Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ.

2019-11-18 82
Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Главная цель Правительства – инициатора законопроекта – обеспечение своего удобства и тотального контроля над гражданами. Но в части 3 статьи 55 Конституции РФ отсутствуют такие основания для ограничения конституционных прав граждан.

Характерно, что для защиты в сфере оборота недвижимости Дума в текущем году приняла закон о запрете электронных заявлений для совершения сделки с недвижимостью, если ему не предшествовало разрешающее заявление на бумажном носителе. Объясняется это необходимостью «блокировки отъема квартир». Но при этом через введение электронной базы на все население и электронных номеров-идентификаторов фактически легализуется возможность «кражи личности» со всеми персональными данными.

Противоречие законопроекта Федеральному закону РФ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

Как показано выше, в Единый ресурс собирается широчайший перечень разнородной информации. Оператором ресурса становится Федеральная налоговая служба. Согласно ч. 4 ст. 8 законопроекта все сведения об одном лице будут внесены в одну запись федерального ресурса о населении.

Однако сбор разнородной информации в одном информационном ресурсе – это грубое нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 ФЗ РФ «О персональных данных», согласно которому «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Данный принцип технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако законопроект № 759897-7 Правительства уничтожает указанный механизм.

Лица, получающие доступ к персональным данным.

Все органы власти (федеральные, региональные, местные) вне зависимости от сферы своей деятельности получают доступ ко всем персональным данным гражданина из разных областей жизнедеятельности. Помимо органов власти всех уровней доступ к данным получат избиркомы и многофункциональные центры (далее – МФЦ).

Следует напомнить, что МФЦ не являются госорганами и предоставление им доступа без согласия граждан не только незаконно, но и чревато серьезными проблемами в масштабах страны. СМИ сотрясают новости об утечках данных через МФЦ. Помимо того, что вопрос с ответственностью МФЦ является весьма дискуссионным, следует учесть, что по ст. 16 ФЗ РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» для оказания услуг МФЦ могут привлекать «иные организации», а также что МФЦ оказывают услуги для различных учреждений, не только госорганов. И никаких ограничений по организационно-правовой форме структур, которые может привлекать МФЦ, закон не устанавливает! Лишь бы была сеть филиалов, правильные каналы связи и Интернет (п. 32 «Правил организации деятельности МФЦ…», утв. Постановлением Правительства от 22.12.12. № 1376). Сам этот факт свидетельствует о разгосударствлении страны, легализации передачи госуправления коммерческим структурам. И важным шагом для демонтажа государства и отчуждения данных граждан становится легализуемый с помощью критикуемого ПФЗ доступ в т.ч. коммерческих организаций (путем заключения договора с уполномоченным по субъекту МФЦ) к создаваемому Единому реестру.

Весьма скоро в РФ, как и в Индии, за умеренную сумму будет получен доступ ко всем данным Единого реестра. Причем получателем могут стать как свои российские преступники, так и недоброжелатели нашего государства.

В связи с этим очевидно, что расползание личных данных граждан по рукам самых разных «третьих лиц» на практике невозможно будет блокировать. Понятие «личная и семейная тайна» вводилось в Конституцию не для того, чтобы ее хранило неизвестное число неизвестных лиц, так или иначе связанных с исполнением разных госуслуг.

Зарубежная практика.

Осознанию недопустимости присвоения единого номера-идентификатора гражданину и введения единого реестра населения может способствовать изучение практики ряда европейских стран, которые в вопросе защиты персональных данных занимают абсолютно правильную позицию.

В таких западных странах как Англия, Франция, Германия отсутствует «единый реестр населения» с номерным идентификатором гражданина, поскольку эти механизмы расцениваются как грубое нарушение конституционных прав граждан.

