Рабочая программа учителя-дефектолога — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Рабочая программа учителя-дефектолога

2019-11-18 254
Рабочая программа учителя-дефектолога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая программа учителя-дефектолога

Для детей с задержкой психического развития 5-7 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и ориентирована на использование программы в группе с задержкой психического развития в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Основу рабочей программы составляет подбор материалов для развернутого перспективного планирования, составленного по программе дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и методическому пособию « Подготовка к школе детей с задержкой психического раз­вития» под общей ред. С.Г. Шевченко.

Проект рабочей программы составлен по образовательным областям: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» (ФГОС ДО). В программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры развития ребенка. («Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».)

Основной базой рабочей программы являются:

- Образовательная программа детского сада;

- Программа воспитания и обучения в детском саду “От рождения до школы” под ред.

М.А. Васильевой,Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы -М.: Мозаика-Синтез, 2011 г.;

- Программа коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с ЗПР С.Г. Шевченко.

- Методические разработки Н. Ю. Боряковой, М.А. Касициной.

- Рабочая тетрадь дошкольника «30 занятий для успешного развития ребёнка». Серия «Мои первые тетрадки» 

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ЗПР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

 

Целевой раздел

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность МБДОУ.

       Дошкольное образование осуществляется в соответствии с настоящей программой дошкольных образовательных учреждений «От рождения до школы», а также нормативно - правовыми документами, обязательными для выполнения в полном объеме, предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обучающихся начальной ступени образования и в соответствии: етствииания. предназначена для реализации требований ФГОС ДО к условиям и результатам образования обуча

с международно-правовыми актами

Конституцией РФ от 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями);

Конвенцией о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.);

с законами РФ

Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в         Российской Федерации»;

с документами Правительства РФ

Постановлением Главного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г.         № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для учащихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 10.08.2008г № 617 (с изменениями от 10.03.2009г).

Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. №966

с документами Министерства образования и науки РФ

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования;

 

Индивидуальные особенности контингента детей

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития.

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Содержательный раздел.

Цель коррекционно - развивающей работы учителя – дефектолога: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.

Задачи:

· Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

· Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.

· Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.

· Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.

· Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.

· Формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности(метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.

· Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.

 

Образовательная область «Познавательное развитие»

Планируемые результаты освоения программы в группе компенсирующей направленности 5-7лет.

В старшей группе (6лет):

· Различает и называет части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимает обобщённые слова. Правильно произносит каждое слово в предложении, чётко проговаривает окончания в словах, правильно согласовывает сущ. с прилагательными и числительными; понимает значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов (верх-низ, правое - левое, спереди - сзади). Умеет составлять рассказы-описания любимых игрушек, рассказы по сюжетной картине, понимает позу, настроение персонажей, изображённых на картине.

· Составляет группы из однородных предметов и выделяет из них отдельные предметы. Различает понятия «много, один, по одному, ни одного. Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий; владеет способами сравнения- приложения, наложения, составляет группы из предметов по заданным свойствам. Различает круг, треугольник, квадрат. Умеет сравнивать предметы по размеру, цвету, форме; сравнивает две группы предметов и выясняет где предметов больше, меньше, различает верх, низ левую, правую часть, середину. Понимает смысл слов: между, за, перед, раньше, позже, знает части суток, их последовательность

· Может назвать любимую сказку, рассказывает наизусть небольшие потешки, стихотворения, рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним. Отвечает на вопросы по содержанию прочитанного, Различает жанры литературных произведений.

 

В подготовительной группе (7лет):

· Различает и называет части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства. Понимает обобщённые слова. Использует в речи антонимы и синонимы. Строит высказывание из трех-четырех предложений, правильно согласовывает существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже. Сочиняет коллективные рассказы по сюжетной картине и серии последовательных картиндаёт описания деревьев, животных, сезонных явлений и т.д.

· Владеет счетом предметов в различном направлении и простран­ственном расположении (до 10). Пересчитывает и отсчитывает предметы по одному с названием итога: «Сколько всего?», «Сколько осталось?». Знает размер предметов большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий, толстый-тонкий. Различает круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, пятиугольник. Умеет сравнивать две группы предметов методом приложения и наложения. Использует понятия: столько же, равно, одинаково, больше, меньше, один, пара. Ориентируется в тетради, понимает смысл слов: около, рядом, между, за, перед. Знает части суток, дни недели и их последовательность.

