Объект психологического исследования. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Объект психологического исследования.

2019-11-11 239
Объект психологического исследования. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Экспериментальная выборка

Психологические аспекты экспериментальной выборки представляют собой объект исследования.

В качестве выборки может выступать один человек или группа испытуемых. Одиночный испытуемый в качестве объекта экспериментального воздействия используется в ситуациях, во-первых, когда индивидуальными различиями можно пренебречь или исследование велико по объему и требуется множество экспериментальных проб (типичный представитель). Во-вторых, когда испытуемый является уникальным объектом (талантливый музыкант, художник, писатель, уникальный больной). В-третьих, когда от испытуемого требуется особая компетентность (специальная обученность, профессиональное мастерство). В-четвертых, когда повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Экспериментальная группа может комплектоваться по следующим схемам:

а) схема формирования экспериментальной и контрольной групп, которые распределяются по различным режимам эксперимента;

б) схема исследования одной группы в экспериментальном и контрольном режимах;

в) схема «парного дизайна», когда по итогам предварительного тестирования подбираются эквивалентные пары испытуемых с последующим распределением по режимам эксперимента;

г) «смешанная» схема, когда все группы распределяются по различным режимам эксперимента, то есть проверяется влияние независимой переменной на зависимую переменную в различных условиях.

Среди критериев формирования экспериментальной выборки наиболее значимыми являются: содержательный, эквивалентности и репрезентативности.

1. Содержательный критерий (критерий операционной валидности).

Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы. Например, обучаемость обычно исследуется на учениках школы или студентах вуза, дисциплинированность изучается на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).

Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть, необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную.

Например, при исследовании «тревожности» в ходе обучения необходимо подбирать группу примерно с равными интеллектуальными характеристиками (по IQ-тестам).

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (по возрасту, полу, образованию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно.

При формировании выборки используются следующие стратегии:

1. Рандомизация представляет собой распределение испытуемых по группам случайным образом. Впервые эту стратегию использовал в своих исследованиях Р.Фишер.

2. Парный отбор — составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем.

3. Парный отбор с последующей рандомизацией — это составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента. Кэмпбелл указывал, что это наиболее предпочтительный способ формирования экспериментальной выборки.

4. Стратометрический отбор представляет собой формирования групп при помощи рандомизации из различных социальных страт.

5. Приближенное моделирование экспериментальных групп есть приблизительная представленность в выборке характеристик популяции.

6. Репрезентативное моделирование применяется в форме конструирования структуры выборки в соответствии со структурой реальной популяции.

7. Привлечение реальных групп для проведения эксперимента производится, когда конструирование выборки осложнено организационно. В данных условиях в качестве экспериментальной и контрольной групп используются реальные социальные совокупности.

8. Привлечение добровольцев и принудительное участие испытуемых в качестве объектов эксперимента имеют ряд недостатков, которые «смещают выборку». В первом случае добровольно стремятся к участию в психологическом эксперименте люди, обладающие определенными «специфическими» характерологическими особенностями. Во втором — в ходе эксперимента имеет место «специфический» эмоциональный фон. И тот и другой варианты могут стать причиной артефактов.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.