История экспериментального изучения памяти — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История экспериментального изучения памяти

2019-10-30 785
История экспериментального изучения памяти 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Начало применения экспериментальных методов для исследования процессов памяти относится к концу XIX в. Основоположникомэкспериментального изучения памяти является немецкий психолог Г. Эббингауз, который в 1885 г. опубликовал первое экспериментальное исследование памяти (Über das Gedächtnis). Ему принадлежит разработка ряда методов (точнее, методик) количественного учета процессов заучивания и сохранения.

Основная задача изучения памяти было её измерение памяти. Иначе, выражение в количественных величинах ее объема, процессов заучивания, процессов забывания. Таким путем ученые хотели приблизиться к изучению механизмов, лежащих в основе запоминания материала, фиксации и воспроизведения следов.

Психологам тогда уже было понятно, что процесс запоминания существенно зависит от мышления человека, смысловой организации материала. Основной задачей стала разработка приемов, позволяющих изучить память в возможно “чистом” виде, устранив влияние всяких дополнительных факторов (смысловая организация материала, включение ассоциаций и т.п.).

Предлагая для запоминания этот материал, классики психологии ставили перед собой следующие конкретные задачи:

1. выяснить объем доступного для запоминания материала;

2. описать те законы, которые влияют на то, что отдельные элементы, включенные в ряд, воспроизводятся с различной частотой, и объяснить, почему одни элементы запоминаются легче и прочнее, а другие — труднее;

3. установить, запоминается ли различный материал (зрительный, слуховой, двигательный) с одинаковой или разной степенью легкости;

4.  выяснить основные законы постепенного заучивания материала и, в частности, установить, как влияет на процесс заучивания объем запоминаемого материала, частота повторения и т.д.;

5. установить основные законы, по которым происходит забывание материала, и описать характерные черты постепенного угасания запечатленных следов.

Г. Эббингауз предложил специальные приемы, сделав предметом своего исследования запоминание изолированных (не связанных между собой) слов, цифр или бессмысленных слогов.

Исследование процессов запоминания в наиболее простых (“чистых”) формах требует того, чтобы оно протекало по возможности без всяких вспомогательных средств, без организации материала в сложные смысловые системы. Поэтому первые опыты, посвященные изучению памяти, были направлены на измерение возможно более простой, механической памяти.

Г. Эббингауз подобрал материал по трудности однородный для всех испытуемых и минимально связан с их прежним опытом, почти не вызывал никаких ассоциаций. В качестве такого материала исследователь выбрал бессмысленные слоги из трех букв.

 

Техника составления слогов была следующей: из двух ящичков, в один из которых помещались все гласные, в другой — все согласные буквы, вынимались наудачу одна гласная и две согласные буквы. Согласные буквы приставлялись по одной с той и другой стороны гласной. Полученные таким образом слоги считались подходящими, если они не имели никакого смысла, например: пяг, моб, таф и т.п. В своих экспериментах Эббингауз пользовался рядами таких слогов разной длины, т.е. содержащих различное количество бессмысленных слогов.

Бессмысленные слоги могли служить, по мнению Г. Эббингауза, единицами измерения процессов механической памяти. Два ряда, состоящие из одинакового количества бессмысленных слогов, можно было считать тождественными с точки зрения трудности запоминания; постепенное же увеличение числа слогов в предъявляемых рядах позволило усложнить процесс усвоения экспериментального материала и тем самым изучить основные закономерности механической памяти (заучивания, сохранения и забывания, воспроизведения и узнавания).

 Этого не прослеживалось на осмысленном материале, например, на строчках стихотворений или фразах с одинаковым или постепенно увеличивающимся количеством слов. Подобный материал мог бы вызвать различные ассоциации, быть более или менее знакомым для испытуемого и оказался бы в силу этого различным с точки зрения трудности заучивания.

В начале XX в. К. Рупп в Германии, а затем и В. Экзеплярский в России составили специальные книжки, содержащие все слоги, которые могут употребляться для  экспериментального исследования памяти. Такие специальные требования к подбору экспериментального материала на первом этапе изучения закономерностей памяти были
вполне оправданы.

Г. Мюнстерберг в качестве однородного, бессмысленного материала для экспериментального исследования механической памяти предложил цифры. Располагая их в случайном порядке в ряды различной длины, он выбрасывал такие сочетания цифр, которые были связаны с широко известными хронологическими датами, например: 1812,
1848, 1917 гг. и т.д.

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.