ТЕМА: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

ТЕМА: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

2019-11-11 311
ТЕМА: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

РАССМОТРЕНО                                                          УТВЕРЖДЕНО

на заседании ЦМК                                                        зам. директора по УР     

________________                                                        Корнева Н. М.

«___»___________                                                        __________________

протокол № _____                                                        «___»_____________  

 

                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

   

 

 

По дисциплине биомедицинская этика

Специальность   34.02.01  Сестринское дело

(очной-заочной формы обучения)

Тема: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики

 

 

Составила: преподаватель

дисциплины «Биомедицинская этика»

Ткаченко Оксана Владимировна

 

 

г. Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Алгоритм работы                                      2 стр.

2. Тема                                                                     3 стр.

3. Продолжительность занятия                            3 стр.

4. Место проведения занятия                               3 стр.

5..Цели занятия                                                     3 стр.

6. Оснащение занятия                                           3 стр.

7. Литература для студентов                                3 стр.

8. Содержание темы                                              4 стр.

9. Дидактический материал                                  11 стр.

 


АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ:

1. Запишите тему, цели занятия в тетрадь для семинарских занятий. 3 стр.

2. Ознакомьтесь с оснащением занятия и литературой.                               3 стр.

3. Ознакомитесь с теоретическим материалом семинарского

занятия и запишите теоретическую часть в тетрадь                             4 стр.

4. Используя помощь преподавателя, закрепите изученный материал.

5. Запишите домашнее задание.                                                                     6 стр.

6. Запишите в тетрадь вопросы для самоподготовки.                         11 стр.

7. Ответьте на тестовые задания для закрепления материала                     11 стр.


ТЕМА: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

Продолжительность занятия – 180 минут:

                                        

Место проведения занятия: учебная комната.

Цели занятия: Изучить определения биоэтики, достижения медицины и биологии, предшествовавшие формированию биоэтики как науки, ее место и значение в медицине, ее роль в решении повседневных задач медицинского работника, основные направления развития биоэтического образования.

 

Образовательная цель (обучающая): Обучить студентов основным направлениям развития биоэтики, задачам биомедицинской этики, ее роль в решении каждодневных проблем медицинского работника, проблем, возникших при развитии новых биомедицинских технологий (репродуктивные, трансплантология, клонирование органов и систем).

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

2. права и моральные обязательства современного медицинского работника;

3. ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. формировать, и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

2. использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Оснащение занятия: лекционный материал, таблицы учебники по дисциплине «Биоэтика», методические разработки по темам учебных занятий.

 

Список литературы для преподавателя:

                       Основная:

1. Хрусталёв Ю.М./Введение в биомедицинскую этику – 1-е издание// Учебное пособие. М., «Академия». – 2010. – 224 с.

2. Хрусталёв Ю.М./ От этики до биоэтики// Учебник. – Ростов-на-Дону «Феникс». – 2010. – 446 с.

3. Лопатин П.В., Карташова О.В. / Биоэтика// Учебник 4-е издание. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2010. – 270 с.

                        Дополнительная:

1. Базовая учебная программа по биоэтике ЮНЭСКО. Раздел 1: Учебный план. Программа этического образования. Редактор русской версии Б. Юдин. – Париж. 2006. 68 с.

2. Хрусталев Ю.М. /Философия науки и медицины// Учебник. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2009. – 784 с.

3. Филиппов О.С. и др. /Этические проблемы в акушерстве и гинекологии // Учебное пособие. – КрасГМА, «Версо» Красноярск – 2004. – 100 с.

 

Рекомендуемая литература для студентов:

                        Основная:

1.  Хрусталёв Ю.М./Введение в биомедицинскую этику – 1-е издание// Учебное пособие. М., «Академия». – 2010. – 224 с.

                        Дополнительная

1. Хрусталев Ю.М. /Философия науки и медицины// Учебник. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2009. – 784 с.

2. Филиппов О.С. и др. /Этические проблемы в акушерстве и гинекологии // Учебное пособие. – КрасГМА, «Версо» Красноярск – 2004. – 100 с.


Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики

Медицинская этика - это наука изучающая моральную сторону

Деятельности медработников, их моральные отношения и

И глубоко страдающего человека. Долг медсестры заключается не просто в освоении сестринского дела, а в постижении всех его граней; не просто в выполнении своих должностных обязанностей, а в стремлении их выполнения наилучшим образом; не просто в выполнении врачебных назначений, а в приложении всех сил, знаний и умений для их реализации.

От понятия долга неотделимо понятие «честь».

3. Честь - общественная значимость личности, её стремление поддерживать свою репутацию, добрую славу о себе, т. е., своё достоинство.

Достоинство

Честь и достоинство медработника:

- Осознание общественной значимости своей профессии.

- Профессиональная гордость.

- Высокая квалификация.

- Стремление к нравственному совершенствованию. С чувством долга, чести и

достоинства тесно связана следующая категория

5. Совесть - сознание моральной ответственности за своё поведение, оценка своих мыслей, чувств, поступков в соответствии с действующими в обществе нравственными нормами.