· Знает 2—3 программных стихотворения, 2—3 считалки, 2-3 загадки. Называет жанр произведения, Самостоятельно или с помощью передаёт содержание литературных текстов.

 

2.2   Программно-методическое обеспечение группы компенсирующей направленности.

Образовательная область Основные направления развития детей Вид деятельности Используемые программы, методические пособия

Познавательное развитие

Овладение процессом порядкового счёта, операциями сложения и вычитания, способами сравнения- приложения, наложения; различение геометрических фигур; формирование способности ориентироваться как в тетради, так и в окружающей обстановке. Развитие элементарных математических представлений.   Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003;  Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет» - Ярославль, Академия развития. Академия Холдинг, 2001;  Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. – Москва. Просвещение, Учебная литература, 1996; Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва. Баласс, 2002; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988. Катаева АЛ., Стребелева Е Л. Дидактические игры и уп­ражнения. — Москва, «Бук-Мастер», 1993; Работа в тетради (Т. Ф. Клементовича «Я учусь математике»)   Развитие связной речи: диалогической и монологической. Обогащение активного и пассивного словаря. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи.   Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003;   ??? Н. Созонова, Е. Куницына. Тетрадь рассказы о временах года. (5-7 лет). Т. А. Ткаченко «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи дошкольников». Ткаченко.

 

 


2.3 Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности

                                                                 Формы организации коррекционной работы.

График организации образовательного процесса.

Сроки Содержание работы
1-15 сентября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая Индивидуально-подгрупповая деятельность с детьми
12-16 января Динамическая диагностика психического развития детей
15 мая – 31 мая Итоговая (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.

 

В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.

 

Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 20-25 минут. Также дети объединяются в подгруппы из двух-трех человек, а время занятий увеличивается до 30 минут.

Планирование коррекционно-развивающей деятельности

 

Непосредственно образовательная деятельность

Образовательная область  Вид деятельности Развитие ВПФ Кол-во НОД в неделю Интеграция образовательных областей
  Познавательное развитие   Развитие элементарных математических представлений

Развитие внимания

Развитие пространственного восприятия

Развитие слуховой и зрительной памяти

Развитие графических навыков

Развитие наглядно-образного и логического мышления

  1   Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.  
Познавательное развитие/ Речевое развитие   Ознакомление с окружающим миром и развитие речи   1     Речевое развитие. Физическое развитие. Социально – коммуникативное развитие.  

Ориентировочный этап.

Задачи:

· сбор анамнестических данных;

· выяснение запроса родителей;

· выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка;

 

Виды деятельности:

· изучение медицинской и педагогической документации;

· изучение интересов и предпочтений ребенка;

· беседа с родителями.

 

Диагностический этап.

Диагностический этап представляет собой процедуру обследования ребенка.

Задачи психолого-педагогической диагностики:

  • раннее выявление отклонений в развитии;
  • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у ребенка, определение степени тяжести этого нарушения;
  • выявление индивидуально-психологических особенностей развития ребенка (личностных и интеллектуальных);
  • определение условий воспитания ребенка;
  • обоснование педагогического прогноза;
  • разработка программы и планов индивидуальной работы с детьми;
  • организация коррекционной работы с родителями и детьми.

 

Методы дефектологического обследования:

  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за ребенком;
  • игра;
  • выполнение различных заданий.

 

Методика проведения обследования познавательной деятельности:

· принятие задания;

· способы выполнения задания;

· обучаемость в процессе обследования;

· отношение к результату своей деятельности.

 

Аналитический этап.

Задачей аналитического этапа является интерпретация полученных данных и заполнение карт по результатам психолого-педагогического обследования детей.

Разделы познавательного развития детей от 3 - 7 лет:

· паспортная часть;

· задания для обследования познавательной деятельности от 3-7 лет (Методическое пособие "Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста" под редакцией Забрамной С.Д., Боровик О.В.

· результаты обследования познавательной деятельности.

· аналитическая справка по результатам первичной и итоговой диагностики.

 

Содержание коррекционной работы.

· обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) в психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи в освоении программы;

· выявление особых образовательных потребностей.

