Южные поэмы А.С. Пушкина: черты романтизма. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Южные поэмы А.С. Пушкина: черты романтизма.

2019-11-11 4869
Южные поэмы А.С. Пушкина: черты романтизма. 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Романтизм – литературное направление, сформировавшееся в начале XIX века. Основополагающим для романтизма стал принцип двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала, окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразилась в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазии, экзотических стран.

Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в тоже время бунтарство и мятежность духа.

 

Ведущим романтиком XIX века был А. С. Пушкин, сосланный в 20-е годы за вольнолюбивые стихи на юг, что ещё больше всколыхнуло романтическую натуру поэта.

Южными принято называть произведения, написанные Пушкиным во время его пребывания в Южной ссылке. На Кавказе, в Крыму и в Молдавии поэт столкнулся с иной культурой, бытом, и конечно легендами, которые взволновали страстную душу Пушкина. Он не мог пройти мимо столь изумительных сюжетов. Все поэмы написаны в романтическом духе. Они, прежде всего, рассказывают о сильной и страстной любви.

 

В лирических стихотворениях Пушкина-романтика, изображающих жизнь разных народов, нет соответствующих пейзажей или же они не имеют почти ничего национально характерного. Дать описание жизни разных народов на фоне соответствующих национальных пейзажей Пушкину удалось лишь в «южных» поэмах.

 

«Южные поэмы» - это не цикл, а отдельные произведения Пушкина, написанные в одно и тоже время, во время южной ссылки, объединённых романтическим героем. Здесь были написаны «Кавказский пленник», «Гаврилиада», «Братья-разбойники», большое число стихотворений, ряд статей, начаты «Бахчисарайский фонтан» и «Евгений Онегин».

 

Поэмы:

1) «Кавказский пленник» (1820),

2) «Бахчисарайский фонтан», (1823)

3) «Цыганы», (1824, начата на юге, закончена в Михайловском)

4) «Братья-разбойники».

 

Пушкин, прожив почти три года в Бессарабии, среди незнакомого ему народа, изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь.

Большой круг произведений, написанных на Юге, не представлял собой разнорозненных текстов, а отличался единством. Связующим стержнем служил образ автора. Образ этот, возникая из произведений поэта, сложно переплетался с фактами его жизни, стилизованной в романтическом духе и, с одной стороны, делаясь достоянием читателей, влиял на то, как они воспринимали новые пушкинские тексты, а с другой – оказывал обратное воздействие на поведение самого автора.

 

В августе 1820г Пушкин принимается за работу над поэмой «Кавказский пленник». В нём А. С. Пушкин хотел изобразить характерные черты молодёжи XIX века, особенности её духовного облика и психического склада. Непосредственным «образцом» для «Кавказского пленника» послужила первая из поэм Байрона – «Паломничество Чайльд Гарольда». Основное, что наследует Пленник от образа Чайльд Гарольда, - это разочарованность и изгнанничество.

Пушкин назвал поэму «Кавказскийпленник» повестью. Но с таким жанровым определением трудно согласиться. Это поэма. А точнее – песнь, посвященная Кавказу и людям, живущим в этом изумительном горном крае. Если взять во внимание, что композиционно произведение состоит из одной сюжетной линии и построено на отношениях русского пленника и молодой девушки-черкешенки, то можно причислить это произведение к стихотворной повести.

 

Сюжет произведения необычайно прост. Юная черкешенка влюбилась в русского пленника, который был прикован цепью, и стала приходить к нему по ночам. Она приносила ему еду, пела песни, разговаривала с ним. Но в один прекрасный день он признался, что безнадежно любит другую и не хочет обманывать ее чувств.

Через некоторое время, когда все мужчины аула уехали, чтобы совершить набег на казачье селение за Кубанью, черкешенка пришла к пленнику и предложила ему бежать. Она принесла пилу, чтобы распилить ею тяжелую стальную цепь и кинжал. Цепь была перепилена, и казак из благодарности предложил ей бежать вместе с ним. Но девушка отказалась. Он бросился в реку, чтобы вплавь перебраться на другой берег. По всплеску воды и кругам на поверхности он понял, что девушка утопилась.

 

Сюжет «Бахчисарайского фонтана» был навеян посещением Пушкиным Бахчисарайского дворца. Здесь он услышал удивительную легенду о грузинке Зареме и полячке Марии.

