I    Обогащение пространственной предметно-развивающей среды — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

I    Обогащение пространственной предметно-развивающей среды

2019-11-18 129
I    Обогащение пространственной предметно-развивающей среды 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Актуальность

С самого рождения мы познаем мир через глаза. Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения и сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

В наше время, время прогресса, когда люди много времени проводят возле телевизоров и компьютеров, начиная с раннего возраста, сохранность зрения становится проблемой не только у взрослых, но и у детей. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации ребёнок получает через органы зрения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последнее время количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. По данным Минздрава, в России сейчас каждый четвертый - близорук, а сколько еще страдающих дальнозоркостью и астигматизмом. И самое обидное, что у большинства детей зрение ухудшается уже в детском саду.

Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания. Глаз - это орган, который пока нельзя воссоздать. Известно, что только в сетчатке имеется 150 млн. клеток. Если они гибнут - их не восстановить, и человек обречен быть слепым. У. Шекспир полагал, что смерть - меньшее несчастье, чем слепота.

Взрослые вполне сознают, что зрение имеет особо важно значение в жизни человека, поскольку порядка трех четвертей информации, что поступает в наш мозг, проходит именно через глаза.  Однако даже они зачастую не знают, что и как следует делать для сохранения зрения своего ребенка.

Актуальность данного проекта обусловлена поиском путей разрешения противоречий между:

- потребностью в сохранении здоровья  воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья;

- признанной необходимостью использования современных психолого-педагогических технологий и недостаточной востребованностью внедрения инновационных форм работы с семьей по профилактике сохранения зрения у детей дошкольного возраста, пропаганде ценностей здорового образа жизни;

- недостаточной компетентностью родителей и педагогов ДОУ в области сохранения зрения  и неразработанностью путей организации здоровьесберегающей и здоровьесозидающей жизнедеятельности детей;

- осознанию родителями важности основных правил  охраны зрения, регулярных занятий физическими упражнениями и нежелания систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей, чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей.

Данные противоречия обуславливают актуальность выбора темы проектной деятельности «Веселые глазки».

Тематическое поле проекта «Веселые глазки»:

                              Я умею думать, я умею рассуждать,

                              Что для зрения полезно, то и буду выбирать!

 

Цель образовательного проекта: объединение усилий семьи и ДОУ в   ранней профилактике сохранения зрения у детей дошкольного возраста, пропаганда ценностей здорового образа жизни.

 

Задачи проекта:

Ø формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения, формирование культуры «здорового зрения».

Ø развивать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

Ø воспитывать бережное отношение к своему зрению.

Ø повышать профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Ø повышать валеологическую грамотность и компетенции родителей в вопросах здоровьесбережения.

Ø формировать у детей основы здорового образа жизни.

 

Гипотеза: только целенаправленное взаимодействие семьи и ДОУ по формированию культуры зрения позволит сформировать у дошкольников и их родителей необходимость бережного отношения к зрению, глазам.

Практическая значимостьпроекта «Веселые глазки»:

- организация проектной деятельности направлена осознание детьми необходимости бережного отношения к зрению, глазам; обучение детей элементарным правилам охраны зрения и может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

- методическое сопровождение данного проекта позволяет эффективно организовать воспитательно – образовательную работу по формированию культуры зрения воспитанников и членов их семей.

 

Социально – экономическая значимость проекта:

с социальной точки зрения: ранняя профилактика сохранения зрения у детей и подростков; приобщение дошкольников и семьи воспитанников к здоровому образу жизни, создание условий для благополучной адаптации в социальных условиях общества;

с точки зрения экономики: только здоровый человек способен эффективно решать производственные задачи, показывать высокую работоспособность, психическую выносливость, социальную устремленность в профессиональном росте;

 

Управление и обеспечение проекта:

Состав участников проекта: педагоги, медицинские работники (медицинская сестра, окулист) дети и родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

 

Предполагаемые результаты:

- овладение детьми комплексами упражнений для профилактики миопии;

- наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз;

- наличие желания вести здоровый образ;

- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Сроки реализации проекта «Веселые глазки»: 6 месяцев

 

Планируемое время на реализацию проекта:

 

Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Выявить уровень сформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей знаний, умений и навыков по сохранению зрения, ведению здорового образа жизни и применения их в повседневной жизни. 1 неделя
Аналитический Проектирование этапов проведения проекта по сохранению и коррекции зрения старших дошкольников 2 недели
Практический Реализация образовательного проекта, направленная на организацию здоровьесозидающей жизнедеятельности дошкольников 5 месяцев
Презентационный Презентация проекта - коллективная работа - коллаж «Берегите глазки» (подарок малышам). Выступление на педагогическом совете «Использование современных образовательных технологий в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» 2 недели
Контрольный Определение эффективности формирующе – преобразующих мероприятий в организации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по формированию элементарных правил охраны зрения детей старшего дошкольного возраста 1 неделя

 

Организационные формы работы над проектом «Веселые глазки»:

Вид деятельности Тема Сроки Предполагаемый результат

II           Работа с детьми

Беседа (диагностика)   «Я и мое зрение»  

Овладение комплексами упражнений для профилактики миопии;

- наличие суммы знаний, соответственной возрасту, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз;

- наличие желания вести здоровый образ;

- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности

 

НОД «Зрение я сберегу, сам глазам я помогу»; «Правильное питание - залог здоровья»; «Как сохранить глазки здоровыми»; «Наши глаза – зеркало души»; «Что умеют наши глазки»; «Как устроен наш глаз»; «Велосипед на носу»   Экскурсии в поликлинику «Окулист»   встреча с врачом окулистом      Эстафеты и соревнования:      «Детское многоборье», подвижные игры и упражнения с метанием в цель     Постановка и решение вопросов проблемного характера:   «Если в глаз попала соринка» «Можно ли носить очки здоровому человеку?»     Опытническая деятельность   «Зоркий глаз» «Что видит слепой человек?» «Определи цвет» «Опыт Мариотта»   Исследовательская деятельность   «Что было до…» «Как лечили глаза в древности»   Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Составь целое», «Цепочка действий», «Разрешается – запрещается», «Полезно – вредно», «Научим Незнайку смотреть телевизор», «Магазин продуктов», «Цвет глаз»   Моделирование   «Пирамида Здоровья» (составление из моделей составляющих основ здорового образа жизни); «Зоркие глаза» (составление из моделей действий, которые необходимо выполнять, чтобы сохранить зрение)  

 

Игры ТРИЗ   «Сам себе не навреди, глаза свои ты береги», «Наши помощники» (кольца Луллия)   Игра - викторина «Глаза у всех разные» (о глазах людей и животных)     Профилактика и коррекция зрения средствами специальных упражнений гимнастика для глаз, аутомассаж, самомассаж, пальминг   Сюжетно-ролевая игра - Поликлиника (на приеме у окулиста – офтальмолога)   Групповое обсуждение  научно-популярных фильмов о строении глаза; видеоролика о защите и помощи глазам  

III   Работа с родителями

Анкетирование родителей «Здоров ли Ваш малыш?»  

Просвещения родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз;

развитие практических навыков и приёмов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

 

Родительское собрание с участием врача окулиста   «Забота о глазах - дело каждого»   Семинар - практикум для родителей «Зри в корень»   Консультации Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз» «Здоровье ребёнка зависит от вас», «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда» «Здоровые глаза - здоровый малыш», «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений»   Индивидуальные беседы   «Как с пользой для здоровья провести выходной», «Гигиена зрения у дошкольников»   Слайдовые презентации и ролики   «Строение глаза», «Как правильно ухаживать за глазами»   Памятка родителям «Зрительная гимнастика для детей», «Как сохранить хорошее зрение!»  

V.   Работа с коллегами

Тестирование педагогов ДОУ    «Сотрудничество ДОУ с родителями в формировании здоровья детей»  

Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения

Мастер-класс   «Очки – помощники»   Деловая игра «Нет ничего дороже зрения»   Консультации  «Как сохранить глаза здоровыми»  

 

Предполагаемый результат освоения знаний и содержания образовательного проекта         

       Сформированность у воспитанников мотивационных установок, направленных на сохранение зрения, основ культуры здоровья посредством объединения усилий семьи и ДОУ в профилактике и коррекции зрения воспитанников.

