Методы исследования мотивов профессиональной деятельности. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методы исследования мотивов профессиональной деятельности.

2019-11-11 290
Методы исследования мотивов профессиональной деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Мотивы имеют субъективные проявления (осознание переживания) и объективные проявления (результаты деятельности). Но одно и то же направление деятельности может зависеть от разных факторов: высокая производительность труда может объясняться высокими гражданскими мотивами или стремлением к высокому заработку. Чтобы судить о мотиве по направлению деятельности, необходимо создавать такие условия, при которых бы устранялось или ослаблялось влияние других мотивов, кроме предполагаемого. Иначе истолкование имеет субъективный характер. Вот почему в психологических исследованиях мотивов, не опирающихся на эксперимент, всегда содержатся произвольные выводы, считает В.С. Мерлин. Таким образом, основным путем изучения мотивов является эксперимент.

При экспериментальном исследовании необходимо:

11. объективно учесть обусловленность цели внешними обстоятельствами;

12. усилить влияние изучаемого мотива и ослабить влияние других сопутствующих или соперничающих мотивов.

Специфические человеческие мотивы (учебные, профессиональные) определяются всей историей личности. Поэтому в одинаковых экспериментальных условиях разные испытуемые могут обнаружить разные мотивы или разную силу одного и того же мотива. Чтобы снять эти различия, В.С. Мерлин рекомендует подбирать социально однородную группу испытуемых, у которых изучаемый мотив является типичным.

О переживаниях и об осознании мотивов можно судить по устному отчету. Однако здесь возникают трудности: мотивы деятельности – это та сторона личности, которая имеет наибольшее значение для общественной репутации человека (если человек сознается в стремлении сделать карьеру, репутация непоправимо пострадает). Поэтому испытуемый скрывает от экспериментатора и даже от себя подлинные мотивы. Для того, чтобы преодолеть эту трудность В.С. Мерлин предлагает ставить испытуемого в такие условия, чтобы он не догадался, что по его устному отчету судят о его мотивах. Кроме того, необходимое условие более или менее правдивого отчета - доверие испытуемого к экспериментатору, контакт между ними.

Интересный метод, который можно было бы назвать методом ретроспективного интервью применил Герцберг. Он обратился к своим испытуемым с такой просьбой: “Подумайте о времени, когда вы чувствовали себя очень плохо в связи с вашей работой или каким-нибудь другим занятием; скажите мне, что произошло? Как давно это случилось? Как долго продолжалось это чувство? Можете ли вы описать, когда наступило такое изменение в ваших чувствах, когда оно кончилось? Повлияли ли эти переживания на характер осуществления работы? Как? Как долго это продолжалось? Изменило ли то, что случилось, ваше отношение к вашей профессии? Если да, то как?” Объектом рассмотрения становились только те жизненные истории, которые вызывали переживания, затронувшие отношение к работе отвечавшего человека. Материал этих историй дал возможность провести содержательный анализ, позволяющий вскрыть отношение к работе в разных аспектах.

Разработанные отечественными и зарубежными авторами методические приемы изучения мотивов разнообразны и имеют несомненную ценность для решения задач психологии труда. Однако под влиянием изменений характера труда, социальной сферы, обстоятельств личной жизни и других факторов изменяется и структура мотивов трудовой деятельности. Для управления этой структурой, для ее оптимизации необходимо изучение не только отдельных мотивов, но и взаимосвязей между ними, их иерархии.

 

Состояние утомления.

 

Проблемы утомления давно привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Это объясняется их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.

 

Утомление сопровождается уменьшением производительности труда и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Его полное содержание определяется не только физиологическим, но и психологическим, результативно-производственным, социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон:

1. Со стороны субъективной - как психическое состояние;

2. Со стороны физиологических механизмов;

3. Со стороны понижения производительности труда.

 

Психолога интересует утомление именно как особое, своеобразно переживаемое психическое состояние. Н.Д. Левитов рассматривает компоненты утомления как переживания и к ним относит:

 

а. Чувство слабосилия. Утомление сказывается в том, что человек чувствует снижение работоспособности, даже когда производительность труда еще не падает. Это снижение работоспособности выражается в переживании особого, тягостного напряжения и в появлении состояния неуверенности; человек чувствует, что не в силах должным образом продолжать работу.

 

б. Расстройство внимания. Внимание - одна из наиболее утомляемых психических функций. В случае утомления внимания человек легко отвлекается, становится вялым, малоподвижным или, наоборот, хаотически подвижным, неустойчивым.

