Различные религиозные монументы: мечети, монастыри, школы и т.д. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Различные религиозные монументы: мечети, монастыри, школы и т.д.

2019-11-19 231
Различные религиозные монументы: мечети, монастыри, школы и т.д. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Настоящий центр арабской жизни - это мечеть. Вместо того, чтобы быть, как христианская церковь, строением, исключительно предназначенным только поклонению Господу, она служит местом собраний, поклонения, обучения и даже обитания.
Мы уже описывали общий план мечетей. Самые старинные все одного типа. Они образованы прямоугольным двором, окруженным галереями, на одной стороне которого одна более глубокая, чем остальные три, которая служит алтарем. Посредине двора находится фонтан для омовений. В алтаре находится михраб, углубленная ниша, направленная в сторону Мекки; мамбер, кафедра, откуда проповедник говорит верующим; и по соседству с ними пюпитр, на котором лежит Коран, оставаясь открытым во время службы. Большое количество ламп ниспадают с потолка. Обстановка состоит только из циновок и ковров.
В стороне от алтаря обычно находится комната - часовня, содержащая могилу основателя мечети.
По углам каждой мечети находятся башни, минареты, с высоты которых глашатаи призывают правоверных на молитву.
Очень часто при мечетях находится баня, отель для путешественников, конюшня, больницы и школы (медресе) для детей. Смешение цивильной и религиозной жизни, характерное для мусульман, как видно, находится в их мечетях.
Мечети открыты от зари до часа последней молитвы, то есть через два часа после захода солнца.
Каждая мечеть независима. Они существуют за счет прибыли от добра, оставленного основателями, и за счет благоговейных даров. Она управляется интендантом при участии некоторого количества имамов, священников, которые могут иметь еще другой вид занятий, и в их обязанность входит чтение молитв в установленные часы. Имамы, привратники, глашатаи, водоносы, слуги и т.д. составляют персонал мечети, и их множество даже в самых маленьких мечетях.
Центр собраний и молитвы, пристанище для путников, место, где оказывают помощь больным, а кроме того мечети являются центром образования. Маленькие мечети служат школой для детей, большие самые настоящие университеты, иногда такие же известные как университеты Европы. Такой является знаменитая мечеть эль Азгар в Каире, которая насчитывает 300 профессоров и 10000 студентов, прибывших из всех точек ислама. Она составляет очень важный религиозный и литературный центр, ибо в ее недрах формируются самые влиятельные люди, священники, ученые, магистры и т.д. К сожалению, здесь обучение осталось на том же уровне, какое оно было во времена начала наших университетов конца средневековья. Кроме чтения и объяснения Корана здесь обучают арифметике, геометрии, астрономии, грамматике, литературе, риторике и логике.
Аналогия обучения в мечетях и в наших старинных университетах не только в программах, она распространяется и на методику, и на жизнь студентов. Прохаживаясь на мечети Азгар во время лекций, мне казалось, что с помощью магического кольца я перенесся в наши старинные университеты 13-го века. Такое же смешение теологических и литературных учений, та же методика, даже объединение студентов в корпорации такое же, и студенты, получающие такие же льготы. В огромной комнате, которая служит одновременно алтарем, каждый преподаватель сидит на циновке, окруженный учениками, одетыми в черные кафтаны и с белым тюрбаном на голове, с пером из тростника и чернильницей, привязанной к поясу.
В мечети эль Азгар самые бедные студенты содержатся за счет мечети.
Мне казалось, что все эти юноши имели жгучее желание работать и воодушевлены вкусом к учебе. Чтобы удовлетворить это желание, некоторые приехали издалека, например, из Индии, из Марокко. Наука, так пренебрегаемая другими религиями, очень высоко ценится у мусульман. Впрочем, это им обязаны очень верной мысли: "Людьми являются те, кто учится или кто знает; остальные сброд или ни к чему не годны."
Кроме мечетей имеются другие религиозные памятники, менее важные. Такие как могилы святых, называемые марабу, небольшие конструкции кубической формы с куполом; они встречаются во всех мусульманских странах. Фотография одного из них, сделанная в чудесной местности, в священном лесу около Блида (Алжир), представлена в этой книге.
К религиозным памятникам нужно причислить и монастыри, или текке, в которых живут некоторые корпорации дервишей; но их немного, особенно, если их сравнивать с аналогичными сооружениями, такими многочисленными у христиан Европы. Впрочем, они мало отличаются от других жилищ мусульман и нисколько не похожи на наши мрачные монастыри.

Мораль в исламе.

