Какие основные теоретические подходы отражаются в теории организации, взаимосвязь управленческих теорий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Какие основные теоретические подходы отражаются в теории организации, взаимосвязь управленческих теорий

2019-11-19 418
Какие основные теоретические подходы отражаются в теории организации, взаимосвязь управленческих теорий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные подходы в теории организации

1. Школа научного управления - 1885-1920 гг. (Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Л. Гилбрет, Г. Гант и др.) В качестве главных рассматривались проблемы повышения эффективности и производительности рабочей силы, основным объектом исследования являлось низовое управленческое звено организации. Кроме того, сторонники научного управления выступали за отделение функции управления от исполнительной работы, за то, чтобы управленческой работой занимались специалисты. Управление стало признаваться самостоятельной областью исследований, а методы, прежде использовавшиеся только в науке и технике, стали применяться и для управления организацией.

2. Классическая или административная школа в управлении - 1920-1950 гг. (А. Файоль, Л. Урвик, Д.Д. Муни, А.К. Рейли, А.П. Слоун) Рассматривали организацию в широкой перспективе, пытаясь определить общие характеристики и закономерности развития компаний, а также стремились к выработке универсальных принципов управления, которые должны были обеспечить успех организации (сделать ее эффективной). Выделялись принципы двух видов: относящиеся к построению рациональной системы управления; а также принципы, относящиеся к построению структуры организации и управления. Акцент сместился к организации труда административного персонала.

3. Бюрократическая теория организации(Макс Вебер (1864-1920) Подразделяет организации в зависимости от способа осуществления власти: харизматического, традиционного и рационально-легального. Харизматическая организация основана на личности ее основателя и руководителя (компания Г. Форда в начале своего существования). Данный тип организации может существовать только до конца жизни своего основателя, после его смерти всегда возникает вопрос о передаче власти. Редко в рамках той же организации находится вторая харизматическая личность, поэтому организация становится либо традиционной, либо рационально-легальной.

4.Школа человеческих отношений (неоклассическая школа) - 1930-1950 гг.(Э. Мэйо, М. П. Фоллетт и др.) Стали уделять внимание человеческому фактору как неотъемлемому слагаемому организационной эффективности. Так, Мэйо обнаружил в ходе проведения знаменитых экспериментов в Хоторне, что работники могут гораздо лучше реагировать на давление со стороны коллег, чем на материальные стимулы и желания руководства. Поэтому для повышения эффективности компании менеджеры должны учитывать настрой отдельных групп работников и пользоваться этим. В отличие от сторонников научного управления Мэйо считал, что мотивы поведения людей определяют не экономические силы, а потребности, причем не всегда материальные. Пожалуй, особое внимание ученый уделял потребности работников в причастности, принадлежности к определенной группе.

5. Поведенческая школа - 1950-по настоящее время (Ч. Барнард, К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. МакГрегор, Ф. Герцберг) Данный подход направлен в основном на повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов. Его сторонники верили, что правильное использование науки о поведении может повысить эффективность как отдельного работника, так и эффективность организации в целом. Основатель поведенческого направления, Честер Барнард (1886-1961), выдвинул теорию восприятия, согласно которой руководитель получает власть от людей, желающих, чтобы ими управляли, поэтому власть в организации движется снизу вверх. Барнард полагал, что именно работники -реальные носители власти в компании, исходя из чего исследователь вывел теорию признания полномочий.

6. Теория административного поведения(Г. Саймон и Дж. Марч) Г. Саймон в книге «Притчи администрирования» (1946 г.) критикует методы управления за непоследовательность и частую невозможность применения

7. Школа науки управления (подход с точки зрения количественных методов) - 1950-по настоящее время (К.У. Черчмен, Р.Л. Акофф, Н. Винер) Данная школа возникла под влиянием инженерных наук, математики, статистики. Во время войны англичане были вынуждены решать задачи эффективного использования ограниченного числа своих истребителей против превосходящих сил немецкой авиации. По окончании войны подобные методики стали использоваться американскими компаниями. Особенность количественного подхода - в широком применении моделей к решению организационных проблем

8. Системный подход- конец 1950-х-настоящее время (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Черч, Н. Винер и др.) Представляет организацию в качестве совокупности взаимозависимых частей, объединенных общей целью - выживание и преуспевание. Менеджеры должны решать проблемы отдельных подразделений организации, но при этом учитывать влияние изменений, происходящих в одной части на все остальные и организацию в целом. Также организацию следует рассматривать как открытую систему, активно взаимодействующую со своей окружающей средой.

9. Ситуационный подход - 1960-по настоящее время (Р. Моклер, П. Дракер) Сторонники ситуационного подхода постарались объединить крайние взгляды на поведение организации в разных ситуациях: заявив, что как не существует единого универсального подхода к решению проблем организации, так и не все ситуации уникальны. Следовательно, можно идентифицировать общие принципы, подходящие ко всем ситуациям, для чего при анализе каждой ситуации выявляются и оцениваются так называемые ситуационные переменные: размер фирмы, ее окружение, ресурсы, технология, динамика групп внутри организации, индивидуальные особенности.