 

в. Расстройства в сенсорной области. Таким расстройствам (под влиянием утомления) подвергаются рецепторы, которые принимали участие в работе. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают “расплываться” в глазах строчки текста. При продолжительном и напряженном слушании музыки теряется восприятие мелодии. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению тактильной и кинестетической чувствительности.

 

г. Нарушения в моторной сфере. Утомление сказывается в замедлении или беспорядочной торопливости движений, расстройстве их ритма, в ослаблении точности и координированности движений, их деавтоматизации.

 

д. Дефекты памяти и мышления. Эти дефекты также относятся непосредственно к той сфере, с которой связана работа. В состоянии сильного утомления рабочий может забыть инструкцию, оставить в беспорядке рабочее место и одновременно хорошо помнить о том, что не имеет отношения к работе. Мыслительные процессы особенно сильно нарушаются при утомлении от умственной работы, но и при физической работе человек нередко жалуется на понижение сообразительности.

 

е. Ослабление воли. При утомлении ослабляются такие качества, как решительность, выдержка и самоконтроль, отсутствует настойчивость.

 

ж. Сонливость. При сильном утомлении возникает сонливость как выражение охранительного торможения. Потребность в сне при изнурительной работе такова, что человек часто засыпает в любом положении, даже сидя.

 

Отмеченные психологические показатели утомления проявляются в зависимости от его силы. Бывает слабое утомление, при котором не происходит значительных изменений в психике. Такое утомление только сигнализирует о необходимости принять меры, чтобы не понизилась работоспособность. Вредно переутомление, при котором резко понижается работоспособность и тем самым производительность труда. При переутомлении описанные выше нарушения в психической сфере очень заметны.

Таким образом, можно говорить о динамике утомления, в которой можно выделить разные стадии.

 

На первой стадии утомления появляется относительно слабое чувство усталости. Производительность труда не падает или падает незначительно. Однако нельзя считать, что если субъективное переживание - чувство усталости - не сопровождается понижением производительности, то это переживание не имеет никакого значения. Чувство усталости появляется нередко тогда, когда человек, несмотря на тяжелую изнурительную работу, субъективно чувствует себя вполне работоспособным. Причиной тому могут быть повышенный интерес к работе, особое ее стимулирование, волевой импульс. Находясь в таком состоянии сопротивления утомлению, человек в одних случаях действительно его преодолевает и не снижает производительности труда, а в других случаях это состояние может привести к своеобразному “взрыву” переутомления, который часто имеет разрушительную (для работоспособности) силу.

 

На второй стадии утомления понижение производительности становится заметным и все более угрожающим, причем часто это понижение относится только к качеству, а не к количеству выработки.

 

Третья стадия характеризуется острым переживанием утомления, которое принимает форму переутомления. Кривая работы или резко снижается, или же принимает “лихорадочную” форму, отражающую попытки человека сохранить должный темп работы, который на данной стадии утомления может даже ускоряться, но оказывается неустойчивым. В конце концов рабочие действия могут быть так дезорганизованы, что человек будет не в состоянии продолжать работу, переживая при этом болезненное состояние.

 

Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи говорят о ее существовании. Так С.М. Архангельский отмечает, что нарастание утомления и его конечная величина зависят от ряда условий:

1) от индивидуальных особенностей рабочего;

2) от обстоятельств протекания работы;

3) от качества выполняемой работы;

4) особенностей трудового режима и т. д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.

 

Н. Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация (процесс или состояние стимулирования на деятельность, направленную на достижение определенных целей), волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.

Состояние монотонии.

 

В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Особенно часто монотония возникает у людей, работающих на конвейере. Под влиянием переживания монотонности человек, который не может сдерживать или устранять это психическое состояние становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности отрицательно действует на организм работающих, приводя их к преждевременному утомлению.

М.И. Виноградов сформулировал понятие монотонности следующим образом: “В физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, и оно проявляется тем скорее и глубже, чем ограниченнее раздражимая область коры, т. е. чем проще состав раздражающей стереотипной системы”.

 

Понятие монотонности всегда связывается с трудом по выполнению однообразных и кратковременных операций. Однако единого мнения в отношении критерия степени монотонности работы пока нет. Одни под монотонностью понимают объективную характеристику самого процесса труда, другие - только психическое состояние человека, которое является следствием однообразной работы. В зарубежной литературе, в частности, американской понятие монотонности трактуется во втором, субъективном смысле.