Реестр населения был в свое время (в 2006 г.) сформирован в Англии. Однако спустя 4 года было принято решение об отказе от ID-карт и связанного с ним реестра, поскольку власти признали, что такой реестр - нарушение неприкосновенности частной жизни и угроза безопасности. Правительство Великобритании говорило о непрактичности и неуправляемых нарушениях конфиденциальности в качестве причин отмены проекта «Национальный Регистр идентификации». Как тогда заявляла Тереза Мэй: «Этот законопроект (об отмене ID-карта и реестра граждан) является лишь первым шагом, которые правительство предпринимает, чтобы уменьшить контроль государства над достойными, законопослушными людьми и вернуть им власть». https://www.theguardian.com/politics/2010/may/27/theresa-may-scrapping-id-cards

Четкую позицию относительно присвоения номера-идентификатора гражданам занял законодатель Португалии. В частности, согласно п. 5 ст. 35 Конституции Португалии «Запрещается присваивать гражданам единственный в национальном масштабе номер».

Обратим внимание также на решение Конституционного суда Венгрии (1991 г.), которым присвоение гражданам единого номера признано антиконституционным.

В указанном решении сказано: «В течение 1970-х годов угрозы, представленные электронной обработкой данных, автономии человека, стали общеизвестными. С тех пор личный номер стал символом тотального контроля над гражданами и рассматривался исключительно как способ обеспечения эффективности, который рассматривал человека как объект.

В настоящем деле Конституционный суд объявляет, что личный номер является неконституционным.

Конституционный суд определяет, что в силу своей сути универсальный персональный номер противоречит праву принимать самостоятельное решение. … Ни «государственная сфера», ни государственная администрация в целом не могут рассматриваться как единое целое, в рамках которого может быть введен или использован единый персональный идентификационный код…».

Новая Зеландия также не имеет национального идентификационного номера. Общественность Новой Зеландии решительно выступала против присвоения национального идентификационного номера. И закон о конфиденциальности Новой Зеландии 1993 года фактически запрещает правительству создавать такой национальный идентификатор.

Однако российский законодатель, игнорируя Конституцию РФ и положительный зарубежный опыт, легализует бесчеловечную практику присвоения номера человеку, запрещенную еще на Нюрнбергском процессе как преступление фашизма.

В качестве альтернативы гражданам, не приемлющим номерную идентификацию, остается только уходить в леса, что не случайно предложил на Парламентских слушаниях 08.07.19 г. по «Цифровой экономике» в Госдуме РФ депутат В.В. Жириновский.

На наших глазах государство создает условия для ликвидации несогласных с электронной идентификацией, поскольку такие граждане будут в первую очередь государством юридически лишены возможности осуществления прав.

7.    Законопроект грубо нарушает Стратегию развития информационного общества в РФ на 2017 -2030 гг.

Согласно пункту 3 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы (утв. Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203) основными принципами Стратегии являются «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг» (подпункт «в»).

В пункте 40 Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы предусмотрено «развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления наряду с сохранением возможности взаимодействия граждан с указанными организациями и органами без применения информационных технологий» (подп. «д»). Пункт 65 указанной Стратегии фиксирует, что «Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти РФ и органами местного самоуправления».

Однако законопроект предусматривает обязанность органов (организаций) по наполнению Единого ресурса о населении, что означает принудительность автоматизированной персональных данных граждан против их воли.

Принудительный сбор и обработка персональных данных граждан в нарушение статьи 24 Конституции РФ.

Согласно ст. 1 законопроекта «Закон устанавливает правовые основы формирования и ведения единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении РФ».

Целью закона названо «создание системы учета сведений о населении, обеспечивающей их актуальность» (ч. 1 ст. 4 законопроекта).

В Единый федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о населении (далее также - Единый ресурс) будут собирать данные обо всех россиянах, иностранцах, лицах без гражданства, проживающих либо работающих в РФ (ст. 6 законопроекта).

По ст. 3 законопроекта «ресурс о населении ведется непрерывно» и должен включать «только актуальные данные». То есть, все сведения о гражданах в постоянном режиме должны принудительно пересылаться из сотен иных информационных баз в указанный «Единый информационный ресурс».

В нарушение Конституции РФ законопроект планирует легализовать принудительный сбор персональных данных в единую электронную базу для их последующего использования: органы власти «обязаны» передавать в Единый ресурс данные о гражданах (ст. 10 законопроекта), вне зависимости от наличия их согласия.

При этом по ч. 11 ст. 8 законопроекта записи и сведения Единого ресурса о населении «подлежат постоянному хранению, их изъятие и уничтожение не допускается».