6. Ответственность — сознательное выполнение требований при исполнении своих   обязанностей.

7. Счастье - определяет уровень физического и психического комфорта личности. Счастье зависит от многих факторов, среди которых определяющим является хорошее здоровье.

Этические нормы и принципы медицинской деятельности.

1. Высокий гуманизм: важнейший принцип медицинской этики. Гуманизм (человеколюбие)- мировоззрение, рассматривающее человека, как величайшую ценность из всех ценностей мира, защищающие его достоинство и право на социальное благополучие, здоровье и счастье.

Основоположниками гуманизма были Гомер и Гиппократ. Они ещё до нашей эры исповедовали идеи гуманности, так Гиппократ говорил:» В какой бы дом я не вошёл, я войду туда для пользы больного».

Основой медицинского гуманизма являются общечеловеческие нормы нравственности. Одна из таких норм - сочувственное отношение к боли, сострадание несчастью другого человека.

2. Интернационализм - мед работник не имеет права отказать в медицинской помощи человеку, другой с ним национальности. Он также должен уважать национальную гордость и чувства своих коллег.

3. Коллективизм - коллективная ответственность за результаты своей работы, взаимопомощь, требовательность к себе и другим, отсутствие нездоровой конкуренции, нетерпимое отношение к проявлениям бюрократизма, «круговой поруке».

4. Принцип «не вреди», Гиппократ: «Должно обращать внимание, что бы всё что применяется, приносило пользу». То есть, если в чём-либо не уверен, лучше не делать, чем сделать на авось и причинить вред больному.

Требования этикета к личности медработника.

Он должен обладать следующими качествами:

1. Профессиональные качества. Высокий профессионализм - дело чести и достоинства каждого медработника.

2. Моральные и этические:

Честность.

Вежливость.

Терпение

Внимательность

Сострадательность

Скромность

Доброжелательность.

3. Эстетические:

- Аккуратность, опрятность.

4. Интеллектуальные:

Эрудированность. Наблюдательность. Логичность. Владение речью.

Требования этикета к коллективу медработников:

1. Соблюдение взаимной вежливости. Это, прежде всего, касается необходимости приветствовать друг друга, избегая фамильярности. Умению слушать и если возникнет необходимость возразить, делать это нужно спокойно, без грубости и личных выпадов.

2. Соблюдение субординации. Беспрекословное подчинение младшего по должности, старшему. В то же время по отношению к младшему не должно быть высокомерия, чёрствости, бездушия, заносчивости.

3. Бережное отношение к авторитету своих коллег.

- недопустимо в присутствии больных высказывать критические замечания по поводу диагностических или лечебных процедур,

пренебрежительно отзываться о личных и профессиональных качествах коллег.

- Контролировать работу подчиненных необходимо тактично, ненавязчиво. Если возникает необходимость сделать замечание, сделать это нужно тактично, открыто (не за глаза), в отсутствии больных.

- Не надо считать зазорным поучиться у более опытного, но младшего по должности коллеги.

 

4. Требовательность. При обнаружении не добросовестного отношения к больному, не допустимо замалчивать этот факт из чувства «ложного товарищества».

5. Неприкосновенность рабочего времени медсестры. Медсестра на работе не должна заниматься посторонними делами ни сама, ни по воле других лиц.

6. Единство действий врача и медсестры. Медсестра должна докладывать врачу о всех изменениях в состоянии больного, отказе от лечения, диагностических процедур и прочие.

7. Коллегиальность. Совместное решение возникающих в процессе лечения вопросов.

 

Клятва Флоренс Найтингейл

Основные принципы сестринской этики и деонтологии отражены в клятве, которую дают выпускники сестринских школ во многих странах.

«Перед Богом и перед лицом собравшихся я торжественно обещаю вести жизнь, исполненную чистоты, и честно выполнять свои профессиональные обязанности.

Я буду воздерживаться от всего ядовитого и вредного и никогда сознательно не использую и не назначу лекарства, могущего принести вред.

Я сделаю все, что в моих силах, чтобы поддерживать и повышать уровень моей профессии. Я буду держать в секрете всю личную информацию, которая окажется в моем распоряжении во время работы с пациентами и их родными.

Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя неустанной заботе о благополучии всех вверенных моей заботе».

 

Домашнее задание:

1. Выучить материал лекции и семинарского занятия №1 «Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики», ответить на контрольные вопросы.

2. Повторить материал лекции №2 «Основы культуры общения медицинского работника».

3. Написать эссе на одну из предложенных тем, подготовить к защите: «Конфликты в коллективе. Пути решения и предупреждения», «Этический медицинский кодекс», «Модели поведения медицинских работников».

 

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение биомедицинской этики.

2. Назовите основателя биоэтики.

3. Назовите основные события второй половины XX века, предшествовавшие развитию биоэтики как науки.

4. Расскажите об опыте биомедицинского образования в США, Канаде, Латинской Америке, Европе, России.