10. Процессный подход - 1920-настоящее время (А. Файоль) Управление - это серия взаимосвязанных управленческих функций. Управленческая функция - цепочка взаимосвязанных действий (процесс). Разные ученые выделяли разное количество основных функций управления, но все они сводятся к четырем, приводимым во всех учебниках менеджмента.

Системный подход -- это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система -- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Интеграционный подход к организации

Для исследования функциональных связей информационного обеспечения систем управления используется интеграционный подход, суть которого в том, что исследования осуществляются как по вертикали (между отдельными элементами системы управления), так и по горизонтали (на всех стадиях жизненного цикла продукта).

Под интеграцией понимается объединение субъектов управления для усиления взаимодействия всех элементов системы управления конкретной организации. применение интеграционного подхода создает условия для наилучшего осуществления стратегических задач на всех уровнях в системе управления: на уровне холдинга, отдельных компаний и конкретных подразделений.

 

Ситуационный подход к организации

Таким образом, ситуационный подход представляет определенную рамку взаимоотношений между различными условиями окружающей среды и различными типами организационных структур. Основные положения данного подхода можно разделить на две группы параметров.

Ситуационный подход к управлению дает рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяются четыре обязательных шага,которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного:

- управления в каждой конкретной ситуации;

- управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно;

- должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению управления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации;

- управление должно создавать потенциал в организации и необходи-мую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации;

- управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Структурный подход к организации

Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и депар-таментализации.

 

Комплексный подход. Его специфика в том, что он требует общего учета ключевых элементов орг и анализа наиболее важных элементов орг. Аспектный подход базируется на анализе отдельных элементов при анализе или синтезе орг преобразований. Чаще всего используется применительно к соц орг (сисмам) и используется как обьект важнейших способов управления орг. Основным методом сис подхода является сис анализ. Т.о. сис подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого в том, чтобы разрабатывать методы исследования и конструирования сис-м различных типов и классов.

Взаимосвязь основных категорий управления

Свойства организации нельзя познать, основываясь только на знаниях свойств ее элементов. Действие закона перехода количества в качество ограничивается неопределенностью необходимого для перехода количества и слабой предсказуемостью момента перехода; от перестановки элементов системы (организации) ее свойства меняются. Поведение организации нельзя прогнозировать на основе знания только ее свойств, т.е. без учета факторов внешней среды; каждая организация уникальна, и неправомерно подходить к конкретной организации, подразделению, бизнес-единице только с общей меркой или на основе знаний о других, даже аналогичных организациях. Организация способна приспособиться к изменениям внешней среды и к внутренним изменениям, но не до бесконечности и не абсолютно: в процессе адаптации в ней происходят изменения. В процессе развития организациям требуется не только пребывание в состоянии изменений, но и пребывание в состоянии относительного покоя; каждое следующее мгновение организация уже несколько другая, чем была в предыдущее[4].

 

 

На организацию активно воздействует внешняя среда, поэтому следует учитывать ее законы, например законы общественно-экономической формации. При выполнении отдельных функций управления также необходимо знать и учитывать соответствующие "функциональные" законы, например, законы планирования, лидерства, организации деятельности, контроля.

4. Границы организации

Можно выделить два принципиально противоположных подхода к описанию развития теории организации. Первый характеризует организацию как систему и отражает развитие управленческой мысли от механистического представления об организации (закрытое) к целостному (открытое). Второй подход характеризует природу организации в направлении от рационального к социальному.

Развитие взглядов на организацию как систему. Примерно до 1960-х годов проблемы организации решались только с точки зрения закрытых систем. Вопросы деловой среды, конкуренции, сбыта и др., выходящие за рамки внутренней организации и определяющие внешнюю для предприятия среду, не рассматривались. С развитием рынка сложившиеся представления об организации изменялись. Стало очевидным, что внутренняя динамика организаций формируется под влиянием внешних событий. Теория организации начинает рассматривать предприятие как открытую систему в единстве всех составных частей и элементов, воспринимающих изменения во внешней среде и реагирующих на них. В 70-е годы XX в. формируется методологический аппарат для изучения воздействия внешней среды на предприятие с использованием теории систем. Непосредственное включение в анализ влияния факторов внешней среды на внутренние процессы организации послужило началом эры «открытых систем».

 

Развитие взглядов на природу организации в направлении от рационального к социальному. «Рациональное мышление» означает, что существует ясная перспектива организации, а ее цели четко и однозначно определены. Допустим, машиностроительное предприятие имеет целью получение максимальной прибыли от повышения эффективности производства и качества продукции. Если мы принимаем эту цель как заданную, то высшему руководству остается только выбрать средства, которые приведут к ее достижению. Такая позиция позволяет принимать рациональные решения. Действия организации становятся, таким образом, запрограммированными. «Социальное мышление» означает неоднозначность в определении и выборе целей и принятии конкретных решений по повышению эффективности производства в цехах, на участках машиностроительного предприятия и т. д.

