Теоретико-методологическая основа психокоррекционной и развивающей работы с детьми. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Теоретико-методологическая основа психокоррекционной и развивающей работы с детьми.

2019-11-11 1002
Теоретико-методологическая основа психокоррекционной и развивающей работы с детьми. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

   Психологическая коррекция – это направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида; это обоснованное воздействие на характеристики внутреннего мира, при котором психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека.

  Существует две точки зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Понятие психотерапия (от греч. psyche -душа и therapeia - уход, лечение) включает комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждение, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

  1 точка зрения признает полную идентичность понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Но при этом не учитывает, что коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине, но и в других сферах человеческой практики, например, в педагогике.

   2 точка зрения основана на том, что психологическая коррекция преимущественно призвана решать задачи психопрофилактики, а непосредственное воздействие на отклонение оказывается в рамках психотерапии.

              

Методологические основы психологической коррекции в детском возрасте

   Отечественная психология при определении путей решения коррекционных задач ориентируется на положения концепции Л.С. Выготского об индивидуальном развитии ребенка.

   Учение о возрасте как единице анализа детского развития определяет необходимость исследования всех особенностей каждого периода, всех типов нормального и аномального развития, всей структуры и динамики детского развития. Проблема возраста не только центральная для теоретической психологии, но и ключ ко всем вопросам практики.

    Психологический возраст – новый тип строения личности и деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени развития и в самом главном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Таким образом, основными составляющими психологического возраста являются 1 социальная ситуация развития, деятельность и новообразования в сфере сознания и личности.

   1 Под социальной ситуацией развития понимают единственные и неповторимые связи ребенка со взрослым, социальной средой в целом, которые складываются на определенном возрастном этапе. Положение о том, что подлинный объект онтогенетического развития составляет система ребенок-взрослый (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) является основой для анализа особенностей детско-родительских отношений, определения причин неблагополучия и способов коррекции.

    2 Деятельность ребенка –вторая характеристика возраста по Л.С. Выготскому. Никакое воздействиевзрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без

реальной деятельности самого субъекта. От того, как эта деятельность будет осуществляться, зависит процесс развития, поскольку никаких отношений к действительности (предметной или социальной) вне деятельности не существует (Д.Б. Эльконин). Характер деятельности, ее структура, виды и их иерархии

имеют фундаментальное значение для развития ребенка, следовательно, и для анализа индивидуальных особенностей развития в каждом конкретном случае.

     Психика и формируется в деятельности и проявляется в ней. Ведущий тип деятельности определяет развитие психических функций и качеств, возникновение основных новообразований и предпосылок для новой ведущий деятельности на каждом этапе онтогенеза.

    3 Психологические новообразования (образования в сфере сознания и личности) являются не только предпосылкой, но и результатом возрастного развития.

     По Л.С. Выготскому, движущая сила психического развития – обучение. Обучение создает зону ближайшего развития.

     Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и возможным развитием, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослого

      Для коррекции познавательной сферы имеет значение положение Л.С. Выготского о том, что человеческое сознание – не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит и какое место в ней занимает.

   Формируя психические процессы, необходимо, прежде всего, установить, какую роль в поведении выполняет та или иная функция (восприятие, внимание, память и т.д.), а затем определять систему условий, которые бы обеспечили результат с заранее заданными показателями. П.Я. Гальпериным разработаны условия, обеспечивающие мотивацию действия, правильное выполнение действия с первого раза и каждый раз далее, воспитание желаемых свойств действия (разумность, сознательность, обобщенность, критичность и т.п.), перенесение внешних действий в умственный план. Как показывают последующие исследования, данная система условий позволяет однозначно определить ход процесса и достигаемый результат и тем самым объяснить его возникновение.

   А.В. Запорожец считал, что функциональное и возрастное развитие не тождественны, не совпадают, но тесно связаны друг с другом (и зменения создают необходимые предпосылки для тех глобальных перестроек сознания, которые характеризуют ход возрастного развития).

    Источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности Л.С. Выготский считал подражание. «концепция периодизации психического развития Д.Б. Эльконина» и «учение об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина»- Опираясь на их идеи, можно предположить, что подражание представляет собой форму ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей действительности, необходимую для решения актуальных и специфических для каждого возраста задач развития.

      Подражание в детском возрасте многими психологами обозначается термином «идентификация». Идентификация представляет собой моделирование поведения обобщенного, общественного взрослого как представителя определенного пола, профессионала, носителя какой-либо социальной роли и т.д.

      Рассматривая теоретические основы современной практики оказания психологической помощи обратимся к методологическим положениям личностно-ориентированной психотерапии, сформулированным на основе «психологии отношений» В.Н. Мясищева.

    В.Н. Мясищев одним из первых среди своих современников понял необходимость изучения психических и социально-педагогических факторов патологического развития личности, начиная с раннего возраста. При этом он придавал особое значение умению «связывать проявления здоровой или больной психики не только с условиями среды, но и с особенностями личности».