Внедрение данной образовательной модели профилактики и коррекции зрения у дошкольников и их членов семей позволит приобщить их к здоровому образу жизни, преодолеть жизненные трудности, обеспечить социализацию личности.

 

Приложение 1

 

Опыт 1.

«ЗОРКИЙ ГЛАЗ»

Цель: определить полезность использования повязки на одном из глаз.

Гипотеза: для адаптации зрения к различным световым условиям целесообразно ношение повязки.

Материал: повязка на глаз, 2 настольные лампы, 2 карточки с рисунком

Ход опыта:

1. Первый экспериментатор (одновременно со вторым): посмотреть на включенную лампочку не защищенными глазами 1 минуту.

2. Второй экспериментатор(одновременно с первым): посмотреть на включенную глазами 1 минуту лампочку (один глаз защищен пиратской повязкой).

3. По истечении времени назвать предмет, изображенный на карточке.

Вывод: глазам требуется несколько минут для адаптации к различным световым условиям

Опыт 2.

«ЛОВКИЙ ЗРАЧОК»

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Гипотеза: глазам необходимо некоторое время для адаптации к различным световым условиям.

Материал: 2-3 игрушки

Ход опыта:

1. Предлагаю детям рассмотреть зрачки друг друга в освещенной комнате.

2. Задернуть шторы, чтобы создать полумрак.

3. Предложить детям быстро назвать игрушки, расположенные на полочке и их цвет.

Вывод: в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы. Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

Опыт 2.

«ОПЫТ МАРИОТТА»

 

Цель: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Гипотеза: при попадании предмета в слепое пятно, глаз не видит его.

Материал: карточка

Ход опыта:

1. Предлагаю посмотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой.

2. Попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста.

3. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Вывод: при попадании предмета в слепое пятно, человеческий глаз не видит предмет.

 

 

             «Колесо истории»

Цель: обогащение представлений детей о прошлом и настоящем приборов для коррекции зрения

 

Узнайте и расскажите,  какими раньше были очки. Как древние люди  восстанавливали зрение. По результатам исследований составить альбом «Что было до…»

 

Актуальность

С самого рождения мы познаем мир через глаза. Глаза даны человеку, чтобы видеть мир, они - способ познания объемного, цветового и стереоскопического изображения и сохранение зрения является одним из важнейших условий активной деятельности человека в любом возрасте.

В наше время, время прогресса, когда люди много времени проводят возле телевизоров и компьютеров, начиная с раннего возраста, сохранность зрения становится проблемой не только у взрослых, но и у детей. Болезни глаз не только медицинская, но и социальная проблема, потому что 90% информации ребёнок получает через органы зрения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей за последнее время количество здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз. По данным Минздрава, в России сейчас каждый четвертый - близорук, а сколько еще страдающих дальнозоркостью и астигматизмом. И самое обидное, что у большинства детей зрение ухудшается уже в детском саду.

Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться – важнейшая задача, которая должна решаться во всех образовательных учреждениях и родителями в условиях семейного воспитания. Глаз - это орган, который пока нельзя воссоздать. Известно, что только в сетчатке имеется 150 млн. клеток. Если они гибнут - их не восстановить, и человек обречен быть слепым. У. Шекспир полагал, что смерть - меньшее несчастье, чем слепота.

Взрослые вполне сознают, что зрение имеет особо важно значение в жизни человека, поскольку порядка трех четвертей информации, что поступает в наш мозг, проходит именно через глаза.  Однако даже они зачастую не знают, что и как следует делать для сохранения зрения своего ребенка.

Актуальность данного проекта обусловлена поиском путей разрешения противоречий между:

- потребностью в сохранении здоровья  воспитанников как приоритетной задачи социальной политики государства и их реальным уровнем здоровья;

- признанной необходимостью использования современных психолого-педагогических технологий и недостаточной востребованностью внедрения инновационных форм работы с семьей по профилактике сохранения зрения у детей дошкольного возраста, пропаганде ценностей здорового образа жизни;

- недостаточной компетентностью родителей и педагогов ДОУ в области сохранения зрения  и неразработанностью путей организации здоровьесберегающей и здоровьесозидающей жизнедеятельности детей;

- осознанию родителями важности основных правил  охраны зрения, регулярных занятий физическими упражнениями и нежелания систематически проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление зрения детей, чрезвычайно низким уровнем физической активности родителей.