С позиций отмеченных подходов в развитии теории организации выделяется четыре этапа. Каждый этап определяется единственной комбинацией установленных признаков (закрытая – открытая система, рациональное – социальное мышление) на двумерной сетке.

 

4. Теория организации как часть теории систем: основные подходы и определения

В основе теории организации лежит теория систем, так как

термин «организация» в одном из своих лексических значений означает упорядоченную и организованную систему.

Система — это целое, созданное из частей и элементов для

целенаправленной деятельности; это совокупность взаимосвязанных действующих элементов.

Система может включать большой перечень элементов, и ее целесообразно разделить на ряд подсистем

Организация как социальная система имеет

следующие отличительные черты:

1. Организация — целевая система. Она создается для достижения определенных целей.

2. Члены организации представляют собой управляемую общность людей, объединенных для достижения общей цели.

3. Организации свойственна иерархичность, которую можно

представить в виде системы подчинения с единым управляющим центром.

но основной является их группировка в трех подсистемах:

1) Техническая подсистема включает технические устройства

(машины, приборы) или технологические процессы, основанные

на применении технических средств. Управлять такой подсистемой просто.

 

2) Биологическая подсистема включает флору и фауну, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы. Это организмы людей, животных. Эволюционные процессы происходят медленнее, чем в технических подсистемах, что и является причиной

ограниченности набора решений. Процесс принятия решений чаще

носит непредсказуемый характер.

3) Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. Эта подсистема объединяет людей и обладает наибольшим разнообразием функционирования. Набор решений также в значительной части отличается, что обусловливается быстротой изменения сознания

человека. В социальной подсистеме нет выдающихся общепризнанных лидеров. Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая — техническую. Социальные, биологические и технические системы могут быть искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические системы), жесткими и мягкими

5. Место теории организаций в смежных дисциплинах

Место теории организации в системе смежных наук

Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для организации и управления компаниями, персоналом и другими ресурсами общ-ых образований. Она необходима для научной орг-ции общ-ых (соц) структур - компаний, фирм, цехов, отделов и т. п. Т.орг - одна из управленческих наук, основой которой служит теория управления

Теор орг тесно связана с естеств и обществ науками. Они явл источниками идей, образов, организационного опыта. Из биологии, химии, физики черпается множество сведений для осмысления общих организационных закономерностей и принципов. Математика даёт инструментарий для количественной оценки организ связей и отношений, но и явл наглядным примером для иллюстрации организац форм целого.

Благодаря исследованию закономерностей организац процессов она оказывает положительное влияние на развитие теории соц управления. Однако теор орг не может заменить ни теории управл вообще, ни теории упр пр-вом, но может способствовать развитию прикладных научных исследований в этих областях.

Таким образом, в основе теории орг лежат 3 главные сферы научного знания: науки математические, естественные и общественные. Этим определяется связь теории организации с другими областями научных знаний.

Объект, предмет и метод теории организации

В теор орг объектом изучения выступает организац опыт окруж нас действительности. При этом осн задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов орг-ции природы и человеч деят-ти, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли «в экономии мирового процесса».

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общ организац системах, взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений.

Предмет теор орг – организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурным составляющим, а также процессы и действия организующей и дезорг направленности

В предмет теории организации целесообразно включать осн методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организ деят-ти.

Метод теор орг - набор теоретико-познавательных и логич принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений. Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

                                  

 

 

6. Основные теоретические концепции в теории организации с точки зрения различных научных подходов

                              Основные концепции теории организации

№ п/п Наименование концепции Характеристика концепции
1 Научная (Тейлора) Основной постулат: наилучший способ организации работы может быть определен с помощью научных методов. Осуществлено разделение управленческого и исполнительского труда. Введено нормирование работ
2 Административная (Файоля) Основной постулат: фирма (предприятие) является системой (организацией). Разработаны принципы организации. Игнорируется влияние внешней среды
3 Бюрократическая (Вебера) Основной постулат: бюрократическая структура позволяет повысить эффективность организации. Предложена стратегия развития организации
4 Концепция эффективной организации (Лайкерта) Основной постулат: эффективна та организация, которая побуждает руководителей создать эффективную рабочую группу с высокопроизводительными целями. Определены основные характеристики эффективной организации. Определена необходимость учитывать влияние внешней среды
5 Концепция административного поведения (Саймона) Основной постулат: основой для успешного функционирования предприятия является система целей (иерархия целей). Они обеспечивают рациональное поведение работника. Данная концепция послужила основой для создания теории организационного поведения

Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.