«Бахчисарайский фонтан» отличается от остальных южных поэм. Внимание поэта переключено в ней с характера современного разочарованного героя (его здесь нет вовсе) на первобытно-патриархальный мир («естественную среду»), контрастный европейскому цивилизованному обществу. Читателей и современников особенно поразили «роскошные, сладостные» картины южной (крымской) природы, описания ханского дворца и гаремных нравов. В предисловии Вяземского к первому изданию поэмы отмечалась: «Цвет местности сохранён в повествовании с всею возможною свежестью и яркостью. Весь отпечаток восточный в картинах, в самых чувствах, в слоге».

Закономерно, что трагедия любви – ревности – мести завершается в поэме катастрофически. Демонической силе страстей, столь ярко воплощённой в характере Заремы, противостоит ангельская чистота, кротость и невинность «Марии нежной» - человека иной, европейско-христианской культуры. Причём в отличие от «Кавказского пленника» симпатии Пушкина явно на стороне культуры европейской.

И хотя отношения природы и цивилизации в «Бахчисарайском фонтане» перевёрнуты, идеал поэта всё тот же: сближение «естественности» и «просвещения», взаимодействие несхожих культур как предпосылка духовно-нравственного совершенствования личности. Недаром любовь к Марии пробуждает в душе дикого восточного деспота хана Гирея высокие человеческие чувства и даёт почувствовать ему вкус разочарования. О возможности усмирить страсти и вновь обрести способность свежо, поэтически воспринимать мир свидетельствует лирический эпилог поэмы, где господствует чувство гармонии и душевной полноты. В дальнейшем, однако, Пушкин вернётся к образу современного разочарованного героя.

 

Пушкин задумывал создать независимый от автора характер, но этот замысел вступил в противоречие с формой байронической поэмы, предполагавшей единство героя и автора. Поэма «Цыганы» явилась завершением спора с Байроном. Не выходя за рамки романтизма, но превращая его в «романтизм критический», Пушкин показывает в этой поэме, что мечты Байрона о возврате человека в «естественное состояние», по существу, является игрой «на понижение».

Замысел поэмы «Цыганы» родился во время пребывания Пушкина в Молдавии, где он общался с таборными цыганами, был их гостем. Поэма написана красочным языком, дающим яркое представление о быте кочующего народа.

Однажды цыганка Земфира привела в табор молодого человека, который решил бежать от цивилизации и городской жизни. Что его толкнуло на это бегство, он не рассказывает. Два года он прожил в таборе, став мужем Земфиры. За эти годы юная цыганка повзрослела и… по-настоящему влюбилась в молодого цыгана. Заподозрив неладное, Алеко – так звали пришельца – стал следить за своей женой и однажды застал ее на старом кладбище с молодым любовником. Он сначала зарезал любовника, а потом ударил ножом девушку. Цыгане похоронили влюбленных и изгнали Алеко из табора.

 

Поэма «Братья-разбойники» была уничтожена Пушкиным. До читателя дошла только одна глава – рассказ одного из братьев о своей жизни. Рано осиротевшие юноши были вынуждены добывать себе хлеб насущный и занимались разбоем. Но недолго братья разбойничали на большой дороге, обирая всякого проходящего – будь то поп, или купец. Их поймали и посадили в острог. Младший брат начал болеть, бредить, его мучила совесть за убитого старика. Но молодой организм победил болезнь, и брат выздоровел.

Однажды братья в цепях собирали подаяние для острога на городских улицах. И они решили бежать. Несмотря на цепи, они бросились в реку и, усердно работая ногами, поплыли. Им удалось оторваться от погони, они переплыли на другой берег и скрылись в лесу. Но, возможно, от пребывания в холодной воде к брату вернулась болезнь, и вскоре он умер. Старший выкопал могилу и похоронил его. А сам прибился к лесным разбойникам.

 

Что объединяет эти поэмы? В юные годы Пушкин и его товарищи по лицею увлекались творчеством английского писателя Джорджа Байрона, а книга «Паломничество Чальд-Гарольда» стала для них настольной. Молодые поэты того времени подражали Байрону. Не избежал этого подражания и Пушкин.

