Историческая тематика в поэмах А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник». Образ Петра I . Функции любовных линий в поэмах. Взаимосвязь исторического и личного. Особенности стиля. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историческая тематика в поэмах А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник». Образ Петра I . Функции любовных линий в поэмах. Взаимосвязь исторического и личного. Особенности стиля.

2019-11-11 1510
Историческая тематика в поэмах А.С. Пушкина «Полтава», «Медный всадник». Образ Петра I . Функции любовных линий в поэмах. Взаимосвязь исторического и личного. Особенности стиля. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Поэма "Полтава" была написана в 1828 г. и впервые напечатана в 1829 г.

"В "Полтаве" рассказывается о знаменательных событиях петровской эпохи, сыгравших важную роль в истории России. Предпосылки этих событий восходят к более отдаленным временам.

 

Кратко:

В поэме "Полтава" отображен один из эпизодов долголетней войны, которую русский царь Петр I вел со шведским королем Карлом XII. В 1700 г. Дания, Россия и Польша одновременно начали войну против Швеции. Неожиданным налетом Карл XII разбил Данию и заставил ее заключить с ним мир. После этого он осенью 1700 г. под Нарвой совершенно разгромил плохо обученную русскую армию. Справившись с двумя противниками, Карл двинулся на Польшу. Несколько лет вел победоносную войну в Польше и Саксонии и затем двинулся из Польши снова на Россию. Он пошел на Смоленск, приблизительно тем же путем, которым столетие спустя шел на Москву Наполеон. Русские опустошали перед шведами местность, сжигали жилища и провиант, тревожили непрерывными стычками. Карл повернул на Украину, на соединение с тайным своим сообщником, гетманом Украины, Мазепой. Мазепа прикидывался приверженцем Петра I, а сам подготовлял отделение Украины от России и рассчитывал при этом на помощь шведов. 27 июня 1709 г. произошла под Полтавой решительная битва между русскими и шведами. За последние годы Петр успел реорганизовать армию по европейскому образцу, шведы же были истощены долгими лишениями и сильно деморализованы. Битва кончилась полной победою русских, большинство шведских военачальников попало в плен, Карл и Мазепа с незначительным отрядом успели бежать в Турцию, где Мазепа вскоре и умер.

 

Полноценно:

В первой половине XVII века Швеция - в ту пору самая могущественная держава на северо-востоке Европы - захватила восточное побережье Балтийского моря, искони принадлежавшее русскому народу. Таким образом, Россия лишилась выходов к морю, необходимых для ее нормального экономического и культурного развития. Петр I, учитывая насущные интересы русского государства, поставил своей задачей восстановить Россию в ее законных правах на Балтийское море. В 1700 году началась Великая Северная война между Россией и Швецией, обладавшей отлично обученной и хорошо вооруженной армией.

Во главе шведской армии стоял молодой король Карл - человек горячий и воинственный. Этот "любовник бранной славы" обладал незаурядным талантом военачальника, был завидно храбр и вскоре прослыл "непобедимым" полководцем. Об отваге и предприимчивости "шведского парадина" по всей Европе ходили преувеличенный рассказы. Отзвуки этих рассказов есть и в "Полтаве".

Северная война, продолжавшаяся свыше двадцати лет, послужила для русской армии трудной, но поучительной боевой школой. Сперва военные обстоятельства сложились неблагоприятно для русских. В сражении под Нарвой (20 ноября 1700 г.) русская армия потерпела жестокое поражение. Причины неуспеха были многообразны: и измена иностранных советников Петра, и неудачно выбранная позиция, и техническая отсталость русской армии. Наспех обученные и плохо вооруженные полки Петра сражались храбро, но не устояли перед отборными шведскими войсками. Другой на месте Петра после Нарвского поражения потерял бы голову, но Петр с присущей ему энергией и настойчивостью начал создавать новую армию.

