Основы культуры общения медицинского работника — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основы культуры общения медицинского работника

2019-11-11 270
Основы культуры общения медицинского работника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внешняя культура м/р и студента. Клинический опыт убеждает, что ваш успех врачевания зависит не только от профессионального мастерства м/р, но и от таланта общения с больными, с их родственниками, с коллегами, от этического и эстетического воспитания, внутренней и внешней культуры. На жизненном пути м/р умение иметь дело с людьми - самая главная наука. Решающим и определяющим фактором клинической работы является не методика исследования (пусть и богато оснащенная техникой), а культура собственной личности м/р. Только повышение этой культуры может привести к повышению качества врачебной продукции.

Культура общения м/р, педагога и студента зависит от многих факторов: профессионального мастерства, нравственных потенциалов, форм и способов общения. Общепринято рассматривать следующие виды общения. Анонимное общение - взаимодействие между незнакомыми людьми, то есть любые временные связи. Они встречаются, вступают во взаимоотношение друг с другом и расходятся. Они анонимны, безымянны по отношению друг к другу. Формально-ролевое общение предполагает различной продолжительности связи между людьми, которым присущи определенные роли (например, преподаватель и студент, врач и больной и др.), служебные отношения. Неформальное общение представляет собой всевозможные личностные контакты за пределами официальных отношений сослуживцев, членов каких-либо организаций.

Функции общения многообразны: информационно-коммуникативная (функция приема-передачи информации); регуляционно-коммуникативная функция – суть ее заключается в регулировании поведения "субъект-субъект", формировании цели, мотивов, программы поведения, взаимных стимуляций и контроля; аффективно-коммуникативная функция предполагает воздействие через эмоциональную систему, эмоциональное напряжение. Часто эти функции общения пересекаются, интегрируются, дополняя друг друга.

Опыт учит (experientia docet), что в реализации всех перечисленных функций общения м/р, преподавателя и студента вуза первостепенная роль отводится элементарным правилам этикета, внешней культуре, в частности, культуре приветствия.

По манере здороваться с больными, можно судить о нашей общей и профессиональной культуре. Поэтому, мне кажется не излишним разговор по далеко не всегда идеально решаемой проблеме общения с больными. Мы, стражи здоровья, должны и делом, и словом оправдывать свое высокое предназначение.

Нельзя не согласиться с В. Леви, утверждающим, что слово «личность» имеет корень «лицо». Начав с лица, мы сразу очутились на пересечении индивидуальности и механизмов обще­ния. Лицо было и всегда остается самой открытой и загадоч­ной психологической книгой — зеркалом ума, чести, чувств, воли человека, духовных качеств (1980).

Жесты, позы каждого нашего коллеги должны быть интеллектуальными, этичными, красивыми, эстетически выразительными. Это тем более важно, что изящные манеры, грация, мягкость и утонченность сами по себе свидетельствуют о стремлении быть приятным людям, и, следователь­но, об уважении к ним. Логично, что жест м/р и студента должен быть тщательно продуманным, отрепетированным, согретым внутренним те­плом, ясным, недвусмысленным. Такие жесты, движения мо­гут достойно конкурировать по своему действию с самыми лучшими седативными препаратами. Во всех оттенках поведе­ния м/р, медсестры, студента в каждой позе должны выра­жаться корректность, естественная непринужденность и соот­ветствие обстановке. В манере держаться должна чувствоваться внутренняя дисциплина. Итак, жесты, позы, осанка м/р и студента должны быть выразительны, точны, логичны, этичны, эстетичны, движения головы, рук, ног, всего корпуса—понятны и естественны.

М/р и студентам нельзя упускать из виду значение врачующих рук, несущих больному огромную профессиональную, этическую и эстетическую информацию. Эту прописную истину мы нередко забываем.

Действительно, хорошо известно, что одни и те же по объему и цели пальпация, перкуссия, перевязки, всевозможные пункции, инъекции м/р и студента бывают очень болезненными, малоболезненными и безболезненными.

К числу целительных свойств рук м/р и студента относятся профессиональные, этические, эстетические качест­ва: ласковые, умные, слушающие, чистые (стерильные), теп­лые. Эти руки должны быть внутренне собранными, сильны­ми, уверенными, деликатными, обладать анестезирующим свойством. Заметьте, все эти характеристики понятны каждо­му, кого касаются врачующие руки.

