрушающим воздействиям и использует для этого весь свой потенциал.

 

Для анализа положения организации важным является определение показателя «уровня самосохранения», который вычисляется как разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания. Различается семь уровней самосохранения в зависимости от запасов прочности организации. Результат действия закона будет благоприятным, если руководитель и подчиненные осведомлены о законе самосохранения. Одним из условий самосохранения организаций является страхование ресурсов и рисков.

 

Закон развития

 

Формулировка закона развития: каждая организация в процессе своего развития стремится достичь наибольшего суммарного потенциала.

 

Различают:

 

- нормальное развитие, т.е. развитие, соответствующее объективным возможностям и условиям;

 

- ускоренное развитие, т.е. развитие более высокими темпами (это сложный вариант и может создать проблемы для организации);

 

- замедленное развитие, т.е. развитие более низкими темпами.

 

Развитие организации находит свое выражение в жизненном цикле организации.

 

Основными факторами развития организации являются: элементный состав организации; взаимосвязь элементов, структура организации; динамичность, нацеленность на развитие; своевременное обновление организации.

Закон синергии

 

Формулировка закона синергии: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо меньше.

 

Любая организация обладает определенным потенциалом, который зависит от огромного числа факторов - элементов. Различные сочетания потенциалов этих элементов создают различные потенциалы организации в целом. Потенциал организации может меняться либо плавно при постепенном изменении соотношения потенциалов отдельных элементов, либо скачкообразно при каком-то особенно удачном соотношении (комбинации) потенциалов отдельных элементов. Такое скачкообразное изменение потенциала называется синергетическим эффектом, а процесс стремления к точке синергетического эффекта - синергетическим процессом.

 

Возникновение такого эффекта обусловлено следующими факторами: специализацией элементов; кооперацией, т.е. связью элементов в ходе их совместной деятельности; комбинированием, т.е. соединением разных видов деятельности; интеграцией, т.е. соединением усилий разных элементов организации.

Закон информированности-упорядоченности

 

Под информацией понимаются данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решения. Под упорядоченностью понимается гармоничное развитие всех элементов организации и наличие между ними установленного взаимодействия.

 

Формулировка закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внешней и внутренней среде, тем эффективнее её сопротивление внешним и внутренним разрушающим воздействиям.

 

Для того, информация оказала реальную пользу организации, она должна быть упорядочена: по содержанию: экономическая, производственная, правовая и т.д.; по назначению: для одной цели, для нескольких целей, для одного человека, для нескольких людей и т.д.; по характеру закрепления информации: фиксируемая, не фиксируемая, на бумажных носителях, на электронных носителях; по времени: оперативная, текущая.

 

Следствие данного закона состоит в том, что информированность работника после достижения его критичного уровня переходит в его компетентность.

 

Закон единства анализа и синтеза

 

Анализ отражает разделение организации на составные элементы. При этом возможны три ситуации:

 

- элементы независимы друг от друга, поэтому каждый из них выделяется и изучается автономно;

 

- элементы в определенных отношениях связаны, взаимозависимы; в ходе аналитических действий такие связи учитываются в меру необходимости;

 

- элементы взаимосвязаны, взаимовлияют и определяют друг друга,

 

поэтому они анализируются в комплексе, а выделение может быть лишь условным.

 

Синтез отражает объединение определенных элементов в единое целое. При этом решаются две задачи:

 

- согласование характеристик выделенных частей;

 

- соединение частей и формирование целостной организации.

 

При синтезе возможны три ситуации:

 

- для объединения подходят практически любые элементы, т.к. их взаимосвязь незначительна и несущественна для организации;

- объединяемые элементы определенным образом будут взаимодействовать друг с другом, поэтому они подбираются с учетом взаимодействия;

 

- объединяемые элементы будут тесно взаимосвязаны, в связи с этим необходимо проводить их разносторонний подбор.

