Характеристика психологического эксперимента — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Характеристика психологического эксперимента

2019-11-11 456
Характеристика психологического эксперимента 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Характеристика психологического эксперимента

1. Определение психологического эксперимента

Экспериментальная психология предполагает применение системы частных методов и методик, которые должны основываться на принципе объективности, учете совокупности отношений исследуемого объекта с другими объектами, всестороннего развития и др. Представление психологом объекта исследования должно быть континуально, а не дискретно. То есть, основной задачей психолога должно быть вскрытие причинно-следственной связи между проявлением психологического качества и условиями, стадиями и особенностями его формирования. Прежде чем появится тот или иной яркий психологический феномен, должно возникнуть «силовое поле» новых психологических условий. Процесс формирования «силового поля» иногда ускользает от взора исследователя. И это, как нам кажется, недопустимо в ходе целостного психологического

исследования.

У В.М. Бехтерева эксперимент — один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимыми переменными точно измерять зависимые экспериментальные переменные.

Д. Кэмпбелл писал, что экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.

Основной задачей психологического экспериментального исследования является построение такой исследовательской ситуации, в которой становится доступным для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенных особенностей внутреннего психического явления. Причем задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или поступка обследуемых, исключая возможность проявления конкурирующих интерпретаций.

К позитивным особенностям экспериментального метода относятся: возможность исследователю самому вызывать изучаемое им явление; он может варьировать, изменять

условия, при которых протекает данное явление; эксперимент выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; исследование выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику.

Первоначальный вундовский психофизиологический эксперимент, заключавшийся в регистрации реакций испытуемых, сопутствующих психическим процессам, определил первые шаги экспериментальной психологии. Г.Эббингауз же направил эксперимент на изучение самого психического процесса в определенных объективных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса, а эксперимент стал методом изучения его внутренних закономерностей. По мысли Дж.Бреннан, именно Герман Эббингауз достоин звания основателя экспериментальной психологии.

Экспериментальная гипотеза

Планирование эксперимента начинается после выработки гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности.

Научная (исследовательская) проблема представляет собой осознанное противоречие между имеющимся знанием и неопознанной частью предмета исследования, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению на основе господствующей теории и поэтому возникает потребность в новом экспериментальном знании. В проблеме всегда присутствует два «компонента»: известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое противоречие.

Проблема может быть поставлена либо правильно, либо нет. Умение правильно поставить исследовательскую проблему чрезвычайно ценное качество исследователя. Искусству постановке научных проблем надо долго и систематически учиться. Чтобы им полностью овладеть, необходимо в совершенстве познать психологическую науку, быть знакомыми с ее историей, законами, которым она подчиняется в своем развитии. Как писал А.Герцен, задача университетов это «возбудить вопросы, научить спрашивать».

Проблема — становящееся знание, то есть что-то такое, которого еще нет и вместе с тем, которое уже есть, когда проблема разрешена.

Разрешение исследовательской проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремится получить в результате эксперимента психолог.

Экспериментальная гипотеза это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо психологического факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.

Гипотеза представляет собой форму развития психологического знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя определенную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.

По одной и той же проблеме может формулироваться несколько исследовательских гипотез, причем нередко диаметрально противоположных. Диаметрально противоположные гипотезы называются конкурирующими.

Проблема выбора из ряда конкурирующих гипотез достоверной связана с методологическими трудностями. И, прежде всего, с тем, что никакое число опытных подтверждений не гарантирует истинность гипотезы, а делает ее более правдоподобной.

Парадокс состоит в том, что конкурирующие гипотезы отражают присущие человеческому мышлению, природным явлениям, эмпирическим фактам противоречия, взаимоисключающие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объяснены на основе единой теоретической концепции.

В своем развитии гипотезы проходят три стадии.

Первая стадия — стадия вероятности гипотезы, когда идея, выдвигаемая автором, может иметь вероятность существования или правдоподобия более 50%.

На второй стадии — стадии обоснования гипотезы, происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений.

Третья стадия — стадия проверки гипотезы, определяется как процедура теоретической и практической апробации и экспериментального подтверждения/опровержения. В общем плане, если следствия из гипотезы соответствуют действительности, значит она подтверждается, принимается в качестве «истинной», в обратном случае гипотеза опровергается и ее считают ложной.

Исследователь при формировании гипотезы ориентируется наэкспериментально-теоретические подходы к структуре личности, группы, на объект исследования в целом.

На основе гипотезы определяется экспериментальная задача, то есть цель исследования в определенных экспериментальных условиях. Ее элементами могут быть:

· выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных групп);

· определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных);

· выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность измерительных средств);

· определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического, физического или иного воздействия);

· организация процедуры эксперимента (выбор плана или «дизайна» эксперимента);

· алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности;

· подбор методов обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных);

· определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы).

