Формирование синтаксической стороны речи — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Формирование синтаксической стороны речи

2019-11-11 335
Формирование синтаксической стороны речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия и термины по теме: словообразование, синтаксис.

План изучения темы:

1. Формирование способов словообразования.

2. Формирование синтаксической стороны речи.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

В словообразовании.

Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).

Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).

Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).

Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).

В синтаксисе.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Содержание программных требований по возрастным группам мы раскроем одновременно с изложением методики формирования грамматически правильной речи.

 

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Какие способы словообразования в русском языке вы знаете?

2. Какими способами необходимо обучать детей связывать слова в словосочетания и предложения?

 

Практические занятия: 4 ч.

Практическое занятие № 11

Тема: Обучение дошкольников рассуждениям, доказательствам и объяснениям.

1. Сущность рассуждения, его признаки, структура.
2. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста (по исследованиям).

3. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.

Рекомендуемая литература:

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И.Яшина. — М., 2000.
Гербова В. В. Составление описательных рассказов //Дошкольное воспитание.— 1981.—I9.
Гризик Т. И. Обучение детей описыванию о предметов / дошкольное воспитание. — 1989. — З 5.
Эрожевская А. А.
Обучение монологам-описаниям // дошкольное воспитание. — 1986. — Г”4 12.
Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин 1/ дошкольное воспитание. 1987. — I 12.
Смольникова Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольцикова, О. С. Ушакова 1/Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1990.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Шадрина Л. Г. Пути развития связной речи младших дошкольников /1 Проблема изучения речи дошкольника. — М., 1994.

 

Практическое занятие № 12

Тема: Развитие фонетической стороны речи детей. Формирование у дошкольников объяснительной речи.

1. Теоретические основы формирования у детей связных высказываний типа рассуждений.
2. Особенности рассуждений детей старшего дошкольного возраста.
3. План работы по обучению детей рассуждениям.
Задания:
1. Проведите мини-исследование:
а) понаблюдайте за речевым общением педагога с детьми и дошкольников друг с другом в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов, выявите наличие высказываний типа рассуждений, обратите внимание на частоту их употребления;
б) побеседуйте с двумя-тремя детьми о любимой игрушке: «Какая твоя любимая игрушка?, «Почему она любимая?)> Проанализируйте ответы дошкольников (структура рассуждения, количество приведенных аргументов, их доказательность, языковые средства);
в) предложите детям отгадать загадку с целью выявления характера аргументации при доказательстве.
Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
2. Разработайте план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассуждениям.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. 14.Яшина. — М., 2000.
Блонский II. 17. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. — 1964. — I З.
Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном Возрасте // до- школьное воспитание. — 1947. — ГЧ 8.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. — М., 1985.
ЛурияА.Р.
Речь и мышление/А. Р.Лурия. — М., 1976.
Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. [Раздел Рассуждение] / О.А.Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.
Пиаже Ж Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. СП6., 1997.
Яшина В. Я. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И.Яшина. — М., 1999.


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.