Однако согласно части 1 статьи 24 Конституции РФ «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются». Сейчас управление персональными данными принадлежит субъекту персональных данных за некоторыми обоснованными исключениями, когда согласие субъекта по закону не требуется (например, при исполнении договора его сторонам не нужно подписывать отдельное согласие на обработку персональных данных).

А законопроект № 759897-7 полностью игнорирует существующие конституционные нормы и легализует беспредел - автоматизированный сбор и обработку персональных данных в постоянном режиме без согласия граждан.

В Единый информационный ресурс планируют собирать огромное количество сведений: ФИО, дата, место рождения, смерти, гражданство, все идентификаторы всех существующих сведений из всех сфер жизнедеятельности, такие как ИНН, СНИЛС, ЕСИА, номер медицинского полиса и др., все «документы об образовании, квалификации и обучении» (список которых не определен, что может привести к сбору любых данных и из школ, и из любых образовательных организаций), о регистрации в службе занятости, о семейном положении, о детях, родителях.

Органы и организации, обладающие данными о гражданах, обязаны передавать информацию в Единый ресурс (ст. 10 законопроекта). А согласно ч. 5 ст. 8 законопроекта органы и организации, направляющие сведения, несут ответственность за «полноту и актуальность сведений», то есть, за постоянную актуализацию данных. Иными словами, органы власти принуждаются к нарушению Конституции и законодательства о персональных данных. Между тем, по ст. 137 Уголовного кодекса РФ «Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия» наказывается лишением свободы на срок до 2 лет, а при совершении деяния с использованием служебного положения – до 4 лет. Эти нормы игнорируются законодателем.

Примечательно, что согласно законопроекту Единый ресурс планируют использовать в целях «защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности» (подп. 1 ч. 2 ст.4). Этой нормой законодатель пытается легализовать ограничения прав граждан, поскольку приведенные выше обстоятельства могут быть по ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основанием для такого ограничения.

Однако в данном случае речь идет о манипуляции. Каким образом сбор персональных данных всех граждан в одной электронной базе обеспечит «нравственность и здоровье», «нацбезопасность»? Никаким! Напротив, он грубо нарушает права граждан, поскольку утечки огромного массива личной информации, которые безусловно последуют, могут иметь абсолютно необратимые последствия.

Каким образом Единый ресурс будет «защищать нацбезопасность», если он непосредственно своим существованием ставит под серьезную угрозу эту самую безопасность, что подтвердит любой мало-мальски грамотный эксперт в военной сфере?

Стоит вспомнить взлом всей системы персональных (в т.ч. биометрических) данных на миллиард человек в Индии, который занял 10 минут и стоил 8 долларов. Но дело не только в опасности взлома системы, а в грубейшем нарушении неприкосновенности частной жизни граждан государством самим созданием системы.

Главная цель Правительства – инициатора законопроекта – обеспечение своего удобства и тотального контроля над гражданами. Но в части 3 статьи 55 Конституции РФ отсутствуют такие основания для ограничения конституционных прав граждан.

Характерно, что для защиты в сфере оборота недвижимости Дума в текущем году приняла закон о запрете электронных заявлений для совершения сделки с недвижимостью, если ему не предшествовало разрешающее заявление на бумажном носителе. Объясняется это необходимостью «блокировки отъема квартир». Но при этом через введение электронной базы на все население и электронных номеров-идентификаторов фактически легализуется возможность «кражи личности» со всеми персональными данными.

Противоречие законопроекта Федеральному закону РФ № 152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных».

Как показано выше, в Единый ресурс собирается широчайший перечень разнородной информации. Оператором ресурса становится Федеральная налоговая служба. Согласно ч. 4 ст. 8 законопроекта все сведения об одном лице будут внесены в одну запись федерального ресурса о населении.

Однако сбор разнородной информации в одном информационном ресурсе – это грубое нарушение принципа работы с персональными данными, установленного статьей 5 ФЗ РФ «О персональных данных», согласно которому «Не допускается объединение баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой». Данный принцип технически обеспечивает конституционное право на неприкосновенность частной жизни. Однако законопроект № 759897-7 Правительства уничтожает указанный механизм.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.