 

Экспериментальная выборка

Психологические аспекты экспериментальной выборки представляют собой объект исследования.

В качестве выборки может выступать один человек или группа испытуемых. Одиночный испытуемый в качестве объекта экспериментального воздействия используется в ситуациях, во-первых, когда индивидуальными различиями можно пренебречь или исследование велико по объему и требуется множество экспериментальных проб (типичный представитель). Во-вторых, когда испытуемый является уникальным объектом (талантливый музыкант, художник, писатель, уникальный больной). В-третьих, когда от испытуемого требуется особая компетентность (специальная обученность, профессиональное мастерство). В-четвертых, когда повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Экспериментальная группа может комплектоваться по следующим схемам:

а) схема формирования экспериментальной и контрольной групп, которые распределяются по различным режимам эксперимента;

б) схема исследования одной группы в экспериментальном и контрольном режимах;

в) схема «парного дизайна», когда по итогам предварительного тестирования подбираются эквивалентные пары испытуемых с последующим распределением по режимам эксперимента;

г) «смешанная» схема, когда все группы распределяются по различным режимам эксперимента, то есть проверяется влияние независимой переменной на зависимую переменную в различных условиях.

Среди критериев формирования экспериментальной выборки наиболее значимыми являются: содержательный, эквивалентности и репрезентативности.

1. Содержательный критерий (критерий операционной валидности).

Выборка должна соответствовать содержанию гипотезы. Например, обучаемость обычно исследуется на учениках школы или студентах вуза, дисциплинированность изучается на экспериментальной выборке военнослужащих и т.д.

2. Критерий эквивалентности испытуемых (критерий внутренней валидности).

Результаты выборки должны распространяться на каждого члена выборки, то есть, необходимо учитывать все значимые характеристики объекта исследования, различия выраженности которых могут значительно повлиять на зависимую переменную.

Например, при исследовании «тревожности» в ходе обучения необходимо подбирать группу примерно с равными интеллектуальными характеристиками (по IQ-тестам).

3. Критерий репрезентативности (критерий внешней валидности).

Выборка должна представлять генеральную совокупность качественно (по возрасту, полу, образованию, социально-демографическим характеристикам и т.д.) и количественно.

При формировании выборки используются следующие стратегии:

1. Рандомизация представляет собой распределение испытуемых по группам случайным образом. Впервые эту стратегию использовал в своих исследованиях Р.Фишер.

2. Парный отбор — составление эквивалентных пар и распределение их по разным группам исследователем.

3. Парный отбор с последующей рандомизацией — это составление эквивалентных пар и распределение их случайным образом по группам и режимам эксперимента. Кэмпбелл указывал, что это наиболее предпочтительный способ формирования экспериментальной выборки.

4. Стратометрический отбор представляет собой формирования групп при помощи рандомизации из различных социальных страт.

5. Приближенное моделирование экспериментальных групп есть приблизительная представленность в выборке характеристик популяции.

6. Репрезентативное моделирование применяется в форме конструирования структуры выборки в соответствии со структурой реальной популяции.

7. Привлечение реальных групп для проведения эксперимента производится, когда конструирование выборки осложнено организационно. В данных условиях в качестве экспериментальной и контрольной групп используются реальные социальные совокупности.

8. Привлечение добровольцев и принудительное участие испытуемых в качестве объектов эксперимента имеют ряд недостатков, которые «смещают выборку». В первом случае добровольно стремятся к участию в психологическом эксперименте люди, обладающие определенными «специфическими» характерологическими особенностями. Во втором — в ходе эксперимента имеет место «специфический» эмоциональный фон. И тот и другой варианты могут стать причиной артефактов.

Артефакты и их контроль

Как правило, ни один эксперимент, будь он даже построен по плану так называемого «истинного эксперимента» и протекающий в лабораторных условиях, не гарантирован от влияния различных помех.

Эти помехи как внешние переменные могут приводить к «смещениям» эффекта исследования и являться причиной артефактов. Исследователь должен представлять основные типовые «смещения». Поэтому знать типологию артефактов в ходе экспериментальной работы

необходимо каждому психологу. Приведем краткую типологию артефактов в изложении Д.Кэмбелла.

К первому типу артефактов можно отнести так называемые «смешанные факторы экспериментального воздействия: основные эффекты».

