Умственное воспитание детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Умственное воспитание детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе

2019-11-18 215
Умственное воспитание детей дошкольного возраста в целостном педагогическом процессе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Умственное воспитание – пед. процесс, направленный на умственное развитие, с целью сообщения знаний, необходимых для адаптации к окружающему миру.

Интеллектуальное развитие - совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды.

Основная цель умственного воспитания — повышение общего уровня развития дошкольников (способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить).

В содержание умственного воспитания входит развитие интеллектуальных умений и навыков, вооб­ражения, восприятия, памяти, мышления.

Методы и формы умственного воспитания. Игровые, наглядные и словесные. Формы — это инструменты методов.

Наглядные методы соответствуют особенностям детского мышления.Наглядность в умственном воспитании — это не обязательно раздаточный материал, кубики, пазлы.

Наблюдение как форма словесного метода, дает возможность координировать восприятие, мышление, речь ребенка. Наблюдением взрослый учит ребенка выделять в предметах их существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи. Демонстративные приемы наглядных методов — это рассматривание картинок, предметов, орудий труда, иллюстраций, кинофильмов, видеоматериалов. Оно помогает детям изучить то, что в повседневной жизни они не видят.

Словесные методы всегда используются вместе с наглядными. Объяснение взрослого дает возможность уточнять наглядное восприятие. Рассказ как форма словесного метода представляет собой эмоциональное и образное изложение событий, которое базируется на фактическом материале.

Практические методы используются для формирования умений ребенка, углубления его знаний. Они применяются педагогами в тесной связи со словесными и наглядными методами. Чаще используются в старшем дошкольном и школьном возрасте. Их формами бывают упражнения, игры, эксперименты. 

Средства умственного воспитания:

1-игра – Закрепление того, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого. В игре формируются и познавательные интересы детей; 2-труд (каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. 3-конструктивная деятельность (конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов); 4-изобразительная деятельность (в процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и так далее); 5-обучение (наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью).

В дошк.возрасте формируется общий метод умственной деятельности. Он заключается в развитии умений принять или поставить задачу, отобрать способы решения, проверить и оценить результаты. Эти умения формируются под руководством взрослого в процессе обучения.

К концу дошк.возраста познавательный интерес становится мотивом их познавательной, а затем и учебной деятельности. Основными педагогическими условиями формирования познавательных интересов являются:

1) организация разнообразной деятельности (продуктивной, игровой, учебной, общения);

2) расширение и углубление знаний;

3) успешное овладение детьми общими и специальными навыками умственной деятельности. По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания;

4) включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи приводит к активизации умственной деятельности;

5) формирование у детей общего метода умственной деятельности;

6) формирование общего метода умственной деятельности обеспечивает и решение следующей задачи — приучение детей к умственному труду, формирование умственной работоспособности.


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.