Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2019-11-18 | 125 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Из заданий
ЕГЭ – 2015
Методом координат»
Автор:
Пигасов Александр
МБОУ «Ергачинская СОШ», 10 класс.
2016
Наука не является и никогда не будет
являться законченной книгой.
А. Эйнштейн
Представляю Вашему вниманию проект на тему «Решение задач 14 из заданий ЕГЭ – 2015 методом координат».
Аннотация.
Целью моего проекта является определить виды стереометрических задач, включённых в Единый Государственный Экзамен, и методы их решения.
Объектом исследования являются сами стереометрические задачи.
Предмет исследования: методы решения этих задач.
Планируемый результат: найти более рациональный метод решения стереометрических задач и научиться его применять.
При написании проекта я изучала различную литературу для подготовки к итоговой аттестации и выяснила, что задачи по стереометрии встречаются в ЕГЭ в блоке повышенного уровня сложности, т.е. в задании 14.
Решать такие задачи – по сути задачи аналитической геометрии – можно методом координат.
Введение.
Немного из истории координатного метода.
В настоящее время уже очень большое число специалистов из разных областей науки имеют представление о прямоугольных декартовых координатах на плоскости, так как эти координаты дают возможность наглядно при помощи графика изобразить зависимость одной величины от другой. Название «декартовы координаты» наводит на ложную мысль о том, что эти координаты были открыты Декартом. В действительности прямоугольные координаты использовались в геометрии еще до нашей эры. Древний математик александрийской школы Аполлоний Пергский (живший в III-II веке до н. э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами. Он определял и изучал с их помощью хорошо известные в то время кривые: параболу, гиперболу и эллипс.
|
Декарт внес в прямоугольные координаты очень важное усовершенствование, введя правила выбора знаков. Но главное, пользуясь прямоугольными координатами, он построил аналитическую геометрию на плоскости, связав этим геометрию и алгебру. Нужно сказать, однако, что одновременно с Декартом построил аналитическую геометрию и другой французский математик, Ферма.
Сущность метода координат как метода решения задач состоит в том, что, задавая фигуры уравнениями и выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно истолковывать алгебраические и аналитические соотношения и факты геометрически и таким образом применять геометрию к решению алгебраических задач.
Метод координат – это универсальный метод. Он обеспечивает тесную связь между алгеброй и геометрией, которые, соединяясь, дают «богатые плоды», какие они не могли бы дать, оставаясь разделенными.
В отношении школьного курса геометрии можно сказать, что в некоторых случаях метод координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более рационально, красиво, чем чисто геометрический способ.
Основная часть.
Итак, задачи 14 из ЕГЭ – 2015. Какие же это задачи?
Я бы хотел показать Вам разбор задач типа 14 двумя методами: вычислительно-аналитическим и векторно-координатным.
Пример.
В кубе ABCDA1B 1 C 1 D1 найдите угол между прямыми A1D и D1E, где Е – середина ребра CC1.
Решение.
1-й способ.
Пусть F – середина ребра ВВ1, а –ребро куба, φ- искомый угол.
Так как A1 F ǁ D1 E , то φ- угол при вершине A1 в треугольнике A1FD.
Из треугольника BFD имеем
FD 2= BD 2+ BF 2= 2 a 2 + = ,
|
а из треугольника A1B1F получаем
A1F2 = A1B12 + B1F2 = a2 + = , откуда
A1F =
Далее в треугольнике A1FD используем теорему косинусов
FD 2 = A1D2 + A1F2 –2 A1D·A1F cosφ,
=2а2 + - 2 · ·cosφ, откуда
cosφ = иφ = arccos .
Ответ: arccos .
Й способ.
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.
Тогда А1(0; а; а), D(а; а; 0), D1(а; а; а),
Е(а; 0; ).
Найдём координаты направляющих векторов прямых A1D и D1E
= , = .
Тогда
сosφ = = = .
cosφ = и φ = arccos .
Ответ: arccos .
Пример.
В кубе ABCDA1 B1 C1 D1 точка Е – серединаребра A1 В1. Найдите синус угла между прямой АЕ и плоскостью ВDD1.
Решение.
Й способ.
Угол между прямой АЕ и плоскостью ВDD1 будем искать как угол между данной плоскостью и прямой DЕ1, параллельной прямой АЕ.
Из точки Е1 опустим перпендикуляр Е1Е2 на прямую В1D1.
Искомый угол – это угол между прямыми DE2 и DE1.
Пусть сторона куба равна а.
А1С1 = а .
Е1Е2 = · А1С1 = ·а = .
DE1 = = .
= = : = = = .
Ответ: .
Й способ.
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Не нарушая общности задачи, обозначим длину ребра куба а.
За вектор нормали плоскости ВDD1 возьмем вектор
Найдём координаты нужных точек.
А(0; 0; 0), Е(0; ; а), С(а; а; 0).
Тогда = , = .
sin φ = = = .
Ответ: .
Пример.
Основание прямой четырехугольной призмы ABCDA1B1C1D1 - прямоугольник ABCD, в котором АВ = 12, AD = . Найдите косинус угла между плоскостью основания призмы и плоскостью, проходящей через середину ребра AD перпендикулярно прямой BD1, если расстояние между прямыми AC и B1D1 равно 5.