Главная характеристика личности (Мясищев) - система ее отношений, прежде всего, отношений с людьми, формирующихся в онтогенезе в определенных социально-исторических, экономических и бытовых условиях на базе физиологической деятельности мозга. Отношения характеризуют степень интереса, интенсивность эмоций, желаний и потребностей, поэтому они и являются движущей силой личности.

Отношениям личности присущи следующие особенности: уровень активности, соотношение рационального и иррационального, адекватного и неадекватного, сознательного и бессознательного, устойчивость и неустойчивость, широта или узость, рациональная или эмоциональная обусловленность и т.п.

В структуре отношений особенно важным является отношение человека к самому себе – один из компонентов самосознания. В условиях, когда отношения личности приобретают особую устойчивость, они становятся типичными для личности и в этом смысле превращаются в черты характера, оставаясь отношениями.

2.    Специфика психокоррекционной и развивающей работы в образовательной организации

 «Ребенок не просто маленький взрослый, меньше знающий и умеющий, а существо, обладающее качественно отличной психикой» (Л.С. Выготский).

Учитывать факт:

1 Комплексный характер психики в сочетании со свойствами нервной системы (пластичность, мобильность, подвижность) формирует уникальную особенность – компенсацию дефицитарного развития, при которой недостающие явления или качества заменяются другими.

2 Развитие есть цепь качественных изменений, а в соответствии с законом неравномерности развития, каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. (поэтому возрастные нарушения или отклонения, не приобретя устойчивого характера, могут меняться в ходе дальнейшего развития в любую сторону, и в процессе психологической коррекции в том числе)

   3 Психокоррекционная деятельность требует учета специфики реагирования детской психики. Слабая рефлекси я не позволяет ребенку проанализировать причины своих поступков, чувств, мыслей, полностью понять и принять себя. Темп речевого развития затрудняет вербальное самовыражение. Эмоциональная импульсивность, кратковременность сосредоточения, ограничение психомоторных возможностей и т.д. определяют длительность, интенсивность и содержание коррекционных занятий.

4 Ребенок не ощущает своей «аномальности» в такой степени, как окружающие. Его восприятие внутреннего дискомфорта, наличие неразрешенного конфликта в структуре сознания, переживание эмоционального неблагополучия, не является мотивом обращения за психологической помощью. Решение об изменении принимают родители, а ему приходится подчиняться этому решению.

  5 две принципиальные ориентации в психологической коррекции детей – работа непосредственно с ребенком и работа с его социальным окружением (в первую очередь с семьей и детским коллективом). Обе ориентации в зависимости от возраста могут реализовываться на различных уровнях: мотивационно-аффективном, логико-познавательном, поведенческом, психофизиологическом.

           6 психологическая коррекция рассматривается как ВОЗДЕЙСТВИЕ, процесс общения ребенка с психологом всегда предполагает ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. Техническая сторона (использование специальных методов и приемов оказания психологической помощи) и деонтологический аспект (организация общения с ребенком) являются важными для достижения коррекционных целей

     Главная задача детского практического психолога при построении взаимодействия с ребенком – это

     1. создание атмосферы безопасности и комфорта.

     2. Принятие ребенка

     3.Объективность и аутентичность позволяют специалисту, работающему с детьми, оставаться собой, взрослым человеком – психологом без подмены этой функции ролью родителя, воспитателя или друга ребенка.

     4.Эмпатия – одно из актуальных требований любого направления психокоррекции и психотерапии.

3 Виды психологической коррекции.

      В зависимости от форм организации психологической помощи с целью решения коррекционных задач можно выделить три ее вида: лекционно-просветительская, консультативно-рекомендательная и собственно коррекционная работа в форме индивидуальной и групповой коррекции.

       Лекционно-просветительская коррекция адресуется группе родителей, воспитателей, учителей и предполагает рассмотрение основных закономерностей и базовых факторов развития ребенка, возрастно-психологических особенностей конкретных стадий развития, типичных критических ситуаций, трудностей и проблем каждого возраста и формулирование общих рекомендаций по их преодолению. Не учитывающая в полной мере своеобразия конкретной социальной ситуации развития ребенка, такая форма работы может быть достаточно эффективна лишь для решения профилактических задач.

    Консультативно - рекомендательная деятельность строится на основе прицельной диагностики характера и причин, переживаемых ребенком трудностей в развитии, и предполагает разработку психологом системы рекомендаций, учет и выполнение которых родителями, воспитателями и учителями при активной роли самого ребенка будут способствовать как профилактике, так и преодолению негативных тенденций и трудностей в развитии.

  Наиболее трудоемкая- коррекционная работа осуществляется непосредственно психологом при активном содействии родителей, воспитателей, учителей с группой детей или индивидуально. Такая форма работы, хотя и требует значительных усилий, материальных и организационных затрат, применения специальных методов и методик, техник и процедур, является наиболее результативной и перспективной.

4

Принципы психологической коррекции

    Выбор целей и направленности коррекции, т.е. стратегия ее осуществления, определяется следующими основными принципами:

1 Принципом «нормативности» развития.

2 Принципом коррекции «сверху вниз» и «снизу вверх»

3 Принципом системности развития психической деятельности.