 

Образ поэта-беглеца после «Путешествия Чайльд-Гарольда» Байрона сделался одной из ведущих тем европейского романтизма. Он был удобен, поскольку вписывался в антитезу «неволи душных городов», замкнутого мира рабства и цивилизации и вольного простора диких степей, безграничной «пустыни мира», по которой странствует романтический герой. Трактовка его как изгнанника и узника влекла за собой прикрепление к определённому месту заточения, превращения из «героя движения» в «героя неподвижности», что противоречило поэтике романтизма. Не случайно, если тема тюрьмы входит в биографию романтического героя, то всегда в связи с мотивом побега или жаждой его.

 

 

Как уже было сказано, все поэмы – о сильной и страстной любви. Но любви нет места в неволе. Все поэмы объединяет вольнолюбие и стремление главных героев к свободе. К свободе стремится кавказский пленник из черкесского аула, свободу и родной дом оплакивает полячка Мария в ханском гареме. Также свободной от семейных уз хочет быть цыганка Земфира. Цыганский табор являет собой воплощение свободы. Старик сказал Алеко, прогоняя его из табора:


Оставь нас, гордый человек!

Мы дики; нет у нас законов,

Мы не терзаем, не казним —

Не нужно крови нам и стонов —

Но жить с убийцей не хотим…


 

В четвертой поэме нет темы любви к противоположному полу, но есть любовь к ближнему своему. Памятуя о бреде брата, старший не поднимал нож на людей преклонного возраста. В поэме также присутствует тема свободы.

 

Идея свободы присутствует не только в южных поэмах. Она стала основной канвой творчества Пушкина, как самый главный критерий оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

 

Именно под влиянием Пушкина и преимущественно в жанре поэм были выработаны главные романтические ценности, сложился ведущий тип конфликта. Вместе с тем обозначились и оригинальные черты романтизма, отличающие его, например, от романтизма восточных поэм Байрона: подрыв “единодержавия” главного героя, экстенсивность описаний, заземленность и конкретизация мотивов отчуждения.

 

Поэмы «Кавказский пленник» и «Цыганы» были созданы под влиянием южной ссылки, они написаны в одном жанре с использованием образов экзотической природы. Главным героем обоих произведений является гордая, сильная личность. Своеобразна композиция поэмы «Цыганы», конец которой гармонирует с началом.

 

1. Начало: «Цыганы шумною толпой по Бессарабии кочуют»

Конец: «Сказал – и шумною толпой подняли ветер кочевой»

 

2. Начало: «За курганом его в пустыне я нашла»

Конец: «Чуть по росе примятый след ведёт за дальние курганы».

 

Очень явно видна в произведении антитеза – фигура старого цыгана и Алеко; реакция на измену старого цыгана и Алеко. В поэме «Кавказский пленник» также видна антитеза: любящая девушка и не сумевший полюбить пленник.

 

Как в романтических произведениях, в поэмах много общего. Одна из характерных черт романтических героев – их «безымянность». Кавказскому пленнику автор не даёт ни портрета, ни имени, о братьях-разбойниках мы тоже ничего толком не знаем, образ Алеко опять размыт, известно лишь его имя. И это удивительно - все романтические герои похожи друг на друга. Они молоды, красивы и несчастны.

 

Русский человек в поэмах Пушкина попадает в мучительный плен - плен души. Он пытается найти свободу, пытается убежать от своей прошлой жизни. И теперь, когда счастье казалось таким близким, ему снова приходится бежать. Но куда? Обратно, в тот мир, где он "обнял грозное страданье".

 

" Призрак свободы " так и остался призраком. Он вечно будет преследовать романтического героя. Но существует ли свобода вообще? Наверное, для каждого человека существует её особый идеал. Причины несвободы героя в его душе, в этом его противоречивость.

 

В поисках свободы находятся и герои поэмы «Бахчисарайский фонтан». Мария страдает вдали от родины в гареме хана. Зарема и Гирей оказываются несвободными от своей страсти. Для них свойственно двоемирие: героини вспоминают о своей прошлой жизни. Гирей оказывается в несвойственном ему мире и несвободен от любви.

 

Братья-разбойники также стремятся к свободе. Для них это способ показать свою состоятельность, но способ ужасный: за это заплачено ценой крови. Один из братьев, понимая это, раскаивается. Он осознает, какая цена свободы может быть, если вовремя не остановиться.