Общеизвестно, что слово «косметика» греческого происхож­дения. Оно означает искусство украшать, означает и вещест­ва, применяемые для ухода за кожей тела, лица.

Восхищает гений Гиппократа. В его трудах можно най­ти ценные советы и наставления в области косметики для врачей всех времен и народов: «Врачу прилично держать се­бя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающи­ми мазями, ибо все это необыкновенно приятно для больных».

Одежда жрецов древних цивилизаций, выполняющих и роль врачей, была подчеркнуто белой. Белое одеяние было символом, атрибутом чистоты и исповедальности судьбы.

Воздавая должное с позиций больного белому халату медсестры.

По одежде судят и о нашей культуре. Нам же известно, что в поня­тие «культура» входят не только глубина образования, просвещения, но и моральный уровень, включая и эстетические, нравственные аспекты одежды.

Культура речи м/р и студента. Основатель российской хирургии Н.И.Пирогов (1810-1881) призывал своих коллег, врачей «помнить, что дар слова есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств. Но для достижения этой цели необходимо воспитателю орудовать даром слова так, чтобы он употреблялся им не для одного только осмысления, приобретаемого наглядностью материала, а также и для воздействия на другие, более глубокие впечатления души, скрывающиеся под наплывом внешних ощущений» (1962, т.8, с.141). Наши современники также придают большое значение искусству речи, беседы врачей, поскольку слово обладает огромными семантическими, прагматическими, фонетическими функциями.

Известно, что семантика (от греч. simantikos – обозначающий) изучает значение слова, т.е. его смысловую, содержательную характеристику. Прагматическое свойство языка (от греч. pragma-действие, практика) – это яркость, эмоциональность, многоцветность, энергичность звучания слова, показывающие характер и меру воздействия на собеседника.

Чрезвычайно важны фонетические качества речи (темп, высота звучания, акценты, интонация и др.). Интонацию с полным правом называют душой слова, тонко передающей суть настроения человека. Несколько замечаний о скорости речи. Общеизвестно, что скорость изложения мысли может быть резко или умеренно замедленной, быстрой или очень быстрой. При этом крайние варианты могут раздражать, возмущать, так как мысли говорящего собеседник не воспринимает или воспринимает с большим трудом. Таким образом, для лучшего восприятия информации беседующие должны иметь близкие показатели скорости речи и мышления. В противном случае информация может восприниматься в неполной или искаженной форме. Недоразумение возникает и при аритмичной речи.

Непросто решаются вопросы акцентологии, науки об ударении. Как утверждает К.С.Станиславский, ударение в слове, предложении, попавшее не на свое место, искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить ее. Теперь же, увы, в больницах редко услышишь, что «операция произведена» или «больной переведен в другое отделение» с правильным ударением на последнем слоге. Неправильным ударением постоянно искажаются слова: тошнота, волокна, алкоголь, диспансер, коклюш, умерший и многие другие слова.

К дефектам речи следует отнести и манеру глотать начало, конец или середину слова.

Таким образом, в общении студента и м/р, как ни в какой иной сфере общения людей, значима не только семантическая, прагматическая, но и фонетическая миссия слова.

Под термином «юмор» С.И.Ожегов понимает «беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь», под словом «шутка» - то, что говорят или делают не всерьез, ради развлечения, веселья» (1968, с.896,836).

Опыт каждого из нас позволяет ответить: над кем - чем можно смеяться, шутить. К предметам шутки можно отнести немотивированную злобу, неразговорчивость, замкнутость, излишнюю серьезность, чрезмерную болтливость, нелепую мнительность. Вместе с тем, не следует смеяться, шутить над особенностями болезни или физическими недостатками, низким уровнем развития интеллекта собеседника, неурядицами его семейной жизни, т.е. над всем, что может оскорбить человека, вызвать негативную психо-эмоциональную реакцию, стать причиной отчуждения, неприязни, враждебности.

Цель беседы с коллегами и больными – точно передать информацию, понятную собеседнику. К сожалению, в нашем разговорном языке много шелухи – вульгаризмов и слов-паразитов, жаргонизмов. С этим нельзя не бороться нам, наследникам «великого, могучего, правдивого и свободного» русского языка.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.