5. Назовите основные направления развития биомедицинского образования в России.

6. Какой ключевой этический принцип отличает биоэтику?

7. Какие общественные структуры существуют в здравоохранении для разрешения этических противоречий в медицинской и исследовательской практике?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Тестовые задания

1. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) возрастом (количество прожитых лет)

2) психической и физической полноценностью

3) расовой и национальной принадлежностью

4) финансовой состоятельностью

5) уникальностью и неповторимостью личности

2. К общецивилизационным основаниям биоэтического знания не относятся факторы:

1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых

биомедицинских технологий

2) демократизация общественных отношений

3) ценностно-мировоззренческий плюрализм

4) международная деятельность Совета Европы

5) экспериментальный характер современного медицинского знания

 

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

РАССМОТРЕНО                                                          УТВЕРЖДЕНО

на заседании ЦМК                                                        зам. директора по УР     

________________                                                        Корнева Н. М.

«___»___________                                                        __________________

протокол № _____                                                        «___»_____________  

 

                           

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

   

 

 

По дисциплине биомедицинская этика

Специальность   34.02.01  Сестринское дело

(очной-заочной формы обучения)

Тема: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики

 

 

Составила: преподаватель

дисциплины «Биомедицинская этика»

Ткаченко Оксана Владимировна

 

 

г. Красноярск

СОДЕРЖАНИЕ

1. Алгоритм работы                                      2 стр.

2. Тема                                                                     3 стр.

3. Продолжительность занятия                            3 стр.

4. Место проведения занятия                               3 стр.

5..Цели занятия                                                     3 стр.

6. Оснащение занятия                                           3 стр.

7. Литература для студентов                                3 стр.

8. Содержание темы                                              4 стр.

9. Дидактический материал                                  11 стр.

 


АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ПОСОБИЕМ:

1. Запишите тему, цели занятия в тетрадь для семинарских занятий. 3 стр.

2. Ознакомьтесь с оснащением занятия и литературой.                               3 стр.

3. Ознакомитесь с теоретическим материалом семинарского

занятия и запишите теоретическую часть в тетрадь                             4 стр.

4. Используя помощь преподавателя, закрепите изученный материал.

5. Запишите домашнее задание.                                                                     6 стр.

6. Запишите в тетрадь вопросы для самоподготовки.                         11 стр.

7. Ответьте на тестовые задания для закрепления материала                     11 стр.


ТЕМА: Теоретические основы биомедицинской этики. Основные этические теории и принципы биомедицинской этики.

Продолжительность занятия – 180 минут:

                                        

Место проведения занятия: учебная комната.

Цели занятия: Изучить определения биоэтики, достижения медицины и биологии, предшествовавшие формированию биоэтики как науки, ее место и значение в медицине, ее роль в решении повседневных задач медицинского работника, основные направления развития биоэтического образования.

 

Образовательная цель (обучающая): Обучить студентов основным направлениям развития биоэтики, задачам биомедицинской этики, ее роль в решении каждодневных проблем медицинского работника, проблем, возникших при развитии новых биомедицинских технологий (репродуктивные, трансплантология, клонирование органов и систем).

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

1. основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;

2. права и моральные обязательства современного медицинского работника;

3. ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1. формировать, и аргументировано отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;

2. использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения.

Оснащение занятия: лекционный материал, таблицы учебники по дисциплине «Биоэтика», методические разработки по темам учебных занятий.

 

Список литературы для преподавателя:

                       Основная:

1. Хрусталёв Ю.М./Введение в биомедицинскую этику – 1-е издание// Учебное пособие. М., «Академия». – 2010. – 224 с.

2. Хрусталёв Ю.М./ От этики до биоэтики// Учебник. – Ростов-на-Дону «Феникс». – 2010. – 446 с.

3. Лопатин П.В., Карташова О.В. / Биоэтика// Учебник 4-е издание. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2010. – 270 с.

                        Дополнительная:

1. Базовая учебная программа по биоэтике ЮНЭСКО. Раздел 1: Учебный план. Программа этического образования. Редактор русской версии Б. Юдин. – Париж. 2006. 68 с.

2. Хрусталев Ю.М. /Философия науки и медицины// Учебник. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2009. – 784 с.

3. Филиппов О.С. и др. /Этические проблемы в акушерстве и гинекологии // Учебное пособие. – КрасГМА, «Версо» Красноярск – 2004. – 100 с.

 

Рекомендуемая литература для студентов:

                        Основная:

1.  Хрусталёв Ю.М./Введение в биомедицинскую этику – 1-е издание// Учебное пособие. М., «Академия». – 2010. – 224 с.

                        Дополнительная

1. Хрусталев Ю.М. /Философия науки и медицины// Учебник. – М.: ГЕОТАР-Медиа. – 2009. – 784 с.

2. Филиппов О.С. и др. /Этические проблемы в акушерстве и гинекологии // Учебное пособие. – КрасГМА, «Версо» Красноярск – 2004. – 100 с.



Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.098 с.