Данные противоречия обуславливают актуальность выбора темы проектной деятельности «Веселые глазки».

Тематическое поле проекта «Веселые глазки»:

                              Я умею думать, я умею рассуждать,

                              Что для зрения полезно, то и буду выбирать!

 

Цель образовательного проекта: объединение усилий семьи и ДОУ в   ранней профилактике сохранения зрения у детей дошкольного возраста, пропаганда ценностей здорового образа жизни.

 

Задачи проекта:

Ø формировать у детей представления о глазах и способах сохранения зрения, формирование культуры «здорового зрения».

Ø развивать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

Ø воспитывать бережное отношение к своему зрению.

Ø повышать профессиональную культуру педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Ø повышать валеологическую грамотность и компетенции родителей в вопросах здоровьесбережения.

Ø формировать у детей основы здорового образа жизни.

 

Гипотеза: только целенаправленное взаимодействие семьи и ДОУ по формированию культуры зрения позволит сформировать у дошкольников и их родителей необходимость бережного отношения к зрению, глазам.

Практическая значимостьпроекта «Веселые глазки»:

- организация проектной деятельности направлена осознание детьми необходимости бережного отношения к зрению, глазам; обучение детей элементарным правилам охраны зрения и может быть использована педагогами дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

- методическое сопровождение данного проекта позволяет эффективно организовать воспитательно – образовательную работу по формированию культуры зрения воспитанников и членов их семей.

 

Социально – экономическая значимость проекта:

с социальной точки зрения: ранняя профилактика сохранения зрения у детей и подростков; приобщение дошкольников и семьи воспитанников к здоровому образу жизни, создание условий для благополучной адаптации в социальных условиях общества;

с точки зрения экономики: только здоровый человек способен эффективно решать производственные задачи, показывать высокую работоспособность, психическую выносливость, социальную устремленность в профессиональном росте;

 

Управление и обеспечение проекта:

Состав участников проекта: педагоги, медицинские работники (медицинская сестра, окулист) дети и родители воспитанников старшего дошкольного возраста.

 

Предполагаемые результаты:

- овладение детьми комплексами упражнений для профилактики миопии;

- наличие у детей суммы знаний, соответственной возрасту, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз;

- наличие желания вести здоровый образ;

- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности.

Сроки реализации проекта «Веселые глазки»: 6 месяцев

 

Планируемое время на реализацию проекта:

 

Этап Содержание деятельности Сроки
Поисковый Выявить уровень сформированности у воспитанников старшего дошкольного возраста и их родителей знаний, умений и навыков по сохранению зрения, ведению здорового образа жизни и применения их в повседневной жизни. 1 неделя
Аналитический Проектирование этапов проведения проекта по сохранению и коррекции зрения старших дошкольников 2 недели
Практический Реализация образовательного проекта, направленная на организацию здоровьесозидающей жизнедеятельности дошкольников 5 месяцев
Презентационный Презентация проекта - коллективная работа - коллаж «Берегите глазки» (подарок малышам). Выступление на педагогическом совете «Использование современных образовательных технологий в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» 2 недели
Контрольный Определение эффективности формирующе – преобразующих мероприятий в организации сотрудничества педагогов ДОУ с родителями по формированию элементарных правил охраны зрения детей старшего дошкольного возраста 1 неделя

 

Организационные формы работы над проектом «Веселые глазки»:

Вид деятельности Тема Сроки Предполагаемый результат

I    Обогащение пространственной предметно-развивающей среды

Сбор информации, подбор загадок стихов, рассказов;   «Веселые глазки –  мира краски!» «Очки - помощники», «Интересные факты о глазах»  

Создание развивающей среды, обеспечивающей охрану зрения, предупреждение травматизма глаз;

создание условий для организации мероприятий по профилактике, укреплению и коррекции зрения.

