Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2019-09-26 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Дети младшего дошкольного возраста могут легко узнавать, из чего сделан тот или иной предмет (бумага, дерево, ткань, глина), опираясь на признаки материалов (структура поверхности, мягкость, твердость, степень прочности); могут вычленять их качества (сыпучесть, твердость, мягкость, гладкость, шершавость, тонкость и др.) и свойства (хрупкость, ломкость, непрочность).
Дети среднего дошкольного возраста знают, что такое металл, резина, пластмасса, могут называть их качества и свойства, выделять признаки материалов на основе структуры поверхности, мягкости или твердости, хрупкости или прочности; могут устанавливать связи и отношения между материалом предметов и способом их применения, а также заглядывать прошлое материала.
Дети старшего дошкольного возраста уже не только могут сказать, что предмет сделан из металла, пластмассы, кожи, стекла, фарфора, ткани, но и знают разновидности материала: бумага (салфеточная, оберточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти, льна и т.д.). Они могут вычленять общие признаки стекла, отличать его от фаянса или полиэтилена; могут вычленять признаки металла (звон, блеск, твердость и т.д.), понимать, что пользоваться предметами надо в зависимости от свойств и качеств материала и в связи с этим правильно ухаживать за ними.
Дети подготовительной к школе группы легко определяют и конкретизируют, из чего сделана вещь: из ткани (ситца, сатина т.д.), из металла (стали, меди и т.д.); легко распознают дерево, искусственные материалы. Они могут выделить два-три качества любого материала, понимают, что материалы добывают и производят и видят в этом роль человека, а также устанавливают связи между свойствами материалов и характером использования предметов и вещей своего окружения.
|
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).
Для детей младшего возраста создается ситуация выбора материала для игры. Они рассматривают предметы, совершают с ними различные манипуляции и выбирают нужный материал.
Дети старшего дошкольного возраста ставят перед собой поисково-творческую задачу, какой материал выбрать, чем он отличается от других материалов, высказывают свои предположения.
Занимательные игры-занятия игры с материалами окружающего мира направлены на формирование у детей умения вычленять существенные признаки материалов, понимать причинно-следственные связи между материалом и назначением предметов, а также понимать потребность людей в их преобразовании.
В занимательных играх, занятиях детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты и однотипны: отгадать, разобрать, собрать, узнать, назвать. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста в играх предусматриваются более сложные действия, состоящие из нескольких игровых элементов.
Занимательные игры с материалами окружающего мира имеют следующие задачи:
– анализировать структуру, свойства, признаки, особенности материалов предметов;
– развить умение детей анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками предметов;
– научить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход;
– побудить детей выполнять ряд последовательных действий;
– развить умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к формированию умения составлять план действий.
|
Повышению активности детей в играх-занятиях способствуют частые обращения педагога-дефектолога к ребенку, использование диалогов, приглашение на занятиях сказочных персонажей, приемы эмоционального воздействия. Это вызывает у детей сопереживание, готовность помочь героям сказок или любимых книг.
Игры-занятия с материалами могут включаться как составная часть в специальные мероприятия по ознакомлению детей с окружающим миром (прогулка, экскурсия, режимные моменты, праздники).или использоваться в повседневной жизни
Вопросы для контроля
1. Какие знания, умения и навыки детей дошкольного возраста формируются в распознании свойств материалов окружающего мира?
2. Назовите основные задачи занимательных игр-занятий дошкольников с материалами окружающего мира.
3. Что способствует повышению активности детей в играх-занятиях с материалами окружающего мира.
3. Роль взрослых в процессе ознакомления с окружающим миром.
В работе с проблемными детьми роль взрослого еще более существенна. Поэтому необходимо учить родителей в процессе ознакомления с окружающим миром устанавливать партнерские отношения со своими детьми. В противном случае мать, не прошедшая специального обучения, остается в позиции «кормилицы» и не переходит в позицию «партнер». Это задерживает и без того задержанное развитие ребенка. Кроме того, следует насыщать процесс взаимодействия матери и ребенка содержательным общением, которое стимулирует развитие у него навыков самообслуживания, формирует интерес к окружающему миру, развивает манипулятивную, предметную и игровую деятельность.
Взрослый способен зародить у ребенка интерес к наблюдениям за природой, к рассматриванию предметов окружающего мира, к декоративно-прикладного искусству, к обследованию реальных предметов с целью их последующего изображения или обыгрывания.
Дошкольникам с нормальным психофизическим развитием уже на третьем году жизни (а некоторые авторы указывают и на более ранние сроки) доступно не только рисование с использованием красок и карандашей, но и получение удовольствия от самого процесса. В условиях коррекционного обучения под руководством взрослого проблемные дети могут научиться получать удовлетворение от процесса лепки, рисования, радоваться достигнутому результату в виде красочного, выразительного изображения.
|
Продуктивное общение взрослого и ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром базируется на следующих принципах:
– учет ведущей деятельности и специфических особенностей ее содержания на разных возрастных этапах жизни ребенка;
– ведущее значение деятельности взрослого, задающего образцы действия и поведения;
– определение взрослым условий достижения поставленной цели;
– отработка и закрепление в деятельности детей действий, операций, моделей, значимых для формирования психологических новообразований каждого конкретного возраста;
– создание условий для интериоризации усвоенных действий и моделей во внутренний план деятельности ребенка.
В процессе коррекционного обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии необходимо учитывать все эти принципы. При этом следует иметь в виду, что чем глубже недоразвитие познавательной деятельности ребенка, тем дольше и интенсивнее проводится коррекционно-педагогическая работа с ним.
В обучении малыша раннего возраста используются приемы, формирующие отдельные этапы его деятельности, скорее даже действий, поскольку в раннем возрасте деятельность ребенка сводится к совокупности отдельных действий.
Если речь идет о ребенке, отстающем в интеллектуальном развитии, то отработка отдельных действий под руководством взрослого может быть значима для всего периода дошкольного детства.
Ребенок с задержкой психического развития к концу дошкольного возраста может освоить содержание ведущей деятельности этого периода, а именно моделирование поведения взрослых, основанное на целостном восприятии социальной ситуации. Причем моделирование реализуется и в сюжетно-ролевой игре, и в рисовании, и в конструировании.
Контрольные вопросы
1. Обоснуйте необходимость участия родителей в процессе ознакомления с окружающим миром детей с проблемами в развитии?
2. На каких принципах базируется продуктивное общение взрослого и ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром?
|
|
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!