Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошк.возраста — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошк.возраста

2019-11-18 299
Методика руководства сюжетно-ролевой игрой детей раннего и дошк.возраста 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Комплексный метод рук-ва СРИ (Зворыгина, Комарова)

В раннем возрасте – Зворыгина. В дошк-ном – Комарова.для формирования игры детей необходимо не только особые приемы, но и единый комплекс пед.мероприятий, вытекающих из природы игры. Метод комплексного рук-ва игрой эф-н при наличии и взаимосвязи 4 компонентов:

1. Обогащение жизненного опыта детей- Разнообразие замыслов игр и возможность их интересной реализации зависимой от впечатлений детей об окружающем, поэтому нужно расширять кругозор дошк-ков (экскурсии, наблюдения). Непосредственные наблюдения откладывают наибольший отпечаток на детей. С какими событиями знакомить детей? Это будет зависеть от окружения, в котором живут дети, обычно с чем они часто соприкасаются, то и отображают в играх; иформацию о том, с какими играми знакомить детей, дают наблюдения за играми. Зная игровые интересы можно легко определитьо чем рассказывать детям. На разных этапах развития игры детей интересуют разные стороны окружающей действительности. На начальном этапе дети принимают роли и увлекаются выполнением разнообразных действий. При ознакомлении с окружающим детям показывают, что делают люди, а также обращают их внимание на личные качества, чтобы вызвать у детей желание принимать роль. На этапе СРИ детей интересуют не действия, а взаимоотношения людей, их общение. Обязательно дать послушать о чем люди разговаривают друг с другом в разных ситуациях. Это следует учитывать и при подборе худ.лит-ры. На начальном этапе СРИ- произведения в которых рассказывается о том, что делают люди. В произведениях должно юыть показано взаимодействие и общение людей, т.е. наличие диалогов героев. Немаловажное значение имеет эмоциональность, с которой воспитатель проводит ознакомление с окружающим. Таким образом, при ознакомлении с окружающим нужно: определить с какими событиями детей надо знакомить; учитывать, на какие стороны окружающей действительности обращать внимание дошкольников; выбрать эф-ную методику; предусматривать возможность переноса полученных впечатлений в игру.

2. Совместные обучающие игры пед-га с детьми на передачу им игрового опыта- в период формирования СРИ у детей уже есть определенный опыт игры. Дети могут переносить впечатления в игру, поэтому появляются разнообразные замыслы. Для их реализации они самостоятельно ставят игровые задачи, решая их предметными способами. Дальнейшее обогащение игрового опыта происходит благодаря формированию у них ролевых способов решения игровых задач. Передача игрового опыта может быть организована в 2 формах: спец. обуч. в играх; о непосредственной игре восп-ля с детьми. В совместных играх важно вычленять для детей главное, в событиях участниками и наблюдателями, которыми они являются. Благодаря таким играм ребенок учится переводить свой жизненный опыт в условный план, ставить и решать игровые задачи разными способами. В разновозрастной или в группе детей разного уровня развития игры, игровой опыт передается в совместных игрдетей.обучающие игры могут иметь фронтальную и индивидуальную форму проведения. Большую помощь педагогу в его работе окажут дид.игры, их можно изменять приблизив содержание к реальной жизни конкретного д\с или конкретной группы. Многие способы игрового поведения дети усваивают на занятиях разных видов деят-ти. особое значение приобретает реализация задач из раздела самостоятельная худ.деят-ть. Дети с помощью восп-ля разыгрывают сказки, сценки использ.игрушки и фигурки- все это развивает творческое воображение, речевые диалоги. Дети овладевают выразительностью речи, мимикой, интонацией.для маленьких детей большое значение имеют совместные игры педагога с 1 р-ком или небольшой группой. Восп-ль в ненавящевой форме передает игр.опыт. в совместных играх восп-ль демонстрирует р-ку предметные и ролевые способы решения игровых задач, старается вызвать р-ка на разговор и добиться максимальной его активности. Восп-ль выступает в роли товарища по игре, передав игровой опыт незаметно. Взяв на себя роль восп-ль исполняет её с достоверной выразительностью. Передавая игровой опыт через обучающие игры надо поощрять детскую самостоятельность, инициативу и творчество.

3. Изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненого и игрового опыта детей- детям нужны разнообразные игрушки по тематике. Тема игрушек зависит от игровых интересов детей и того окружения, в котором они живут. Игрушки вносят постепенно, по мере ознакомления детей с окружающим. Для выразительности их выполнения нужны элементы костюмов. Чем старше дети, тем более разнообразнее нужны костюмы.Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, побуждает детей к самостоятельной игре. Предметно-игровую среду необходимо изменять с учетом жизненного и игрового опыта детей. Самостоятельная СРИ формируется более успешно если игрушки вводятся по степени усложнения. Исследования Зворыгиной: на начальном этапе когда опыт детей ограничен, им нужна схем. услов. игрушка (до 9 мес) с ярко выраж. внеш. и функц. признаки. 1год с накоплением сведений о реальных предметах детей привлекает реалистичная игрушка. 1,5года предметы –заместители приобретают смысл в контексте определенной конкретной ситуации. Удобство в игровой деятельности. Соразмерно по величине с другими игр. материалом. Появлению в играх действий с воображаемыми предметами помогают элементы оформления. Объединению играющих помогает крупно игровой материал, средообразующие модули. Таким образом, главный пед. принцип заключается в неразрывной связи знаний полученных детьми с содержанием самой игры. Из этого следует, что тематические игровые уголки, для старших дошкольников могут стать тормозом игровой инициативы, они дают детям заранее определенную игровую задачу. Предметно-игровая среда должна гибко изменятся в зависимости от игровых интересов детей и уровня развития игры.

4. Активизирующее общение взрослых с детьми в процессе игры- включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно, направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушать их замысел. При этом он решает различные задачи рук-ва, которые были выделены с учетом особенностей развития игры. Такое общение традиционно имеет форму вопроса, ответа, подсказки. Содержание его становится активизирующим, если восстанавливает в памяти детей впечатления, полученные в жизни, быту, на занятиях, играх, и побуждает их к использованию при решении игровых задач.Общение взрослого с ребенком нацелено на формирование хар-ых для каждого возрастного периода способов решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатели изменяют формы активизирующего общения, они больше разговаривают с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью они задают детям вопросы по содержанию. Роль взрослого в самостоятельных играх старших дошкольников специфична: он внимательно и тактично наблюдает за играми, он аккуратно наблюдает замысел и действия детей использ. в основном косвенные приемы рук-ва (подсказка, совет, вопрос). Выступая как партнер он может вкл. в игру для связи отдельных игровых моментов или подавать со стороны советы по сод-ию игры для коррекции ролевых отношений. Наблюдая за играми, воспитатель должен уметь подметить, о чем необходимо поговорить с детьми, что более всего их интересует в данный момент.Таким образом, постепенно дети вкл. в акт-щее общение друг с другом, игра становиться подлинно самостоятельной, творческой деят-тью, в ней играющие много и содержательно общаются, умело налаживают взаимоотношения.

Комплексный метод рук-ва эф-вен при взаимосвязи всех компонентов. Основные принципы комплексного подхода сохраняются на всех этапах развития игры. Однако меняется роль каждого компонента в общей системе пед. работы. Так на этапе формирования ознакомительной игры- главным компонентом является подбор игрушек с определенными свойствами и эмоциональное общение взрослого с р-ком. На этапе отобразительной игры на первый план выступают обучающие игры, показ игровых действий. На этапе СОИ на первый план выступает организация практического опыта и проблемное общение взрослого с р-ком по ходу игры. Для перехода к ролевому поведению, вновь усиливается значение совместных игр детей с воспитателем, демонстрируются разные ролевые отношения между играющими. На этапе развитой СРИ уменьшается роль обучающего воздействия пед-га. Возрастает значение игровой проблемной ситуации побуждая детей к активному познанию окружающей действительности, к решению игровых задач. Конкретное содержание пед. работы в пределах каждого компонента специфично на каждом этапе развития игры, но оно всегда должно быть органически связано с содержанием работы по другим компонентам. 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.