 

Если в организации меняются те или иные элементы (анализ), то это приводит к определенному изменению организации в целом (синтез). Для того чтобы изменить организацию (синтез), необходимо в той или иной мере изменить ее элементы (анализ).

 

Формулировка закона единства анализа и синтеза: каждая система стремится настроиться на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного анализа своей существующей структуры и функций и синтеза новой структуры и функций.

 

Закон композиции и пропорциональности (гармонии)

 

В любой организации имеется определенный набор элементов (композиция), которые находятся между собой в определенном соотношении (пропорции). При этом в реальной организации возможны два варианта:

 

- имеются все необходимые элементы, составляющие композицию и между ними имеется объективная необходимая пропорциональность; такая организация называется гармоничной; однако на практике это не встречается или встречается редко и кратковременно;

 

- нарушается композиция и (или) пропорциональность элементов; это в частности проявляется через наличие узких мест в организации.

 

Формулировка закона композиции и пропорциональности: каждая система стремится к оптимальному взаимному расположению элементов и оптимальным связям между ними.

 

В теории организации выделяется ряд принципов, обеспечивающих закон композиции и пропорциональности:

 

- планирование;

 

- координирование;

 

- стабилизация;

 

- согласование;

 

- полнота.

 

Практика использования закона состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и в обеспечении требуемых для них пропорций [

31. Основные законы организаций: законы второго уровня и их прикладное значение

Закон информационной упорядоченности. Его содержание и роль в функционировании организации

 

 Характеристика закона единства анализа и синтеза.

 

Ž Характеристика закона композиции и пропорциональности (гармонии).

 

 

 

Следующую группу законов называют законами второго уровня. Их так называют, потому что они в определённой степени выполняют второстепенную роль, т.е. их действия создают условия для всестороннего проявления основных законов (синергии, самосохранения)

 

 

 

Œ Конкретным объектом действия этого закона является информация. Информация выполняет осень важную роль в функционировании любой организации. Часто управляемые процессы называют информационными процессами, т.е. и организация и управление имеет дело с информацией, и в современных условиях информационные ресурсы – это товар высокой стоимости.

 

«Кто владеет информацией – тот владеет миром» - этот афоризм очень правильно соответствует хозяйственной деятельности организации. Та организация, которая обладает большим объёмом информации – имеет больше возможностей, и она владеет рынком (ситуацией на рынке)

 

Информационные ресурсы в ТО имеют соответствующие характеристики (количественные и качественные). Выделяют 5 характеристик:

 

1. объём информации (объём относительных потребностей органов управления для выработки управленческих решений)

 

2. достоверность информации

 

3. ценность информации

 

4. насыщенность информации

 

5. открытость информации.

1 – объём информации – относительно этого параметра различают 3 уровня объёма:

 

1) Избыточный объём информации – он в принципе не вредит делу, не снижает возможностей аппарата управления своевременно разрабатывать оптимальные управленческие решения. Иногда избыточная информация даже необходима, т.к. требуется подтверждение ранее полученных сведений. Избыточный объём информации имеет недостаток – увеличиваются затраты на получение этой информации, увеличивается время, стоимость управленческого процесса.

 

 

 

2) Недостаточный объём информации очень отрицательно влияет на результаты организационно-управленческой деятельности, т.к. в условиях дефицита информации увеличивается время разработки правильного решения, а во-вторых, в условиях дефицита информации увеличивается риск в хозяйственной деятельности организации

 

3) Минимально-нормативный уровень объёма информации – это тот объём, который необходим для разработки оптимального решения. Этот уровень носит субъективный характер, определяющий качествами работников управления, их квалификацией, интуицией. Поэтому невозможно определить одинаково оптимальный объём информации для каждой организации.