В ходе воздействия независимой переменной появляются дополнительные переменные, которые совместно с ней воздействуют как на экспериментальную, так и на контрольную

выборки, смещая эффект эксперимента. К сожалению, многие исследователи подвержены «эффекту ожидания результата», который характеризуется тем, что замечается только экспериментальный эффект, если он укладывается в теорию. Причинами появления дополнительных воздействий могут являться как инструментальные погрешности, так и отсутствие «чистоты» эксперимента, которая недостижима.

Контроль смещения экспериментального эффекта осуществляется при помощи введение новой контрольной группы, которая подвергается только воздействию дополнительных переменных или путем применения новых форм, процедур эксперимента, где независимая

переменная как бы «очищается» от дополнительных переменных.

Второй тип артефактов это так называемые «смешанные аспекты экспериментального воздействия: эффекты взаимодействия». Здесь независимая и внешние переменные, влияя друг на друга, создают новую независимую переменную. Эффекты взаимодействия независимой и дополнительных переменных в эксперименте имеют меньшую вероятность. Они часто не учитываются психологами, но могут иметь место, являясь причиной артефактов.

К третьему типу артефактов можно отнести так называемые «смешанные аспекты экспериментального воздействия: фоновые взаимодействия». Воздействие фона на независимые переменные имеет место и в экспериментальной, и в контрольной выборках. Фон успешно контролируется в лабораторном эксперименте путем ограничения фона или изменения независимых переменных.

«Смешанные аспекты экспериментального воздействия: взаимодействие с характеристиками популяции» относится к четвертому типу артефактов. При проведении эксперимента следует помнить, что существуют проблемы репрезентативности экспериментальной выборки, не соблюдение которых является источником артефактов. Способом контроля репрезентативности являются рандомизация, эквивалентные пары и др.

К пятому типу артефактов можно отнести так называемые «Смешанные аспекты измерения: основные эффекты». В ходе эксперимента важное место занимает измерительный инструмент. Погрешности инструмента тоже являются источником артефактов. В ходе тестирования испытуемых у них зачастую возникают установки на ответы, связанные с проблемой социальной желательности. Не решены еще проблемы восприятия тестов. Слабо поддаются учету «следы» прошлого тестирования участников эксперимента. Контроль артефактов данного типа осуществляется путем применения разных тестов на разных режимах исследования, применение формы лабораторного эксперимента, повторение воздействий и т.д.

Шестым типом артефактов являются «смешанные аспекты измерения: взаимодействие с процессами воздействия». В эксперименте определенная реакция испытуемых на воздействие может быть вызвана не только экспериментальным воздействием, но и конкретным способом измерения последствий этого воздействия. Здесь контроль осуществляется при помощи применения альтернативных психологических измерительных средств.

Рассмотрим типология артефактов, изложенная у Ж. Годфруа.

1. Эффект плацебо: Когда испытуемые убеждены в эффективности предлагаемого лекарственного препарата или режима, то у них часто наблюдается желаемый эффект, хотя само лекарство и режим никакого действия не оказывают.

2. Эффект Хоторна: Одно лишь участие в эксперименте оказывает на испытуемых такое воздействие, что эффект получается именно такой, который ожидает экспериментатор.

3. Эффект аудитории: Публика, присутствующая на эксперименте, даже пассивная ускоряет процесс научения испытуемых (после понимания им алгоритма работы).

4. Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя): Исследователь, твердо убежденный в обоснованности гипотезы, непроизвольно действует так, что она подтверждается.

5. Эффект первого впечатления: При оценке характера личности человека эначительная роль принадлежит первому впечатлению, а факты, полученные в результате эксперимента и противоречащие созданному образу, зачастую отбрасываются.

6. Эффект Финеаса Т.Барнума: Склонность людей принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, которые преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.

К формам общего контроля артефактов можно отнести:

1. Применение контрольных групп, которые подвергаются дополнительному воздействию методом ложного экспериментального воздействия.

2. Повторение экспериментального воздействия с использованием других методов.

3. Применение многочисленных методов измерения зависимых переменных.

4. Применения дополнительного варьирования независимой переменной, сущность которого заключается в выявлении дополнительного воздействия (источника артефакта) и применения его на контрольной группе. Если дополнительное воздействие не вызывает экспериментального эффекта, то данная конкурентная гипотеза отвергается. Варьирование может применяться во всем диапазоне воздействия дополнительного  воздействия или в экстремальном спектре дополнительного воздействия.

Например, при изучении интеллекта дополнительной переменной является «плохая погода». Может применяться два варианта контроля дополнительного воздействия: а) изучение IQ при различных погодных условиях; б) изучение IQ в экстремальных (плохих) погодных условиях.

5. Повторение эксперимента с использованием разных методов воздействия и измерения психологических данных.