Моральные предписания Корана великолепны. Милосердие, благотворительность, гостеприимство, умеренность желаний, верность данному слову, любовь к близким, уважение к родителям, защита вдов и сирот, а также многократно повторяемое "ответь добром на зло" - все это там указано. Впрочем, мораль Корана почти идентична морали Евангелия.
Но изученные морали, как ее преподносит книга, не имеет большого значения. Нет ни одной религии, где моральные принципы не были бы великолепны. Когда изучают какой-либо народ, не то важно, какому добродетелю их изучают, а то, какого добродетеля они придерживаются на практике. Наблюдения показывают, что между этими добродетелями схожесть очень слабая.
В нашей предыдущей работе, посвященной изучению развития морали, мы пытались показать, что среди различных факторов, определяющих ее образование: полезность, среда, общественное мнение, селекция, законные предписания, образование, интеллигентность и т.д., религия обычно играет второстепенную роль. Там мы увидели, что в старинных культах не было рекомендаций относительно морали. Это только в религии индусов и в религиях, созданных Моисеем, Иисус Христосом и Мухаммедом, находятся предписания касательно морали. Но эти религии только добавили их к принципам, которые уже преподавались исходя из согласия создателей. Эти санкции построены единственно на надежду на компенсацию в другой жизни за добро и боязни наказаний за зло, сделанное в этой. Но легкость получения прощения за совершенное преступление снимает боязнь наказания, которая могла бы оказать влияние на большинство из людей.
Впрочем, достаточно было рассмотреть и изучить другие народы, чтобы признать, что религия независима от морали. Если бы между ними было бы родство, более религиозная нация имела бы более высокую мораль; в действительности, чтобы так было, нужно иметь большое родство. Испания и Россия, мне кажется, страны Европы, где религиозные обряды соблюдаются строже, чем где-либо, а по мнению наблюдателей, и я с ними согласен, мораль в этих странах находится на низком уровне.
Итак, не религия какого-либо народа является причиной их морального состояния. Все религии, я повторяю, имеют блестящие моральные принципы, и если бы они соблюдались, на земле бы наступил золотой век; но каким образом следование этим принципам зависит от среды, эпохи, расы и от других различных условий, и поэтому разные народы одной и той же религии часто обладают различной моралью.
Предыдущие рассуждения применимы ко всем возможным религиям, включая магометанскую. Моральные принципы Корана совершенны; но в зависимости от расы, среды и времени их правление было различным.
На заре ислама моральный уровень арабов был более высоким, чем у всех живущих тогда народов, особенно, чем у христиан. Их справедливость, умеренность, доброжелательность, терпимость по отношению к завоеванным народам, уважение к своим обязательствам, их рыцарский характер поразительны и странно контрастируют с поведением других народов, в частности, с поведением европейцев во время крестовых походов.
Если мы припишем религии влияние, что обычно делают, мы должны будем говорить, что мораль Корана выше морали Евангелия, так как у народов, практикующих ислам, моральный уровень значительно выше, чем у христиан. Но то, что мы сказали выше о независимости религии и морали, доказывает ошибочность этого заключения. Моральный уровень как мусульман, так и христиан менялся в зависимости от вышеперечисленных факторов. Очень высокий в некоторые эпохи, он был очень низок в других. Долгое правление тюрков и их политический режим значительно снизил моральный уровень жителей Востока, бывших в их подчинении. В стране, где каприз владыки и его окружения является единственным законом, где каждый служит мишенью для поборов тысячам маленьким тиранам, которые думают только об обогащении, где нет справедливости, где царствует сила денег и коррупция становится всеобщей, никакой морали невозможно. Так, моральный уровень жителей под тюрками сильно снизился; но Коран здесь не причем так же, как Евангелие не причем в снижении морального уровня христиан, живущих под одним и тем же режимом.
Вышеприведенное достаточно полно показывает как мало основания для мнения, общего в Европе, что религия Мухаммеда привела некоторые народы к теперешнему низкому моральному уровню. Такое мнение - следствие серии ошибок: что Коран основал полигамию, что фатализм, которому учит Коран, приводит людей к бездействию и, наконец, что Мухаммед требует у своих последователей соблюдать только простые обряды. Читатель, который следовал за нами до этого места, видит, как эти предположения неверны. Мы видели, что полигамия на Востоке существовала задолго до Мухаммеда, что Коран не более фаталист, чем другие религиозные книги, что, если арабы фаталисты по характеру, этот фатализм не привел их к бездействию, так как они создали гигантскую империю. Наконец, мы показали, что моральные предписания Корана выше предписаний других религиозных книг. Если бы было правдой то, что это Коран деградировал мусульман Востока. Мы должны бы констатировать, как я говорил выше, что жители Востока, у которых нет полигамии и они не фаталисты, например, христиане Сирии, должны были бы избежать этого упадка. Я не знаю ни одного автора, изучившего хоть немного Восток, который не был бы вынужден соглашаться, что христиане Сирии имеют уровень морали более низкий, чем магометане.
Мы могли бы заключить эту главу, говоря, что мораль Корана на таком же высоком уровне, что и в других религиях, и народы, живущие по его законам как и те, кто живет по законам Христа, имеют очень различный уровень морали, в зависимости от времени и расы и от других факторов, среди которых религиозные предписания никогда не занимали первые ряды.
Но более важный вывод, который можно бы сделать из предыдущего изложения, это по-настоящему огромное влияние Корана на народы, живущие по его законам. Очень мало религий имеют такую власть над душами; но одна может быть действовала так долго. Коран это настоящий поворот жизни на Востоке, и мы находим его влияние в малейших проявлениях существования.
Империя арабов живет только в истории, но религия, которая была матерью этой империи, не перестала распространяться. Из глубины своей могилы тень пророка царствует над миллионами верующих, которые населяют Африку и Азию, от Марокко до Китая, от Средиземного моря до экватора. Человек - бессознательная игрушка многих владык; но самые тиранические, которые заставляют его только бояться и жаловаться, ради которых он в крови и в слезах, и участвовал в самых убийственных войнах, и совершал ужасные преступления, эти владыки - мимолетные тени, живущие в мире иллюзий и снах. Тени легкие, но странные. Много завоевателей владели миром и подчиняли себе людей; но никто не обладал такой властью, как некоторые мертвые.

Книга V. Цивилизация арабов.

Глава I. Источник знаний арабов. Образование и их методы.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.