 

Российские психологи не отрицают факта субъективного переживания монотонности, сопровождающегося потерей интереса к работе, скукой, сонливостью и т. п. Однако, по их мнению, это не является основанием для отрицания монотонности как явления, объективно присущего трудовому процессу и оказывающего неблагоприятное действие на подавляющее большинство работающих. Из разного понимания сущности монотонности вытекает и разное понимание путей борьбы с монотонностью, о чем речь пойдет ниже.

 

Важным вопросом в понимании природы состояния монотонности является разграничение общих и отличительных черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что они оба отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонности может переживаться и при легком, совсем не утомительном труде. Утомление является фазовым процессом, а монотонность характеризуется волновой кривой, обладающей повышениями и спадами. Утомление усиливает психическую напряженность, а монотонность ее снижает.

 

Необходимо также отличать состояние монотонности от психической насыщенности. Психическая насыщенность вызывает волнение, нервозность, тревогу (переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия); монотонность, напротив, сопровождается полусонным состоянием, сопровождающимся снижением психической активности и скукой. Психическая насыщенность вызывается главным образом повторением деятельности, а для появления монотонности необходимы другие объективные условия – “бедность” раздражителей, их однообразие, ограниченность “поля наблюдения” и т. д. Очень важно подчеркнуть, что разделение психического насыщения и монотонности является относительным, так как: а) они взаимно влияют друг на друга; б) их последствия суммированно действуют на состояние человека; в) в производственной практике ни одно из них не встречается в крайних формах, можно лишь исследовать их сочетания, имеющие разные пропорции.

 

Следующим важным вопросом является выявление изменений, происходящих в человеческой психике вследствие монотонности. Суммируя уже упоминавшиеся признаки, можно прежде всего отметить субъективное влияние монотонности, имеющее характер переживания: чувства усталости, сонливости, плохое настроение (в разной степени), скука, нейтральное отношение.

 

Самым спорным является вопрос об индивидуальных различиях в сопротивляемости монотонности. Экстравертированная личность может противостоять монотонности в меньшей мере, чем интравертированная. Между интеллектом и чувствительностью к монотонности не было установлено соответствия. За рубежом проводились эксперименты для установления соотношений между переживанием монотонности и умственным развитием человека. Согласно результатам этих экспериментов быстрее и острее переживают монотонность более развитые в умственном отношении люди. Однако есть и другая точка зрения, утверждающая, что если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, то человек, с хорошо развитыми умственными способностями переживает чувство монотонности в меньшей степени, так как отдает себе отчет в необходимости этих действий для выполнения трудового задания, и может лучше активизировать свою работу, усматривая в однообразном разнообразное. В связи с этим Е.П. Ильин замечает, что способность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам, благодаря ей они способны сохранять дееспособность, то есть возможность выполнения конкретного вида деятельности без ошибочных действий, даже при тяжелых и продолжительных нагрузках. Низкоквалифицированный рабочий не может уловить изменений однообразия и становится жертвой бесстимульного безразличия.

 

Неоспоримо значение мотивации в преодолении отрицательного влияния скучной и однообразной работы. В силу этого можно считать, что отношения личности, высокое чувство ответственности в значительной мере компенсируют “неблагоприятные” природные свойства нервной системы.

М.И. Виноградов предлагает следующие пять мероприятий по борьбе с монотонностью вообще, а при поточном производстве - особенно: 1) объединение слишком простых и монотонных операций в более сложные и разнообразные по содержанию;2) периодическую смену операций, выполняемых каждым работником, т. е. совмещение операций; 3) периодические изменения ритма работы; 4) введение дополнительного перерыва; 5) введение посторонних раздражителей, таких как функциональная музыка (музыка, звучащая в цехе во время работы).

Несколько иначе видит пути предупреждения и преодоления монотонности в работе Н.Д. Левитов:

 

1. При выполнении однообразной работы необходимо проникнуться сознанием ее необходимости, - в таком случае повышается роль мотивов, стимулов в работе. Большое значение имеют также результаты работы. Чем яснее и отчетливее человек видит на каждом этапе работы ее результаты, тем больше он заинтересовывается своей работой и тем меньше переживает состояние монотонности.

2. Нужно стремиться отыскивать интересное в однообразной работе.

 

3. Нужно стремиться к повышению автоматизма рабочих действий, чтобы иметь возможность отвлекаться, например, думать о чем-нибудь интересном. (Этот путь допустим лишь при однообразных и очень простых видах работы).

 

4. Можно создать внешние условия, ослабляющие впечатление однообразия работы. В некоторых случаях, например, достаточно перенести работу из закрытого помещения на свежий воздух, чтобы она переживалась как менее однообразная.

5. Введение функциональной музыки.

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.