Решение.
1-й способ.
Решение этой задачи вычислительно-аналитическим методом очень громоздкое и сложное, даже выполнить чертеж к этой задаче крайне сложно, поэтому я его не привела, а методом координат эта задача решается легко и просто.
2-й способ.
Легко видеть, что этот угол равен углу между нормалями к этим плоскостям.
Вектор – вектор нормали плоскости основания.
А вектором нормали плоскости, проходящей через середину ребра АD перпендикулярно прямой ВD1 будет вектор .
Введем прямоугольную систему координат, как указано на рисунке.
Найдём координаты нужных точек, т.е. точек А, А1, В, D1.
|
А (0; 0; 0), А1(0; 0; 5), В(0; 12; 0),
D1(; 0; 5).
Тогда = , = .
= = =
= = .
Ответ: .
Заключение.
Я прорешал множество задач типа 14 из литературы, для подготовки к Единому Государственному Экзамену, и выяснил, что стереометрические задачи на нахождение углов в пространстве можно разделить на три группы:
1) это задачи на нахождение угла между скрещивающимися прямыми,
2) задачи на нахождение угла между прямой и плоскостью и
3) на нахождение угла между двумя плоскостями.
Так как, я считаю, что векторно-координатный метод является более рациональным, то я сформулировала алгоритмы решения стереометрических задач данным методом по озвученной теме.
Алгоритм нахождения угла между скрещивающимися прямыми:
1) мы ввели прямоугольную систему координат,
2) нашли координаты нужных точек,
3) затем нашли координаты направляющих векторов прямых и
4) вычислили косинусугла между ними.
Следующий алгоритм несущественно отличается от предыдущего.
Литература
1) Газета «Математика» №8, 2015 г, издательский дом «Первое сентября».
2) Математика ЕГЭ – 2015, задания 14,Корянов А.Г., г Брянск.
3) Семенов А.Л, Ященко И.В. ЕГЭ – 2015. Типовые тестовые задания, МИОО, «Экзамен», 2015.
Из заданий
ЕГЭ – 2015
Методом координат»
Автор:
Пигасов Александр
МБОУ «Ергачинская СОШ», 10 класс.
2016
Наука не является и никогда не будет
являться законченной книгой.
А. Эйнштейн
Представляю Вашему вниманию проект на тему «Решение задач 14 из заданий ЕГЭ – 2015 методом координат».
Аннотация.
Целью моего проекта является определить виды стереометрических задач, включённых в Единый Государственный Экзамен, и методы их решения.
Объектом исследования являются сами стереометрические задачи.
Предмет исследования: методы решения этих задач.
Планируемый результат: найти более рациональный метод решения стереометрических задач и научиться его применять.
При написании проекта я изучала различную литературу для подготовки к итоговой аттестации и выяснила, что задачи по стереометрии встречаются в ЕГЭ в блоке повышенного уровня сложности, т.е. в задании 14.
|
Решать такие задачи – по сути задачи аналитической геометрии – можно методом координат.
Введение.
Немного из истории координатного метода.
В настоящее время уже очень большое число специалистов из разных областей науки имеют представление о прямоугольных декартовых координатах на плоскости, так как эти координаты дают возможность наглядно при помощи графика изобразить зависимость одной величины от другой. Название «декартовы координаты» наводит на ложную мысль о том, что эти координаты были открыты Декартом. В действительности прямоугольные координаты использовались в геометрии еще до нашей эры. Древний математик александрийской школы Аполлоний Пергский (живший в III-II веке до н. э.) уже фактически пользовался прямоугольными координатами. Он определял и изучал с их помощью хорошо известные в то время кривые: параболу, гиперболу и эллипс.
Декарт внес в прямоугольные координаты очень важное усовершенствование, введя правила выбора знаков. Но главное, пользуясь прямоугольными координатами, он построил аналитическую геометрию на плоскости, связав этим геометрию и алгебру. Нужно сказать, однако, что одновременно с Декартом построил аналитическую геометрию и другой французский математик, Ферма.
Сущность метода координат как метода решения задач состоит в том, что, задавая фигуры уравнениями и выражая в координатах различные геометрические соотношения, мы можем решать геометрическую задачу средствами алгебры. Обратно, пользуясь координатами, можно истолковывать алгебраические и аналитические соотношения и факты геометрически и таким образом применять геометрию к решению алгебраических задач.
Метод координат – это универсальный метод. Он обеспечивает тесную связь между алгеброй и геометрией, которые, соединяясь, дают «богатые плоды», какие они не могли бы дать, оставаясь разделенными.
В отношении школьного курса геометрии можно сказать, что в некоторых случаях метод координат дает возможность строить доказательства и решать многие задачи более рационально, красиво, чем чисто геометрический способ.
Основная часть.
Итак, задачи 14 из ЕГЭ – 2015. Какие же это задачи?
Я бы хотел показать Вам разбор задач типа 14 двумя методами: вычислительно-аналитическим и векторно-координатным.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!