Уже через год после Нарвского сражения обновленная русская армия нанесла шведам первое поражение. Вслед за этим русские очищают от Шведов Ладожское озеро и с успехом штурмуют шведские крепости в районе Невы и побережья Балтийского моря, - в том числе и печально памятную Нарву. В результате успешных действий русских войск в этот период Северной войны 16 мая 1703 года Петром была заложена близ устья Невы Петропавловская крепость, положившая основание Петербургу - новой столице России. Здесь Петр решил осуществить свой гениальный план - прорубить "окно в Европу".

Швеция не желала мириться с победоносным продвижением русских на Запад, угрожавшим безраздельному шведскому господству на Балтийском море. Карл XII решил отбросить Россию назад и навсегда заколотить окно, прорубленное Петром. В 1708 году Карл перешел в решительное наступление. Со своей армией он вторгся в Россию из Польши и пошел по Смоленской дороге прямо на Москву.

Ожесточенное сопротивление русской армии и всего народа вынудило Карла повернуть на юг, на Украину. Оттуда, собравшись с силами, он хотел предпринять новый поход на Москву. Кроме того на Украине Карла ждал тайный союзник - гетман Мазепа.

По договору с Москвой Украина сохранила свое внутреннее самоуправление. Она управлялась гетманом - выборным вождем из числа украинских дворян-помещиков. Обычно кандидат в гетманы намечался русским правительством. В то время, которое описано в поэме Пушкина, украинским гетманом был Иван Степанович Мазепа-Колединский. 

Когда во главе русского государства встал Петр I (в 1689 году), Мазепа постарался войти в доверие к молодому царю. Он участвовал в походах Петра к Азову (против турок), всячески убеждая его в своей преданности.

Один факт, о котором упоминает и Пушкин в "Полтаве", особенно должен был укрепить доверие Петра к Мазепе. В 1705 году польский король Станислав Лещинский тайным письмом предложил Мазепе заключить союз против Петра. Мазепа арестовал польского гонца, а письмо Станислава переслал Петру. Еще раньше Мазепа отверг такое же предложение крымского хана.

Такие поступки Мазепы, конечно, убеждали Петра в преданности гетмана. Многочисленные доносы на Мазепу царь оставлял без внимания. Больше того: он сурово наказывал доносчиков, якобы клевещущих на гетмана. Такая судьба постигла Кочубея, который хорошо знал тайны Мазепы и выдал их Петру, желая отомстить гетману за нанесенную им обиду. Донос Кочубея и Искры попал в руки петровских вельмож, безусловно веривших Мазепе. Они вызвали Кочубея и Искру к себе и допрашивали с пристрастием. Не выдержав пытки, Кочубей и Искра объявили свой донос ложным. Тогда их переслали к Мазепе, который снова их пытал и, наконец, казнил 15 июля 1708 года.

Между тем уже в 1705 году, когда Мазепа переслал Петру письмо Станислава, он замыслил изменить России. Он вступил в сношения с врагами Петра.

В 1708 году Мазепа должен был получить титул владетельного князя. Сам он мечтал об украинской короне. Мазепа ждал только удобного случая, чтобы поднять восстание против Петра. Таким удобным случаем представлялся ему поход Карла на Москву. В победе шведского короля он не сомневался.

Петр, всецело доверявший Мазепе, поручил ему защиту Украины от шведов. В 1708 году царь вызвал к себе гетмана по делам, связанным с обороной Украины, но лукавый старик объявил себя тяжело больным. Для отвода глаз он призвал к себе киевского митрополита, чтобы тот совершил над ним церковный обряд соборования (помазания елеем), к которому прибегали верующие, чувствуя приближение смерти. Но как только шведы повернули на Украину, Мазепа восстал с одра мнимой болезни и открыто перешел на сторону Карла.

25 октября 1708 года Мазепа со своими ближайшими соратниками (в их числе Орлик и Войнаровский, племянник Мазепы) переправился через реку Десну и присоединился к Карлу. Украинский народ не пошел за изменником. Мазепе удалось привести к Карлу всего полторы тысячи казаков. Позже к ним присоединилось еще около трех тысяч недовольных Петром запорожцев.

