Тема 5.4 Овладение синтаксической стороной речи — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Тема 5.4 Овладение синтаксической стороной речи

2019-11-11 557
Тема 5.4 Овладение синтаксической стороной речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные понятия и термины по теме: синтаксис, сложные предложения.

План изучения темы:

  1. Овладение синтаксической стороной речи.

 

Краткое изложение теоретических вопросов:

 

Данные об особенностях овладения синтаксической стороной речи имеются в работах Н.А. Рыбникова, А.Н. Гвоздева, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, В.И. Ядэшко.

На первых порах в речи детей появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. По данным Н.П. Серебренниковой, переход к предложению возможен при условии, если ребенок накопил 40 – 60 слов.

В период от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес. появляются двухсловные предложения (неполные простые), представляющие сознательную конструкцию, где каждое слово обозначает предмет или действие. К двум годам наблюдается трех- и четырехсловные предложения – начало овладения простым распространенным предложением. Около 1 года 9 мес. появляются предложения с однородными членами. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребенок достигает в пять с половиной лет.

Первые сложные бессоюзные предложения появляются в 1 год 9 мес., с 2-3 лет – наблюдаются сложные предложения с союзами. Обычно сложное предложение включает в себя два простых. Сочинительные и подчинительные союзы усваиваются параллельно.

Вначале дети пользуются простыми по структуре предложениями, впоследствии усваивают более сложные конструкции. Наличие сложных предложений свидетельствует об усложняющихся связях (причинных, временных и др.) между отдельными представлениями.

Дети четвертого года жизни в обычном общении редко пользуются сложными предложениями. Структура употребляемых ими предложений проста, общее количество невелико и мало увеличивается с возрастом: на четвертом году – 8 %, на пятом – 11 %, на шестом – 17 % (данные В.И. Ядэшко). В достаточной степени легко дети пользуются сложносочиненными предложениями: Мы с бабушкой дома остались, а они поехали по своим делам (4 года 5 мес.). более распространенными, с однородными членами, становятся предложения, входящие в состав сложного: Он уснул у реки, а коза пришла, разрезала волку брюхо, потом положила кирпичи и зашила (4 года 9 мес.).

Содержание и форма СПП на пятом году жизни усложняются. Используются придаточные предложения времени, причины (Он не ходил на работу, потому что у нас был выходной), места (Где машины военные были, там был салют).

Редко встречаются предложения с придаточными:

1) Определительными: Далеко-далеко стояли пушки закрытые, которые салют пускали (5 лет);

2) Условными: Если съесть, Маша будет плакать (4 года 4 мес.);

3) Цели: Идите в лес и принесите травки, чтоб она у вас была живая (5 лет).

В старшем возрасте дети умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами: Она бросила иголку, а не воткнула.

Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении:

1) На первое место ставится наиболее важное для ребенка слово: «Куклу мама принесла»;

2) Вопросительное предложение начинается с того, что для ребенка важнее: «Заплакала Маша почему?»;

3) Дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?», отвечают: «Почему что…»

Неправильно иногда оформляется союзная связь:

1) Опускается союз или часть союза: «Вот еще лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»;

2) Один союз заменяется другим: «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надела теплую шубу, почему что на улице холодно»;

3) Союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тети Тамары, смотрим – салют».

 

Лабораторные работы - не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

  1. Перечислите особенности овладения синтаксической стороной речи детей разных возрастов.

 

Практические занятия: 4 ч.

Практическое занятие № 7

Тема: Теоретические основы развития связной речи у дошкольников.

1. Особенности развития связной речи детей младшей (средней, старшей) группы

Можно подготовить доклады, раскрывающие указанную проблему по возрастным группам. Может быть представлен один доклад, исследующий динамику развития связной речи у детей от младшей до старшей группы (на основе полученных экспериментальных данных). Во всех докладах необходимо выявить уровни развития связной речи, показать их изменения по группам. В сообщении должны быть вскрыты причины отставания или опережения детей в развитии связной речи, намечены конкретные рекомендации к совершенствованию работы с детьми.

2. Педагогические условия для развития связной речи детей, созданные в детском саду.

Рекомендуемая литература:

Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Арушанова А. Г. Задачи и формы организации обучения // дошкольное воспитание. — 1994. — Г’ 1.
Котырло В. К Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников / В. К. Котырло, Т. В.Дудкевич // Вопросы психологии. 1991. —!“4 2.
Макеева Т Сам себе педагог, или о том, как важно воспитателю видеть в ребенке партнера по обучению // Дошкольное воспитание. — 1995. — 1”4ё 12.
Михайленко Н. дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // дошкольное воспитание. — 1992. — ЗЧ 5, 6.

Практическое занятие № 8

Тема: Развитие диалогической речи у детей

1. Сущность диалога, его значение для развития речи и освоения норм речевого общения.
2. Особенности диалогической речи детей дошкольного возраста (по исследованиям).
3. Задачи обучения диалогической речи дошкольников,
4. Методика обучения диалогической речи детей дошкольного возраста (сообщения студентов).
5. По программе <‘Истоки» проследите усложнение задач развития диалогической речи в разных возрастных группах.
6. Подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
— разговор воспитателя с детьми как метод формировании диалогической речи;
— роль дидактических игр в развитии диалогической речи детей;
— роль игры-драматизации в развитии диалогической речи дошкольников;
— использование речевых ситуаций в процессе развития диалогической речи дошкольников.

Рекомендуемая литература:

  Алексеева М. М. Методика развития речи и обучению родному языку дошкольников/ М. М.Алексеева, В. И. Яшина. — М., 2000.
Арушанова А. Г. Задачи и формы организации обучения // дошкольное воспитание. — 1994. — Г’ 1.
Котырло В. К Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников / В. К. Котырло, Т. В.Дудкевич // Вопросы психологии. 1991. —!“4 2.
Макеева Т Сам себе педагог, или о том, как важно воспитателю видеть в ребенке партнера по обучению // Дошкольное воспитание. — 1995. — 1”4ё 12.
Михайленко Н. дошкольное образование: ориентиры и требования к обновлению содержания / Н. Михайленко, Н. Короткова // дошкольное воспитание. — 1992. — ЗЧ 5, 6.

 

Тема 5.5 Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны

Речи у детей.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.