Стратегия развития фармацевтической промышленности в России — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Стратегия развития фармацевтической промышленности в России

2019-11-11 182
Стратегия развития фармацевтической промышленности в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Зависимость России от импорта делает возможным проникновение на внутренний российский рынок некачественных препаратов, способных наносить вред здоровью людей в массовых масштабах.

Для изменения ситуации, существующей на отечественном фармацевтическом рынке Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает реализовать ряд мер. В частности, ввести льготы для отечественных производителей лекарств, отменить таможенные пошлины на ввоз оборудования, запасных частей и комплектующих для фармацевтической и медицинской промышленности, не производимых в России. Одновременно предлагается повысить ставки пошлин на импортные готовые лекарства, аналоги которых производят российские фармацевты.

Для повышения национальной безопасности, и соответственно уменьшения зависимости от импорта необходимо развивать производственные мощности по выпуску фармацевтических субстанций на базе новых технологий, а также выпускать готовые лекарственные средства, отличающиеся высокой эффективностью, относительной дешевизной и доступностью основной массе населения России.

Необходимо постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, государственная поддержка в области производства и контроля лекарственных средств, для создания высокотехнологического промышленного комплекса, соответствующего мировым стандартам.

Подобный комплекс может быть создан при государственной поддержке и существенных бюджетных затратах. Одним из используемых инструментов государственной политики может стать государственный заказ, сформированный на основе соответствующих стратегических документов.

В современных условиях недостаточного государственного финансирования фармотрасли, предприятия и научные организации привлекают средства частных инвесторов. Цель инвестора — получение наибольшей выгоды от вложения капитала — может быть достигнута в результате качественного отбора инновационных проектов, осуществляемого, как правило, на конкурсной основе. Необходимость государственного регулирования инновационных процессов определяется как возрастающим значением инноваций для экономики и общества в целом, так и их экономическим содержанием.

Основная задача государственного регулирования инновационных процессов в фармации — защита населения от недоброкачественной продукции и обеспечение наличия лекарственных средств по доступным ценам.

В 2008 году министерством промышленности и торговли Российской Федерации составлен проект стратегии развития фармацевтической промышленности до 2020 года. Документ разработан при активном участии фармпроизводителей и в тесном взаимодействии с заинтересованными ведомствами. Основной целью государственной политики Российской Федерации по развитию национальной фармацевтической промышленности на период до 2020 года является создание условий для ее перехода на инновационную модель развития, что должно привести к росту обеспеченности населения, учреждений здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства, при общем увеличении обеспеченности нуждающихся лекарствами до среднеевропейского уровня как по количественным, так и по качественным показателям

Цель документа - преодолеть технологическое отставание отечественной фармацевтики от зарубежных стран-лидеров и обеспечить тем самым национальную лекарственную безопасность. К основным задачам Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года относят увеличение обеспеченности населения, учреждений системы здравоохранения лекарственными средствами отечественного производства,  повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности путем гармонизации российских стандартов по разработке и производству лекарственных средств с международными требованиями; стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержку экспорта российских лекарств; осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли[13].

Проект рассчитан не только на импортозамещающий эффект, но и на определенные экспортные перспективы российских лекарств.


Заключение

Укрепление здоровья и рост долголетия – неотъемлемая составляющая человеческого развития. Здоровье и долголетие не только составляющие, не только последствия, но и важнейшие предпосылки развития человеческого потенциала.

Отрасль здравоохранения является составным элементом структуры социальной сферы, имея своей целью сохранение и укрепление здоровья населения посредством профилактической, лечебной и иных видов деятельности медицинских учреждений. Основополагающая роль охраны здоровья как неотъемлемого условия жизни общества признается в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее Основы) и Конституции РФ, где правовым образом закреплено, что охрана здоровья граждан входит в число наиболее важных обязанностей Российского государства. Поэтому охрана здоровья населения Российской Федерации является одним из приоритетных направлений социальной политики государства в период реформирования экономики и социальной сферы.

Основными задачами государства в области охраны здоровья граждан являются: улучшение качества и повышение доступности медицинской помощи; реализацию федеральных и территориальных целевых программ, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создание экономических и социальных условий, способствующих снижению распространенности негативных факторов риска и уменьшению их влияния на человека.

Эффективное функционирование механизмов регулирования здравоохранения кроме механизма многоканального финансирования, где во главу угла ставится регулирование финансовых потоков, пусть и с помощью косвенных инструментов и притока финансовых ресурсов в отрасли социальной сферы, включает организационные аспекты. Одно из ключевых направлений действия механизмов регулирования связано с программно-целевым методом[14]. При этом программно-целевой метод в данном случае представляет собой методологическую основу для реализации непосредственно программ развития здравоохранения. Достаточно широко применяется механизм индикативного планирования, которое представляет собой согласование (координацию) следующих процессов: макропланирования (представленного в стратегии развития здравоохранения, а также в разделах бюджета, связанных с социальными расходами государства), мезопланирования (представленного в прогнозах развития здравоохранения на региональном уровне государственного управления, а также на уровне местного самоуправления), микропланирования (реализуемого в рамках отдельного объекта здравоохранения).