Весной 1709 года Карл XII со своими "синими дружинами" (шведские солдаты были одеты в мундиры синего цвета) осадил город Полтаву. Здесь он хотел дождаться подхода войск своих союзников - поляков, крымских татар и турок, чтобы возобновить наступление на Москву. Вскоре к Полтаве подошли и главные русские силы. К войскам прибыл Петр. Карл нетерпеливо искал сражения с русскими. Упоенный своими военным счастьем, он самонадеянно полагал, что победы русских - дело случая и что стоит только ему самому руководить решительным сражением, как повторится Нарва 1700 года.

Но русская армия, выращенная Петром, была уже не та, что в 1700 году. На рассвете 27 июня 1709 года " грянул бой, Полтавский бой ". План сражения был выработан Петром, он же взял на себя общее руководство сражением. Карл накануне сражения был ранен шальной пулей в ногу и вынужден был отказаться от непосредственного руководства войсками. Но чтобы воодушевить своих солдат, он приказал вынести себя на поле боя на носилках.

Пушкин в "Полтаве" очень точно описал ход битвы. Шведы несколько раз кидались в отчаянные атаки, но, не выдерживая жестокого огня русской артиллерии, откатывались назад. Одна колонна шведских войск попала под перекрестный огонь русских пушек и отступила в беспорядке, укрывшись в лесу. Другая колонна вынуждена была сдаться в плен. Стремительная контратака русских, которою руководил сам Петр, опрокинула шведов и обратила их в паническое бегство. Беглецов пустилась преследовать русская конница.

"Шведы, остановитесь!.." - напрасно кричал своим солдатам Карл. Сам он едва не попал в плен. Остатки "непобедимой" шведской армии сдались в плен на берегу Днепра, у деревни Переволочны. 

Карлу XII и Мазепе с небольшим отрядом удалось переправиться через Днепр и убежать в Бессарабию, принадлежавшую тогда Турции.

Значение Полтавской победы было исключительно велико. Она навсегда подорвала военное могущество Швеции, сильно укрепила международное влияние России и обеспечила успех всей преобразовательной деятельности Петра по обновлению русского государства.

Полтавская битва решила исход Великой Северной войны. Война продолжалась еще много лет, но успех всегда уже оставался на стороне русских. Война закончилась в 1721 году заключением Ништадтского мира, окончательно закрепившего позиции России на Балтийском море и во всей Европе.

После Полтавской битвы Карла XII и Мазепу постигла жалкая судьба. Бежав к туркам, они поселились в бессарабском городке Бендеры. Мазепа вскоре умер. Могила его затерялась.

Карл же не оставлял своих воинственных планов. Он старался склонить турок на войну с Россией. Сперва турки поддерживали Карла, но в 1711 году, после заключения мира между Россией и Турцией, ему было предложено убраться восвояси. Он отказался. У него оставался еще маленький войсковой отряд. С этим отрядом Карл решил сопротивляться туркам и укрепиться в Бендерах. Турки осадили город. Солдаты Карла сразу же сдались. Вокруг шведского короля осталась кучка личных слуг. С ними Карл продолжал бесполезное и отчаянное сопротивление. Наконец его осилили, и он бросил свою шпагу к ногам турецкого военачальника.

Только в 1715 году Карл вернулся в Швецию. Через три года он был убит в бою с норвежцами.

 

Соблюдая точность в освещении исторических событий и в обрисовке характеров исторических героев, Пушкин, вместе с тем, не считал себя связанным в мелочах и подробностях сюжета. Так, в рассказе о любовном увлечении Мазепы дочерью Кочубея он дополнил исторический факт поэтическим вымыслом. Дочь Кочубея (на самом деле ее звали не Марией, а Матреной) в 1704 году действительно убежала к Мазепе. Но Кочубей послал за ней погоню, и беглянка сразу же была возвращена в родительский дом. Весь эпизод с сумасшествием Марии, являющейся Мазепе после Полтавской битвы, вымышлен Пушкиным. На самом деле Матрена Кочубей после своего неудачного побега к Мазепе жила в монастыре, где и умерла. Также вымышлен и влюбленный в Марию казак, которого Кочубей посылает к Петру с доносом на Мазепу и который во время Полтавской битвы пытается зарубить Мазепу, но погибает от выстрела Войнаровского.