Изготовление         моделей для моделирования       «Пирамида Здоровья» «Чтобы глаза были здоровыми»   Дидактических игр, направленных на формирование знаний о сохранении зрения     «Зашифрованное слово», «Лабиринт», «Веселый контур», «Силуэт», «Путаница»     Тематических альбомов, знакомящих с ведением здорового образа жизни, с охраной и защитой зрения       «Чтобы ваши глаза хорошо видели», «Я за здоровый образ жизни»   Наглядной информации для детей, родителей (законных представителей)   Папки – копилки «Советы, как стать здоровой семьёй», «Зрительные тренажеры дома» Стенда «Знай наших» (фоторепортажи с детских соревнований и занятий)      Электронных презентаций         «Оптические приборы, которые помогают хорошо видеть», «Глаза вам говорят Спасибо!», «Как устроен глаз»   Видеоролика «Я и мое здоровье»   Памятки родителям «Зрительная гимнастика для детей», «Как сохранить хорошее зрение!»   Буклета «Советы бывалых» (7 советов как сохранить зрение)  

 

Авторских электронных зрительных гимнастик в программе Power Point «На солнечной полянке», «Путешествие с псом Барбосом»   Создание виртуального музея «Очки - помощники», в котором представлены оптические приборы, предназначенными для коррекции человеческого зрения, помогающие людям хорошо видеть  

II           Работа с детьми

Беседа (диагностика)   «Я и мое зрение»  

Овладение комплексами упражнений для профилактики миопии;

- наличие суммы знаний, соответственной возрасту, о приёмах защиты органов зрения, о строении и функции глаз, о причинах заболевания глаз;

- наличие желания вести здоровый образ;

- повышение уровня развития у дошкольников самостоятельности и ответственности

 

НОД «Зрение я сберегу, сам глазам я помогу»; «Правильное питание - залог здоровья»; «Как сохранить глазки здоровыми»; «Наши глаза – зеркало души»; «Что умеют наши глазки»; «Как устроен наш глаз»; «Велосипед на носу»   Экскурсии в поликлинику «Окулист»   встреча с врачом окулистом      Эстафеты и соревнования:      «Детское многоборье», подвижные игры и упражнения с метанием в цель     Постановка и решение вопросов проблемного характера:   «Если в глаз попала соринка» «Можно ли носить очки здоровому человеку?»     Опытническая деятельность   «Зоркий глаз» «Что видит слепой человек?» «Определи цвет» «Опыт Мариотта»   Исследовательская деятельность   «Что было до…» «Как лечили глаза в древности»   Дидактические игры «Хорошо – плохо», «Составь целое», «Цепочка действий», «Разрешается – запрещается», «Полезно – вредно», «Научим Незнайку смотреть телевизор», «Магазин продуктов», «Цвет глаз»   Моделирование   «Пирамида Здоровья» (составление из моделей составляющих основ здорового образа жизни); «Зоркие глаза» (составление из моделей действий, которые необходимо выполнять, чтобы сохранить зрение)  

 

Игры ТРИЗ   «Сам себе не навреди, глаза свои ты береги», «Наши помощники» (кольца Луллия)   Игра - викторина «Глаза у всех разные» (о глазах людей и животных)     Профилактика и коррекция зрения средствами специальных упражнений гимнастика для глаз, аутомассаж, самомассаж, пальминг   Сюжетно-ролевая игра - Поликлиника (на приеме у окулиста – офтальмолога)   Групповое обсуждение  научно-популярных фильмов о строении глаза; видеоролика о защите и помощи глазам  

III   Работа с родителями

Анкетирование родителей «Здоров ли Ваш малыш?»  

Просвещения родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз;

развитие практических навыков и приёмов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

 

Родительское собрание с участием врача окулиста   «Забота о глазах - дело каждого»   Семинар - практикум для родителей «Зри в корень»   Консультации Как сохранить глаза здоровыми», «Гимнастика для глаз» «Здоровье ребёнка зависит от вас», «Будут здоровыми глазки всегда, если полезная в доме еда» «Здоровые глаза - здоровый малыш», «Профилактика и коррекция зрения у детей дошкольного возраста средствами специальных упражнений»   Индивидуальные беседы   «Как с пользой для здоровья провести выходной», «Гигиена зрения у дошкольников»   Слайдовые презентации и ролики   «Строение глаза», «Как правильно ухаживать за глазами»   Памятка родителям «Зрительная гимнастика для детей», «Как сохранить хорошее зрение!»  

Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.117 с.