Анализ эффективности расходов на здравоохранение выявил снижение качественных параметров бюджетного сектора здравоохранения. На протяжении периода с 2000 года по 2006 год произошло сокращение численности среднего медицинского персонала более чем на 5%, а также последовательное снижение соотношения среднего медицинского персонала с количеством врачей – с 2,30 до 2,20.

Причины названных проблем связаны с механизмом сметного финансирования, который в основном действует в России в настоящее время. Такой подход к финансированию сдерживает развитие бюджетного сектора в социальной сфере, так как функционирует затратный механизм, который обеспечивает наращивание затрат без учета их эффективности; затрудняется оценка эффективности затрат, поскольку при использовании затратного принципа отсутствуют критерии эффективности бюджетных расходов; нет связи с определенной целью, что обуславливает распыление ресурсов. Проблема также заключается в том, что сметы расходов могут, как превышать потребности объектов здравоохранения в бюджетных ресурсах, так и не соответствовать реальным потребностям этих объектов в бюджетных ресурсах.

Проблема осложняется тем, что, в регионах отсутствуют стратегические проекты социального развития, из-за чего формирование социальных стандартов на региональном уровне характеризуются бессистемностью при их разработке и реализации на практике. Это сдерживающий фактор социального развития.

Фармацевтическая продукция в последнее время характеризуется высокими темпами роста производства и продаж. Главной причиной является активизация фармацевтического импорта. Зарубежные производители составляют более 70% от общего количества зарегистрированных в России лекарственных препаратов, что по мировым стандартам выступает прямой угрозой национальной безопасности государства, поскольку ставит процесс оказания лекарственной помощи населению (в том числе, использование жизненно важных препаратов) в прямую зависимость от импорта.

Эта ситуация является следствием недостаточного внимания государства к отрасли, высоких административных барьеров при регистрации и постановке на производство новой продукции, слабости научной базы, высоких издержек производства, недостаточного качества и устаревшего ассортимента продукции отечественных предприятий, отсутствие гармонизированных с европейскими требований нормативно-технической документации на разработку, испытания и производство лекарственных средств, несовершенство законодательной базы в сфере обращения лекарств и медицинских изделий, а также политики руководства предприятий, направленной на получение максимальной прибыли при минимальном вложении средств в развитие производства.

Для изменения ситуации российским производителям необходимо снизить затраты на их производство не менее, чем в 2 раза, используя новые, более экономичные (ресурсосберегающих и менее энергоемкие) технологии для приведения цен на фармацевтические субстанции к мировому уровню.

На государственном уровне необходимо ввести льготы для отечественных производителей лекарств, отменить таможенные пошлины на ввоз оборудования, запасных частей и комплектующих для фармацевтической и медицинской промышленности, не производимых в России. Одновременно предлагается повысить ставки пошлин на импортные готовые лекарства, аналоги которых производят российские фармацевты.

Необходимо постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, государственная поддержка в области производства и контроля лекарственных средств, для создания высокотехнологического промышленного комплекса, соответствующего мировым стандартам.

Подобный комплекс может быть создан при государственной поддержке и существенных бюджетных затратах. Одним из используемых инструментов государственной политики может стать государственный заказ, сформированный на основе соответствующих стратегических документов.

Оптимизация учреждений и рационализация расходов вряд ли возможныбез построения многоуровневой структуры отрасли здравоохранения и появления активной конкуренции между уровнями обслуживания населения. Но для этого необходима принципиально иная идеология государственного регулирования и другая схема управления.

Постепенный переход от устаревшей российской модели двухуровневого медицинского обслуживания (первичное госпитальное) к трехуровневой (первичное парагоспитальное (патронажное) госпитальное) позволил бы существенно приблизить отечественную систему организации здравоохранения к более прогрессивной модели развитых государств.

 


Список используемой литературы

1. Быстрицкая А.Ю. Здравоохранение как фактор развития человеческого потенциала//Проблемы и перспективы развития социально-экономических систем: сборник научных трудов. Вып.2/редкол.:М.В.Шатохин; Курск. Гос.техн.ун-т. Курск, 2010

2. Быстрицкая А.Ю. Рост импорта лекарственных средств как угроза национальной безопасности России// Вестник ИНЖЭКОНА, серия Экономика, Выпуск 5 (32) 2010

3. Быстрицкая А.Ю. Инновационные разработки лекарственных средств Рост импорта лекарственных средств. Научные труды филиала ФЗФЭИ в г.Курске, том пятый. По материалам международной научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие России в условиях финансового кризиса, проблемы, тенденции, перспективы (г. Курск 5 июня 2009г.)