 

ОБРАЗ ПЕТРА В «ПОЛТАВЕ». Пушкина всегда очень привлекала личность Петра, его внутренняя политика и военные победы. Россия в годы правления этого царя активно развивалась благодаря реформам, которые он осуществил. Император был предан своей стране и верил в ее силы. Он тянулся к знаниям, учился, а также заставлял учиться других.

Читая «Полтаву», мы вначале можем подумать, что это традиционная романтическая поэма. Однако любовная история постепенно отходит на второй план, а представленный в тексте романтический герой вдруг оказывается настоящим подлецом. Романтический мотив и вовсе исчезает после сцены казни. Центром поэмы теперь является изображение Полтавской битвы. Постепенно место центральной фигуры занимает образ Петра 1.

 

Образ Петра неоднозначен. С одной стороны, из-за воли Петра происходит казнь Кочубея и Искры, с другой стороны – эпизод, где Петр возвращает родственников Кочубея и Искры и «с ними слезы проливает».

 

Пушкин представил образ гениального полководца. Петру I удалось заслужить любовь и уважение простых русских солдат своими поступками.

Примечательна внешность царя. Весь его облик, описанный перед решающей битвой со шведами, говорит о том, что Петр готов к решающему сражению. Пушкин отмечает, что глаза царя сияют, что " лик его ужасен ". Император настроен побеждать. Отсюда его грозный вид. Но в этом порыве Пушкин видит и прекрасные черты – смелость и доблесть, мужество и уверенность в победе, с которыми великий полководец готов ринуться в бой.

 

Далее он пишет, что движения Петра быстры, что сам он прекрасен, что он " как божия гроза ". Воодушевляя полк личным примером во время Полтавского сражения, царь сам активно участвует в нем.

 

В сцене пира по-новому раскрывается образ Петра 1. Мотив душевной щедрости, милости Петра появляется именно в описании пира, произошедшего после битвы. Пушкин пишет, что царь угощает в своем шатре как своих, так и чужих вождей, что он " славных пленников ласкает ". Петр I в образе воина – силен и опасен, а в образе пирующего за победу – щедр и прекрасен. После победы под Полтавой царь устраивает пир для своих солдат и друзей в знак благодарности за проявленную самоотверженность и героизм. Он не скупится на похвалу своих войнов, он снисходителен к пленным.

 

Пушкина привлекает в Петре его полководческий дар, его стремление укрепить границы родной страны и показать всем, прежде всего шведам, что Россия имеет большую военную мощь. В «Полтаве» Петр является олицетворением военного гения. Не только его личность была важна для Александра Сергеевича, но и его победы над врагом на благо Отечества.

Эпилог поэмы подтверждает значительность роли, которую сыграл Петр. Пушкин отмечает, что через 100 лет, прошедших после Полтавского сражения, ничего не осталось " от сильных, гордых сих мужей…". Однако история осталась, и это огромный памятник, посвященный Петру. Именно памятник, который царь воздвиг себе своей победой, - главное, что осталось после великого сражения. Поэтому российский император в эпилоге становится своего рода идеальным героем.

 

Образ Петра 1 вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – "как божия гроза", он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII "бледен, недвижим". Его несут в качалке верные слуги.

Карлу XII нравятся завоевания и он мечтает захватить все балтийское побережье для доказательства своего величия. Петр же видит эту войну просто как этап построения молодой державы, а Швецию – вынужденным соперником. На поле брани Петр не показывает трусости – он ведет свои войска в бой, рискуя не только своей жизнью, как солдата, но и как самодержца, чем вдохновляет своих солдат на новые ратные подвиги. Нельзя сказать, что это глупость. Петр – разумный стратег, который оценивает все «за» и «против» прежде, чем решиться на такой поступок.