4 Деятельностным принципом.

Принцип «нормативности» развития требует учета основных закономерностей психического развития, знания последовательных стадий развития для формирования личности ребенка. Задавая эталон развития на том или ином возрастном этапе, дает прообраз будущего развития ребенка, определяет его «зону ближайшего развития».  «сверху вниз», конституированный положением о ведущей роли обучения для психического развития ребенка. Носит опережающий характер, ставя целью активное формирование того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с требованиями общества. «снизу вверх», в качестве основного содержания коррекционной работы рассматривают упражнение и тренировку уже имеющихся у ребенка психологических особенностей. Ставит своей целью упрочение того, что уже достигнуто ребенком.   Принцип системности развития психики обусловливает необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе. Обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонений в развитии ребенка. При определении первоочередных целей коррекции необходимо учитывать, как структуру отклонения или нарушения, так и их значение для дальнейшего развития.   Деятельностный принцип психокоррекции задает тактику коррекционной работы - выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели. Конкретизирует тот подход к пониманию природы, сущности и генезиса психического, который получил название деятельностного подхода и был развит и обоснован в трудах А.Н. Леонтьева, С. Я. Рубинштейна, П.Я. Гальперина. Означает использование в практике различных видов детской деятельности, как ведущей на данном этапе онтогенеза, так и других.  

5

Требования к коррекционно-развивающим программам

Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции:

· един­ство коррекции и развития,

· единство возрастного и индивидуального развития,

· единство диагностики и коррек­ции развития,

· деятельностный принцип осуществления коррекции,

· подход к каждому ребенку как к одаренному.

Коррекционно-развивающая программа разрабатыва­ется и осуществляется в совместной деятельности детско­го (школьного) психолога и педагога (воспитателя, учи­теля). Психолог на основе психологического обследова­ния детей (психодиагностики) или психологического ана­лиза какой-либо педагогической ситуации формулирует рекомендации. Эти рекомендации реализуются в работе с детьми педагогами и родителями при взаимодействии с психологом и при активной роли самого ребенка.

Коррекционная работа должна строиться (не как про­стая тренировка умений и навыков, не как отдельные уп­ражнения по совершенствованию психологической дея­тельности, а) как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его по­вседневных жизненных отношений. В дошкольном воз­расте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использова­на как для коррекции личности ребенка, так и для разви­тия его познавательных процессов, речи, общения, пове­дения. В школьном возрасте такой формой коррекции является особым образом организованная учебная дея­тельность, например, с помощью метода поэтапного фор­мирования умственных действий. И в дошкольном, и в младшем школьном возрасте эффективны такие коррекционно-развивающие программы, которые включают детей в разнообразную творческую деятельность – изоб­разительную, игровую, литературную, трудовую и пр.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опе­режающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться (не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а) к активно­му формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с за­конами и требованиями возрастного развития и станов­ления личностной индивидуальности.

 

3. Приведите пример внедрения инноваций в практику образования на основе опыта прохождения практики.

Инновация – нововведение, комплексный процесс создания распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей.
В среде общей нестабильности находится школьник.

soft skills (продуктивная деятельность) (мягкие и жёсткие навыки)
Вводить занятия, в которых развиваются навыки общения(мягкие навыки)
Техника "перевёрнутый класс"(разновидность смешанного обучения),

· Перевернутый класс (урок) — это модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит практическое закрепление материала”.

"использование скрайдинга"(так даёт материал, что тот делает зарисовки и делается видео.

Инновация (репродуктивная - воспроизведение) (техники индивидуализации) ученик субъект. В основе-диалог. Техники общего подхода. У ребённка взаимодействованы:
1 Тело
2 Эмоции
3 Мышление
Как используется это три единство? Даются задания, где участвуют тело, мышление, эмоции. Дети сами отвечают на поставленные вопросы.

Построение индивидуального образовательного маршрута. (каждый "студент" выбирает себе дисциплины).
Проведение дистанционного обучения (требуется высокий уровень самоконтроля).
Видеолекции вывешиваются (по 1 теме 5видео по 10-15мин), затем тестирование
Онлайн обучение к любым вузам мира. (высшая школа экономики, МГУ)
Хардскилсы. Знания конкретные (математические)


Новые системы оценивания: бально-рейтинговая система, портфолио


 

 

БИЛЕТ 31

1. Сенсорно-перцептивные процессы.

Ощущение: психологическое содержание, основные характеристики и классификации. Виды ощущений. Восприятие: психологическое содержание, основные характеристики и классификации. Восприятие пространства и движения. Свойства восприятия.

2. Психологические основы профориентации.

Теоретические основы профориентации. Основные задачи педагога-психолога в сфере профессиональной ориентации. Профориентационная работа в школе. Понятие о профессиональной деятельности. Типы и виды профессиональной деятельности. Классификации профессий. Профессиограмма. Психограмма.

3. На основе анализа ФГОС ДО предложите рекомендации по организации предметно-пространственной среды в условиях дошкольной образовательной организации или школы.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.