4. Климова Л.А., Хуснуллина Г.З., Институт социально-экономических исследований УНЦ РАН (г. Уфа). Оценка использования программно-целевых методов управления в современных экономических условиях, http://www.anrb.ru/isei/cf2004/d784.doc

5. Манохин В.М. Российское административное право / Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. - М.: Юристь, 1996

6. Невинная И.. Сдан в строй первый центр высокотехнологичной медицинской помощи в Пензе, Российская газета № 4577 от 31.01.2008

7. Пирогова Н. Покупать в Китае выгодно, но небезопасно. Отсутствие отечественных субстанций угрожает национальной безопасности//Фармацевтический вестник №2 (491) 22 января 2008 г

8. Самофалова Е.В., Кузьбожеков Э.Н.,. Вертакова Ю.В.. Государственное регулирование национальной экономики под редакцией Э.Н. Кузьбожева, М., КНОРУС, 2008

9. Тихонова Ю. А. Вопросы классификации инновационных фармпроектов для проведения конкурсной оценки// Интернет-журнал ForMMed от 21 июня 2007

10. Schieber G. and Maeda A. A Curmudgeon's Guide to Financing health Care in Developing Countries. In: Innovations in Health Care Financing. Proceedings of a World Bank Conference. March 10-11, 1997, p.6; Шишкин С. "Экономический анализ результатов социологического мониторинга расходов населения России на медицинские услуги и лекарства".

11. Kyle Margaret, mcgahan Anita. Investments in pharmaceuticals before and after TRIPS//NBER working paper series, Working paper 15468, Cambridge, October 2009

12. Источник: Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России 1991 – 1997 годов, М.: ИЭПП, 1998

13. Источник: Российский статистический ежегодник, 2006 / Росстат., М., 2006

14. Источник: Российский статистический ежегодник, 2006 / Росстат., М., 2006

15. Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской федерации на период до 2020 года

16. Рассчитано автором по данным российских статистических ежегодников: 1998 – 2004 /Госкомстат России (Росстат). М., 1998, 1999, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004 гг

17. Патрицио Маркез, ведущий специалист Всемирного банка по вопросам здравоохранения региона Европы и Центральной Азии http://bujet.ru/

18. Совет при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике. http://www.rost.ru

19. Росстат, http://www.gks.ru

20. Приоритетные национальные проекты. «Здоровье». Родовой сертификат, http://rost.ru/projects/health/p04/p34/a35.shtml

21. Федеральный закон № 184-ФЗ от 06.10.2003 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, ст. 3, http://rost.ru/health/health_doc1_9.pdf

22. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. 5487-1 (в ред. от 22.08.2004. 122-ФЗ)// Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. зз. Ст. 1318; СЗ РФ. 2004

23. Закон Санкт-Петербурга № 584-83 от 15.11.2005 «О программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы Приложение 19 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2002 год» № 194-ФЗ от 30. 12. 2001, расчеты автора

24. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа № 51 от 08.12.1997 «Об установлении государственных минимальных социальных стандартов и финансовых нормативов для формирования окружного бюджета и бюджетов муниципальных образований».

25. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О проекте Федерального закона «О социальных стандартах в Российской Федерации»» № 712-III ГД от 13.10.2000

26. Постановление Правительства РФ № 296 от 19.05.2007 Об утверждении Правил финансирования в 2007 году расходов на реализацию в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, и перечня субъектов Российской Федерации, участвующих в его реализации.

27. Постановление Правительства Калининградской области № 902 от 29.12.2007 «О Программе государственных гарантий оказания населению Калининградской области в 2008 году медицинской помощи, финансируемой за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней».

28. Проект Федерального закона «О минимальных государственных социальных стандартах», принят Государственной Думой РФ в первом чтении

29. Указ Президента Российской Федерации «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» № 769 от 23.05.1996.

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Данные по расходам населения на покупку

лекарственных средств за последние годы

Данные обследований, проведенных в последнее время в Российской Федерации, показывают, что около 95% респондентов, приобретавших лекарственные средства за последние три месяца, плачивали их из своих собственных средств. Доля лиц, покупавших лекарства за свой счет, колеблется от 82,5% среди пожилых граждан старше 65 лет до 99,5% среди работающих граждан.

 

Рис.1. Государственные расходы РФ на здравоохранение с 1991 – 2006гг.
Государственные расходы РФ на здравоохранение начиная с 1991г.

Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения среди ведущих стран мира

Рис.2. Расходы на здравоохранение в расчете на душу населения

Основные цели Минздрава для повышения качества и уровня медицины в стране:

цель Показатель, 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Целевое значение
Улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Число родившихся, чел. на 1000 человек населения    10.2 10.4 11.3 11.4 11.6 11.9 17.2  
Повышения уровня и качества жизни населения. Улучшение здоровья и повышение рождаемости населения Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет     65.30 66.60 67.5 68.0 68.3 68.5 75

 

Распределение бюджетных расходов следующее, на улучшение демографической ситуации и положения семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 17,6 млрд. рублей (6,8%).

 

Данные по одному из самых развитых регионов страны г.Москве

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.