6. Замаскированные эксперименты в естественных условиях. Одним из важных источников артефактов являются факт и степень осведомленности респондентов об экспериментировании. Возможны различные реакции людей на эксперимент.

Одной из негативных является так называемое ощущение состояния «подопытного кроли-

ка». Естественно не следует ожидать адекватной реакции испытуемых в данных обстоятельствах. Этот артефакт появляется вследствие сигнализирования испытуемому о том, что он является участником эксперимента. Сигнал может подать как факт оповещения об экстакже может подобным образом влиять на аудиторию. В данной ситуации возникает дополнительное экспериментальное воздействие из-за боязни людей психологического оценивания. Испытуемые реагируют в данной ситуации посредством социально желательного поведения, симуляции или доведения желательной или нежелательной реакции до крайности, растет подозрительность, которая проявляется обычно в форме излишней осторожности, напряженности, недоверия, боязни, робости и пр. Средством избежания артефактов такого рода является «замаскированный эксперимент». Маскировка экспериментального воздействия и тестирования производится

двумя путями: а) вкраплением элементов эксперимента в процесс привычной жизнедеятельности или б) путем легендирования, которое в известном смысле морально «травмирует» и экспериментатора (переживание собственной лжи), и испытуемого (что его обманули, а он разоткровенничался). Причем уровень травмирования зависит от масштабов обмана.

Маскировка эксперимента связана с рядом противоречий процессуально-этического плана. Это связано, с одной стороны, с необходимостью получения согласия испытуемого на участие в эксперименте и, с другой стороны, с проблемой вторжения в его личную жизнь. Способами нейтрализации этих аспектов является: анонимность при сборе сведений доверительных, сугубо личного плана и «демаскировки».

Некоторые исследователи часто осуществляют по окончании эксперимента процедуру «демаскировки» или «извинения за обман», считая это обратной связью между исследователем и аудиторией. «Демаскировка», безусловно, приводит к «облегчению» чувств экспериментатора и освобождает его от болезненных этических переживаний. Однако она наносит явный ущерб испытуемому, так как, он осознает, что из-за своей доверчивости поставлен в неловкое положение. И вряд ли в других экспериментах возможно от него добиться необходимого контакта и определенного доверия, не считая факта распространения этого недоверия. Психолог должен взвесить одну и другую точки зрения на проблему «демаскировки» эксперимента. И помнить, что в данном смысле «гласность» безусловно, вызовет гнев общественности, нанесет ущерб респондентам и возможно погубит эксперимент.

Характеристика психологического эксперимента

1. Определение психологического эксперимента

Экспериментальная психология предполагает применение системы частных методов и методик, которые должны основываться на принципе объективности, учете совокупности отношений исследуемого объекта с другими объектами, всестороннего развития и др. Представление психологом объекта исследования должно быть континуально, а не дискретно. То есть, основной задачей психолога должно быть вскрытие причинно-следственной связи между проявлением психологического качества и условиями, стадиями и особенностями его формирования. Прежде чем появится тот или иной яркий психологический феномен, должно возникнуть «силовое поле» новых психологических условий. Процесс формирования «силового поля» иногда ускользает от взора исследователя. И это, как нам кажется, недопустимо в ходе целостного психологического

исследования.

У В.М. Бехтерева эксперимент — один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимыми переменными точно измерять зависимые экспериментальные переменные.

Д. Кэмпбелл писал, что экспериментом мы называем ту часть исследования, которая заключается в том, что исследователь осуществляет манипулирование переменными и наблюдает эффекты, производимые этим воздействием на другие переменные.

Основной задачей психологического экспериментального исследования является построение такой исследовательской ситуации, в которой становится доступным для объективного внешнего наблюдения и регистрации существенных особенностей внутреннего психического явления. Причем задачей самого экспериментального варьирования условиями является выявление единственной психологической интерпретации действия или поступка обследуемых, исключая возможность проявления конкурирующих интерпретаций.

К позитивным особенностям экспериментального метода относятся: возможность исследователю самому вызывать изучаемое им явление; он может варьировать, изменять

условия, при которых протекает данное явление; эксперимент выявляет значение отдельных условий и устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; исследование выявляет не только наличие каких-либо связей, но и их количественную характеристику.

Первоначальный вундовский психофизиологический эксперимент, заключавшийся в регистрации реакций испытуемых, сопутствующих психическим процессам, определил первые шаги экспериментальной психологии. Г.Эббингауз же направил эксперимент на изучение самого психического процесса в определенных объективных условиях. Из внешней причины физические факты стали условиями психического процесса, а эксперимент стал методом изучения его внутренних закономерностей. По мысли Дж.Бреннан, именно Герман Эббингауз достоин звания основателя экспериментальной психологии.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.