 

Теме внутренней несвободы человека посвящена в большей степени поэма «Цыганы». Алеко приходит в табор, чтобы познать истинную свободу, наслаждение. Ради нее он бросил все, что раньше его окружало. Стал ли он счастлив и свободен? Казалось бы, Алеко любит, но с этим чувством к нему приходят лишь несчастье и презрение. Алеко, который так жаждал свободы, не смог признать ее в другом человеке.

В этой поэме проявилась еще одна из характерных черт мировоззрения романтического героя - эгоизм и совершеннейшая несовместимость с окружающим миром. Алеко был одинок в том мире, откуда он бежал, но в другом, столь желанном, он снова оказался один. Личность Алеко, с безмерностью своих притязаний, получает колоссальной силы отпор. При этом Пушкин ни на минуту не поступается ни поэзией порыва, ни идеалом свободы, ни идеей ухода. Наоборот, может быть, никогда еще они не звучали так сильно у Пушкина. Поэт - и это неоднократно отмечалось - передал Алеко так много своего, личного, кровного, начиная от имени.

Старый цыган хотел рассказать о том, что такое свобода, но Алеко не услышал этого. Только и говорящий о свободе, только её, по его словам, и жаждущий, Алеко, выслушав рассказ, думает не о свободе, а о славе. И тем высказывает своё - быть может, неосознанное - истинное стремление: не свободолюбие, а себялюбие, - это подтверждается потом убийством Земфиры. Нехитрая история становится зеркалом души героя: реакция его на рассказ, выраженная в слове, отзывается затем в поступке.

В южных поэмах далеко немаловажную роль играет тема любви. К этой теме Пушкин обращался неоднократно в своих произведениях и создал свой определенный стиль, образ этого чувства. После него многие поэты брали за идеал его понимание любви.

В «Кавказском пленнике» темы любви и свободы тесно переплетаются. В Пленнике мы ощущаем его противоречивость: в любви, в понимании свободы. Свой идеал свободы он не определил. В любви - тоже: любит то одну, то другую. В этой поэме мы можем сравнить двух совершенно разных влюблённых людей: Черкешенку и Пленника. Черкешенка во имя любви может спасти и спасает другого человека, Пленника, а он - нет.

Сравниваются две цивилизации: Черкешенки и Пленника. Пушкин показывает, что цивилизация меняет человека не в лучшую сторону. Пленник показан молодым человеком с "дряхлостью" души (Белинский). Находясь в постоянных размышлениях о свободе, о смысле жизни, он забывает настоящие чувства или не хочет вновь их испытать.

В «Бахчисарайском фонтане» опять причиною всему является любовь. Именно любовь заставляет Гирея смягчить для Марии "гарема строгие законы". По мнению Белинского, с помощью любви происходит перерождение дикой, суровой души Гирея. Он оказывается в несвойственном ему мире (идея двоемирия). Гирей помнит Марию всю свою жизнь.

Алеко же попадает в желанный для него мир. Но счастлив ли он? Казалось бы, Алеко любит. Но это чувство приносит ему только страдания. Ведь он - эгоист и потому не может быть счастлив ни в любви, ни в свободе.

Через все эти произведения можно пронаблюдать линию постепенного перехода Пушкина от романтизма к реализму. «Цыганы» - завершающий этап отторжения Пушкина от романтизма. Он делает вывод: " счастья нет и между вами, // Природы бедные сыны! ". Это последняя романтическая поэма Пушкина.

Достойны восхищения такие характерные для поэмы лучшие черты романтизма, как стремление к безграничной свободе, благородство истинных героев, жажда совершенства. Однако в целом романтизм, по-моему, наивен: попытки упростить жизнь, уйти от действительности в вымышленный мир несостоятельны. Все мы живём в реальном мире, страшном и прекрасном одновременно. С преодолением романтических иллюзий творчество А. С. Пушкина, сохраняя лучшие черты романтизма, становится глубже, содержательнее, богаче, полнее отражая всё многообразие жизни.

Романтический герой Пушкина вышел в своей художественной глубине далеко за рамки байронизма и открыл целую галерею образов русских скитальцев, описанных Лермонтовым, Тургеневым, Достоевским, Толстым.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.