 

Описывая Петра, Пушкин пишет – "глаза сияют", то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр "поле пожирал очами". Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, "лик ужасен". То есть для врага он грозен, а для своих войск "прекрасен" - именно таков образ Петра 1.

 

Любовная линия

Пушкинская поэма с самого начала вводит читателя в судьбу частных лиц: Кочубея, Марии, Мазепы. В первых же стихах поэмы завязывается любовный сюжет, развитие которого долгое время занимает первый план. До конца поэмы прослеживает Пушкин развитие этой сюжетной линии.

Место любовной интриги в «Полтаве» настолько значительно, что приходится констатировать: в отношении темы и сюжета пушкинская поэма не удовлетворяет строгим требованиям классической эпопеи, где любовные истории допускались только как побочные эпизоды.

Частные отношения, с изображения которых начинается «Полтава», в своем дальнейшем развитии влекли автора к историческим, политическим событиям. Новеллистический сюжет неизбежно вырастал в исторический.

Любовные истории, являющиеся преобладающим событийным стержнем, «помещены» в пространственно-временные рамки, которые не локальны, крупны и общезначимы, включают этнографические, легендарные, исторические элементы. В «Полтаве» политическая, историческая интрига Мазепа - Карл — Петр прямо противопоставлена любовной коллизии Мазепа — Мария: «Любовник гетману уступит». Любовная и семейная драма Марии помещена в события громадного исторического масштаба.

Изображение огромного исторического события совмещается в «Полтаве» с трагедией личности, с романтическим сюжетом о драматической любви Марии к Мазепе.

Образ Марии Кочубей, ее трагическая судьба, гибель ее отца - все давало Пушкину возможность создать типично романтическую поэму. Любовь Марии Пушкин тщательно обосновывает психологически, в необычной страсти дочери Кочубея поэт видит сложное проявление человеческой натуры, жизни.

Отнюдь не романтический злодей и сам Мазепа. Пушкин стремится правдиво развить характер Мазепы как хитрого и коварного интригана-изменника, одержимого не столько старческой страстью к Марии, сколько жаждой власти и честолюбием.

Романическая линия подчинена в «Полтаве» исторической. Пушкин, последовательно дискредитируя Мазепу, показывает его бесчестность и в государственно-политических, и в личных, интимно-бытовых отношениях. Для этого в поэму вводится Мария.

 

Проследим логику сюжета. Мазепа сватается к дочери Кочубея, но получает от родителей невесты отказ. Тогда он тайно увозит Марию. Оскорбленный Кочубей доносит Петру о политических замыслах Мазепы. Так в орбиту действия вовлекается русский царь, а вместе с тем выступает и вторая сюжетная линия: политическая борьба Мазепы. Петр не верит доносу и выдает доносчиков Мазепе. Интересы любовника оказываются в противоречии с интересами гетмана. Мазепа решает, что «любовник гетману уступит», и обрекает Кочубея на казнь. Это событие входит одновременно в обе сюжетных линии: Мазепа устраняет своего политического врага, но тем самым вырывает пропасть между собой и любимой женщиной. Новеллистическая сюжетная линия развязывается исчезновением Марии после казни отца, с эпилогом — встречей бегущего гетмана с помешанной любовницей. Историческая линия сюжета имеет свое продолжение, несмотря на то осложнение ее, которое было вызвано вторжением в нее событий личной жизни – Мазепа открыто переходит на сторону Карла и выступает против Петра. Историческая линия сюжета приводит к кульминации — Полтавской битве, где решается исход политической борьбы. Бегством Мазепы и его союзника сюжет развязывается.

Победа под Полтавой была критическим, решающим моментом в истории всего петровского времени. От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем недопустимее и преступнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистичными целями измена Мазепы. Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и он одинок: украинские народные массы его не поддержали, за ним пошла только небольшая кучка его приверженцев.

 

Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узколичных страстей - мира Мазепы, поэт выводит нас на просторы большого национально-исторического и народного подвига.

 

Особенности стиля «Полтавы»

Много характеризующих эпитетов в адрес персонажей. Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) приобретает двойное звучание, так как авторская оценка, авторские эмоции занимают в нем значительное место. Эпический повествователь время от времени превращается в доверительного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей.

