Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2019-11-11 | 335 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Основные понятия и термины по теме: словообразование, синтаксис.
План изучения темы:
1. Формирование способов словообразования.
2. Формирование синтаксической стороны речи.
Краткое изложение теоретических вопросов:
В словообразовании.
Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы).
Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться).
Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник).
Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направления движения (ехал – поехал – выехал).
В синтаксисе.
Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
|
Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.
Содержание программных требований по возрастным группам мы раскроем одновременно с изложением методики формирования грамматически правильной речи.
Лабораторные работы – не предусмотрено.
Задания для самостоятельного выполнения:
1. Какие способы словообразования в русском языке вы знаете?
2. Какими способами необходимо обучать детей связывать слова в словосочетания и предложения?
Практические занятия: 4 ч.
Практическое занятие № 11
Тема: Обучение дошкольников рассуждениям, доказательствам и объяснениям.
1. Сущность рассуждения, его признаки, структура.
2. Особенности рассуждений, доказательств детей дошкольного возраста (по исследованиям).
3. Методика обучения дошкольников высказываниям типа рассуждений.
Рекомендуемая литература:
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И.Яшина. — М., 2000.
Гербова В. В. Составление описательных рассказов //Дошкольное воспитание.— 1981.—I9.
Гризик Т. И. Обучение детей описыванию о предметов / дошкольное воспитание. — 1989. — З 5.
Эрожевская А. А. Обучение монологам-описаниям // дошкольное воспитание. — 1986. — Г”4 12.
Смирнова Е.А. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин 1/ дошкольное воспитание. 1987. — I 12.
Смольникова Н. Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Смольцикова, О. С. Ушакова 1/Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1990.
Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М., 2001.
Шадрина Л. Г. Пути развития связной речи младших дошкольников /1 Проблема изучения речи дошкольника. — М., 1994.
|
Практическое занятие № 12
Тема: Развитие фонетической стороны речи детей. Формирование у дошкольников объяснительной речи.
1. Теоретические основы формирования у детей связных высказываний типа рассуждений.
2. Особенности рассуждений детей старшего дошкольного возраста.
3. План работы по обучению детей рассуждениям.
Задания:
1. Проведите мини-исследование:
а) понаблюдайте за речевым общением педагога с детьми и дошкольников друг с другом в разных видах деятельности и при выполнении режимных моментов, выявите наличие высказываний типа рассуждений, обратите внимание на частоту их употребления;
б) побеседуйте с двумя-тремя детьми о любимой игрушке: «Какая твоя любимая игрушка?, «Почему она любимая?)> Проанализируйте ответы дошкольников (структура рассуждения, количество приведенных аргументов, их доказательность, языковые средства);
в) предложите детям отгадать загадку с целью выявления характера аргументации при доказательстве.
Обобщите полученные результаты, сделайте выводы.
2. Разработайте план работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассуждениям.
Рекомендуемая литература
Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. 14.Яшина. — М., 2000.
Блонский II. 17. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии. — 1964. — I З.
Запорожец А. В. Развитие рассуждений в дошкольном Возрасте // до- школьное воспитание. — 1947. — ГЧ 8.
Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. — М., 1985.
ЛурияА.Р. Речь и мышление/А. Р.Лурия. — М., 1976.
Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи. [Раздел Рассуждение] / О.А.Нечаева. — Улан-Удэ, 1974.
Пиаже Ж Суждение и рассуждение ребенка / Ж. Пиаже. СП6., 1997.
Яшина В. Я. Особенности связных высказываний типа рассуждений детей 6 лет // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М. М. Алексеева, В. И.Яшина. — М., 1999.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!