 

2 – достоверность информации – отражает долю реальной информации в общем объёме воспринимаемой информации. Различают 3 уровня достоверности:

 

1) Абсолютный уровень – доля реальной информации = 100%

2) Доверительный уровень – доля реальной информации не превышает 80%

 

3) Негативный – ниже 80%

 

4 – насыщенность – в этом параметре отражено соотношение полезной и фоновой информации. Как правило, поступающая информация в организации содержит 2 части (фоновая и полезная) Фоновая используется для улучшения восприятия полезной информации. Эта информация непосредственно не используется в управлении хозяйственными процессами. Фоновая информация может быть предоставлена в массиве в виде вводной части, в которой обосновывается необходимость последующей полезации (полезности) информации.

5 – ценность – этот параметр основной, ведущий (интервальный). По своему содержанию отличается от всех предыдущих по методам измерения. Содержание параметра отражается в том уровне затрат ресурсов всех видов (материальных, трудовых, финансовых) на осуществление всех видов, которые возникают при использовании информации различной ценности. Как правило при использовании информации очень высокой ценности происходит максимальное снижение уровня затрат ресурсов и рост доходов. При минимальной, невысокой ценности такого снижения затрат ресурсов роста доходов ценностей не происходит. Т.е. с увеличением ценностей снижается уровень затрат и повышаются доходы.

 

В ТО различают 4 уровня ценностей информации:

 

1) самый низкий – нулевой уровень (отражает информацию, которая известна – технологии уже известные, ничего нового)

 

2) средний уровень – при котором происходит снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза

 

 

 

3) высокий уровень ценностей – снижение уровня затрат не менее чем в 2 раза

 

4) сверхвысокий уровень – это уровень при котором происходит снижение затрат не менее чем в 10 раз.

 

Поскольку информация – это очень ценный ресурс, и в условиях ускорения НТП ценность этого ресурса повышается, значимость эффективного использования информации. В ТО используется показатель для измерения эффективности использования информации и соответственно результата. К значению всех других параметров и соответственно суммарным затратам на формирование четырёх характеристик.

 

 

 

В условиях рыночной экономики возникает необходимость в защите информации. Специфика информации:

 

- может передаваться устно

 

- остаётся у другого владельца при продаже

Информация по своей природе более доступна по сравнению с другими ресурсами. Осуществить скрытое передвижение информации легче.

 

Необходимость создания особого механизма информации.

 

Создание этого механизма законодательно оформлено. Гражданский кодекс – лица, похитившие информацию обязаны возместить убытки. В РФ размещён федеральный закон «Об информации, информативности и информационной защите», от 20.02.95.

 

В хозяйственной практике руководство организации должно максимально полно учитывать действия закона об информационной упорядоченности. Требования этого закона: существует постоянная устойчивая связь между всеми перечисленными характеристиками информации и качественными, количественными показателями деятельности организации, их устойчивости, конкурентоспособности, т.е. с повышением оптимизации количественных значений всех характеристик. Руководство организации должно обеспечить свою организацию информацией на таком уровне.

 

Конечно, в работе по обеспечению организации информацией должны участвовать все уровни управления. В характеристике действия этого закона прослеживается его направленность – направлен на повышение устойчивости, конкурентоспособности организации. Этот закон выполняет служебную роль относительно закона синергии, самосохранения, развития.

 

 

 

 Закон единства, анализа и синтеза.

 

Сущность проявляется в том, что каждая организация должна регулярно осуществлять работу, направленную на анализ состояния. Организации, параллельно с анализом осуществляют и синтез. Декомпозиция – разделение целого на отдельные части.

 

Такое разделение осуществляется для изучения отдельных частей в целом. Необходимость такого разделения определяется тем, что когда отдельный элемент системы выделен в самостоятельный объект, то возможность изучения свойств повышена.

 

 

 

Регулярный анализ и синтез необходимо осуществлять, т.к. в реальной действительности существуют постоянные изменения внешней и внутренней среды, а поэтому состояние организации должно изменяться. Для обеспечения адекватности необходимо осуществлять анализ и синтез.