В портрете Марии характеристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отчаянный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в ее судьбе.

Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью. Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внутреннего состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести притворной / К царю возносит глас покорный»; в разговоре с Марией он «мрачен, ум его смущен жестокими мечтами», «с невниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притворно, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойственную лирическому роду.

Лиризмом проникнуто описание состояния Кочубея («печальный», «с сокрушением сердечным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодушный, / Как агнец, жребию послушный»).

 

Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в зависимости от отношения к тому или иному персонажу или событию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ Мазепы в поэме отличает «разработанность, психологическая насыщенность». Он противопоставлен Петру. В эпическом плане бывшие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях.

И Мазепа, и Петр пируют в «Полтаве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отличающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, характерно и для создания образа Петра. В создании же конкретно-исторического образа петровской победы использованы эпические детали и подробности.

 

«Медный всадник»

Поэма «Медный всадник» была создана А. С. Пушкиным в 1833 г и опубликована была только после его смерти. Это последнее произведение, которое было написано великим русским поэтом в Болдино. Она написана в стихотворной форме, и два основных героя произведения – это Евгений и памятник императору. В поэме пересекаются две темы - императора Петра и простого, «ничтожного» человека. Поэма считается одним из самых совершенных произведений великого русского поэта.

 

Историческая тема.

Поэма «Медный всадник» поднимает проблемы взаимоотношений государства, власти и личности, несовместимости подчас их интересов. Но «Медный всадник» - поэма не только социально-философская, но и историческая. Ведь особое место в ней занимают размышления поэта о судьбах России, о ее историческом развитии. Центральной здесь в этой связи становится фигура Петра Великого.

Поэма написана четырехстопным ямбом. В этом коротком произведении (содержит менее 500 стихов) поэт объединил историю и современность, частную жизнь «маленького человека» с историей страны. «Медный всадник» стал одним из бессмертных памятников Петербургу и периоду правления Петра.

 

Тема «Медного всадника» - это конфликт человека и государственной системы. Центральное событие произведения – наводнение. Рассказ о нем и формирует первый план поэмы – исторический. Наводнение является одним из главных сюжетов всей поэмы. Также оно является и источником конфликта между личностью и страной. Основная мысль произведения заключается в том, что обычный человек может обезуметь от горя, тревоги и беспокойства.

 

Образ Петра

В конце XVIII-начале XIX века стали складываться две большие категории мифов, противоположных друг другу по своему содержанию. В одних император Петр представал как «отец Отечества», некое божество, которое сумело организовать разумный космос и «любезную страну». Другому направлению свойственно представлять Петра как «живого антихриста», а Петербург – «городом нерусским». Первая категория мифов характеризировала основание города как начало «золотой эпохи» для России; вторая предрекала скорое разрушение государства.

 

Александр Сергеевич в поэме «Медный всадник» смог создать синтетический образ Петербурга и императора. В его произведении те образы, которые исключают друг друга по своему смыслу, дополняют друг друга. Поэма начинается описанием поэтического мифа об основании города, а миф о разрушении отражен в первой и второй части произведения, где описывается наводнение.

 

Своеобразие поэмы отражается в одновременном взаимодействии трех планов. Это легендарно-мифологический, исторический, а также условно-литературный. Император Петр предстает на легендарно-мифологическом плане, ведь он не является историческим персонажем. Он является безымянным героем легенды, строителем и основателем нового города, исполнителем высшей воли.

 

В поэме Петр не появляется в роли исторического персонажа (он предстает в облике "кумира" – статуи). Также ничего не рассказывается и о времени его правления. Петровская эпоха для самого поэта является временем, которое не закончилось вместе со смертью великого правителя. При этом А. С. Пушкин обращается не к началу этого великого периода в истории российского государства, а к его итогам. Одной из исторических точек, с высоты которой поэт взглянул на императора, стало наводнение 7 ноября 1824 года, «ужасная пора», которая надолго осталась в памяти.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн.