 

Организация работы с семьей

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребёнка с задержкой развития, имеет целью:

- оказать квалифицированную поддержку родителям;

- помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;

- создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;

- формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Цель взаимодействия Формы взаимодействия
Цель: Создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; для разработки стратегии развития учреждения. Цель: Создание сообщества единомышленников-родителей, сотрудников детского сада в вопросах воспитания детей с нарушением интеллекта и социальной адаптации их в обществе. Повышение педагогической культуры родителей.   Цель: Организация и проведение совместного анализа деятельности коллектива детского сада в вопросах охраны здоровья и личностного развития детей. Привлечение родителей к участию в контрольно-оценочной деятельности.   · Распространение информации о работе детского сада: сайт ДОУ · Сбор информации:  о ребенке: - состояние здоровья: анамнез (медицинская карта), психологическая диагностика - протекание адаптации к дошкольному образовательному учреждению (адаптационный лист) - индивидуальные особенности ребёнка (личностные, поведенческие, общения) - выявление детей и семей группы «риска» о семье: состав семьи, материально-бытовые условия, психологический микроклимат, стиль воспитания, семейные традиции, увлечения членов семьи, заказ на образовательные и оздоровительные услуги, позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту, социализации (потребитель, созерцатель, активный участник, партнёр). Опрос, анкетирование, патронаж, интервьюирование, наблюдение, изучение медицинских карт и специальные диагностические методики, используемые в основном психологами. · Анализ информации. · Просветительская деятельность: -наглядная информация (информационные стенды, папки передвижки,  рекламные листы),                                                                              - консультации, - индивидуальные беседы; - «Клуб сотрудничества» · Вовлечение родителей в образовательный процесс: «Образовательная деятельность семьи по рекомендациям учителя-дефектолога»   · Родительские собрания · Круглые столы · Анкетирование

Оформление предметно-пространственной среды кабинета

Вид помещения, функциональное использование Интеграция образовательных областей Оснащение
  Кабинет учителя – дефектолога.   Непосредственная образовательная подгрупповая деятельность   Непосредственная индивидуальная деятельность   Консультативная работа с педагогами, родителями.     «Социально-коммуникативное развитие»                            «Физическое развитие»    «Познавательное развитие»   «Речевое развитие»                                       «Художественно эстетическое развитие»   · Компьютерные программы для индивидуальных занятий. · Магнитофон аудиозаписи, кассеты. · Перечень дидактических игр и упражнений: - по развитию математических представлений;  - по развитию восприятию и внимания; - по развитию речи; - по ознакомлению с окружающим; - по развитию ручной и мелкой моторики. · Иллюстративный материал по лексическим темам. · Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики. · Перечень дидактических игр по всем разделам программы. · Мебель для практической деятельности (столы и стулья) · Магнитная доска, набор магнитов. · Шкафы для методической литературы, пособий. · Полочки для пособий и игрушек. · Музыкальные инструменты. · Дидактические пособия по сенсорному воспитанию. · Муляжи овощей и фруктов, наборы домашних и диких животных. · Развивающие игры.

Список литературы

1. Агаева Е.Л., Дьяченко О.М. «Чего на свете не бывает» - Москва, Просвещение 1991.

2. Бондаренко Л.К. «Дидактические игры в детском саду» — Москва, 1991.

3. Ильин А.М., Ильина Л.П. «Букварь 21 века или как научить детей читать, считать, думать». Санкт Петербург, «Сфера» 1992г.

4. Катаева А. Л., Стребелева Е. Л. «Дидактические игры и уп­ражнения» — Москва, «Бук-Мастер», 1993.

5. Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста» Пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. – Москва, Просвещение, Учебная литература, 1996.

6. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка» Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Москва. Баласс, 2002.

7. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду (старшие группы)» Пособие для воспитателя детского сада. Москва «Просвещение». 1982г

8. Тихомирова Л.Ф. «Логика. Дети 5-7 лет» - Ярославль, Академия развития. Академия Холдинг, 2001.

9. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. УМК: тетрадь-учебник «Звуки речи, слова, предложения — что это?». — Смоленск, 1998.

10. Цыпина Н.А., Волкова И.Л. «Почитаем — поиграем» — Москва, 1995.

11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — Москва, 1988.

12. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003.

13.  Шевченко С.Г. Капустина Г.М. «Предметы вокруг нас» Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий, Смоленск, «Ассоциация XXI» 1998.

14. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - Москва, Школьная пресса, 2003.

15. Шевченко С.Г. Методическое пособие «Подготовка к обучению письму» - Смоленск, Ника-пресс,1998.

Рабочая программа учителя-дефектолога


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.086 с.