 

Сущность закона – в реальной действительности формируется связь между характерами, результатами аналитической работы и количественными, качественными параметрами организации. Действие этого закона направлено на повышение устойчивости, конкурентоспособности организации

Ž Закон композиции. Сущность этого закона состоит в том, что относительно любой системы очень важным параметром является структура, которая отражается в определённом количестве составных элементов системы и в соотношении между этими элементами или пропорциями.

 

В составе структуры любой организации можно выделить большое количество пропорций. Сущность закона, его требования, состоят в том, что существуют постоянные устойчивые связи между структурными параметрами организации и состоянием устойчивости, возможного дальнейшего развития, если возникают отклонения в структурном построении организации – то это означает возникновение угрозы самому существованию организации, поэтому важной задачей аппарата управления является осуществление мероприятий, направленных на осуществление выявления диспропорции организации.

 

Использование этого закона требует использование принципов, правил организации:

 

- принцип планирования (каждая организация для обеспечения пропорциональности должна разрабатывать систему планов – долгосрочных (более 5 лет), среднесрочных (2-5 лет), оперативных (1 год))

 

- принцип координации (органы управления должны своевременной выявлять отклонения, которые возникают между отдельными элементами организационной системы).

 

 

Принципы организации

 

Œ Статические и динамические организации. Их сходство, различие и взаимосвязь

 

 Принципы статической организации.

 

Ž Принципы динамической организации

 

 

 

Œ В ТО различают статическое и динамическое состояние организации. Эти состояния отражают различные этапы (стадии) жизненного цикла организации. Состав этих этапов в основном отражает состав стадий жизненного цикла товара, но жизненный цикл организации несколько шире (их больше). В составе жизненного цикла товаров нет стадий утилизации. Обычно выделяют следующие стадии жизненного цикла организации:

 

1. начальная стадия (стадия создания организации) В составе этой стадии можно выделить следующие основные виды:

 

· обоснование целей создания организации (требует выявления потребностей, которые они могут удовлетворить) Это судьбоносный этап, определение ниши хозяйственной деятельности.

 

· Подготовка документов

 

· Регистрация предприятия

 

· Подбор кадров

 

2. стадия внедрения

 

3. рост

 

4. зрелость

 

5. насыщение, стабилизация

6. спад

 

7. крах

 

8. ликвидация (утилизация)

 

В составе этих стадий можно выделить стадии жизненного цикла товара (2,3,5,6). Эта схема достаточно абстрактна, и в основном скорректирована на жизненный цикл товара. Эти перечисленные стадии жизненного цикла организации объединяют в 2 группы:

 

– статическая (включает начальную стадию и стадию ликвидации)

 

– динамическая (все остальные)

 

Если организация находится на стадии 1-ой группы – то это статическая организация. Если организация находится на стадии 2-ой группы – то это динамическая организация.

 

Сходство между 1-ой и 2-ой группами проявляется в том, что основные элементы организации присутствуют и в статической и в динамической организациях. (оборудование, станки, кадры.). Различия: в статических организациях эти стадии находятся в состоянии формирования /ликвидации, а в динамических – в процессе использования.

 

 

 

Между статический и динамическим состоянием организации существует взаимосвязь проявляющаяся в том, что статическое состояние переходит в динамическое, а динамическое в статическое, причём этот переход существует не только на начальной и конечной стадии. Механизм управления организациями статическими и динамическими имеет сходство и различия. Различие механизмов отражено в характере принципов управления организации в статическом и динамическом состоянии.

 

 

 

 Основные принципы статической организации:

1) Принцип приоритетности целей организации относительно задач и функций этой организации. Состоит в том, что в составе (общей схемы) управленческого процесса существуют 3 элемента цель→задачи→функции. (пример: цель – производство вида продукции и услуг; задача – изучение спроса; функция – изучить какую-то группу населения, для изучения денежных возможностей этой группы (т.е. доходы – объёмы доходов, структуру доходов и понять будут ли они покупать и в каком объёме). Но в процессе изменения стадий, может произойти изменение приоритета целей, задачи могут стать невыполнимыми или трудновыполнимыми.