Перед нами предстает Петр. Это колоссальная фигура, чью «нездешнесть» поэт передает курсивом: он «дум великих полн», мыслит об укрощении стихии, о том, как он возведет из «топи блат» город откуда «грозить мы будем шведу», в который «все флаги в гости будут к нам». Размышляя об этих великих свершениях, великий государь не замечает ни «бедного челна», ни «приюта убогого чухонца». Этого человека не волнует жизнь ничем не примечательных людей, ведь перед его взором открывается картина будущего величия Северной столицы. Но разве можно творить великое, забывая о людях, тех, для кого все делается? Разве можно при этом оставаться человеком?

 

В прологе к поэме Петр еще жив, но он уже как будто стал тем медным всадником, образ которого будет преследовать «бедного Евгения». Он забронзовел, перестал принадлежать миру людей. Но Пушкин во всей поэме и не называет его по имени! Он в начале и медный всадник - потом. Да действительно ли это Петр?

 

Мы узнаем его почти сразу. Человек, основавший Петербург, кому был поставлен памятник, - это, несомненно, Петр, но Пушкин думал по-другому. У Пушкина было свое глубоко личное отношение к Петру. Настоящий император действует в «Арапе Петра Великого» и «Полтаве»: это человек, полный жизни, способный на милосердие, на ошибки; относящийся с юмором к самому себе. Медный всадник на милосердие неспособен.

 

Город был заложен «назло надменному соседу», уничтожив то, что было дорого «финскому рыболову, печальному пасынку природы», а назло нельзя делать что-то хорошее. Кстати, исторический Петр заложил Петербург как торговую столицу, то есть для целей вполне позитивных.

 

«Назло» довлеет над Петербургом Медного всадника. «Строитель чудотворный» не включает в свои великие замыслы жизнь простых людей. Петербург был построен на костях. Насилие, которое совершил медный всадник, теперь, во времена Евгения, возвращается в виде буйства стихии, мстя не своему обидчику, а его потомкам - невинным жителям города.

 

В «Медном всаднике» Пушкина читатель обнаруживает немало смысловых и композиционных параллелей, проведенных поэтом. Они основаны на тех соотношениях, которые установились между вымышленным персонажем произведения, стихией наводнения, городом и памятником – «кумиром». К примеру, поэт приводит в параллель к «думам великим» императора размышления «маленького человека», Евгения. Легендарный император думал о том, как будет заложен город, достигнуто исполнение интересов государства. Евгений же размышляет о маленьких делах простого человека. Мечты императора сбываются; мечты «маленького человека» рухнули вместе с природной катастрофой.

 

В начале второй части поэмы автор дает такое сравнение разбушевавшейся стихии:


Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит; вопли, скрежет,

Насилье, брань, тревога, вой!..


 

В «Медном всаднике» стихия природы сливается с бунтом народа, но это пока протест только одного его представителя - маленького человека Евгения. Этот бунт подавлен, но образ его, как и образ стихии, проходящий через всю поэму, остается предостережением для сильных мира сего, для правителей всех времен и народов. Разрушения в городе огромны, велико число жертв.

 

Таким же образом, перешагнув через огромное число человеческих жизней, Петр I изменил естественный ход исторического развития России: из отсталой полуазиатской страны он сделал европейскую великую державу, он:

... над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы...

Над этой бездной наша страна и по сей день, хотя то, что предвидел Пушкин, уже сбылось: «бессмысленный и беспощадный бунт» уже потряс Россию в 1917 г. Пушкину одинаково ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит не только в поэме «Медный всадник», но во всей своей гражданской лирике.

 

Любовная линия

Судьба человеческая, стихийно вовлеченная в пучину исторических катаклизмов, обречена на испытания и страдания, страдания искупают «грех» эгоистических страстей. Трагический символический финал «Медного Всадника» предварен. Нравственно-философский смысл «Медного Всадника» включает идею «трагической катастрофичности» несовпадения «развития государственного могущества» и отдельной судьбы человека, «оказавшегося невинной жертвой».

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.