 

2) Принцип приоритета функций относительно структурного строения будущей организации. Состоит в том, что состав содержания функций будущей организации определяет характер структуры этой организации, т.е. количество подразделений и характер взаимосвязей, т.е. структура формируется по функциональному признаку.

 

При создании организации учредители должны строго следовать этому принципу, т.к. отклонения от этого принципа могут иметь отрицательные последствия в процессе функционирования. И эти последствия могут быть трудно выполнимыми и требующими больших затрат.

 

3) Принцип приоритетности субъекта относительно объекта. Состоит в том, что на стадии создания учредители (субъекты) формируют все параметры будущей организации исходя из собственных интересов и возможностей (прежде всего исходя из финансовых возможностей, исходя из состава кадров).

 

Необходимость использования этого принципа определяется тем, что степень ориентации, степень учёта требований этого принципа оказывает сильное влияние на функционирование организации, на её жизнеспособность.

 

4) Принцип соответствия целей, задач и функций. Т.е. это принцип обеспечения ресурсами.

 

5) Принцип соответствия распорядительства и подчинения. Т.е. принцип единоначалия. Состоит в том, что каждый работник должен иметь одного линейного руководителя и множество функциональных руководителей.

Линейный руководитель – определяет характер решения, указаний, характер действий своих подчинённых по всем вопросам.

 

Функциональный руководитель – определяет характер действий всех работников, но в пределах содержания определённых функций.

 

Руководитель любой организации является линейным руководителем для своих заместителей, т.е. он непосредственно не сможет определить характер поведения рядового работника только через своих замов.

 

6) Принцип прямоточности. Состоит в том, что при создании организации необходимо обеспечить реализацию оптимального варианта осуществления производственных процессов, т.е. варианта, обеспечивающего минимум затрат, создающий высокое качество полезных продуктов.

 

Сверка: малые, средние и крупные предприятия. При создании такого предприятия могут быть использованы 2 схемы производственного процесса (2 схемы подразделения соответствующих подразделений).

 

 

 

1-ая схема – учитывает последовательные технологические стадии производственного процесса

 

- создание заготовок

 

- токарная обработка

 

- фрезерная обработка

 

- термообработка

 

В соответствии с этими стадиями можно создать заготовительный цех, цех токарной обработки, фрезерный цех, цех термообработки, цех заточки.

 

Преимущества этой схемы – она позволяет концентрировать однотипное оборудование в пределах одного цеха, что позволяет обеспечить высокий уровень обслуживания и высокий уровень эксплуатации.

Недостатки проявляются в том, что при такой схеме возникают высокие транспортные расходы, и эта транспортировка требует дополнительной сопроводительной документации. В процессе транспортировки может произойти ухудшение состояния полуфабрикатов. При такой схеме нет единого работника, ответственного за весь процесс, и за конечный результат. В результате могут иметь место отклонения от качества и организовать ответственных сложнее.

 

2-ая схема предполагает использование специализации для определения состава подразделений. Специализацию не технологическую, а номенклатурную.

 

В соответствии с этой схемой каждое подразделение полностью производит конечную продукцию, но не всю, а по видам (малые, средние, и т.п.) И в каждом подразделении сосредоточены все виды продукции. Такая схема позволяет сократить транспортные расходы, достичь результативную ответственность.

 

7) Принцип синхронизации. Состоит в том, что при создании организации необходимо определить производительное звено, на деятельность которого должна быть скорректирована деятельностью других подразделений. При определённых ситуациях таким звеном могут быть и другие подразделения.

 

 

 

Ž В составе перечисленных принципов статической организации существуют характеристики и для динамической:

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.243 с.